Для связи в whatsapp +905441085890

Древнегреческая философия

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философское знание, его специфика и структура
  2. Функции и методы философии
  3. Философия в системе культуры
  4. От Мифа к Логосу: этапы становления философии
  5. Древнеиндийская философия
  6. Атомистические концепции Демокрита и Эпикура
  7. Античная философия
  8. Основные философские идеи М.М. Бахтина
  9. «Идеальное государство» Платона и его критика
  10. Философско-правовые взгляды Платона и Аристотеля

Введение

История философии как науки рассматривает процесс формирования философского знания, закономерности и этапы этого развития, борьбу философских школ и течений.

Античная философия — это философия древних греков и римлян, охватывающая период с VII до н.э. Античная философия внесла выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация.

Милетская (ионийская) философская школа была самой древней материалистической школой в Греции. Милет в это время (6 г. до н.э.) был великим центром торговли, навигации и культуры, породившим таких мыслителей, как Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Они совершили открытия в математике, географии, астрономии. Они считали нечто материальное, физическое, конкретное — воду, воздух и т.д. Философы милетской школы были стихийными материалистами, а также стихийными диалектиками.

Фалес — (ок. 624 — 547 гг. до н.э.) — первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. В древней традиции — один из «семи мудрецов». Согласно легенде, Фалес получил математические и астрономические знания в Египте и Вавилоне. Ему приписывают предсказание солнечного затмения 585-585 годов до н.э. Фалес является основателем элементарной материалистической милетской школы. Он искал во множественности вещей единое первоначало и рассматривал их как неподвижную субстанцию, данную органам чувств. Согласно его учению, первоосновой всего сущего является вода.

Анаксимандр был учеником Фалеса и автором первого греческого философского труда «О природе». Он считал апейрона источником всего сущего. Ему принадлежит заслуга в том, что он одним из первых разработал космологическую теорию, согласно которой Земля находится в центре Вселенной и имеет форму плоского цилиндра, а вокруг Земли вращаются три небесных кольца: солнечное, лунное и звездное. Анаксимандр первым в истории высказал идею эволюции: человек, как и другие живые существа, произошел от рыбы.

Ученик Анаксимандра считал, что все вещи возникают из первоматерии — воздуха — и возвращаются в него. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Он конденсируется и образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и скалы. Это идея превращения количества в качество. Воздух окутывает все. Это душа и универсальный медиум для бесчисленных миров Вселенной. Анаксимен учил, что звезды — это огонь, но мы не чувствуем жара, потому что они далеко. Анаксимен дал приблизительно правильное объяснение затмения солнца и луны.

Качественно новый шаг в философии был сделан Гераклитом Эфесским (ок. 544 — ок. 483 гг. до н.э.). Первоначальной идеей Гераклита был огонь, который то вспыхивает, то гаснет, обеспечивая непрерывность возникновения и исчезновения в мире природы. Все постоянно меняется и изменяется. Вот изречение Гераклита: «Все течет, все изменяется». «Солнце каждый день новое», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Единое имеет свои противоположности — это основа существования и гармонии мира. Гераклит — основатель стихийной диалектики.

Альтернатива учению Гераклита возникла на другом краю эллинского мира, в Италии. Пифагорейцы утверждают, что все вечно повторяется. Идея меры и порядка тесно связана с образом Пифагора: Некоторые древние авторы даже приписывали ему введение мер и весов. Пифагорейцы связывали строение Вселенной с существованием такого явления, как число. Числа, в конце концов, выражают точные пропорции, которые не зависят ни от какого произвола. «Числа владеют вещами», — учили они. Чтобы изучить, понять то или иное явление, необходимо его измерить. Это правило последователи Пифагора распространяют не только на природные явления, но и на сферу морали, на нормы человеческого поведения. Справедливость была определена Пифагором как «число, умноженное на себя».

  • Сократ и сократические школы (Афины 470-399 гг. до н.э.)

Сократ (470-399 гг. до н.э.) был выдающимся афинским философом и учителем Платона. Сократ выступал за реалистичное религиозное и моральное мировоззрение. В молодости, во время войны между Спартой и Афинами, Сократ доблестно сражался, а в мирное время добросовестно выполнял свои гражданские обязанности. Большую часть времени он проводил со своими учениками, которые, в отличие от софистов, не брали плату за обучение.

