Для связи в whatsapp +905441085890

Прогностическая роль научного знания в развитии науки

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Рациональность в доклассической науке
  2. Классическая наука и классическая рациональность
  3. Неклассическая наука. Неклассическая рациональность
  4. История науки как смена типов рациональности
  5. История науки как смена научных картин мира
  6. Философия позитивизма О. Конта
  7. «Венский кружок»: история становления и основные принципы
  8. От принципа верификации Р. Карнапа к принципу фальсификации К. Поппера
  9. Философские предпосылки, значение и смысл фаллибилизма К. Поппера и его трактовки понятия «истины» в науке
  10. «Научная революция» и «нормальная наука» по Т. Куну (По кн. Т. Куна «Структура Научной революции»)

Введение

Философия в древности считалась всеобъемлющей наукой, то есть наукой обо всем. Аристотель говорит о философии как о «госпоже наук». Ибо теоретическая зрелость отдельных наук была довольно низкой.
Со временем наука отделилась от философии, но она осталась органом, объединяющим результаты других наук, а также выполняла прогностические функции в развитии науки.
Давний спор между философией и наукой о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке — и в каком отношении они находятся друг к другу, породил множество точек зрения, множество возможных интерпретаций и толкований этой проблемы. Поэтому дискуссии по вопросу взаимоотношений между философией и наукой в 19 и 20 веках породили две крайние позиции по этому вопросу.
С одной стороны, в связи с развитием науки научный способ познания был объявлен доминирующим, произошла абсолютизация стиля и общего метода точных наук. Наука была объявлена высшей культурной ценностью, а социально-гуманитарные и идеологические проблемы стали отрицаться как не имеющие познавательной ценности. Зрелая наука рассматривалась как философия сама по себе — эта позиция называлась сциентизмом.
На другой стороне рассмотрения отношений между философией и наукой находится позиция антисциентиста. Антиученые говорят о фундаментальных ограничениях науки в решении основных человеческих проблем. Наука воспринимается как враждебная человеку сила, которой отказано в положительном влиянии на культуру.

Наука и научное познание

В настоящее время очевидно, что с развитием науки уровень и качество жизни человека также развивается и улучшается. Окружающие нас предметы, то есть компьютеры, телевизоры, телефоны, средства передвижения, а также развитие медицины, полет на Луну — все эти достижения человечества связаны с развитием науки и обусловлены научными открытиями. Трудно найти хоть одну область человеческой деятельности, которой можно было бы избежать без использования научных знаний. И дальнейший прогресс человеческого общества обычно связан с новыми научно-техническими достижениями.

Огромное влияние науки на жизнь и деятельность человека заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее объектом специального изучения. Что такое наука?

Наука — это система постоянно развивающихся знаний о природе, обществе и мышлении, результат конкретной деятельности людей по производству знаний, то есть результат научного творчества. Наука всегда характеризуется как высшая форма познания действительности, которая дает человеку возможность не только характеризовать настоящее, но и предвидеть будущее и сознательно формировать его посредством собственной деятельности. Поэтому максимальное использование всех возможностей науки является одной из основных задач глобальной политики нашего государства. По словам М.В. Ломоносова: «Наука есть ясное познание истины, просвещение ума, чистое наслаждение жизнью, похвала юности, помощь старости.

Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только мир вне человека, различные формы и виды движения материи, но и ее отражение в сознании, то есть сам человек.

История развития науки

История развития современной науки показывает, что в ее эволюционном развитии и самореализации существовали такие объективные тенденции, как дифференциация, интеграция, внутридисциплинарное взаимодействие, междисциплинарное взаимодействие отраслей научного знания. В связи с этим развитие науки делится на 2 этапа.

Первый этап развития — коллективная наука в системе философского знания, начинается с античности и длится до XVII века. В это время наука не была производительной силой, то есть производство и наука не были связаны.

Второй этап развития науки — это наука в истинном смысле слова с XVII века. С этого времени роль научного знания в социокультурной жизни общества возрастает. В материальном производстве, благодаря развитию науки, стало возможным решение многих актуальных проблем социального и цивилизационного процесса развития человечества. В этом контексте рассматривается не только возникновение и развитие науки, но и широкое функционирование системы наук в пространственно-временном контексте.

Функции науки

По своему предмету науки делятся на естественные и технические, изучающие законы природы и способы ее развития и преобразования, и общественные, изучающие различные социальные явления и законы их развития, а также самого человека как существо социальное (гуманитарный цикл). Особое место среди общественных наук занимает комплекс философских дисциплин, изучающий наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

В естественных науках одним из основных методов исследования является эксперимент, а в социальных науках — статистика.

