Оглавление:
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
- Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение
- Понятие материи. Основные формы и свойства материи
- Философское и естественнонаучное представление о материи
- Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
- Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
- Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека
- Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания
- Специфика и основные формы чувственного познания
- Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании
- Знак, его природа и роль в информационной деятельности
Введение
ментальность как отражение реальности в мозгу человека характеризуется различными уровнями.
Сознание образует высший уровень психики, присущий человеку. Сознание — высшая, интегрирующая форма психики, результат социально-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, в постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание является «социальным продуктом»; сознание есть не что иное, как сознательное бытие.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, в котором сознание существует и в котором нечто существует для него, есть знание. Структура сознания, таким образом, включает в себя основные когнитивные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Эти процессы могут включать ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении раздражителей, действующих на мозг в сознании, формируется чувственный образ мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет обновлять в сознании образы прошлого; воображение позволяет строить воображаемые модели того, что является объектом потребности, но отсутствует в настоящем. Мышление позволяет решать проблемы, используя обобщенные знания. Нарушение, сбой, а тем более полный разрыв любого из перечисленных выше психических познавательных процессов неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — это воплощенное в нем четкое различие между субъектом и объектом, то есть между «я» и «не-я» человека. Человек, который впервые в истории органического мира отделился от него и противопоставил себя окружающей среде, продолжает сохранять это противопоставление и различие в своем сознании. Он единственный среди живых существ, кто может заниматься самопознанием, то есть направлять умственную деятельность на изучение самого себя. Человек делает сознательную самооценку своих действий и себя в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — это путь, который каждый человек проходит в детстве и который имеет место в процессе формирования самосознания человека.
Третья особенность сознания — это обеспечение целенаправленной человеческой деятельности. В функции сознания входит формирование целей деятельности, с их помощью формируются и взвешиваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход действий и вносятся необходимые коррективы и т.д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он в то же время осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет образ его действий и которой он должен подчинить свою волю». Любое нарушение, будь то болезнь или
Нарушение сознания — это любое нарушение, вызванное болезнью или иными причинами, способности осуществлять целенаправленную деятельность, ее координацию и направление.
Наконец, четвертой характеристикой сознания является включение в его состав определенного отношения. «Мое отношение к окружающей среде — это мое сознание», — писал К. Маркс. Человеческое сознание неизбежно включает в себя мир эмоций, в котором отражаются сложные объективные и, прежде всего, социальные отношения, в которые вовлечен человек. Человеческое сознание содержит эмоциональные оценки межличностных отношений. Здесь, как и во многих других случаях, патология помогает нам лучше понять природу нормального сознания. При некоторых психических заболеваниях нарушение сознания характеризуется нарушением в сфере эмоций и отношений: больной ненавидит свою мать, которую раньше горячо любил, со злостью говорит о близких людях и так далее.
Концепция общественного сознания
Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная социально развитому человеку и связанная с языком: способность человека к идеальному отображению действительности в мышлении.
Сознание — это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно представлять объективную реальность в сенсорных и логических образах.
Почти каждое общество, независимо от его размера, устойчивости и уровня интеграции, обладает тем или иным видом сознания (некоторые его характеристики можно найти в очереди в магазине). Историческая реальность, отраженная в сознании людей, порождает социальные установки, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и т.д. Они, в свою очередь, оказывают эффективное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и влияет на индивидуальную психологию каждого человека в обществе.
Сознание — явление социальное по самому своему происхождению и по необходимости обеспечения нормальных условий его функционирования. Но социальная природа сознания еще глубже, поскольку общество выступает как носитель сознания и в то же время как детерминант его содержания. В связи с этим необходимо выделить категорию общественного сознания и соотнести ее с индивидуальным сознанием.
Оба типа сознания имеют один и тот же источник происхождения — общественную жизнь, но у них разные субъекты. Индивидуальное сознание представляет собой сознание отдельного человека. Общественное сознание включает в себя совокупность идей, теорий и взглядов, возникающих в определенный исторический период в большинстве социальных групп.
Общественное сознание не является суммой индивидуальных сознаний. Общественное сознание — это качественно особая психическая система, имеющая свои особые, объективные законы развития.
