Оглавление:
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
- Соотношение науки, культуры и цивилизации
- Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого
- Основные концепции взаимоотношения науки и философии
- Функции науки в жизни общества
- Роль науки в современном образовании и формировании личности
- Возникновение науки. Проблема «начала»
- Наука в культуре античного полиса
- История науки. Возможные варианты реконструкции научного знания
- Схоластическое и опытное естествознание в Западной Европе (ХI – ХIV вв.)
- Средневековая теология как опыт теоретического мышления
Введение
Отношения между наукой и другими отраслями культуры не были безоблачными. Борьба за интеллектуальное лидерство принимала довольно жесткие, иногда жестокие формы. В Средние века политическая и духовная власть принадлежала религии, и она наложила свою печать на развитие науки. Русский историк и философ Н.И.Кареев писал о взаимоотношениях науки и религии в то время: «Строгая опека была наложена Церковью на человеческую мысль: изучение наук и их преподавание было поручено только Церкви, за которой, однако, бдительно следили власти…». Церковь считала себя вправе силой привести человека к истине и передать его светским властям для казни «без кровопролития», если он упорствует … Крайне аскетический взгляд на знание даже привел к отрицанию всей науки как суетного знания, ведущего к гибели» [1] [2].
Наука должна была служить главным образом для иллюстрации и доказательства теологических истин. Как писал Дж. Бернал, «до восемнадцатого века наука интересовалась в основном небесами.»[3] Первой наукой была астрономия. Но именно изучение небес привело впоследствии к могуществу науки. Начиная с Коперника, стало ясно, что наука — это не то же самое, что теология и обычное знание. Борьба между наукой и религией вступила в решающую фазу. Джордано Бруно отдал свою жизнь за торжество научного мировоззрения, так же как Сократ и Христос когда-то пожертвовали собой ради торжества философии и религии.
И вот в чем парадокс. В начале IV века до н.э. Сократа приговорили к смерти и заставили выпить чашу с ядом, и в том же веке философия восторжествовала; были созданы школы учеников Сократа и Академия Платона. В первом веке Христос был распят, и в том же веке его ученики основали Церковь, которая два века спустя одержала победу над философией. В 1600 году Дж. Бруно был сожжен, и в том же веке наука победила религию. Триумф смерти превратился в триумф духа, который оказался сильнее смерти. Физическая власть утверждается силой, духовная — жертвенностью.
Наука как миф и ритуал
Кроме всего прочего, миф не является научной конструкцией, особенно псевдонаучной, донаучной или примитивно-научной. Лосев показывает, что миф не является примитивной наукой, преднаукой или донаукой. Бессмысленно говорить, что современная наука возникает из мифа, а затем, развиваясь, преодолевает миф. Наука и миф — это просто разные функции жизни. Они не связаны отношениями преемственности, хотя между ними существует взаимодействие. Это взаимодействие заключается прежде всего в том, что наука мифологична, причем не только первобытная, но и современная наука.
По мнению Лосева, ньютоновская механика основана на мифологии нигилизма. Так он объясняет суть мифологии нигилизма (его иронию следует воспринимать всерьез):
Механика Ньютона построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства. Мир не имеет границ, т.е. не имеет формы. Для меня это означает, что она бесформенна. Мир — это абсолютно однородное пространство. Для меня это означает, что он абсолютно плоский, без особенностей, не расслабленный. От такого мира веет невероятной скукой. Добавьте к этому абсолютную темноту и нечеловеческий холод межпланетного пространства. Это не черная дыра, это даже не гробница, и не баня с пауками, потому что и то, и другое интереснее и теплее, и все равно говорит о чем-то человеческом. Очевидно, что это не вывод науки, а мифология, которую наука приняла в качестве вероучения и догмы. Не только старшеклассники, но и все серьезные ученые не замечают, что мир их физики и астрономии — это довольно скучная, иногда противная, иногда просто безумная дымка, та самая дырка, которую можно любить и боготворить. Говорят, что и сейчас их много в дикой природе Сибири. А я, из-за своих грехов, не могу понять: как может двигаться земля? Я читала учебники, когда хотела стать астрономом, и даже вышла замуж за астронома. Но до сих пор я не могу убедить себя в том, что земля движется и что неба нет. Существуют маятники, качели и параллаксы. Не убедительно. Это просто небольшая жидкость. Здесь стоит вопрос о всей земле, и вы раскачиваете некоторые маятники. И самое главное, все это как-то неприятно, все это как-то жутко, зло, жестоко. Однажды я был на Земле, под родным небом, слушал Вселенную «Я не сдвинусь с места…». А потом вдруг ничего нет, ни земли, ни неба, ни «я не сдвинусь с места». Пинали куда-то в шею, в какую-то пустоту, и даже позволяли ругательства. «Вот вам родина — плюйте и майтесь!». Когда я читаю учебник астрономии, мне кажется, что кто-то выгоняет меня из моего собственного дома с палкой, готовый плюнуть мне в лицо. И почему?
