Для связи в whatsapp +905441085890

Античная атомистическая философия

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук
  2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения
  3. Мифология и философия. Специфика философского знания
  4. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе
  5. Объективный идеализм Платона. Теория идей
  6. Философское учение Аристотеля
  7. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии
  8. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума
  9. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения
  10. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона

Введение

Демокрит родился около 470-469 гг. до н.э. и умер в IV веке до н.э. Он был младшим современником Анаксагора и старшим — Сократа. Демокрит был ученым-энциклопедистом, самым значительным представителем атомистического течения в философии. Он был родом из Абдеры, греческой колонии на фракийском побережье. Унаследовав состояние, он совершил путешествие в несколько стран (Египет, Вавилон, Индия), где расширил свои знания о природе и человеке. По возвращении Демокрит был осужден за растрату своего богатства (против него было возбуждено дело за растрату наследства). На суде Демокрит прочитал судьям свое сочинение «О построении мира», и, поняв, что он накопил мудрость и знания в обмен на деньги, судьи оправдали его и даже наградили деньгами.

Демокрит написал около семидесяти произведений, но ни одно из них не дошло до нас в полном виде. Есть фрагменты из них, которые дают некоторое представление о его учении.

Основой философской мысли Демокрита была идея атомизма, которая в самом общем виде появилась уже в древневосточной культуре, и которую, как считают историки, Демокрит перенял у своего учителя Лейциппа. Но он развил ее дальше и оформил в целостную концепцию.

Вкратце эту концепцию можно изложить следующим образом. Демокрит считал, что существует бесконечное число миров; одни миры возникают, другие исчезают. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота находится между мирами и атомами. Сами атомы неделимы и не имеют пустоты. Кроме свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют движения в себе; они вечны, не уничтожают себя и не появляются вновь. Количество атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по четырем характеристикам: 1) по форме, 2) по размеру, 3) по порядку и 4) по положению. Таким образом, A отличается от P по форме, AR отличается от RA по порядку, а b отличается от P по положению. Атомы также различаются по размеру; на Земле они маленькие, настолько маленькие, что органы чувств не могут их воспринимать. Это частицы пыли, присутствующие в помещении, обычно невидимые, но различимые в луче света, попадающем в темную комнату. Их невидимость в обычных условиях дает основания полагать, что они не существуют, но на самом деле они существуют; таковы атомы. Атомы могут иметь различную форму (например, A и P); они могут быть сферическими, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми, крючкообразными, якорными и т.д. Разные вещи и миры создаются из разных атомов и разного их количества путем сцепления и взаимопроникновения. Если бы они находились в состоянии покоя, было бы невозможно объяснить разнообразие вещей. Движение присуще им как независимым элементам. Поскольку атомы находятся в движении, они сталкиваются друг с другом и меняют направление движения; одним из видов движения является вихрь. Само движение бесконечно и не имеет конца.

Философские истоки атомизма

Атомистическая теория Лейциппа-Демокрита была естественным результатом развития предшествующей философской мысли. Уже в учении Анаксимандра был намек на возможность выделения более чем одного мира из «безграничного» (apeiron). Согласно Анаксимандру, «апейрон» находился в постоянном движении, имея свою собственную причину. Уже будучи учеником Анаксимандра, Анаксимен считал основой всего сущего в мире воздух. Все вещи возникают, учил он, в результате конденсации и разрежения воздуха. В космогонии Анаксимандра, как и в космогонии Гераклита, все процессы в природе протекают по закону необходимости, который Гераклит называл «Логосом».

Уже Пифагор и вся его школа указывали на огромное значение количественных отношений в мире и геометрических форм, ритма и симметрии в вещах. Они также учили о мире как о мире всеобщей гармонии, которая находит свое выражение в гармонии чисел, и особенно в гармонии противоположностей — предела и безграничности.

Даже Парменид, основатель элейской школы, учил, что бытие не возникает и не исчезает, оно едино, непрерывно, целостно, неделимо и однородно, и это бытие может быть познано разумом. А элейская Мелисса сформулировала закон сохранения бытия: «Ничто никогда не может возникнуть из ничего». Здесь впервые в алеутской философии появилось различие между воспринимаемой и истинной реальностью.

Уже Эмпедокл считал, что корни — элементы — являются основой вещей, и что их соединение или разделение является причиной появления или уничтожения вещей.