В возрасте 70 лет его обвинили в нечестивости и развращении молодости — в том, что он «изобрел новых богов и низверг старых». Суд приговорил его к смертной казни. Несправедливый приговор не был причиной для бегства; Сократ не позволял себе нарушать закон. Он умер, выпив чашу с ядом.

Центральная проблема в философии Сократа — человек и человеческое сознание. Главная задача познания — самопознание: «Познай самого себя». Познание — главная цель и способность человека, потому что в процессе познания он достигает общезначимых истин, познания доброго и прекрасного, благополучия и счастья. Это и есть цель философии.

Диалектика Сократа совпадает с диалогом (dia-logos), который состоит из двух моментов: «опровержение» («ирония») и «майевтика». «Сократовский» метод — это метод последовательного и систематического задавания вопросов с целью привести собеседника к противоречию с самим собой, к осознанию собственного невежества. В этом суть «иронии» и суть «мейевтики» — подвести собеседника к самостоятельному открытию истины с помощью наводящих вопросов и логических приемов. «Ирония» и «Майевтика» — по форме, «Индукция» и «Детерминация» — по содержанию.

Специфика — анализируются концепции, т.е. как концептуализировать человека. Философы занимаются познанием космоса через понятия. По мнению Сократа, это не частное знание, а общее и универсальное. Универсум сам по себе не существует как таковой, но он существует. Сократ открыл свойства понятий, т.е. прекрасное не адекватно прекрасной девушке, природе и т.д., но оно есть как таковое.

Знание, согласно Сократу, — это мысль, представление об общем. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой происходит поиск истины. Сократ сравнивал свои методы исследования с «искусством акушерки». Эта техника получила название «майевтика», что в буквальном переводе с греческого означает «искусство акушерки». Сократ считал, что он продолжает дело своей матери, акушерки Фанареты, в области нравственности, помогая рождению истины в других.

Сократ, главная тема познания к формуле «познай самого себя»

Его современники считали Сократа мудрейшим из людей, но сам Сократ считал себя недостаточно сведущим в жизненных вопросах. Знаменитый тезис Сократа гласил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он считал, что дурные поступки порождаются только невежеством и что никто не совершает зла из лучших побуждений. Его учениками были Платон, Антисфен, Аристипп, Евклид из Мегары.

Термины «софистика» и «софисты» происходят от греческого слова, означающего «мудрость». Дословный перевод слова софист означает «мудрец, знаток, мастер». Софисты (V — первая половина IV века до н.э.) были платными «учителями мудрости». Они учили искусству убеждения, красивой речи и правильной аргументации своих мыслей, а главное — искусству опровержения суждений противной стороны. Софисты сыграли большую роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики). Открытые ими софизмы (парадоксы) послужили важным толчком в развитии логики. Софизмы — это логические приемы, благодаря которым правильный на первый взгляд вывод оказывается ложным, а собеседник запутывается в собственных мыслях. Самые известные софисты — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий.

Софистика «озабоченных». Первая предпосылка: То, что вы не потеряли, вы потеряли. Вторая предпосылка: Вы не потеряли рога. Вывод: значит, у вас есть рога.

Ошибка заключается в том, что первая посылка принимается за истинную.

Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому именно знание добра и зла делает человека добродетельным. Среди добродетелей, которые признает Сократ:

  • Мужество — это знание того, как преодолеть страх;
  • Справедливость — это знание о том, как подчиняться законам Бога и человека;
  • Воздержание — это знание того, как сдерживать свои страсти.

Сократическая философия нашла свое продолжение в киниках, киренаиках и мегариках.

Киники: (4 век до н.э.) Антисфен, Кратес, Диоген. Утверждал безграничную интеллектуальную свободу личности. Исходя из этого, социальное пространство — полис — является вторичным. Вся сила существования была в индивидууме, весь микрокосм — в индивидууме. Социальные связи не были для них проблемой.

Киренаики: (5 век до н.э.) Аристипп из Кирены, ученик Сократа, основал школу в 4 веке до н.э. Феодор, Гегесий, Анникерид — наблюдается повышенное внимание к личности, просматривается принцип субъективизма. Это отличает их от Сократа.

