Для связи в whatsapp +905441085890

Общество, как система

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Методологический смысл «иронии» и «анархизма в науке» П. Фейерабенда (по ст. П. Фейерабенда «Как защитить общество от науки»)
  2. Неартикулированный интеллект (по кн. М. Полани «Личностное знание»)
  3. Целеполагание в человеческой деятельности
  4. Философия Сократа
  5. Понятие истины в философии
  6. Философия Мишеля Фуко
  7. Философия А. Шопенгауэра
  8. Философия культуры. Культура и цивилизация
  9. Культура и цивилизация. Перспективы развития человеческой истории на рубеже тысячелетия
  10. Основные проблемы и направления философии культуры

Введение

Системный подход, характерный для современной науки, является общим для многих интерпретаций общества. Общество рассматривается как целостная динамическая система. Система — это упорядоченный набор взаимосвязанных элементов со структурой и организацией, образующих единое целое. С философской и социологической точки зрения, общество является сложной системой, поскольку характеризуется рядом особенностей. Самой простой характеристикой общества как системы является его качественная обособленность, то есть способность быть автономным феноменом, отличным от других природных явлений. Вторым необходимым признаком системности общества является неоднородность его структуры, что означает, что данная система не только выделяется среди других объектов, но и сама состоит из автономных частей. Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы. Таким образом, общество как система выделяется по отношению к другим явлениям, состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которыми не обладают его отдельные части.

Функции и институты общества

Как форма человеческого существования, общество должно функционировать, то есть выполнять определенный набор функций:

  • Производство материальных товаров и услуг;
  • Воспроизводство и социализация человека;
  • Интеллектуальное производство и регулирование человеческой деятельности;
  • Распределение продуктов труда (деятельности);
  • Регулирование и управление деятельностью и поведением.

Для реализации этих функций формируются соответствующие структуры — организации (институты) и отношения.

Потребности и формы их выражения (стремления, ценности, интересы) играют важную роль в жизни отдельного человека, групп людей, регионов и общества в целом. Эта роль заключается прежде всего в том, что и общество как форма существования человека, и производство выполняют главную функцию удовлетворения потребностей людей. Потребности, личные и социальные, являются одной из главных движущих сил развития производства. Но для того, чтобы потреблять продукт, его нужно произвести. Человеческие существа также являются результатом определенного процесса воспроизводства.

В репродукции человека следует различать два аспекта:

  • Биологическое производство человека и ежедневное обновление его сил и способностей;
  • Общественное производство, то есть вовлечение индивида как социального субъекта в функционирование общественного механизма.

Духовное производство отличается от общественного. В процессе духовного производства происходит создание духовных ценностей, социальная роль которых заключается в духовной регуляции поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных материальных формах, которые в совокупности со спецификой содержания выступают как искусство, религия, философия, мораль, что и составляет содержание духовной культуры.

Распределение продуктов труда (деятельности), как элемент функциональной структуры общества, происходит в процессе обмена произведенными товарами, человеческими ресурсами и духовными ценностями на рынке. Таким образом, рынок — это широкая социальная система, включающая в себя все сферы общественной жизни.

Регулирование и контроль деятельности и поведения людей — это установление правил и норм и их исполнение. Процесс регулирования осуществляется в политических и правовых отношениях, поэтому он играет объединяющую роль для всех функциональных структур общества.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственные, правовые, культурные, религиозные, идеологические.

Основными институтами с точки зрения социальной организации являются наследственность, власть, собственность и семья.

Институциональная структура общества представляет собой сложную и разветвленную структуру. Таким образом, внутри фундаментальных институтов существуют очень четкие подразделения на более мелкие, нефундаментальные институты. Например, экономические институты, помимо фундаментального института собственности, включают множество специальных устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационные и управленческие институты.

Система политических институтов современного общества, помимо ведущих институтов власти, включает в себя демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма.

В системе правовых институтов выделяют такие компоненты, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судебной процедуры, адвокатуры, суда присяжных и т.д.

Структура религиозных институтов (если взять в качестве примера христианство) включает институты безбрачия (целибат священников в католицизме), епископата, крещения, исповеди, монашества и т.д.

