Оглавление:
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
- Философия в системе культуры
- От Мифа к Логосу: этапы становления философии
- Древнеиндийская философия
- Древнегреческая философия
- Атомистические концепции Демокрита и Эпикура
- Основные философские идеи М.М. Бахтина
- «Идеальное государство» Платона и его критика
- Философско-правовые взгляды Платона и Аристотеля
- Способы философствования
- Учение Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики
Введение
Античная философия (сначала греческая, затем римская) охватывает период своего непосредственного существования с VII-V вв. до н.э. по V-VI вв. н.э. Античная философия возникла в древнегреческих содружествах (городах-государствах) и отличалась по своей направленности и методу философствования от древних ближневосточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и Гесиода. Ранняя греческая философия была тесно связана с мифологией, чувственными образами и метафорическими объяснениями. В мифе, рефлексивной форме сознания, образ мира и реальный мир неразличимы и, следовательно, несоизмеримы. Для древних греков на заре цивилизации мир представлял собой огромное скопление различных природных и социальных сил и процессов. Бытие ассоциировалось с множеством элементов, находящихся в постоянном изменении, а сознание — с ограниченным числом действий, что лишало элементы фиксированного и постоянного состояния. Поиск стабильного начала в постоянно меняющемся круговороте явлений и событий необъятного космоса был главной целью древних философов.
Важные этапы в развитии античной философии
В развитии античной философии можно выделить четыре основных этапа. Первая охватывает период с VII по V век до н.э. и обычно называется сократовской (а из философов — досократовской). К ним относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит.
Второй этап — примерно с половины 5 века до конца 4 века до н.э. — классический этап связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которых более полно обобщает и выражает достижения античности.
Третий этап в развитии античной философии (конец IV века — II век до н.э.) принято называть эллинистическим. В отличие от классического этапа с появлением значительных философских систем с глубоким содержанием возникли философские школы: перипатетики, академическая философия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. К этому периоду относятся работы выдающихся философов Теофраста, Карнеада и Эпикура. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учений Платона и Аристотеля к разработке этических проблем, морализаторских откровений в эпоху упадка и декаданса эллинистической культуры.
Четвертый этап в развитии античной философии (I век до н.э.— V—VI века н.э.) ознаменовался решающей ролью Рима в античном мире и его влиянием на Грецию. Римская философия формировалась под влиянием греческой философии, особенно эллинистической философии античности. Следовательно, в римской философии можно выделить три основных направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикурейство (Тит Лукреций Карус). В 3-4 веке нашей эры в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее ярким представителем которого является Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннехристианскую философию, но и на всю средневековую философию религии.
Космоцентризм
Первые греческие философы-мудрецы стремились осмыслить природу, космос, постичь причины и начала мира. Их часто называли физиками.
Они интуитивно построили содержательную модель мира, выработав первопричину (po — греч. arche означает начало, принцип) всех вещей как их основу, их сущность. Их методология содержит много пережитков мифологического ассоциативного мышления: в мифе свойства, качества и отношения человека переносятся на явления природы, на небо и космос; в ранней греческой философии свойства и законы космоса (как их понимали мудрецы) также переносятся на человека и его жизнь. Человек рассматривался как микрокосм по отношению к макрокосму, как часть и своего рода повторение, отражение макрокосма. В древнегреческой философии такое мировоззрение называлось космоцентризмом. Но космоцентризм имеет и другое значение: космос противоположен хаосу, поэтому порядок и гармония противопоставляются беспорядку, соразмерность — бесформенности.
Философия Гераклита еще не в состоянии разделить физическое и моральное. Гераклит говорил, что огонь «может делать все и судить обо всем», огонь — это не только элемент, но и живая, разумная сила. Огонь, который является огнем для чувств, логосом для разума, принципом порядка и пропорции как в космосе, так и в микрокосмосе. Как огонь, человеческая душа обладает самовозрастающим Логосом, таков объективный закон мироздания. Но логос — это слово, разумное слово, т.е. это, во-первых, заданное содержание, о котором разум должен «сообщить»; во-вторых, это «сообщающая» деятельность самого разума; в-третьих, для Гераклита это сквозной смысловой порядок бытия и сознания; это противоположность всему тому, что неисчислимо и безголосо, безотчетно и безотчетно, бессмысленно и бесформенно в мире и в человеке.