Основная функция науки в современном обществе может быть конкретизирована и дифференцирована на ряд более специфических, тесно связанных между собой функций:

Мировоззренческая функция науки — это базовая функция, заданная сущностью науки, целью которой является познание природы, человека и общества в целом, а также рациональное и теоретическое понимание мира, объяснение процессов и явлений, открытие законов и закономерностей, прогнозирование и так далее. Эта функция сводится к производству новых научных знаний. Также эта функция предполагает изучение рационалистического отношения человека к миру, выработку научного мировоззрения, что означает, что ученые (совместно с философами) должны разработать научные мировоззренческие универсалии и соответствующие ценностные ориентации. Различные научные открытия, системы научных революций, смена типов научной рациональности способствовали развитию человеческой культуры и мировоззренческого потенциала.

Производственная функция науки — если мировоззренческая функция науки тесно связана с человеческим стремлением понять окружающий мир, познать истину, а так называемый платоновский идеал науки существовал в более ранние эпохи, то технологическая функция начала четко формироваться только в современную эпоху. Превращение науки в непосредственную производительную силу заключается в том, что с 17 века благодаря многочисленным открытиям в области науки и достижениям науки непосредственно стали предметом использования в системе материального производства. Рупором этой функции по праву считается английский философ Фрэнсис Бэкон, который говорил, что «знание — это сила», и оно должно стать мощным инструментом преобразования природы и общества, то есть соединения производственного процесса с научным потенциалом общества.

Функция рационализации поведения и действий человека тесно связана с предыдущей, с той лишь разницей, что она относится не столько к материально-технической, сколько к социально-гуманитарной сфере. Это стало возможным только в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в области социальных наук — психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др. — были реализованы. Благодаря достижениям этих наук, особенно психологии как основополагающей дисциплины, были созданы и распространены многочисленные социальные технологии — рациональные схемы и модели поведения, с помощью которых действия человека приводят к более эффективным результатам. Дело в том, что научные достижения распространяются на все сферы человеческой деятельности и способствуют решению многих актуальных значимых вопросов, проблем социокультурного развития. Это отражается в решениях экологических, этико-эстетических, управленческих проблем человеческой цивилизации.

Таким образом, развитие науки — это диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых разных направлений научного познания мира, взаимодействие различных методов и идей.

Наука оказывает большое влияние на формирование личности. Через систему образования, которая направлена в первую очередь на приобретение научных знаний, она создает особый тип человеческого сознания.

Философия в научном познании

Слово философия происходит от греческого filosofia, которое, в свою очередь, образовано от двух других слов: fileo (любить, быть склонным, нравиться и даже целовать) и sofia (мудрость, проницательность, ум, знание, эрудиция, благоразумие, богомудрие). Философия как путь и форма интеллектуальной деятельности зародилась в Индии и Китае, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Термин «философия» был впервые использован Платоном для обозначения конкретной области знаний. Первоначально философия охватывала всю совокупность знаний о мире. Платон дает такое замечательное определение: «Философия — это уподобление Богу в меру человеческих сил» [9]. В Советском энциклопедическом словаре сказано, что философия — это определенная форма общественного сознания, мировоззрение, система определенных идей, взглядов о мире и месте, которое занимает в нем человек. Интересное определение дает и Словарь греческой лексики под редакцией Лиделла и Скотта, где говорится, что философия — это любовь к знанию, стремление и поиск его. Вкратце философию, как ее понимали в древнем мире, можно определить как поиск истины о природе Вселенной и человека.

«Кто однажды воспылал любовью к философскому слову и вкусил его сладость кончиком пальца, тот, отделив себя от всех суетных мыслей, будет стремиться к нему с мудрым вдохновением. Его любовь не преминет перекинуться с существа на паука. Наука о бытии, которую мы изложим, — это философия»[2].

Философия, как система знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру, возникает из потребности человека выработать рациональные основания, придающие целостность мировоззрению и направленность познавательным и практическим начинаниям. Это означает, что философия — это накопление общих идей о мире в целом, с одной стороны, и масштабных принципов отношения к миру в целом — с другой. Начиная с уже существующих форм внефилософского, дофилософского и предфилософского мировоззрения и критически их исследуя, философия формирует свою обобщенную картину мира в связи с потребностями человеческой жизни путем рационального исследования и теоретического синтеза информации о мире. Для этого философия должна выработать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, который помогает выразить философское отношение человека к миру. Однако разработка философского языка, методов и приемов философского познания является лишь одним из компонентов цели философии. Цель философии — научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация этой цели через философию является основой для понимания человеком смысла и цели жизни и его участия в событиях мира. Такое понимание цели философии и ее предназначения пришло не сразу. В ходе развития философии она менялась в соответствии с представлениями о том, что такое философия.

