Для связи в whatsapp +905441085890

Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Античная атомистическая философия
  2. Философское учение Аристотеля
  3. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии
  4. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума
  5. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения
  6. Рационализм Р.Декарта. Рассуждение о методе
  7. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека
  8. Основные идеи философии Просвещения ХVIII века
  9. Этическое учение Э.Канта
  10. Объективный идеализм Г.Гегеля

Введение

XVII век стал поворотным пунктом в развитии европейской истории. Дело дошло до возникновения капитализма, что означало радикальные изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях (революции в Голландии, Англии), но и в сознании людей. Важнейшим фактором в этом изменении общественного сознания была наука, и особенно экспериментальное и математическое естествознание.

Потребности мореплавания определили развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал фундаментальные законы механики, включая закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику к химии, разработал концепцию химического элемента. Английский физик У. Гильберт изучал свойства и практическое применение магнита. У. Гарвей открыл циркуляцию крови и эмпирически исследовал ее роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках развивается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Х. Гроций в Голландии).

Такое развитие науки не могло не оказать влияния на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догм, авторитета и давления церкви появляется учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Философское сознание XVII века видит не только согласие, единство, гармонию, но и противоречие, разрыв и противопоставление духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуального. Мир воспринимается как нечто противоположное человеку, отсюда неизбежность рефлексии не только над способами познания этого мира, но и над собственными познавательными способностями. Поэтому философия Нового времени — это процесс острых дискуссий и борьбы между сенсуализмом и рационализмом, между индуктивным и дедуктивным способами познания, между эмоциональным и рациональным в понимании человека.

Философия Нового времени характеризуется сильной материалистической тенденцией, которая проистекает в основном из экспериментального естествознания.

Важными философами Европы XVII века являются Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия).

Предмет философии меняется, и сами философы обращают свое внимание на решение вопроса о соотношении материи и сознания, а также на логические и познавательные проблемы. Радикальные изменения в развитии естествознания, появление и развитие частных методов и способов исследования в области естественных наук поставили перед философией задачу обобщения своих достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии и частных наук. Огромный прогресс в развитии естествознания и связанные с ним изменения в методологии научного исследования чрезвычайно обострили перед передовой философией и такие теоретико-познавательные проблемы, которые касаются сущности познавательного процесса, а именно: о происхождении знания, его источнике; о соотношении чувственного, опытного и рационального в познании; о познавательной роли чувственного опыта и абстрактного; о логическом мышлении, об истине.

В решении этих вопросов философы современной эпохи разделились на два основных направления: Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Ф. Бэкон — основатель экспериментальной науки и философии нового времени

Ф. Бэкон проводит инвентаризацию всех сфер сознания и деятельности.

Общая тенденция философской мысли Бэкона явно материалистическая. Однако материализм Бэкона исторически и эпистемологически ограничен.

Развитие науки Нового времени (как естественных, так и точных наук) находилось лишь в зачаточном состоянии и было полностью под влиянием ренессансного взгляда на человека и человеческий разум. Поэтому материализм Бэкона также не обладал глубоким структурализмом и во многом был скорее объяснением.

Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Его акцент на эмпирическом исследовании, на познании природы, логически вытекает из практики прогрессивных общественных классов того времени, особенно зарождающейся буржуазии.

Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном знании. Это подтверждается названием одного из его исследований — «Естественное и экспериментальное описание в основе философии».

Своей позицией он фактически выражает новую отправную точку и новую основу для всего знания.

Основное внимание Бэкон уделил проблемам науки, знания и познания. В мире науки он видел главное средство решения социальных проблем и противоречий общества того времени.

Бэкон — пророк и энтузиаст технического прогресса. Он задается вопросом, как организовать науку и поставить ее на службу человеку. Этот акцент на практической ценности знаний сближает его с философами эпохи Возрождения (в отличие от схоластов). А о науке судят по результатам. «Плоды — гарант и свидетель истинности философии».