Мегарики. Основатель Эвклид из Мегары. (450 — 380 ГГ. ДО Н.Э.). Эвбулид, Диодор, Кронос. Евклид — хорошее есть, плохого нет: речь идет о началах космоса. Начало не может считаться нечестивым. Когда Сократ провозгласил призыв к размышлению над понятиями, его подхватили софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий, Антифонт. Основное внимание уделяется не космосу, а человеку.

Платон и Аристотель

Наибольшего расцвета античная философия достигла в классический период — время, когда жили и творили Платон и Аристотель.

Платон (428/427 — 347 гг. до н.э.) был одним из самых верных учеников Сократа. Настоящее имя Аристокл, Платон было прозвищем, означающим «широкоплечий». Написание более 30 диалогов связано с именем его учителя, Сократа. Они были основаны на беседах его учеников с Сократом. Среди наиболее известных диалогов: «Теэтет», «Софист», «Парменид», «Государство», «Протагор», «Пир», Фаэдр, «Крито», «Апология Сократа».

Платон открывает философскую школу «Академия» в Афинах. Название «Академия» происходит от того, что школа располагалась в роще, посвященной мифическому герою Академусу.

Платон был основателем объективного идеализма, чему способствовали периоды жизни великого мыслителя.

Он является автором более 30 диалогов.

В «Диалогах» Платона, издательство «Феникс», 1998 г. есть предисловие известного русского философа Соловьева В.С., в котором автор пытается раскрыть жизненную драму Платона. Учитель Платона Сократ должен был умереть как преступник, и это стало трагическим ударом в начале жизненной драмы Платона. После смерти Сократа Платон был ошеломлен и не мог долго жить в обществе, которое казнило хорошего и умного человека.

Смерть Сократа убедила Платона в том, что мир, в котором праведник должен умереть за правду, не является настоящим, истинным миром. Есть другой мир, в котором живет истина. Здесь решающее основание для Платона лежит в истинно-сущностном идеальном космосе, который отличается от призрачного мира чувственных видимостей и противостоит ему. Свой идеализм, по признанию В.С. Соловьева, Платон черпал из глубокого духовного опыта, с которого началась его жизнь. Жизнь навевала грустные мысли: мир состоит только из злой лжи, тело — могила и тюрьма для духа, общество — могила для мудрости и истины, жизнь настоящего философа — это постоянное умирание. Платон бежит из родного города и на несколько лет поселяется в Мегаре вместе с другим Сократом. Он вернулся в родной город через 5 лет после смерти Сократа и долгое время не принимал активного участия в общественных делах, что выдает пессимистическое настроение в его диалогах: «Горгиас», «Менон», «Федон», книга 2 «Государство» и др.

Немногие свидетели говорят, что Платон до встречи с Сократом писал любовные стихи. И не по наивному недоразумению с именем Платона связывают понятие высокой и чистой, идеальной — платонической любви.

Платон создает учение об идеях, в котором он отличает реальный мир, царство идей, от кажущегося и нереального чувственного, физического мира. Царство идей, согласно Платону, — это мир благих сущностей. Чувственный мир изменчив, во многих случаях с негативными явлениями. Материя, согласно Платону, телесна, вечна, но мертва, бесформенна и непознаваема. В чувственном мире существует связь между идеями и вещами: Идеи являются прообразами вещей, а вещи подобны идеям; идеи определяют развитие вещей. У Платона это «инаковость идеи, ее копия».

Платон признает существование Духа-Демиурга, который является творцом-конструктором мира. Он порождает мир-душу, организует материю, создает других богов. Космос, по Платону: «живое существо, наделенное душой и духом». Тело космоса материально. Космос конечен, сферичен. В центре мира находится земная сфера, вокруг нее — небесная сфера, в которой солнце, луна, планеты и звезды вращаются по различным кругам. Небесные тела — это боги, обладающие телом и душой.

Согласно Платону, душа бессмертна. После смерти человек возносится в царство идей и остается там некоторое время. Затем он падает на землю и вселяется в тело новорожденного.

