Оглавление:
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
- Особенности средневековой философии
- Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук
- Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения
- Мифология и философия. Специфика философского знания
- Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе
- Античная атомистическая философия
- Философское учение Аристотеля
- Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии
- Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума
- Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения
Введение
Платон родился в Афинах в 428 году до н.э. В молодости он получил обширное образование, которое соответствовало представлениям классической древности о современном, идеальном человеке. Он получал наставления от лучших учителей. Его настоящее имя было Аристокл. Платон — псевдоним, означающий «широкоплечий», который ему дал в юности за крепкое телосложение учитель из Аргоса. Известно также, что он был художником, а также сочинял песни и трагедии.
Интеллектуальная атмосфера ранней юности Платона была пронизана не только антидемократическими, но и антитираническими тенденциями. Платон презирал аристократические тюрьмы, смертную казнь и изгнание.
В возрасте 20 лет Платон встретил Сократа и оставался с ним до смерти своего учителя — около 8 лет. Под влиянием Сократа он предположил, что выход из потрясений своего времени возможен только в том случае, если вместо борьбы интересов на первый план выйдет нравственное воспитание общества.
В возрасте сорока лет Платон вернулся в Афины и открыл философскую школу, Академию, названную в честь героя Академа. Эта знаменитая Платоновская академия просуществовала в Афинах до конца античности, почти 1000 лет. Руководство этой школой стало самым дорогим делом в жизни Платона. Академия заменила Платону семью, которой у него не было, а также общественную деятельность, от которой он отказался. Образование Платона было основано на методе математики. С 367 года до н.э. его ученик Платон становится Аристотелем. В кругу Академии и заканчивается жизнь Платона. Согласно легенде, Платон умер в 347 году, в день своего рождения, в возрасте 80 лет. Он был похоронен в Академии.
Работы Платона до сих пор находятся в центре внимания исследователей разных направлений. Исследователи выделяют три периода в творчестве Платона:
Первый период (с 399 по 389-387 гг. до н.э.) является «ранним» — он начинается после смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона на Сицилию. Все диалоги этого периода отличаются сходством формы. В них Сократ ведет беседу с видным афинским гражданином (специалистом в данной области), в ходе беседы Сократ выявляет ряд противоречий и нелепостей, а затем делает определенные выводы. Диалоги периода: «Апология Сократа», «Критос», «Протагор», книга 1 «Государства», «Лахеты», «Лисий», «Парменид».
Второй период (80 г. до н.э.)- Платон в этот период уделяет большое внимание методу познания идеи. Диалоги периода: «Ион», «Гиппий Великий», «Гиппий Малый», «Горгиас», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексес».
Третий период (70-60 годы 4 века до н.э.) — период зрелости. Диалог «Парменид» считается началом этого периода.
Платон — единственный философ древности, чьи произведения сохранились практически полностью: 34 диалога и Апология Сократа. Помимо диалогов, сохранились также некоторые письма Платона. Главным героем большинства диалогов является Сократ, которого Платон описывает как идеального учителя морали и философии.
Диалоги Платона имеют особую ценность: с одной стороны, он излагает свои научные концепции, с другой — новое мировоззрение. Однако философа нельзя назвать изобретателем литературной формы диалога — тогда это был довольно распространенный художественный прием в литературном кругу, находившемся под влиянием Сократа. Это может объяснить преобладающее положение Сократа в диалогах. Ведь именно он ведет разговор, и именно в его уста вкладываются самые важные выводы. В течение полувека, что писал Платон, характер диалога много раз менялся в ту или иную сторону. Диалоги более драматичны в его ранних работах и более уравновешенны и спокойны в работах более позднего периода.
Понятие «идеал» и «идеализм»
Как одна из самых фундаментальных, проблема идеала занимает одно из центральных мест в философии. Предельно широкие категории материи и сознания, материального и идеального составляют основное содержание философской науки и относятся к основному вопросу философии. Понятие идеала является квинтэссенцией понятия сознания; идеал — это специфическое качество, существенное свойство сознания. Без категории идеального невозможно построить полную систему философских категорий.
«Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесс идеализации, психическое отражение действительности, формирующее образ объекта, который, в свою очередь, является «идеальной формой существования объекта в сознании человека».
Идеализм — это течение в философии, основанное на примате духовного, мыслящего, психического и подчиненном значении материального, природного, физического. Идеализм — это «чепуха», тривиальная мистификация только с точки зрения незрелого материализма. С точки зрения реалистического подхода, идеализм — это очень тонкое образование, под видом абсолютизации, гипертрофии, содержащее «справедливое и гениальное».
В общем смысле идеализм — это теоретически развернутая форма спекуляции на трудностях познавательного и общественно-исторического процесса, индуцированная довольно глубокими предпосылками, эпистемологическими и социальными основаниями (корнями) идеализма. Когнитивное происхождение идеализма — известное фантастическое переложение реальных событий, выдаваемое за их адекватное отображение; восприятие явлений по аналогии с сознательно-волевой деятельностью человека.
Более того, с ростом степени абстрактности мышления питательной средой идеализма становится отделение общего от частного, сущности от явления, условие которого коренится в самой природе мыслительной деятельности на теоретическом уровне. Оперирование абстрактными объектами (понятиями, конструктами, идеализациями, моделями) как самостоятельными объектами предполагает возможность их необоснованного противопоставления реальным объектам, путем абстрагирования, от которых они производны. Будучи изолированными от материальных вещей, абстракции гипостазируются — выносятся за пределы познавательного процесса и наделяются автономным существованием (наделение онтологическим статусом продуктов ментальной (идеальной) деятельности означает овеществление ментальных сущностей). В результате устанавливаемые ими всеобщие отношения (абстракции) приобретают характер фундаментальных праформ, создающих объективные вещи. Таким образом, последние становятся полностью зависимыми от первых. Прямолинейность и односторонность, абсолютизм и догматизм, некритичность и спекулятивность — вот эпистемологические корни идеализма. Они фиксируются социальными факторами.
Социально-политические истоки идеализма заключаются в социальной заинтересованности определенных классов и сословий воспроизводить неадекватные идеалистические построения, поддерживать их в научном обороте. Этот интерес обусловлен онтологическими функциями идеализма, которые часто дезориентируют идеологический и социальный процесс и служат эгоистичным групповым интересам. С точки зрения генезиса и реального статуса идеализм внутренне связан с фидеистическим сознанием. Возникнув как теоретическая и логическая разработка, отражение последней, идеализм функционирует как средство обоснования, оправдания веры в сверхъестественное. Основными формами идеализма являются объективный и субъективный. Человек принимает безличный универсальный разум, безличную супраиндивидуальную психику как первооснову бытия. Другой отрицает любую реальность вне человека: реальность — это продукт его ментального творчества.
Объективный идеализм Платона — общее представление
Платон (424-344 гг. до н.э.), ученик Сократа, не был удовлетворен основной точкой зрения учителя: знанием о том, что вещи нельзя воспринимать. Он доказывает возможность получения знаний о вещах следующим образом: Он утверждает, что вещи в человеческой душе соответствуют определенным идеям. Хотя вещи имеют недостатки и могут меняться (например, настоящие яблоки, груши могут иметь червоточины, гнить и т.д.), но представления о них остаются постоянными и совершенными и сохраняются из поколения в поколение. Затем он показывает, что знания о вещах (идеи о них) могут быть в душе человека, даже если он ничего о них не знает (например, мальчика, незнакомого с геометрией, можно привести методом Сократа к доказательству теоремы о том, что сумма углов треугольника равна двум прямым). Платон ищет объяснение этому факту в признании существования особого мира идей, который стоит над миром вещей. В этом мире идей обитает человеческая душа, прежде чем войти в тело (Платон прямо доказывает его существование в диалоге «Фаэдо»), и созерцает его. Попадая в тело человека, она все забывает, но она способна вспомнить забытое, если мы используем метод Сократа.