Это представление вполне соответствует доктрине бесконечного прогресса общества и культуры, характерной для европейской философии Нового времени. Исходя из этого учения, можно сделать вывод, что каждая эпоха имеет смысл не сама по себе, а как подготовка к последующей эпохе, и поэтому ни одна из эпох не имеет смысла, а смысл уходит в бесконечную историческую даль. Это то, что Лосев называет мифологией социального нигилизма. Доктрина всеобщего социального уравнения, которая также имеет признаки социального нигилизма, и теория бесконечной делимости материи также являются мифологическими.
Эти чрезвычайно важные вопросы требуют более детального рассмотрения. Тот факт, что вся наука мифологична, не означает, что она тождественна мифу. Наука может быть немифологической. Но такая наука полностью абстрактна и отвлечена, то есть представляет собой систему логических и математических законов, и ее можно назвать чистой наукой, «наукой-как-есть». В действительности наука никогда не бывает такой. Когда мы говорим о реальной науке, характерной для той или иной исторической эпохи, мы имеем в виду применение чистой, абстрактной науки, а здесь господствует исключительно мифология. «Вся настоящая наука мифологична, но сама наука не имеет ничего общего с мифологией».
Ритуал и миф
Но не все исследователи генеалогии морали признавали табу в качестве исходного явления. Возможно, у всех первобытных племен были табу, но их нельзя возводить в абсолют. Этнографические материалы показывают, что в жизни племен обязательно выбиралось несколько дней в году, когда вдруг разрешалось все. Родовое животное ритуально убивали, съедали, и этот акт обычно сопровождался человеческим жертвоприношением и обязательно беспорядочными половыми связями. Более того, нарушение двух основных табу не только разрешалось, но и налагалось на всех членов клана. Каждый должен был участвовать в преступлении, чтобы потом вся община могла попросить прощения у убитого тотема и друг у друга. Создается впечатление, что, участвуя в убийствах и оргиях, люди получали представление о том, какой была бы жизнь без важнейших запретов. И, судя по всему, это было бы ужасно.
Тем не менее, по мнению некоторых ученых, важность табу становится понятной именно через этот акт, когда люди осознали свое единство как в преступлении, так и в его противоположности, нормальной жизни. Но здесь акцент смещается с запретов на сам ритуал, который также следует рассматривать как одно из первичных явлений морали. Ритуал (от лат. ritualis — церемониальный) — это фиксированная последовательность действий, символизирующих события, священные для жизни вида. Можно сказать, что она моделирует идеальные отношения людей друг с другом и с высшими силами, что соответствует морали. Ритуал — это форма коллективной жизни, в которой важную роль играет момент праздника, выход из обыденности, приобщение к великому, что в целом дает ощущение подлинности существования. Взятая как традиция, передаваемая из поколения в поколение, она обретает свою священную историю, которая приводит к рождению мифа. Миф — это более сложное проявление коллективного сознания, в котором могут сосуществовать многочисленные ритуалы, обычаи и практики. Самое главное, в ней появляются ключевые образы совершенных (божественных) существ, которые служат стандартами поведения. Кроме них, миф воплощает отношения между людьми, иллюстрирует самые ранние представления о нравственных или, наоборот, порочных качествах человека. Здесь возникает идеальный образ морали, который позволяет людям определить цели своей жизни и придать ей смысл.
Ритуалы и мифы, несомненно, сыграли значительную роль в истории человечества. Однако следует иметь в виду, что они возникли из коллективного сознания на самых ранних этапах развития общества. В этом отношении людям навязывали ритуалы, заставляя их заниматься практикой, которая сегодня вызвала бы у нас оправданное возмущение, например, человеческие жертвоприношения. Ритуал и миф не могут быть критически восприняты, а ведь именно способность адекватно оценивать навязанные обществом стереотипы поведения является важнейшим элементом зрелого морального сознания.