В рамках социального института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются институты материнства и отцовства, побратимства, наследования, имянаречения и т.д.

Социальные институты определяют общество в целом; каждый институт выполняет социально значимую функцию.

Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь

Общество — это сложная динамическая система, включающая в себя сферы социальной жизни как подсистемы.

Экономическая или материально-производственная сфера — это сфера общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и материальными условиями жизни людей.

Социальная сфера — это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными слоями и т.д.) и их ролью в обществе.

Политическая или политико-правовая сфера — это сфера общественной жизни, связанная с организацией общества и его управлением, системой институтов управления.

Духовная сфера — это сфера общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.

Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется своим законам, но самостоятельность сфер относительна. Дисфункция в одной из этих сфер немедленно сказывается на состоянии остальных. Например, нестабильность в экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.

Во взаимоотношениях между сферами общественной жизни существуют причинно-следственные и функциональные связи. С точки зрения марксизма, причинно-следственные связи играют преобладающую роль. Это означает, что все сферы образуют иерархическую структуру, то есть находятся в отношениях субординации, подчинения. Марксисты четко указывают на зависимость всех сфер от экономической сферы и их обусловленность экономической сферой, в основе которой лежит материальное производство на основе определенного характера отношений собственности. В то же время марксисты подчеркивают, что экономическая сфера является лишь главной причиной, она в конечном итоге определяет только развитие других сфер общественной жизни. Они не отрицают обратного влияния других сфер на экономику.

Предпочтение функциональным взаимосвязям отдается в основном в англо-американской социологии. Акцент делается на том, что каждая сфера может существовать только в целостных рамках, в которых она выполняет конкретные, строго определенные функции. Например, функцию приспособления выполняет экономическая сфера, функцию достижения цели — политическая сфера и так далее.

Многомерное общественное развитие: источники и движущие силы

Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В процессе повседневной деятельности типы становятся все более разнообразными, а навыки и умения людей постепенно совершенствуются. Наряду с этими повседневными, относительно медленными изменениями в обществе происходят и крупные перемены, источники которых следует искать либо в изменении природных основ общественной жизни (Монтескье, А. Чижевский, Л. Гумилев), либо в изменении производственных отношений, орудий и методов организации производства (К. Маркс, В. Ростов), либо в изменении культурных, духовных ценностей (Гегель, П. Сорокин). Каждый из этих источников — природный, экономический, культурный — оказывал определенное влияние на развитие общественной жизни, хотя их роль не всегда была одинаковой.

Природные, экономические и культурные факторы тесно связаны между собой. Например, повышение рождаемости (естественно-биологический фактор) эффективно только при условии одновременного развития производства, образования, медицины и способствует быстрому развитию общества. Изобретение и применение парового двигателя в XVIII веке предопределило промышленную революцию, а затем породило новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие средств труда, прогресс науки, техники, как убедительно показывает исторический опыт, изменяет все сферы общественной жизни, структуру различных сообществ людей, их культуру и способы удовлетворения их потребностей.

Роль культуры, включая ее межнациональное взаимодействие, также велика. Например, активный перенос научных достижений из США и Западной Европы в Японию в 20 веке помог Японии за относительно короткое время стать одной из самых высокоразвитых стран мира. История дает множество примеров обратного, когда политика изоляционизма и недопущения в страну новых идей и продуктов, проводимая правителями, приводила могущественные страны к глубокому кризису и деградации в результате устаревания социальных структур и институтов.

Движущей силой действий любого человека или общества в целом как социальной системы является интерес. Содержание интереса определяется условиями жизни людей и их сообществ, их местом в системе общественных отношений. Интерес — это сама причина социальных действий, событий, которые лежат за непосредственными мотивами, идеями индивидов. На основе общности интересов люди объединяются в социальные группы. Интересы людей крайне противоречивы, они проявляются в виде материальных, социально-политических, нравственных, духовных и других интересов и требований.

В жизни общества происходит постоянное нормативное формирование интересов, которое придает им социальную форму и определяет способы их реализации. Система интересов, так сказать, «встроена» в социальное взаимодействие людей. В целом можно сказать, что движущей силой общественного развития является деятельность людей, социальных групп и слоев, социальных общностей, основанная на определенных интересах, которую осуществляют вышеупомянутые социальные субъекты.