Мир-душа объединяет мир тела и мир идей. Она также имеет индивидуальную душу — это микроинкарнация мировой души. Индивидуальная душа воспроизводит космос.

Эллинистическая и римская философия (III век до н. э. — VI век н. э.)

Цель философии — счастье человека. Мир вполне познаваем для человеческого разума. Познание мира может привести к счастью в реальной жизни. Важнейшим условием достижения счастья является понимание самого себя. Ни Бог, ни государство не дают счастья. Счастье заключается в самом человеке. Идеал счастья заключается в духовных удовольствиях, в замкнутой жизни, избегающей политики.

Основная идея — этика, которая ведет к счастью (эвдемонизм) через состояние духовной стабильности (атараксия), которое может развить в себе только мудрый человек, способный преодолеть страх смерти. Эпикур был древнегреческим философом-моралистом эллинистического происхождения. Основатель (306 г. до н.э.) оригинальной философской школы «Сад Эпикура». Написал около 300 произведений. Его девиз: «Жить незаметно!».

Эпикур делил науки на физику, гносеологию (канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести ничем не нарушаемые удовольствия», — говорил Эпикур, отсюда вытекает необходимость изучения природы. Он развивает атомистическую доктрину Демокрита. Однако в идею всеобщей обусловленности (детерминизм) Эпикур вводит момент случайности, свободы, при котором движение атомов может спонтанно изменяться, отклоняться случайным образом, что приводит к обоснованию возможности свободной воли у человека (индетерминизм). Атомы, согласно Эпикуру, вечны и неизменны, а число миров бесконечно. Боги существуют в межмировом пространстве и не вмешиваются в дела людей.

Душа человека атомистична, она «похоронена» телом и способствует работе органов чувств.

Высшее благо в жизни — это удовольствие. Наслаждение, согласно Эпикуру, — это прежде всего отсутствие страданий, а не чувственные удовольствия.

Стоицизм — одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (уроженец Кипра). Название происходит от названия портика «Стоя» («красочный зал») в Афинах, где собирались первые стоики.

К римским стоикам относятся Сенека, Эпиктет, Антонин, Арриан, Марк Аврелий, Цицерон, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский и др.

Стоическая философия делится на три основные части: Физика (натурфилософия), логика и этика (философия разума). Стоическая физика была в основном составлена из учений своих философских предшественников (Гераклита и других) и поэтому не отличалась особой оригинальностью. В его основе лежит идея Логоса как всеопределяющей, всепорождающей, всеиспускающей субстанции — разумной мировой души или Бога. Вся природа является воплощением универсального закона, изучение которого чрезвычайно важно и необходимо, потому что это одновременно и закон для человека, по которому он должен жить. В физическом мире стоики различали две основы — активный ум (он же логос, Бог) и пассивный ум (он же доброкачественная субстанция, материя). Стоики много сделали для развития формальной логики, изучая формы мысли как «неподвижные множества». Однако главной частью их учения, прославившей их в истории философии и культуры, была их этика, центральным понятием которой было понятие добродетели. Только та жизнь, которая направлена на достижение целей, которые также являются естественными целями, может быть названа добродетельной. Добродетель — это воля. Стоицизм, особенно в его римской версии, оказал большое влияние на зарождавшийся тогда неоплатонизм и христианскую философию благодаря своим религиозным тенденциям, а его этика оказалась удивительно актуальной в наши дни, привлекая внимание своей идеей внутренней свободы человеческой личности и естественного права.

Вопрос теста: утверждение «Мы не можем изменить условия мира. Единственное, что мы можем сделать, — это обрести великое мужество. Достойно добродетельного человека и с его помощью стойко переносить все, что преподносит нам судьба, и отдаться на волю законов природы» характеризует философскую позицию: стоицизм.

Неостоицизм также уделял большое внимание проблемам морали. Главная задача философии — нравственное врачевание, воспитание к добродетели. Самая главная ценность — это любовь к другим, она прививается человеку Богом.

Скептик (skeptomai — сомневаться). Устанавливается принцип сомнения, недоверия, который противопоставляется догматизму. Творческий потенциал человека, по мнению скептиков, может быть найден только в определении неточности Бога.