Качественная динамика знания: миф, преднаука, наука.
Важную роль, особенно на ранних этапах истории человечества, играли мифологические знания. Его особенность в том, что он является фантастическим отражением действительности, бессознательно-художественной переработкой природы и общества через воображение людей. В рамках мифологии были выработаны определенные знания о природе, космосе, самом человеке, условиях его существования, формах общения и т.д. Мифологическое мышление — это не просто безудержная игра воображения, а своего рода моделирование мира, которое позволяет зафиксировать и передать опыт поколений. Таким образом, Леви-Стросс указал на конкретность и метафоричность мифологического мышления, его способность к обобщению, классификации и логическому анализу. Для мифологического мышления характерно слияние с эмоциональной сферой, нечеткое разделение объекта и предмета познания, объекта и знака, вещи и слова, происхождения и сущности явлений и так далее. Объяснение природных и социальных явлений, как и мира в целом, было сведено к рассказам об их происхождении и формировании (генетицизм).
Проводится различие между древнеегипетской, вавилоно-шумерской и древнеиндийской донаукой.
Особенности преднауки: цель — служение практике; отсутствие понятийного аппарата; практическая значимость знаний; авторитет субъекта — носителя знаний. Если на донаучном этапе первичные идеальные объекты и их отношения выводились непосредственно из практики, и только потом в рамках созданной системы знаний формировались новые идеальные объекты, то теперь познание идет следующим путем. В научном методе исходные идеальные объекты уже не берутся из практики, а заимствуются из ранее сформированных систем знаний и используются как строительный материал при формировании нового знания.
Как своеобразная форма знания — специфический тип духовного производства и социального института — наука возникла в Европе в Новое время, в XVI — XVII веках в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации знаний на философию и науку, которые были объединены ранее. Первой и самой важной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. В основном это связано с переходом человечества от собирательской к производящей экономике. Второй причиной возникновения науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Когнитивная», поисковая деятельность характерна и для животных, но в результате усложнения профессионально-практической деятельности человека, овладения человеком различными видами преобразующей деятельности наблюдаются глубокие изменения в структуре психики человека, структуре его мозга, изменения в морфологии его тела.
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассическая стадия), из которой возникают элементы (пресуппозиции) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на древнем Востоке, в Греции и Риме.
Формирование преднауки на Древнем Востоке. Возникновению феномена науки предшествовал длительный, продолжавшийся многие тысячелетия этап накопления простейших, донаучных форм знания. Возникновение древних восточных цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия, Китай), выразившееся в появлении государств, городов, письменности и т.д., способствовало накоплению значительных запасов медицинских, астрономических, математических, сельскохозяйственных, гидравлических и строительных знаний. Потребности навигации (морского дела) стимулировали развитие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных — древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, восстановления земель после разливов рек — развитие математических знаний и так далее.
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, в структуре получения научного знания.
Модель развития В.С. Степина используется в F. Используемые науки: Миф (антроп) Логос (мифологическое нормирование) Преднаука (обобщение опыта) Наука (конструирование идеальных объектов) | классическая; неклассическая; постклассическая.
1) Миф — это начальная форма мировоззрения. Особенности: коллективный характер мировоззрения, неразличимость естественного и сверхъестественного мира, неразличимость вещи и ее образа, отсутствие субстанций в мифе (все превращается во все), основной способ объяснения сущности вещи — гинетический (ее происхождение), отсутствие причинно-следственных связей; вместо них — согласование причины и следствия, антропоморфизм, т.е. очеловечивание мира. Этапы развития: 1.тотемизм — родство с объектами природы. 2.Анаминизм — полная бездуховность мира. 3.Фетишизм — вера в посредников между естественным и сверхъестественным миром.
2) Стадия Логоса (разум, закон, слово). Происхождение рациональности связано с процессами: 1. систематизации и рационализации мифов. 2. дифференциация объективного и субъективного знания. 3. подмена причинно-следственных отношений причинно-следственными отношениями. 4. ищите существенное и постоянное.