Некоторые древнегреческие доктрины восходят к древневосточной науке. Восточная наука является предтечей греческой философии.

В атомной системе мы находим все перечисленные доктрины, по-разному сформулированные и дополненные. Даже самые важные принципы — принцип сохранения существования, принцип притяжения подобного к подобному, понимание физического мира как возникающего из единства начал, зачатки этического учения — все это уже содержалось в философских системах, предшествовавших атомизму.

Но предпосылки атомистической доктрины и ее философские истоки были не просто готовыми доктринами и идеями, которые атомисты подхватили в свое время. Еще большее значение для возникновения атомистической теории Демокрита и системы в целом имели вопросы, поставленные его предшественниками.

Древнегреческая философия росла и развивалась в благоприятных социально-экономических условиях, связанных с переходом от раннего рабовладельческого к зрелому рабовладельческому обществу. Она возникла в процессе качественной трансформации мифологического мировоззрения под влиянием зарождающейся науки. В отличие от мифологии, философия не признавала примат сверхъестественного над естественным, а подчиняла или растворяла его в естественном и натуралистическом объяснении мира. Противоречие между философской и мифологической мыслью способствовало развитию философских идей античности. Это противоречие оставалось фундаментальным до тех пор, пока сама философия (в Греции это произошло в V веке) не разделилась на два лагеря: материализм и идеализм.

В философии возникли новые вопросы и «апории» — загадки и противоречия. Первые философы пытались определить первооснову, основную субстанцию мира. Затем появились противоречия между движением и покоем, между единым и многим, между сущностью вещей и явлений, и, наконец, между физическим и психическим. Каждая философская школа решала эти вопросы по-своему, разрабатывая при этом основы различных областей науки и мировоззрений. Атомизм Демокрита был ответом на вопросы его времени. Это обусловило его огромное влияние на дальнейшее развитие философии.

Атомы и пустота

Вселенная — это материя в движении, атомы материи (бытие) и пустота (небытие), причем последняя столь же реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь вместе, создают все вещи, их разделение приводит к смерти и разрушению последних.

Бытие — это нечто чрезвычайно простое, далее неделимое, непроницаемое — атом. Атомы бесчисленны. Атомы вечны, неизменны, неделимы, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга объемом и формой. Все тела состоят из атомов; реальные и истинные свойства вещей — это свойства, присущие атомам.

Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атомы — это бытие, то пустота — это небытие. С одной стороны, если бы не было пустоты, то не было бы и настоящего разнообразия и движения. Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело большое философское значение. Категория несуществования позволила объяснить возникновение и изменение вещей. Атомы, согласно Демокриту, были носителями множественности, а пустота воплощала единство; такова была метафизика теории. Аристотель пытался опровергнуть его, указывая на то, что мы видим «одно и то же непрерывное тело то текучим, то затвердевшим», поэтому изменение качества не является простым соединением и разделением. Но при современном состоянии науки он не мог дать правильного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причиной этого явления является изменение количества между пустотами атомов.

Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая особенность античного атомизма проявилась и в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накопления или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «строительных блоков» бытия. Это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные преобразования, напротив, они играли огромную роль в его мировоззрении. Целые миры становятся другими мирами. Отдельные вещи также трансформируются, ибо вечные атомы не могут исчезнуть бесследно; они придают черты новым вещам. Трансформация происходит через разрушение старого целого, разделение атомов, которые затем образуют новое целое. Согласно Демокриту, атомы неделимы, они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они объединены таким образом, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; согласованность тел зависит от этих промежутков между атомами.

Помимо признаков элейского существа, атомы обладают свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной областью и имеет неизменную геометрическую форму. Напротив, пустота как «безграничное» ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия — формы. Атомы не воспринимаются органами чувств. Они подобны пылинкам, парящим в воздухе, незаметным из-за своего маленького размера, пока на них не упадет луч солнечного света и не проникнет через окно в комнату. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; только луч мысли, разум, может обнаружить их существование. Они также невидимы, потому что не имеют обычных сенсорных свойств — цвета, запаха, вкуса и т.д.