Существуют различные подходы к анализу всемирной истории, в ходе которой происходит развитие общества. Один из них — линейно-стадиальный или унитарно-стадиальный. Его суть заключается в рассмотрении всемирной истории как единого процесса прогрессивного развития человечества.

Линейно-стационарная концепция истории достигла своего высшего выражения в ее марксистской, формационной версии. Маркс заимствовал термин «формация» из геологии. Это понятие охватывает два аспекта человеческого общества — общество как процесс и как состояние, структуру системы отношений между людьми, поэтому, рассматривая образования земли, мы характеризуем не только ее конкретное состояние, не только ее слой, но и ее формирование. В советской общественной мысли формационный подход был связан с так называемой марксистской концепцией социально-экономических формаций.

Исторические типы общества

Аграрное общество характеризуется господством сельскохозяйственного натурального производства, которое носило ограниченный, замкнутый, локальный характер. Стабильной структуре потребностей, сформировавшейся в этот период, способствовали и традиционные производственные отношения. Технические инновации распространяются очень медленно. Личная зависимость охватывала не только отношения в сфере производства, но и распространялась на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к коллективу (общине, касте, сословию) определяла место человека в обществе, характеризовала его образ жизни, особенности его быта (степень личного богатства, источники пополнения доходов и т.д.). Вся сеть отношений, сложившаяся в этот период, определялась традициями, моральными нормами, отражалась в социальной психологии и освящалась религией.

Индустриальное общество возникло с преодолением жесткой зависимости человека от природы в результате промышленной революции, которая была связана с изобретением парового двигателя. Объективными факторами перехода от естественных производительных сил к общественным были развитие системы средств труда, машинного оборудования, технологии. Углубляется разделение труда, развивается его специализация (профессиональная и функциональная), сотрудничество и комбинирование, распространяются научные знания. Это создает условия для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека. Промышленники играют решающую роль в социальной жизни индустриального общества, а промышленные предприятия становятся центрами социальной организации.

Формирование постиндустриального общества обусловлено превращением науки в производительную силу общества. Всеобщие производительные силы становятся основным элементом производительных сил общества! Изобретение компьютера качественно изменило жизнь человека, когда информация стала основным фактором производства. Поэтому постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, характеризуется широким внедрением новых информационных технологий в различные сферы жизни.

Концепция цивилизационного подхода к развитию общества очень сложна и неоднозначна в силу неопределенности самого понятия цивилизации. Содержание этого понятия менялось на протяжении всей его истории. Сторонники теории локальных цивилизаций, в частности немецкий философ О. Шпенглер и английский историк А. Тойнби, изучали в качестве цивилизаций крупные, исторически выросшие сообщества, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития, которые они считали уникальными. Из этого они сделали вывод, что не существовало единой мировой цивилизации, а были отдельные локальные цивилизации, которые функционировали по своим внутренним правилам. Согласно теории А. Тойнби, в мире возникло пять цивилизаций: западно-христианская, восточно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная буддийско-конфуцианская. Цивилизация возникает в результате специфического сочетания двух условий: наличия творческой элиты в данном обществе и среды, не слишком благоприятной для развития, но и не слишком враждебной. Она развивается благодаря взаимодействию вызова и ответа. Когда среда умеренно неблагоприятна, она постоянно бросает вызов обществу, и общество через свое творческое меньшинство, элиту, успешно отвечает на этот вызов и решает свои проблемы. Прогресс цивилизации заключается не в развитии технологий, установлении власти над природой, а в ее самоопределении и саморазвитии. Причины распада цивилизаций кроются в упадке творческих сил элиты, ослаблении подражания со стороны большинства людей, в результате чего общество теряет свое социальное единство.

Различные подходы к развитию общества имеют свои преимущества и недостатки. Например, линейно-стадиальный подход недооценивает роль культуры и духовной сферы в жизни общества, а локально-цивилизационный подход не учитывает растущие связи между различными цивилизациями.