Опираясь на эти аргументы как на неоспоримые, Платон строит достаточно логически стройную систему объективного идеализма, включающую учение о бытии, обществе и человеке.
Платон противопоставляет чувственно изменчивый мир природных вещей вечному неподвижному «истинному бытию», миру духовных сущностей — Идеям. Каждый класс чувственных объектов соответствует «виду» или «идее» в нематериальном, неощутимом мире. В отношении разумных вещей «идеи» (Платон называет их эйдосами) — это и их причины, и создаваемые этими вещами образцы, и цели, к которым стремятся существа разумного мира, и представление об общности вещей каждого класса. Мир идей, согласно Платону, первичен, мир чувственных вещей вторичен. Вещи, по Платону, являются лишь тенями мира идей.
Противопоставляя мир идей и физический мир, Платон неизбежно должен был сформулировать начало, объединяющее их. Таким началом, по Платону, является «мир-душа», принцип самодвижения. Если мы ищем причину одного в другом, другого в третьем и т.д., то в конечном итоге мы должны прийти к вещи, которая движется сама по себе. Это «мир-душа». Индивидуальная человеческая душа — это лишь отросток мировой души. Он бессмертен и должен быть судим в подземном мире после того, как человек умрет и отделится от тела.
Чувственный мир, согласно Платону, является порождением «идей» и «материи». Он занимает среднее положение между ними. Материя, взятая сама по себе, абсолютно бесформенна, поскольку в противном случае она не только не могла бы воплотить идеи в совершенной форме, но и привнесла бы в это воплощение что-то от себя. Поэтому он не является ни землей, ни водой, ни воздухом, ни одним из физических элементов в целом. Материя должна быть понята как чистое другое по отношению к идее. «Идеи, с другой стороны, не возникают и не исчезают. Они не имеют значения, не зависят от пространства и вершины. Только мир идей существует сам по себе, а материя получает свое существование, подражая ему, ассоциируясь с ним или «участвуя» в нем. Таким образом, согласно Платону, существует только идеальное бытие с абсолютной концентрацией и совершенством одного и того же в «Едином» или «Благе» и абсолютным рассеянием одного и того же в бесконечно-многочисленной материи.
Поскольку, согласно Платону, Идеи составляют сущность вещей, а научное знание — это знание сущности, научное знание не является отражением вещей. Перед тем как войти в физическое тело, душа человека находилась на небесах, созерцая истинное бытие. Слившись со своим телом на земле, душа забывает о том, что она знала до падения на землю. Но и сейчас она хранит в своих глубинах память о том, что когда-то созерцала. Восприятие материальных объектов, порожденных идеями, напоминает душе о забытых ею знаниях об «идеях». «Идеи» познаются интуицией разума, не зависящей от чувственного восприятия внешнего мира. Чувственные вещи, однако, отражаются в мнениях (частично в воображении), которые не передают истинного знания.
Сущность идеи в понимании Платона
Платоновская идея является родовым понятием, то есть обобщением отдельных вещей и их групп, и поэтому имеет отношение не к вещам, а к логическим абстракциям. Однако этого недостаточно.
Идея Платона — это не просто обобщение вещей и предметов, а предельное обобщение, то есть такое обобщение, за пределами которого сам процесс абстрагирования становится невозможным. Ограничительный характер платоновской идеи роднит ее, как и самого Платона и его объяснителей, с математикой, которая также оперирует предельными величинами и дает им точное определение. Можно сказать, что платоновская идея состоит в том, что расстояние «что» от соответствующей материальной вещи (в порядке спецификации самой материальности) может стать сколь угодно малым, но никогда не станет нулевым.