Цель, призвание и обязанности науки очень четко охарактеризованы Бэконом во введении к «Великому восстановлению наук»: «И наконец, я бы призвал всех людей, чтобы они помнили истинную цель науки, чтобы они занимались ею не ради своего ума, не ради каких-то научных споров или пренебрежения остальным, не ради корысти и славы, не ради получения власти или каких-то других низменных целей, но чтобы иметь от нее пользу и успех самой жизни. Это призвание науки подчинено ее направленности и способу функционирования.

Он высоко ценит достоинства древней культуры, в то же время признавая, насколько они превосходят достижения современной науки. В той мере, в какой он ценит античность, он также низко ценит схоластику. Он отвергает спекулятивные схоластические аргументы и сосредотачивается на познании реального, реально существующего мира.

Важнейшими инструментами познания, по мнению Бэкона, являются чувство, опыт, эксперимент и то, что из них следует.

Естественные науки, по мнению Бэкона, являются великой матерью всех наук. Он был незаслуженно низведен до уровня слуги. Суть в том, чтобы вернуть наукам их автономию и достоинство. «Философия должна вступить в законный брак с наукой, и только тогда она сможет производить детей».

Возникла новая когнитивная ситуация. Она характеризуется так: «Куча экспериментов выросла до бесконечности». Бэкон ставит задачи:

(а) глубокая трансформация массива накопленных знаний, их рациональная организация и упорядочение;

б) разработка методов получения новых знаний.

Первый он реализует в своей работе «О достоинстве и приумножении наук» — классификация знаний. Второй — в «Новом Органоне».

Эмпиризм Бэкона. Заблуждения разума

Основателем эмпиризма был английский философ и политик Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден, что философия может и должна стать наукой. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание — сила», или (более точный перевод) «Знание — это власть». Бэкон любил повторять: мы можем сделать столько, сколько знаем.

Наука, утверждал Бэкон, не может служить только цели оправдания Бога, она не может быть знанием ради знания. Конечная цель науки — изобретения и открытия. Цель изобретений и открытий — польза для человека: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение их энергетического потенциала, умножение власти человека над природой. Но наука, по мнению Бэкона, в ее нынешнем виде не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки. По мнению Бэкона, для того чтобы реформировать науку и развивать естествознание, необходимо научиться правильно мыслить. Это, в свою очередь, требует очищения ума от заблуждений, которые являются препятствием на пути познания природы. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, которые он называет идолами или духами:

1) Идолы вида;
2) Идолы пещеры;
3) Идолы рынка;
4) Кумиры театра.

Бэкон рассматривал идолов Кина как ложные представления о мире, присущие всему человеческому роду и являющиеся следствием ограниченности человеческого разума и чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений человеческими характеристиками, смешивая человеческую природу с природной. Чтобы уменьшить вред, наносимый идолами вида, люди должны сравнивать показания органов чувств с объектами окружающего мира и таким образом проверять их точность.

У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, который накладывает печать на все его поступки. Все его суждения о вещах и процессах реальности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности является причиной такого рода заблуждений.

Среди идолов рынка или места бекона — заблуждения людей, созданные неправильным использованием слов. Люди часто вкладывают разный смысл в одни и те же слова, и это приводит к бесполезным, бесплодным спорам о словах, увлечению словесными дебатами, которые в конечном итоге отвлекают людей от изучения природных явлений и их правильного понимания. Бэкон называет их идолами рынков или площадей, потому что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические диспуты о таких проблемах, как количество чертей на конце иглы, проходили в местах скопления людей — на рынках и площадях.

В категорию идолов Бэкон включает ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Любая философская система, по мнению Бэкона, разыгрывает перед народом драму или комедию. Сколько философских систем было создано в истории, сколько драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры, было поставлено и разыграно. Люди принимали эти постановки «за чистую монету», ссылались на них в своих рассуждениях, принимали их идеи как руководство к действию.

Идолы родства и пещеры относятся к естественным свойствам человека, и их преодоление возможно на пути самовоспитания и самообразования. Идолы рынка и театра приобретаются разумом. Они являются следствием господства прошлого опыта над личностью: авторитета церкви, мыслителей и т.д. Поэтому борьба с ними должна идти через трансформацию общественного сознания.