С гносеологической (когнитивной) стороны общественное сознание — это целенаправленное осознание (отражение, воображение, оценка и т.д.) природного, социального, индивидуального бытия (прошлого, настоящего, будущего) в форме ощущений, знаний, проектов — «живое» или текстуальное сознание. С социологической (нормативной) стороны общественное сознание — это внутренняя сущность (управление, создание) общественного бытия (его функционирования и развития) в соответствии с потребностями и интересами людей. Общественное сознание включает: Знания, формы и методы познания, последовательность умственных действий и операций, умственные потребности и интересы людей.
Общественное сознание включает в себя, прежде всего, совокупность ощущений, восприятий, мыслей, теорий в памяти живущих. Это сознание называется массовым сознанием и живым сознанием для конкретного общества. Далее, сюда входит «неживое» сознание, историческая память, «знаковое» сознание, которое закодировано и сохраняется в виде рукописей, фильмов, предметов материальной культуры и так далее. Часть этого сознания может быть расшифрована и понята, а часть утрачена, уже непостижима для современников.
Общественное сознание включает формы и методы социального познания. Методы эмпирического познания включают наблюдение, эксперимент, описание, моделирование, социальный факт и т.д. Теоретические методы социального познания включают: исторический и логический, анализ и синтез, гипотезу и аналогию, научную теорию и научную утопию. Формы и методы социального познания различаются среди масс, интеллигенции и элиты общества по их количеству, глубине усвоения и способности их использовать.
Основными когнитивными актами, относящимися к процессу социального познания, являются рефлексия, воображение, оценка, проекция, регуляция, спецификация и т.д.
Отражение — это копирование социального бытия в сенсорные и ментальные образы.
Воображение — это способность создавать новые сенсорные и ментальные образы на основе преобразований, полученных в процессе отражения. Воображение делится на добровольное и непроизвольное, репродуктивное и творческое, конкретное и абстрактное, научное, изобретательское, художественное.
Оценка — это процесс чувственного и умственного сравнения, отбора и отнесения знаний к добру и злу, полезному и вредному, справедливому и несправедливому и т.д. Критериями оценки являются потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, формирующие его менталитет.
Структура общественного сознания
Общественное сознание имеет сложную структуру. Традиционно она делится на уровни в «вертикальной» перспективе и на формы в «горизонтальной» перспективе.
Вертикальная перспектива, в свою очередь, использует эпистемологический и социологический подходы. Гносеологический аспект анализа заключается в том, чтобы выяснить, что и как отражается в общественном сознании, в общественном бытии. Этот подход определяет повседневный и теоретический уровни общественного сознания.
Обыденное сознание в основном схватывает и обобщает внешние отношения и условия, не проникая в суть вещей. Она включает в себя всю форму знаний и заблуждений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей на производстве, в быту и т.д. Повседневное сознание возникает как осознание повседневных потребностей людей.
Более глубокое отражение общественного бытия, на уровне сущности, дает теоретическое сознание, которое существует в виде системы идей, понятий и законов. Эти два уровня общественного сознания тесно взаимодействуют, причем главную роль играет теоретическое сознание. В то же время здравый смысл имеет определенную ценность в силу своей целостности и прямого отражения действительности, и он может корректировать теоретические идеализации, которые иногда сильно упрощают реальные связи и отношения.
В социологическом подходе основным критерием для выделения уровней общественного сознания является степень учета, способ выражения интересов отдельных классов и социальных групп. Также согласно этому критерию, существует два уровня — общественная психология и идеология.
Общественная психология включает в себя три основных элемента:
1) Мысли и восприятие. Рожденные в результате практической деятельности определенного класса (социальной группы) и общества в целом, а также унаследованные от предыдущих поколений.
2) Чувства, стремления, настроения, выражающие эмоциональное отношение класса (социальной группы) к другим классам (социальным группам) и заставляющие людей действовать определенным образом.
3) Традиции. Обычаи и традиции, которые являются «материальной» фиксацией мышления и чувств соответствующих социальных групп.
Социальная психология — это исходная структура общественного сознания, которая возникает непосредственно из общественного бытия. На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производственные, а также бытовые, семейные, национальные и культурные отношения. К особенностям общественной психологии относятся спонтанность формирования, определенная аморфность (фрагментарность), а также возможность прямого перевода взглядов, чувств и установок в действия.