Согласно Гераклиту, огонь, наделенный Логосом, является разумным и божественным. Философия Гераклита диалектична: мир, управляемый Логосом, един и изменчив; ничто в мире не повторяется, все преходяще и безвозвратно, а главный закон мироздания — борьба (strife), «отец всего и царь над всем», «борьба универсальна, и все рождается благодаря борьбе и через необходимость». Гераклит одним из первых объяснил сущность любой вещи или процесса через борьбу противоположностей. Одновременное действие противоположных сил создает состояние напряжения, которое определяет внутреннюю, тайную гармонию вещей.
Дальнейший и очень важный шаг к освобождению…
…в освобождении философии от элементов мифологического сознания… Фактически, именно элеаты впервые ввели категорию бытия и впервые поставили вопрос о связи между бытием и мышлением. Парменид (540-480 гг. до н.э.), известный тем, что сказал: «Бытие есть, а небытия нет», фактически заложил основы онтологии как сознательной, отчетливой схемы философского мышления. Для Парменида самым важным определением бытия является его постижимость разумом: то, что может быть постигнуто только разумом, и есть бытие. Бытие недоступно чувствам. Поэтому «одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». В этом положении Парменид устанавливает тождество бытия и мышления. Суждения Парменида продолжает Зенон Элевтерский.
Философия Зенона Элевтерского
Зенон Элейский (490-430 гг. до н.э.), защищая и обосновывая мнение своего учителя и наставника Парменида, отвергал идею чувственного бытия, множественности вещей и их движения. Зенон впервые применил доказательство как способ мышления, как средство познания; он пытался показать, что множественность и движение не мыслимы без противоречия (и ему это удалось!), то есть они не суть бытие, которое едино и неподвижно. Его метод заключался не в прямом доказательстве, а в обратном. Зенон отверг или отбросил антитезу исходного утверждения, применив «закон исключения третьего», введенный Парменидом («Для каждого утверждения A истинно либо A, либо его отрицание; tertium non datur (лат.) — один из главных законов логики»). Это вид аргументации, при котором оппонент ставится в трудное положение возражением и его точка зрения опровергается. Это был также метод софистов.
Легендарный Зенон Аэлийский стоит у истоков необычайного драматизма и богатства содержания проблемы континуума в современной науке. Приемный сын и любимый ученик Парменида, признанного главы элейской школы в античной философии, Зенон первым продемонстрировал то, что 25 веков спустя будет названо неразрешимостью проблемы континуума. Само название знаменитого изобретения Зенона, апория, переводится с греческого как неразрешимость. Зенон был создателем более сорока апорий, неких фундаментальных трудностей, которые, по его мнению, должны были подтвердить правильность учения Парменида о существовании мира как единого, и которые он умудрялся находить на каждом шагу, критикуя обычные чисто плюралистические концепции мира.