Идея у Платона — это смысл, смысловая сущность и определение той или иной вещи, сам принцип ее понимания, ее порождающая модель. Ведь каждая вещь, которая есть сама по себе, всегда что-то обозначает, то есть имеет свою собственную сущность, а платоновская идея есть лишь принцип построения этой сущности вещи и, следовательно, самой вещи, то есть семантическая модель вещи. Поэтому понимание платоновской Идеи как простой общей сущности является совершенно неадекватным и грубым. Идея вещи не просто род по отношению к видам — логическая связь между идеей вещи и самой вещью в платонизме гораздо сложнее. Лучше было бы сказать, что идея является функцией вещи, или, если быть точным и последовательным, в платоновском идеализме вещь является функцией идеи, поскольку функциональные отношения — это не просто отношения рода и вида, а отношения произвольной семантической сложности. Это всегда приводило к тому, что платоновские идеи становились предметом тончайшего и скрупулезного логического анализа, блестящий пример которого дал сам Платон (например, в диалогах «Софист» и «Парменид») и который был высоким искушением почти для всех приверженцев этой философии на протяжении всей истории платонизма. Поэтому логико-структурная и моделирующая сторона платоновской идеи всегда подвергалась платониками самому тщательному исследованию, без которого сама идея Платона немыслима.
Более того, эта идея никогда не мыслилась как простая и чисто мозговая абстракция. Платон и все платоники всегда вносили в нее художественный элемент, и она обладала тонко развитой художественной структурой. Для этого в самом царстве идей была придумана отдельная материя, тоже идеальная, оформление которой позволяло понять эти идеи художественно. Об идеальной материи даже сам Платон не делает никаких намеков.
Платоническая идея всегда мыслилась как полная жизни. Это было царство мечты и предмет всех жизненных надежд. Сама любовь мыслилась платониками как восхождение к идеальному миру и как отражение последнего на людях, их поведении, их чувствах, на различных событиях и всех обстоятельствах жизни.
Эта жизненность платоновской Идеи зашла так далеко, что сама Идея мыслилась не только как объект, и не только как принцип того или иного объекта, но и как субъект, как мысль, то есть как сама мысль. Тогда Идея оказалась тождеством субъекта и объекта, или нус-разумом, космическим разумом. В платонизме она оказалась бесконечным конечным состоянием жизни, самой жизнью. Платонизм называет эту живую систему самосознающих, саморазмышляющих и самосозерцающих идей, то есть все то, что живо само по себе и служит причиной, источником, принципом и архетипом всех живых существ и всей жизни в целом, nous-mind.
Из этого также следует, что платоновские идеи в их полном логическом совершенстве оказываются ничем иным, как богами, но не богами той первоначальной народной религии, которая была для платоников скорее объектом уважения, чем философского интереса, а логически построенными богами. В результате такие логические построения богов часто не соответствовали или лишь частично соответствовали богам народной религии. В этом отношении платонизм как философия Реставрации особенно поразителен.
Проблема «как существует общее» в учении Платона об идеях
Как «идея», прекрасное — это сущность, неощутимая для органов чувств и даже безобразная, бесформенная. Именно так характеризуется истинная сущность в «Фаэдре». Согласно объяснению, данному Платоном в этом диалоге, обителью «идей» являются «небеса». Эти места «заняты бесцветной, бесформенной и неосязаемой сущностью, которая существует в своей сути и видна только более строгой части души, разуму».
Только несовершенство нашего мышления, по Платону, внушает нам ложное представление, будто «идеи», в том числе и «идея» красоты, находятся в некоем пространстве, подобно чувственным вещам, которые представляются нам отдельными друг от друга и пребывающими в пространстве. Согласно объяснению Платона, источником этой иллюзии является материя; под «материей» он понимает едва ли вероятный вид пространства, постигаемый, по его собственным словам, какими-то недопустимыми рассуждениями, причиной обособления и разделения отдельных вещей чувственного мира. Когда мы рассматриваем такого рода пространство, «мы просто мечтаем и думаем, будто все существующее обязательно должно находиться в каком-то месте и занимать какое-то пространство, а то, что не находится ни на земле, ни в небе, не существует».