Социальный прогресс и его критерии

В истории развитие часто приравнивается к прогрессу. Термин «прогресс» заимствован у древнеримского философа и поэта Тита Лукреция Каруса, который в своей работе «О природе вещей» использовал выражение «progressum sum» — поступательное движение вперед. Идея социального прогресса получила систематическое развитие в XVIII веке, в эпоху Просвещения, особенно у французских мыслителей, тогда как до этого доминировала идея циклического развития общества, идея «вечного возвращения». Идея прогресса глубоко укоренилась в массовом сознании европейской культуры и стала верой в неизбежно лучшее будущее.

Как и мыслители эпохи Просвещения XVIII века, Вольтер видел прогресс в человеческом разуме, важнейшей ролью которого было развитие искусств и науки. В знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Даламбера говорилось, что прогресс науки приведет к уничтожению социальной несправедливости и повысит уровень просвещенности, нравственности и свободы людей. В конце XVIII века Кондорсе в своем очерке исторического прогресса человеческого разума нарисовал картину десяти последовательных этапов человеческой жизни, через которые человечество неуклонно двигалось вверх во всех сферах жизни — экономике, политике, праве, морали и т. д. — во всех сферах жизни — экономике, политике, праве, морали и т.д. — Двигается вперед по пути к истине и счастью.

В двадцатом веке развитие естественных наук усилило стремление рассматривать прогресс как объективное явление. Это утверждение было основано на теории эволюции, которая рассматривает мир (природный и социальный) как определенную цепь причинно-следственных связей, предопределенную первопричиной, которая скрывает всю суть эволюции, всю социальную историю. Прогресс стал пониматься как нечто неизбежное, движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. И прогресс стал оправданием для определенных действий, справедливых или несправедливых, ведущих к созиданию или разрушению. По этой причине философское понимание прогресса и его антипода, регресса, остается актуальным и в ХХ веке.

Если принять за один из главных критериев прогресса усложнение форм жизни, приспособляемость и конкурентоспособность, то сегодня мы имели бы наиболее приспособленных представителей как животного, так и социального мира. Однако, как отмечал Дарвин, многие современные виды более примитивны, чем вымершие. Прогресс часто приравнивается к специализации по сложности. Между тем, многие ученые считают специализацию эволюционным тупиком. Простейшие микроорганизмы эволюционно гораздо более долговечны, чем более сложные организмы, возникшие позднее.

Если мы определяем прогресс в терминах самой жизни, то должны думать о нем как об увеличении сопротивления смерти или энтропии (энтропия — это все большее ослабление связей между элементами системы). По мере развития организмов вероятность того, что они погибнут от непредвиденных обстоятельств, уменьшается.

При определении критериев общественного прогресса необходим комплексный подход, поскольку общество состоит из различных подсистем, каждая из которых требует своих специфических критериев, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную социальную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими социальными системами. Критериями экономического прогресса являются уровень развития производительных сил общества, рост производительности труда. Социальный прогресс представляется как изменение общественных отношений, ведущее к росту социальной свободы и социальной справедливости, создающее более благоприятные условия для развития человека. Прогресс невозможен без нравственного, духовного самосовершенствования человека.

Заключение

В двадцатом веке, с его мировыми войнами, жестокими тоталитарными режимами и техногенными катастрофами, число безусловных сторонников прогресса уменьшилось, но сама идея прогресса выжила. Стала очевидной многомерность, противоречивость прогресса. Оказалось, что великие достижения могут иметь и побочные эффекты, неприятные, негативные последствия. Прогресс в понимании физического мира и овладение атомом, например, дали нам электричество и тепло, с одной стороны, и ядерное оружие, способное уничтожить все человечество, с другой. В поисках универсальных критериев прогресса важно помнить, что прогресс — это не цель, а средство для всестороннего развития и счастья человека. Любой прогресс хорош, если он для человека, а не человек для прогресса.

Подводя итог, можно сказать, что проблема прогресса является сложной и многомерной. С этой точки зрения, следующие критерии можно определить как универсальные:

  • Способность человечества противостоять энтропии, саморазрушению;
  • Повышение степени свободы человека, его способности к творчеству, инновациям;
  • Степень осознания счастья как главного смысла человеческого существования.

Список литературы

  1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Социальная наука. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
  4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
  5. Курбатов В. И. Социальные науки. Ростов н/Д: Феникс, 2007.