Пифагорейская лига
V век до нашей эры в жизни Древней Греции насыщен многими философскими открытиями. Помимо учений мудрецов — милетцев, Гераклита и элеатов — достаточную популярность получает пифагореизм. О самом Пифагоре — основателе Пифагорейской лиги — мы знаем из более поздних источников. Платон упоминает его имя только один раз, Аристотель — дважды. Большинство греческих авторов называют местом рождения Пифагора (580-500 гг. до н.э.) остров Самос, который он был вынужден покинуть из-за тирании Поликрата. Предположительно, по совету Фалеса он отправился в Египет, где учился у жрецов, затем, когда его взяли в плен (в 525 году до н.э. Египет был завоеван персами), он переехал в Вавилонию, где учился у индийских мудрецов. После 34 лет обучения Пифагор вернулся в великую Элладу, в город Кротрон, где основал Пифагорейскую лигу — научно-философское и этико-политическое сообщество единомышленников. Пифагорейская Лига — закрытая организация, и ее учение является тайным. Образ жизни пифагорейцев соответствовал определенной иерархии ценностей: на первом месте — прекрасное и достойное (к которому относится и наука), на втором — выгодное и полезное, на третьем — приятное. Пифагорейцы вставали до восхода солнца, делали мнемонические упражнения (связанные с развитием и укреплением памяти), а затем шли на берег моря, чтобы наблюдать восход солнца. Они думали о предстоящих делах и работали. В конце дня, после омовения, они вместе обедали и совершали возлияния богам, после чего следовало общее чтение. Перед сном каждый пифагореец давал отчет о проделанной за день работе.
Основой пифагорейской этики было учение о самости: Победа над страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, поклонение Пифагору. Этот образ жизни имел философскую основу. В его основе лежала идея о том, что космос — это упорядоченное и симметричное целое, но красота космоса считалась открытой не для всех, а только для тех, кто ведет правильный образ жизни. О самом Пифагоре, который, несомненно, был выдающейся личностью, ходят легенды. Есть свидетельства, что Его видели сразу в двух городах, что у Него было золотое бедро, что однажды Его приветствовали у реки Кас громким человеческим голосом и т. д. Сам Пифагор говорил, что «число владеет вещами», в том числе и моралью, а «справедливость — это число, умноженное на себя». Во-вторых, «душа есть гармония», а гармония — это числовое отношение; душа бессмертна и может двигаться (идею метемпсихоза Пифагор, вероятно, заимствовал из учения орфиков), поэтому Пифагор поддерживал дуализм души и тела; в-третьих, положив число в основу космоса, он придал новое значение старому слову: число соответствует единице, а единица служит началом определенности, которую только и можно познать. Числа — это порядок Вселенной с помощью чисел. Пифагор внес значительный вклад в развитие науки и особенно математики. В астрономии Пифагору приписывают открытие наклона зодиака. — интервал между моментами, когда планеты занимают одинаковое положение относительно друг друга. Пифагор был геоцентриком: планеты, утверждал он, двигаясь вокруг Земли в эфире, издают монотонные звуки разной высоты и вместе образуют гармоническую мелодию.
В середине V века до н.э. пифагорейское объединение распадается, «тайное» начало становится явным, и пифагорейская доктрина достигает своего апогея в трудах Филолая (V век до н.э.). В работе Филона Философа раскрывается то единство, о котором знаменитый геометр Евклид сказал бы: оно состоит в том, благодаря чему каждое из существующих принимается за единое, является пространственно-телесным множеством, частью реального пространства; Филон Философ связал арифметическое с геометрическим, а через них с физическим. Филолай строит вселенную из предела, бесконечного (apeiron) и гармонии, которая есть «соединение разнородного и гармония несогласованного». Предел, который закрепляет апейрон как вид неопределенной материи, — это числа. Высшее космическое число — 10, Декада, которая «велика и совершенна, наполняет все и является началом божественной, небесной и человеческой жизни».
Атомистическая философия
Пифагореец Экхантес из Сиракуз учил, что происхождение всех вещей — это «неделимые тела и пустота».