Основная линия античности — понимание целостности мира

Там, где такой ориентации нет, можно говорить о зарождающемся кризисе древнего сознания. Кризис связан с социальными коллизиями:

  • С завоеванием греческих содружеств;
  • С распадом Римской империи.

Таким образом, античная философия сосредоточилась на анализе отношения человека к миру, а также на способе соответствующего понимания мира. Философское осознание отношений между человеком и миром является практической необходимостью человеческого разума. Первоначально философия возникла как форма познания и как форма ответа на необходимость определения реального содержания отношений «человек-мир».

Античная философия отличается своей направленностью на рассмотрение всех вещей в единстве. Вопрос единства — это вопрос целостности.

Особенность философского знания этой эпохи в том, что оно раскрывает универсальность изучаемых свойств. Философия не занимается конкретными свойствами.

Особенности философствования в античности связаны с особой структурой социальной жизни. Например, с точки зрения древних греков, понятие «космос» (в переводе с древнегреческого «порядок») — это ближний, ограниченный мир, в котором живет человек, то есть под космосом мыслилось человеческое существование, его вселенная, над которой он господствует посредством деятельности.

Античность характеризуется тем, что философское знание и сознание является олицетворением всего знания, всего познания, в котором в этот период не было окончательного разделения философии и специальных наук, поэтому в философии античности мы находим интерес к законам природы, общества, методам и процедурам познания в неразложенном виде. Пифагор, например, не просто излагал в своих трактатах математические вопросы, он занимался философией. Философская диалектика числа легла в основу математических законов. Демокрит, как родоначальник атомистической теории, делает попытку определить природную основу всех вещей через атом. Для Демокрита атом — это универсальная характеристика структуры всех вещей. Через идею атома Демокрит видит мир как единое целое.

Характерным для античности является субстратно-субстанциональный подход. Субстрат — сущность, из которой состоит что-либо. Субстанция — это творящее начало; происхождение всех вещей в древности — это саморазвивающееся начало.

Особенностью античности является синкретизм (неразделенное сознание); ее положительной чертой является то, что философия еще не полностью превратилась в натурфилософию (философию природы), а специальные науки еще не утратили своего единого основания. Философские знания послужили основой.

Человек не является объектом специального рассмотрения в античной философии. Он — мгновение космоса. Появляется понятие микрокосма. Так, в милетской школе о космосе говорят как о существовании изначальной субстанции, пронизывающей все сущее. Человек как микрокосм не избежал этой судьбы и также пронизан дыханием мира, этой первозданной субстанцией. Гераклит: «Одно из всех и все из одного».

Заключение

Древние греки называли себя эллинами, они защищали себя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Александра Македонского кардинально изменили ситуацию, образовалась империя, произошло быстрое уравнивание греков с покоренными племенами и расами. Греческие города-государства находились в упадке. Эллинская философия стала эллинистической философией. Перед новой философией стояла сложнейшая задача: сориентировать эллина в мире все новых и новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля плохо подходил для этой цели. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы воплощали один и тот же идеал: принести мир и счастье всем людям. Спасение от всех бед виделось прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).

Эпоха эллинизма сменяется эпохой христианства. С рождением Христа начинается новая эра. Что касается рассматриваемых здесь философских школ — платонизма, аристотелианства, кинизма, эпикурейства, стоицизма, неоплатонизма, то они в основном сохраняли свое значение в первые века нового времени, но давление христианства неуклонно возрастало. Новые идеи вытеснили старые. В 529 году н.э. император Юстиниан запретил последователям античной философии преподавать, иметь школы. Всем было приказано под угрозой изгнания вернуться «в лоно нашей святой церкви». Долгое время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться лишь спустя столетия.

Список литературы

  1. Антология мировой философии. М., 1969. т. 1, ч. 2.
  2. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999.
  3. Адо P. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.
  4. Спиркин, А.С. Философия. М., 2001
  5. Рассел Б. История западноевропейской философии. Р/Д, 1998.
  6. Философия. Учебник / под редакцией Кохановского. В философии. 1991.
  7. А.Н. Чанышев. Курс лекций по античной философии. М. 1981.
  8. Чернышев Б. Софисты. М., 1999.