Общее значение учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов не гарантирует движения к истине. Такая гарантия является тщательно разработанной доктриной метода.

Методы познания. Индуктивный метод Бэкона

Бэкон не только заложил основы материалистического понимания природы, но и утвердил индуктивный метод как движение мысли от частного к общему. Проблему выбора истинного метода и ее решение Бэкон представляет в аллегорической форме.

По его словам, существует три основных пути познания — паука, муравья и пчелы. «Путь паука» — это попытка вывести истины из самого сознания, полностью игнорируя факты. «Путь муравья» — это узкий путь, сторонники которого собирают разрозненные факты, но не могут обобщать. Истинный путь — это «путь пчелы», который сочетает в себе достоинства вышеупомянутых «путей» и свободен от недостатков каждого из них. Таким образом, единство чувственного опыта и рефлексии может стать верным проводником на пути к истине.

Бэкон считал, что метод «пчелы» помогает обнаружить материальные причины и обеспечивает изучение самой материи и законов ее действия. Материя многообразна и имеет различные формы движения: Вибрация, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, дух жизни, агония и т.д. Эти формы на самом деле были особенностями механической формы движения материи, которая в то время была наиболее изученной.

Человек, по мнению Бэкона, может быть властелином и хозяином природы. Однако степень овладения человеком природой зависит от стадии развития его знаний. Из этого следует, что «знание и сила человека совпадают».

Важное место в философской системе Бэкона занимает критика схоластической философии, распространенной в средние века, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна в словах, но бесплодна в делах и не принесла миру ничего, кроме раздоров и препирательств. Бэкон видел основной недостаток схоластики в ее абстрактности, которая, по его мнению, проявлялась в сосредоточении всего мыслителя на силлогизмах, выведении частных следствий из общих определений. Бэкон доказал, что невозможно прийти к истинному знанию вещей и законов природы только с помощью силлогизмов. Он противопоставил схоластическую теорию силлогизма как основной формы познания индуктивному методу.

Бэкон учил, что индукция — это единственно верная форма доказательства и метод познания природы, необходимый для наук и основанный на свидетельствах органов чувств. Если в дедукции порядок рассуждений идет от общего к частному, то в индукции — от частного к общему.

Метод, предложенный Бэконом, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых представлен в соответствующей таблице. Таким образом, общий объем эмпирического в…
Эмпирическое исследование, согласно Бэкону, состоит из пяти таблиц.
Столы. Среди них: 1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления); 2) Таблица отклонения или отсутствия (здесь фиксируются все случаи отсутствия того или иного признака, показателя у представленных субъектов); 3) Таблица сравнения или степени (сравнение увеличения или уменьшения того или иного признака у одного и того же субъекта); 4) Таблица отклонения (исключение отдельных случаев, не встречающихся в явлении, не характерных для него);
5) «Таблица сбора плодов» (формирование заключения на основе того, что является общим для всех таблиц).

Бэкон иллюстрирует эффективность индуктивного метода на примере анализа тепла. Но этот метод применим ко всем эмпирическим научным исследованиям, и с тех пор конкретные науки, особенно те, которые основаны на прямом эмпирическом исследовании, широко используют индуктивный метод, разработанный Ф. Бэконом.

Социальная утопия Бэкона

В 1627 году выходит «Новая Атлантида» — эта работа раскрывает важнейшую особенность его философской позиции. «Новая Атлантида» — это социальная утопия, в которой Бэкон выражает свои представления об оптимальном устройстве общества.

Жанр книги схож с «Утопией» Т. Мора. Но если Мора и Кампанеллу волнует вопрос о том, что происходит, когда нет частной собственности, то Бэкона этот вопрос совершенно не интересует. Его идеальное общество на легендарном острове Бенсалем на самом деле является идеализацией английского общества того времени.

Существует разделение на богатых и бедных, а христианская религия играет важную роль в жизни островитян. И хотя в своей «Утопии» Бэкон осуждает некоторые негативные явления, характерные для Англии того времени, он не затрагивает суть общественных отношений, а в большинстве случаев осуждает нарушение моральных норм, признанных обществом. В Бенсалеме, например, осуждается легкомысленная жизнь, воровство и любые проступки, ведущие к нарушению закона, строго преследуются, нет подкупа должностных лиц и т.д.