Идеология еще более удалена от условий повседневной жизни людей, но отражает их более полно и глубоко. Она выступает как самосознание конкретного класса (социальной группы). В учебной и научной литературе идеология часто описывается как теоретическое отражение интересов определенного класса. В этой интерпретации она вытесняется с теоретического уровня общественного сознания. Еще более нелогичным кажется деление идеологии на научную и ненаучную, как это делалось ранее в философской литературе. Лучше говорить о системном, целостном отражении общественных интересов. В некоторых случаях это отражение может иметь различный характер — программы, лозунги, нормы. В отличие от общественной психологии, идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеологической работы. Идеология существует и возникает в классовом, социально неоднородном обществе. Общественная психология и идеология взаимодействуют друг с другом, причем идеология, по-видимому, играет решающую роль.
Формы общественного сознания
В «горизонтальном» плане существуют такие формы общественного сознания, как экономическое, эстетическое, научное, философское и другие. Их, в свою очередь, различают
1) Через объект отражения
2) На пути размышлений
3) В соответствии с их социальной ролью.
Они взаимодействуют друг с другом и исторически изменяются. Кратко охарактеризуем наиболее важные из них.
Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Его характерной особенностью, по сравнению с другими формами общественного сознания, является наиболее тесная связь с повседневной жизнью людей. Необходимость экономического сознания вытекает из самого существования экономики как сферы общественной жизни. Экономическая жизнь немыслима без сознания, направленного на ее понимание и совершенствование. Учитывая условия хозяйствования и роль экономики в общественной жизни, экономическое сознание направлено на упорядочение и развитие хозяйственной жизни, поиск методов управления, соответствующих объективным условиям.
Политическое сознание — это особая форма общественного сознания, через которую отражаются и частично регулируются политические отношения (т.е. отношения власти) между классами, нациями и государствами. Политические отношения обусловлены экономическими отношениями. Политическое сознание не является однородным. На идеологическом уровне она предстает как система политических взглядов, идей, теорий. Программы, лозунги, выражающие основные интересы различных классов, наций, государств. На уровне общественной психологии политическое сознание предстает как несистематизированные политические взгляды, чувства, установки, представления людей о государстве и власти, об отношениях между государствами, нациями, партиями и т.д.
Правосознание (правосознание) — это совокупность взглядов, теорий, идей людей по отношению к действующему праву как системе установленных государством правовых норм и практической деятельности. Правосознание возникает с появлением классов и государства. Закон в первую очередь защищает интересы правящего класса. Она особенно тесно связана с экономическим и политическим сознанием. На идеологическом уровне правосознание проявляется в виде определенной системы правовых взглядов, правовых доктрин, теорий и кодексов. На социально-психологическом уровне она представляет собой различные мнения о законах и справедливости в отношениях между людьми, институтами, социальными группами. Правосознание выполняет ряд функций: познавательную (реализация правовых знаний индивидами, участниками юридических сделок); оценочную (субъект оценивает индивидуальные правовые акты в соответствии со своими интересами и знанием права); регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). В правовом сознании. Как и в политическом сознании, существуют большие различия (особенно во времена политической нестабильности) между официальной идеологией и массовым сознанием.
Суть религиозного сознания заключается в удвоении мира путем провозглашения, наряду с реальным, существования потустороннего мира, в котором якобы могут быть разрешены все противоречия земного существования. Основной характеристикой религиозности является вера в сверхъестественные силы. Атеизм — это противоположность религии. Это не самостоятельная форма общественного сознания, а социально санкционированный противовес общественному сознанию.
Моральное (нравственное) сознание возникло в первобытном обществе. Для выживания человеку нужны не только средства труда, но и определенные правила совместной жизни. Эти правила воплощаются в морали, которая в первую очередь выполняет регулятивную функцию и в этом отношении близка к праву. Но в отличие от них, моральные нормы поддерживаются силой обычая, общественного мнения.
Социальная неоднородность определяет разнообразие моральных норм в разные эпохи и между разными народами и социальными группами. Однако в них содержится вневременное человеческое содержание.
Эстетическое сознание — это форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества.
Научное сознание — важнейшая форма общественного сознания — представляет собой совокупность объективных знаний о той или иной области природы или общественной жизни. Социальная обусловленность науки чрезвычайно сложна. Прежде всего, необходимо рассмотреть основные моменты научного знания
Взаимодействие общественного и индивидуального сознания
В зависимости от материалистического или идеалистического подхода, сознание можно считать первичной или вторичной сущностью. Например, материалисты считают, что общественное сознание не может быть ничем иным, как сознательным бытием. Это означает: во-первых, общественное сознание отражает бытие, а не наоборот; во-вторых, бытие и общественное сознание не тождественны; в-третьих, отражение может быть приблизительно точной копией того, что отражается; в-четвертых, общественное сознание не может полностью охватить и отразить бытие общества и его развитие. Она отражает бытие только в его общих и фундаментальных свойствах.