В чем разница между атомами Демокрита? Одни источники показывают только разницу в форме атомов, другие — и разницу в их порядке и положении. Это несложно понять: Речь идет не о порядке и положении отдельных атомов, а о составных телах или группах атомов в составном теле. Хотя Демокрит не мог предвидеть законов современной биохимии, из этой науки мы знаем, что несходство двух органических веществ одинакового состава, например, двух полисахаридов, зависит от расположения их молекул. Огромное разнообразие белковых веществ зависит от того, в каком порядке аминокислоты расположены в их молекулах, и число возможных комбинаций практически бесконечно.

Атомы также различались по размеру, от которого, в свою очередь, зависела гравитация. Идея атомного веса, как хорошо известно, пришла от Эпикура. Но Демокрит уже был на пути к этой концепции, признавая относительный вес атомов, более тяжелых или более легких в зависимости от их размера. Самыми легкими атомами он считал мельчайшие и гладкие сферические атомы огня, из которых состоят и воздух, и человеческая душа.

Космогония и космология

На основе наблюдений и философского переосмысления мифологической идеи изначального «хаоса», Левкипп пришел к своей гипотезе о «вихре атомов», начальном состоянии и движущей силе формирования космоса. Демокрит полностью принял и развил учение Лейциппа.

Первичное движение атомов — это естественное, врожденное движение; оно не требует внешнего толчка. Лишь позднее происходит запутывание и объединение атомов в сложные тела путем столкновений, ударов и притяжения подобного к подобному, признание чего характерно для ряда философских систем того времени. Эта сила действует как естественный закон в космогонической картине Демокрита, является первопричиной образования самого вихря.

Вихрь не возникает только один раз. Хаотичное движение атомов в пространстве постоянно приводит к образованию вихрей, из которых возникают бесчисленные миры. Все эти миры, включая наш, рождаются и проходят, но Вселенная вечна: бесконечна и безгранична. У нее нет творца, у нее нет цели, все в ней подчинено всеохватывающему закону необходимости, и ничто не происходит без естественной причины.

Бесконечные миры во Вселенной! Эта идея всегда была связана с именем Джордано Бруно в истории науки и в истории философии. Однако эта идея, предложенная итальянским мыслителем в конце XVI века на новой научной основе, была настоящим «возрождением» идей старых атомистов. О бесконечности миров учили Лейципп и Демокрит. Многие миры, по их мнению, существуют одновременно в космосе на разных стадиях развития. Каждый из них рождается, процветает и умирает.

На основе атомистической теории Демокрит разрабатывает грандиозную космогоническую гипотезу. Вихревое движение, по мнению Демокрита, было причиной возникновения нашего мира, и этот мир подчиняется естественным законам Вселенной. В процессе вихревого движения была осуществлена качественная дифференциация материи. В результате действия закона притяжения подобного подобным, более или менее однородные атомы объединились, и образовались земля и небесные тела. Тот же закон имел противоположный эффект — неравные атомы отталкивались друг от друга. Таким образом, процессы притяжения и отталкивания привели к формированию всего окружающего мира.

Все, что происходит в мире, по мнению Демокрита, подчиняется не сверхъестественной силе, а только закону необходимости. Демокрит понимал необходимость как бесконечную цепь причин и следствий. Он не искал первопричину мира — он ее отрицал. Но он постоянно искал причинную основу всех временных явлений. Об этом говорят названия его работ: «Небесные причины», «Земные причины», «Причины звуков», «Причины огня и того, что в огне» и т.д.

Некоторые ученые пытались поставить под сомнение подлинность этих причин. Но эти попытки не имеют под собой серьезной основы. Нахождение причин явлений, по мнению Демокрита, было одной из главных задач науки и деятельности ученого. Философия, учение об ощущениях, учение о происхождении живой природы, вопросы зоологии, ботаники, психологии — таков был круг научных интересов Демокрита, судя по сохранившимся сведениям. И рассмотрение каждого вопроса было наполнено его причинно-следственными объяснениями. Часто это воображаемые объяснения, сформированные по аналогии на основе скудного запаса фактов. Но это всегда объяснение явлений естественными причинами, именно поэтому у Демокрита было так много верных наблюдений и догадок.

От Аристотеля до христианских писателей, верящих в «божественное провидение», все противники материалистического детерминизма нападали на Демокрита. На самом деле Демокрит был настолько очарован возможностью «сквозного» причинного объяснения мира, что считал всевозможные случайные события лишь субъективной иллюзией, порожденной незнанием истинных причин событий. Знание их, по словам Демокрита, превращает всякую случайность в необходимость.