Центральным моментом книги является описание дома Соломона. Это своего рода музей науки и техники. Там островитяне изучают природу, чтобы поставить ее на службу человеку. Техническая изобретательность Бэкона оказывается весьма нетривиальной — искусственный снег, искусственно созданный дождь, молния. Он демонстрирует синтез живых существ, выращивание человеческих органов. Микроскоп будущего и другие технические устройства.

У Бэкона было достаточно политического и юридического опыта, чтобы прийти к выводу, что наука и власть должны совпадать. Именно поэтому в «Новой Атлантиде» «Дом Соломона» занимает такое особое положение как центр развития науки.

Советы и указания, данные им, являются обязательными (в смысле социального принуждения) для граждан этого утопического государства и воспринимаются серьезно и с уважением.

Что касается высокого уважения, которым пользуется наука в утопическом Бенсалеме, Бэкон показывает, как наука, развитая в «Доме Соломона», отличается (как по содержанию, так и по методу) от европейской науки его времени. Таким образом, эта утопия подтверждает взгляд Бэкона на науку как на важнейшую форму человеческой деятельности.

Критичность его социальной утопии направлена не против господствующих общественных отношений, а на их «оздоровление», на исправление негативных явлений, сопровождавших (естественно и с необходимостью) развитие капиталистических отношений производства.

Значение философии Бэкона определяется не его социальными взглядами, которые, несмотря на свою относительную прогрессивность, не выходят за рамки эпохи; оно заключается прежде всего в критике спекулятивно-созерцательного мировоззрения, характерного для позднесредневековой философии.

Таким образом, Бэкон внес значительный вклад в формирование философской мысли Нового времени.

Заключение

Философия Нового времени обязана своими достижениями, с одной стороны, более глубокому изучению природы, а с другой стороны, растущей связи между математикой и естественными науками. В ответ на потребности научного познания философия этого периода сосредоточилась на проблеме метода познания, исходя из того, что существует бесконечное количество знаний, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любой науке, в том числе и к философии. Идея такого универсального метода разделила философов Нового времени в разные стороны.

В философии этого периода выделяются три теоретически обоснованные концепции познания и проникновения в тайны природы и человека. Разработанная концепция, в прямой полемике с картезианством, получила название эмпирического, сенсуалистического, метафизического материализма. Другая концепция — философия Р. Декарта, картезианский рационализм, оказавший влияние на последующую европейскую мысль и ставший теоретической основой эстетики и искусства классицизма.

Декарт пошел по иному пути, чем Бэкон, в разработке проблем методологии научного исследования. Однако, поскольку Бэкон и Декарт принадлежали к одной эпохе, их философская система имела много общего.

Главное, что сближало Бэкона и Декарта, — это разработка проблем методологии научного поиска. Как и у Бэкона, методология Декарта была антисхоластической. Эта ориентация проявлялась, прежде всего, в стремлении получить знания, которые усилили бы власть человека над природой, а не были самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Другой важной особенностью картезианской методологии, которая также сближает ее с методологией Бэкона, является критика схоластического силлогизма. схоластика, как известно, считал силлогизм главным инструментом человеческого познания.

И Бэкон, и Декарт пытались доказать несостоятельность такого подхода. Они оба отвергали использование силлогизма в качестве
как средство аргументации, средство передачи уже открытых истин. По их мнению, силлогизм не может дать нового знания.

Поэтому они стремились разработать метод, с помощью которого можно было бы эффективно передавать новые знания.
Метод, который был бы эффективен в поиске новых знаний.

Однако путь Декарта значительно отличался от пути
Путь, который выбрал Декарт, значительно отличался от того, который предложил Бэкон.

Литература

1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. — М.: Логос, 1999.

2. Бэкон Ф. Новый Органон// Соч. В 2 т. — М.: Мысль, 1972. Т.2.

3. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996.

4. Мир философии. — М.: Политиздат, 1991.

5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. — М.: Высшая школа, 1996.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.