3) Преднаука древнего Востока. Несмотря на накопленные знания в области математики, астрономии, механики, геометрии в Древней Индии, Китае, Египте, их нельзя считать научными: 1. Основным способом получения знаний были индуктивные обобщения, практически значимый опыт, что оставляло знания исключительно в эмпирической сфере, лишая их теоретичности. 2. знания циркулировали только в узких кругах носителей ноу-хау и были секретными. 3. знания носили предписывающий характер, поскольку не рассматривались критически и не были обоснованы. 4. динамика знаний — замена менее оптимальных рецептов на более оптимальные. Вывод: донаучные знания были представлены наборами алгоритмов действий без логического обоснования.
4) Этап самой науки. Она начинается с философов Древней Греции. Элита (созерцательная деятельность, т.е. теория: физика, математика), простые рабы (практическая деятельность: механика, логистика). Теоретическая деятельность возникает в результате социальных причин: неприятие экспериментальной формы познания, аристократизм порождает специализацию только на созерцательной чисто интеллектуальной деятельности, которая развивает обобщение до идеализации по следующей схеме: Наблюдение объекта Обобщение Абстракция [абстрагирование от несущественных признаков объекта — Восток] Идеализация [Древняя Греция]. Идеализация — это создание на основе абстракции мысленных объектов, которые не могут быть в реальности, но имеют в ней отдаленные аналоги, т.е. в результате идеализации происходит конструирование идеальных объектов, которое осуществляется 3 способами: 1.Минимизация свойств эмпирических объектов: точка (объект без пространственных параметров), атом, фонема (идеальный эталон звука). 2.максимизация эмпирических объектов: идеальное черное тело, идеальный газ, математический маятник, вечный двигатель. 3.Построение в неординарной связи с эмпирическими объектами: иррациональные числа, комплексные числа, неевклидова геометрия, черные дыры. Вывод: основой преднауки является движение от опыта к эмпирическому знанию, построение идеальных объектов и движение от них к опыту (выдвижение гипотез и их эмпирическая проверка). (Пример: деревья сбрасывают листья зимой — мы хотим создать внеэкспериментальное знание).
Заключение
Таким образом, не существует абстрактной социальной реальности, изолированной от «жизни как она есть», правильность интерпретации которой оспаривается наукой и мифом. Существует только миф. Именно миф создает для нас реальность; это реальность, в которой мы существуем. Признание мифологической природы науки, однако, не требует от нас согласия с ироничным описанием ньютоновского мифа Лосевским. Мы можем предложить свою собственную интерпретацию или истолковать его не как нигилистический миф, а, напротив, как творческий и оптимистический. Не следует также принимать лосевскую интерпретацию современной социальной науки с ее идеями прогресса и равенства как нигилистической мифологии. Но нельзя отрицать, что она составляет существенную часть современного мифа, который питает и организует наше восприятие мира и человека, вплоть до самых частных, повседневных представлений, а также нашу историю и социальную жизнь.
В заключение приведем еще одну характеристику Лосевым того, чем является и чем не является миф. Миф — это не научная или примитивно-научная конструкция, а «живая субъектно-объектная коммуникация, обладающая собственной вненаучной, чисто мифической истиной, подлинностью, принципиальной закономерностью и структурой».
Список литературы
- Ван дер Варден Е.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. Перевод с голландского, Москва, 1959.
- Батлер И.X. Словарь древнегреческого и русского языков. М., 1958.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях. (См. список А).
- Ельницкий Л.А. Знания древних о северных землях. М., 1961.
- Жмудь Л.Я. Наука и государство в Древнем мире // ВИЕТ, 1989, № 2.
- История греческой литературы (см. список А).
- Лебедев А.В. Демиург в Фалесе? (О реконструкции милетской космогонии Фалеса). // Текст: семантика и структура. М., 1983.
- Льюис Дж.Г. Античная философия. От Фалеса до Сократа. Минск, 1997. 9.
- Маковельский А. О. Досократики. Казань, 1914. издание. 1.
- Панченко Д.В. Фалес: рождение философии и науки // Некоторые проблемы истории античной науки. Л., 1989.
- Петров М.К. Пентеконтера. В первом классе европейской школы мысли // Вопросы истории естествознания и техники, 1987, №3.
- Рожанский И.Д. Развитие естественных наук в эпоху античности. М., 1979.
- Христианские апологеты: Учения древних апологетов. СПб, 1999.
- Фрагменты ранних греческих философов (см. список А).
- Чайковский, Ю. В. Элементы эволюционной диатропии. М, 1990.
- V. Наука Фалеса в историческом контексте (см. главу 3).
- Чайковский Ю.В. Что мог сделать Фалес как астроном? (См. гл. 4).