Функции философии в научном познании

Философия как форма общественного сознания существует уже несколько тысяч лет. Ее существование вряд ли продолжалось бы так долго, если бы философия не была полезной для человечества, не удовлетворяла определенные потребности людей. Когда мы говорим о функциях философии, мы имеем в виду ту позитивную роль, которую философия может сыграть в жизни конкретного человека, в существовании сообществ людей разного уровня и всего человечества. Выделим наиболее важные функции философии:

Мировоззренческая функция философии — в ней проявляется способность философии выступать в качестве основы мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и законах его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение человека формируется в виде набора чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношение к миру, обществу и самому себе.

Методологическая функция философа — философия, которая является средством выработки принципов отношения человека к миру и хранительницей знаний об этих принципах, может выступать как методология, то есть учение о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия имеет методологическую функцию. Термин «методология» используется в научной литературе в двух значениях: во-первых, слово «методология» означает учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, методология понимается как совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности является проявлением мировоззрения в действии. Реализация философией методологической функции зависит от качества разработанных в ней общих принципов познавательной и практической деятельности человека и от глубины усвоения знаний об этих принципах людьми, которые ими пользуются.

Познавательная функция философии связана с упомянутой функцией гносеологической или теоретико-познавательной. Суть этой функции заключается в способности философии теоретически исследовать познавательную деятельность человека с целью раскрытия механизмов, приемов и методов познания. Другими словами, эпистемология, разрабатывающая принципы и нормы познания, предоставляет людям средства, с помощью которых они могут понять мир, то есть получить истинное знание о нем, и таким образом иметь правильное мировоззрение, отвечающее требованиям современности, на основе которого возможна эффективная практика.

Информационно-коммуникативная функция философии — характер усвоения философского знания зависит от способности философии как системы знаний доходить от одних людей к другим и информировать последних о своем содержании. В этом заключается информационно-коммуникативная функция философии.

Прогностическая функция — наряду с вышеперечисленными функциями, философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали в роли пророков и предсказывали будущее. Некоторые из этих прогнозов были утопичными, далекими от реальности, но иногда пророчества некоторых выдающихся мыслителей достигали высокой степени разумности. Конечно, трудно предсказать будущее, но ценность предупреждений философов о надвигающихся опасностях, таких как бездумное и хищническое потребление природных ресурсов, в рамках правил, управляющих современной глобальной экономикой, чрезвычайно высока. Ведь задача состоит в том, чтобы усовершенствовать правила, регулирующие отношения между обществом и природой, чтобы обеспечить выживание человечества.

Заключение

Философы науки считают, что фундаментальные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным изучением ее философских оснований, и каждый, кто хочет достичь удовлетворительного понимания современной науки, должен познакомиться с философской мыслью. Хотя философия исключает из своего рассмотрения специальные и частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт духовного познания человечества. Она придает смысл тем аспектам личного и общественного мировоззрения, тем отдельным типам человеческого жизненного опыта, которые не представляют особого интереса для частных наук. Но в отличие от отдельных наук, которые иерархически и автономно разбросаны по своим областям, философия имеет точки пересечения с каждой из них. Это отражено в сертифицированной области под названием «Философские проблемы науки», которая подчеркивает огромное и непреходящее значение для философии использования достижений естественных наук. По сути, она не может игнорировать фундаментальные научные открытия; напротив, она должна реагировать на них с готовностью трансформировать весь корпус философского знания. Ведь с каждым новым открытием в естественных и гуманитарных науках философия меняет свою форму. Таким образом, размышляя о развитии науки, философия размышляет и о себе, то есть сочетает размышления о науке с саморефлексией. Принято говорить о науке как об области, в которой научные и технические знания неразделимы и способствуют пониманию основных физических констант Вселенной. Двойная задача науки: стремление к самоидентификации научного взгляда на мир, самосогласованность научных выводов и ориентация на познание нового и неизвестного — стала особенно очевидной, когда между наукой и философией образовался разрыв. Тогда была обнаружена невозможность достичь его через единую систему мышления. Многие считали и продолжают считать, что наука может давать только технические знания, что она имеет техническую ценность.

Список литературы

  1. Лексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. — 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: Проспект, 2003;
  2. Анахт Давид. Определения философии // Вопр. философии. М.: Мысль, 1975;
  3. Аршинов В.И. Синергетика как постнеклассический феномен;
  4. Бердяев Н.А. «Я и мир предметов». Опыт философии уединения и общения». «Философия свободного разума». М., 1994;
  5. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: учебник. Изд. 2-е — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 6;
  6. Лутай В.С. Главная тема современной философии. Синергетический подход. Киев: ПАРАПАН, 2004;
  7. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005;
  8. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.,
  9. 1998 г;
  10. Платон. Государство // В 4-х томах. М.: 1994;
  11. 1Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Т. 1-я — Новосибирск. 1994;
  12. Рорти Р. Философия и зеркало природы. — Новосибирск, 1997;
  13. Степин В.С. Теоретические знания Москва 1999;
  14. Степин Б.С. Философия науки. Общие проблемы. Москва: Гардарики, 2006;
  15. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.