Развитие живой природы

Демокрит не подчинял напрямую все наблюдаемое и видимое атомистической гипотезе, но всегда подчинял причинному пониманию мира.

Мировоззрение Демокрита сочетает в себе прогрессивное для нашего времени и уже устаревшее для греческой философии и физики. Демокрит правильно считал, что в бесконечном пространстве нет ни «верха», ни «низа», ни «центра», ни «края», только в космосе атомы «падают вниз», потому что их притягивает центр вихря

Но помимо этого, Демокрит представлял Землю плоской или в форме барабана (вогнутого для удержания морей). Хотя, согласно Демокриту, космос имеет шарообразную форму. Он также считал, что Земля плавает в центре космоса, не меняя своего положения. Но уже пифагорейцы учили, что шарообразная Земля вращается вместе с другими планетами вокруг «центрального огня». Не совсем понятно утверждение Диогена о том, что, согласно Демокриту, Земля вращается вокруг центра. Вероятно, Демокрит в какой-то момент своей жизни внес некоторые коррективы в свою космологию.

В бесконечной вселенной среди других миров появился наш космос. Различные комбинации атомов породили разнообразие этого мира материальных вещей. Атомы различных форм и размеров образовывали первичные комбинации: Огонь, Вода, Воздух и Земля. Вода и земля — это смесь элементов, «панспермия» — «полный набор семян». Она потенциально способна к любым образованиям, в том числе и живым.

Обычные атомы, сцепленные зубцами и выступами, образовывали большие тела, как бы замедляли свое движение, застывали и становились неподвижными, перемещались под действием силы ударов и толчков (именно из таких атомов состоят вода, земля и другие сложные соединения).

Только сферические атомы огня обладают особой подвижностью, потому что они соприкасаются с другими на самом малом уровне, поэтому они движутся вечно и непрерывно. Атомы огня, из-за своей круговой формы, не могут соединиться в одно целое. В движении они проникают повсюду, а когда заполняют достаточно пустые поры в теле, придают ему собственное движение. Демокрит объяснял небесные явления — гром и молнию — свойствами атомов огня.

Солнце и луна также не были вечными, но возникли, как и земля, «при незавершенном образовании отдельных миров», и их природа была подобна природе земли, а не горячей. Только солнечная сфера «приняла огонь в себя», и солнце стало «куском раскаленного металла или камня».

Таким образом, между огнем и движением существует постоянное взаимодействие; чем быстрее движется тело, тем быстрее оно светится, то есть поглощает все больше и больше атомов огня из окружающей среды, и наоборот, быстро движущиеся атомы огня приводят тело в движение. Движение атомов огня — это сила, которая приводит в движение другие тела. То, что взаимодействует, и то, что подвержено взаимодействию, — одно и то же, т.е. атомы одной формы взаимодействуют (по принципу соединения подобного с подобным). Поэтому огненные атомы действуют на тело снаружи, если внутри него находятся те же атомы, и изнутри, если они соединяются с теми же атомами снаружи.

Так Демокрит изобразил роль огненных атомов в живом организме и объяснил природу жизни в атомистических терминах. Ни атомы сами по себе, ни их соединения не являются «живыми». Жизнь им дали огненные атомы. Огненные атомы, по мнению Демокрита, представляют собой вторую высшую форму движения. Первый элементарный — это вихрь атомов. Второе высшее — это сущность жизни, а также сущность духа или психики человека. Атомы огня, находящиеся в человеческом теле и связанные с ним, составляют его «душу» или дух, что, согласно Демокриту, одно и то же. Атомы души есть везде, даже в мертвых предметах — камнях, но они находятся там в небольшом количестве и не могут нагреть предмет или придать ему движение. Если сравнивать мертвые и живые объекты, то, согласно Демокриту, жизнь — это результат количественного накопления, определенной концентрации движущихся огненных атомов, находящихся в тканях тела. С помощью этой концепции Демокрит проводит различие между живыми и неживыми вещами.

Учение о познании

Мир, по мнению Демокрита, создан не ради человека; в бесконечной вселенной есть миры без людей. Человек — не творение богов, а продукт природы.