Но это мнение, согласно Платону, ложно. Вследствие этого взгляда, говорит Платон, даже после пробуждения «мы не можем определенно выразить истину, отличив все эти и им подобные идеи от нерушимой, реально существующей природы».
Таким образом, определения пространства, времени и числа могут быть применены к «идеям» Платона только в безличном и, более того, крайне неточном смысле. В строгом смысле слова «идеи» в понимании Платона совершенно недопустимы, невыразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в каких понятиях и категориях числа, пространства и времени.
Это учение — идеализм, поскольку реально существует, согласно Платону, не чувственный объект, а лишь его духовная, нематериальная сущность, не воспринимаемая органами чувств. В то же время это учение является объективным идеализмом, поскольку, согласно Платону, «идея» существует сама по себе, независимо от охватываемых ею многочисленных одноименных чувственных объектов, как существующая в общем для всех таких объектов.
Знаменитой была платоновская теория воспоминаний — теория прекрасная, как сон, но не более реальная, чем они сами. Живые архетипы чувственных вещей — идеи — живут в надзвездной сфере и образуют особый мир. Чистые, без цвета, без формы, без протяженности, они сидят там, как божества, сияющие вечной красотой и истиной, недоступные никому, кроме бессмертного духа. Но души также обитали с ними до того, как они были ниспосланы в наши смертные оболочки. Тогда, обитая в небесном царстве, они созерцали эти суверенные идеи в тихом восторге, впитывали их свет и формировали для себя точные понятия истины и бытия; теперь же они заключены в свои физические оболочки, как в темницу, и омываются стремительным потоком жизни, имея перед глазами не вечность, не совершенство, не неизменность, а мимолетные видимости, наполненные лишь уродством и мимолетностью. В то же время эти явления являются бледными копиями вечных идей, и перед мысленным взором впечатлительной души открывается другой, лучший мир, в котором она когда-то жила и который был ей так дорог, — сначала смутно, но затем все яснее и яснее. Она начинает вспоминать, как мы начинаем вспоминать свои лица, когда смотрим на их фотографии, даже если они поблекли от времени: фотографии пробуждают память, и постепенно душа, напрягая все свои силы, начинает замечать знакомые формы идей в шумном и бессвязном вихре вещей и явлений. Чем полнее он отрезан от влияний внешнего мира, чем глубже вглядывается в пеструю игру явлений, тем ярче оживают в нем воспоминания, тем ярче возникают образы давно забытых идей. Он все больше и больше поднимается над чувственными восприятиями, которые чужды ему с рождения, и постепенно начинает создавать концепции, соответствующие его воспоминаниям, — концепции, которые становятся все более и более сложными, все более и более возвышенными.
Заключение
В своих трудах великий мыслитель подвел как бы итог всему предшествующему научному и философскому развитию в Древней Греции. Они затрагивают широкий круг тем, которые сегодня изучают астрономия, механика, физика, биология, зоология, политическая экономия, эстетика и другие науки.
Платон внес немалый вклад в историческое развитие психологии. Он определил, во-первых, «сущность и логос души» как ее самодвижение и вытекающее отсюда бессмертие; во-вторых, природу души как состоящую в движении телесного существа во внешнем или внутреннем единстве с ним; в-третьих, концепцию души, хотя бы образно, как тройственной «объединенной силы крылатой упряжки и возницы», то есть двух противоположных стремлений, которым соответствует дух. Речь Платона следует признать первым логическим выражением концепции духа как души.
В его учении не было четкой системы именно благодаря этому факту, благодаря подвижности мысли философа, наследие Платона актуально уже несколько веков.
Список литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва: Проспект, 2000.
- Ильин В. Философия: учебник для вузов. М.: Издательство Московского государственного университета, 1999.
- Иванов А. 3. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. Москва: издательство «Современные тетради», 2004.
- 4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Монгиян К.Х. Философия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.