Эти свойства характерны и для индивидуального сознания. При этом индивидуальное сознание, как и общественное, будет отражать не только сущность мира в целом или конкретной среды жизнедеятельности людей, но и определенное отношение к миру и к этой конкретной среде (ее оценку). Поэтому можно сказать, что мое (индивидуальное сознание) — это не только мои знания о мире, окружении, но и мое отношение к миру и окружению.
Мир человеческого сознания многомерен и безграничен. Ведь в реальной жизни может быть не только то, что есть, но и то, чего в ней нет. Сознание включает в себя идеалы, иллюзии, мечты и фантазии. В этом бесконечном мире человек может чувствовать себя маленькой песчинкой. И все же парадоксально, но факт: в этой маленькой песчинке, одном человеке, в его сознании может поместиться весь мир: Миллионы звезд, галактик, вся история человечества. Конечно, сознание человека может не выходить за пределы его непосредственного окружения.
Общественное сознание и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимодействии. Человек избирательно относится к общественному сознанию. Общественное сознание также избирательно по отношению к индивидуальному сознанию. Только то из индивидуального сознания, что работает на общественно значимую потребность, что вызывает интерес, может войти в сферу общественного сознания, стать значимым для других людей.
Зная законы взаимодействия общественного и индивидуального сознания, каждому человеку очень важно избегать крайностей. Личное сознание не должно быть крайне индивидуалистичным, развиваться по принципу: что хочу, то и применяю, т.е. оно не должно ограничиваться моими сугубо индивидуальными потребностями. Плохо, если человек растягивает свое «я» и во всех случаях настаивает только на своем особом мнении. Необходимо прислушиваться к опыту других и уважать чужое мнение. В то же время плохо, когда личное сознание полностью растворяется в групповом сознании, когда оно не способно выйти за рамки взглядов своей группы и полностью подчиняет себя этому сознанию. Поступая так, человек возводит, так сказать, потолок на пути роста личного сознания.
Общественное сознание имеет сложную структуру, которая включает в себя сенсорно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни, а также различные формы общественного сознания.
В зависимости от того, какой спектр сознания: знание или оценка преобладает в общественном (индивидуальном) сознании, выделяются различные уровни. Если общественное сознание рассматривать только в спектре содержащихся в нем знаний, то выделяются уровни обыденного и теоретического сознания. Обыденное и теоретическое сознание различаются по степени глубины и полноты представленных в них знаний.
Заключение
Переход к сознанию — это начало нового, более высокого этапа в развитии психики. В отличие от психического отражения животных, когнитивное отражение — это отражение объективной действительности в отрыве от отношений субъекта к ней, то есть отражение, выделяющее ее объективные и устойчивые свойства.
В сознании образ реальности не сливается с опытом субъекта: в сознании то, что изображается, представляется субъекту как «неизбежное». Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном союзе. Общественное сознание является межиндивидуальным и не зависит от отдельного человека. Для некоторых людей она носит объективный характер.
Каждый человек испытывает влияние общественного сознания в процессе своей жизни, через отношения с другими людьми, через обучение и воспитание, и это влияние не пассивное, а избирательное, активное.
Нормы общественного сознания психически воздействуют на человека, формируют его мировоззрение, моральные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим собственным законам.
В конечном итоге общественное мнение трансформируется в индивидуальное мировоззрение.
Список литературы
Семинарские занятия по философии: учебное пособие. Под ред. К.М. Никонова. — М.: Высшая школа, 1991. — 287с.
А.Г. Спиркин. Основы философии: учебник для вузов. — М.: Политиздат, 1988 г. — 592с.
Введение в философию: учебник для вузов. В 2 частях. Под редакцией И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1989. — 458 с.
Основы философии. В: социальная философия — учебник. — В: Томский государственный университет. Пермь. Филиал. 1991. — 276 с.
Философия: учебник для вузов. — Ростов-на-Дону «Феникс», 1998 — 576 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, Политиздат, 1975.