О происхождении человека было много споров. Да, согласно Демокриту, человек появился на свет без «творца». Только в очень отдаленные времена, когда земля была полужидкой, она была способна рождать животных огромных размеров. Но под палящими лучами солнца она высохла, затвердела, и на свет появились только трава и деревья. И рождение одушевленного стало возможным только через «взаимное смешение». Человек, по мнению Демокрита, возник из животного мира. Демокрит излагает свое учение, основанное на учениях Анаксагора и Эмпедокла, о том, что разумные существа возникли позже растений и мелких животных и появились на свет благодаря рождению. Хотя эти люди неопытны и ведут «животноподобный» образ жизни, нет никаких доказательств того, что они родились не нормальными. Согласно Демокриту, органы человека, как и органы животных, формировались по принципу полезности. Тела людей и животных состоят из одной и той же материи — воздуха и воды. Атомы здесь не упоминаются в явном виде. Но недавно учение Демокрита пополнилось новым фрагментом, явно искаженным, но касающимся атомистической структуры человеческого тела. Это имеет отношение к сравнению атомов с движением частиц пыли в солнечном луче. В 1968 году филолог Г. Штромайер обнаружил неизвестный (подлинный) фрагмент Демокрита на арабском языке. Эта цитата взята из медицинского сочинения придворного врача султана: «По утверждению Демокрита, человек состоит из пыли и частиц, которые не делятся. Консистенция тела — это мельчайшая пыль, которая дробится в воздухе и становится видимой в лучах солнца. Доказательство этому следующее: когда человек стоит под солнечным лучом и царапает свое тело, эта пыль поднимается и отслаивается от кожи, так что кожа продолжает отслаиваться по мере того, как царапины продолжаются. Шелушение происходит из-за измельчения того, что растворено в составе тела, и частей, которые не делятся.» Это единственный фрагмент, посвященный атомистической структуре человеческого тела. Все греческие источники, близкие по времени к Демокриту, указывают, что частицы пыли были лишь моделью, аналогией.

Согласно Демокриту, сущностью живых существ являются огненные атомы. Если тело состоит из воздуха и воды, то душу человека составляют атомы огня. Наличие души отличает человека от животного.

Движение атомов души является источником жизни и сознания. Однако душа не заключена в теле, а находится в тесной связи с ним. Дыхание приводит человека в равновесие. Он уравновешивает количество огненных атомов, выходящих с выдохом и входящих с вдохом. Отрицание души, отдельной от тела, подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Демокрит также объясняет такие явления, как смерть и старость, движением атомов. Душа смертна; она уничтожается со смертью тела.

Человек жив до тех пор, пока он дышит. Душа, по Демокриту, умирает, как и то, что «рождается вместе с телом, с необходимостью умирает вместе с ним». Отрицание существования бессмертной души, отдельной от тела, также было разрывом с мифологией. Это подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Учение Демокрита было несовместимо с доктриной о бессмертии души в загробной жизни. Согласно Демокриту, вся природа вместе с человеком представляет собой единство живой материи, основанное на единстве мира: Атомы и пустота. Кроме мира атомов и пустоты, нет ничего.

Заключение

Демокрит внес большой вклад как в дальнейшее развитие философской мысли, так и в науку, особенно в объяснение физических явлений.

О его теории познания, прежде всего, следует сказать, что он заложил основы концепции вторичных качеств, которая и по сей день имеет огромное значение для прояснения природы мироустройства и познавательных способностей человека.

Высшее благо — по Демокриту — блаженство, которое заключается в покое и радости души и может быть достигнуто путем сдерживания своих желаний и умеренного образа жизни.

Большое место в философском учении Демокрита занимают также проблемы этики, в частности, вопросы справедливости, честности, человеческого достоинства. Известно его высказывание: «Не физические силы и не деньги делают человека счастливым», а правильность и многогранная мудрость: «Как самая страшная из ран — рак, так при наличии денег самое страшное — желание всегда их пополнять». Он был сторонником демократической организации общественной жизни, отмечая, что «лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве в монархии».

Список использованной литературы

  1. С.В. Переверзенцев «Практический курс по истории западноевропейской философии», Москва 1997.
  2. Гуманитарный университет «Метод» «Основы философии», Москва, 1998.
  3. Б.Б. Виц, «Демокрит», Москва, 1979.
  4. В книге: Краткий очерк истории философии. Под редакцией М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Кузнецовой и др. Изд. 3, Москва «Мысль» 1975.