Атом (буквально: неделимый) является логическим продолжением пространственно-телесной монады (буквально: один, единство, единение как синонимы), но в отличие от тождественных монад, неделимые экфанты отличаются друг от друга размером, формой и силой; состоящий из атомов и пустоты мир един и сферичен, движим разумом и направлен провидением. Традиционно, однако, происхождение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкиппа (V в. до н.э.) и Демокрита (460-371 гг. до н.э.), чьи взгляды на природу и структуру макрокосмоса схожи. Демокрит также исследовал природу микрокосма и сравнивал его с макрокосмом. Хотя Демокрит был не намного старше Сократа, а круг его интересов был несколько шире, чем традиционные темы пресократов (попытки объяснить сны, теория цветов и зрения, не имевшие аналогов в ранней греческой философии), Демокрита, тем не менее, относят к пресократам. Концепция древнегреческого атомизма часто считается «примирением» взглядов Гераклита и Парменида: Есть атомы (прообраз бытия у Парменида) и пустота (прообраз небытия у Парменида), в которой атомы движутся и образуют вещи, соединяясь. То есть мир текуч и изменчив, природа вещей множественна, но сами атомы неизменны. «Ни одна вещь не происходит просто так, все происходит в силу причинности и необходимости», — учили атомисты, демонстрируя философский фатализм. Отождествив причинность и необходимость (действительно, причинность является основой необходимости, но не сводится к ней; случайные явления также имеют свои причины), атомисты делают вывод: одна вещь с необходимостью вызывает другую вещь, и то, что кажется случайным, перестает казаться таковым, как только мы обнаруживаем его причину. Фатализм не оставляет места для случайностей. Демокрит определял человека как «животное, от природы способное ко всем видам обучения и имеющее своим помощником во всем руки, разум и умственную ловкость». Человеческая душа — это набор атомов; необходимым условием жизни является дыхание, которое атомизм понимает как обмен атомами души с окружающей средой. Поэтому душа смертна. После выхода из тела атомы души рассеиваются в воздухе, и никакой «загробной жизни» души не существует.
Демокрит различает два вида существования: то, что существует «в действительности», и то, что существует «согласно общему мнению». Демокрит относит к бытию реальности только атомы и пустоту, которые не имеют чувственных качеств. Сенсорные качества — это те, которые существуют «по общему мнению» — цвет, вкус и т.д. качества. Однако, подчеркивая, что чувственные качества возникают не просто по мнению, а по общему мнению, Демокрит рассматривает эти качества не как индивидуально-субъективные, а как всеобщие, и объективность чувственных качеств имеет свое основание в формах, в размерах, в порядках и в положении атомов. Здесь утверждается, что сенсорный образ мира не является произвольным: одни и те же атомы всегда вызывают одни и те же ощущения при воздействии на обычные органы чувств человека. В то же время Демокрит признавал сложность и трудность процесса поиска истины: «Реальность лежит в бездне. Субъектом знания, таким образом, может быть только мудрый человек. «Мудрый человек — мера всех вещей. С помощью органов чувств он является мерой чувственных вещей, а с помощью разума — мерой умопостигаемых вещей. Философское творчество Демокрита фактически завершает эпоху досократиков. В Древней Греции существовала легенда, что Демокрит привел старшего софиста Протагора к образованию, а затем к философии; самый известный тезис Протагора звучит так: «Человек есть мера всех вещей: существующих — что они существуют, а несуществующих — что они не существуют», это определение созвучно мысли Демокрита. Философская концепция Демокрита обусловлена относительно зрелыми (развитыми) формами философствования, которые уже были освобождены от преобладающего влияния социоантропоморфизма.
Заключение
Конечно, античная философия в лице многих выдающихся представителей, особенно Сократа, Платона и Аристотеля, впервые выдвинула и профессионально обсудила проблемы онтологии, гносеологии, логики, антропологии и так далее. Философия Древней Греции оказала решающее влияние на развитие всех последующих философий вплоть до современности. В философии возникли два течения, материалистическое и диалектическое, и античность впервые попыталась объединить их в единую философскую систему. Выдающимся достижением философской мысли Древней Греции была философия Платона, Аристотеля, которая энциклопедически вобрала в себя достижения античной философии и науки и содержала глубокие материалистические и диалектические идеи. Античная философия содержала прообразы всех основных типов мировоззрения и стала прологом триумфа человеческого духа.
Список литературы
- «Введение в философию» 2 тома.
- Спиркин А.Г. Основы философии. — M., 1988.
- Философия. Курс лекций. — К., 1991.