Оглавление:
Понятие локуса контроля в его современном значении было введено в психологию американским психологом Дж.В. Роттером [J.W. Rotter, 1954]. Речь идет об обобщенных ожиданиях, т.е. убеждениях относительно своей деятельности и степени, в которой человек может достичь желаемого собственными усилиями. Конечно, это зависит от специфики ситуации. Однако Роттер отмечает, что одно и то же подкрепляющее событие (одно и то же желаемое последствие действия) может вызывать разные реакции у разных людей.
Одним из определяющих факторов этих реакций является степень, в которой человек воспринимает результат своего действия как зависящий от него самого, как связанный с его поведением, или как зависящий от внешних обстоятельств или случайности. Согласно Роттеру, существует континуум, на крайних точках которого находятся люди с отличительными стратегиями внешней или внутренней атрибуции. Другие люди занимают промежуточное положение между этими полюсами. Положение, которое занимает человек на континууме, наделяет его локусом контроля. Роттер выделил два типа локуса контроля: внутренний и внешний. А внешний локус контроля — это когда человек в значительной степени берет на себя ответственность за события в своей жизни и приписывает их своему поведению, характеру и способностям. Внешний локус контроля — это когда человек склонен винить во всем внешние факторы: других людей, судьбу или случай, окружающую среду [Rotter J.V., 1966].
Для экстерналистов характерно внешнее защитное поведение, они предпочитают случайность как атрибут ситуации. В общем смысле это означает, что любая ситуация желательна как стимулируемая извне, с демонстрацией способностей в случае успеха. Аутсайдер убежден, что его неудачи — результат невезения, несчастных случаев и негативного влияния окружающих. Признание и поддержка таким людям очень нужны, иначе они будут работать все хуже и хуже. Однако внешние люди не испытывают особой благодарности за сочувствие.
Интерналы обычно имеют в качестве атрибуции ситуации убеждение, что их успехи или неудачи не случайны и зависят от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являются естественным результатом целенаправленной деятельности и самоопределения. Благодаря большей когнитивной активности интернализаторы имеют более широкую временную перспективу, охватывающую значительное количество событий как в будущем, так и в прошлом. В то же время, по мере развития навыков и более глубокой обработки информации, их поведение становится ориентированным на постоянный успех путем постановки все более сложных задач. Таким образом, потребность в достижениях, как правило, возрастает, в сочетании с повышением уровня личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для потенциально большей фрустрации и снижения стрессоустойчивости перед лицом крупных неудач. В целом, однако, интернализаторы производят впечатление вполне уверенных в себе людей в реальном, внешне наблюдаемом поведении, тем более что они, как правило, занимают более высокое социальное положение в жизни, чем экстернализаторы — как считают Дж. Дигман, Р. Кеттелл и Дж. Роттер. По их мнению, интернализаторы, у которых есть стремление к достижениям, будут характеризоваться настойчивостью, организованностью, трудолюбием, ответственностью, точностью и аккуратностью. А для внешних должны быть характерны апатия, беспечность, безответственность и несерьезность. Такая интерпретация связана с наличием корреляции между интернализмом и сильным суперэго (фактор «С» Р. Кеттелла). Для экстерналистов существует корреляция с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредованным мышлением; для интерналистов — с эмоциональной стабильностью и склонностью к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.
Уровень и качество жизни
Под «уровнем жизни» понимается степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения.
Уровень жизни определяется составом и стоимостью потребностей в различных товарах. Этот показатель ограничен возможностью удовлетворения потребностей, исходя из доходов населения и заработной платы работников.
В качестве обобщающих показателей уровня жизни населения статистические органы используют:
- Валовой национальный продукт на душу населения в сопоставимых ценах;
- национальный доход и фонд потребления на душу населения
- Индексы стоимости жизни;
- Реальная заработная плата на одного работника;
- реальный доход на душу населения;
- прожиточного минимума;
- количество и доля населения за чертой бедности, т.е. с доходом ниже прожиточного минимума.
Источники информации для оценки уровня жизни могут включать:
- бюджетные исследования;
- социологические опросы;
- Переписи населения (общие и микро).
Для расчета используются бюджетные обследования:
- средний номинальный доход на душу населения;
- структура денежных доходов домохозяйств;
- физический объем закупок определенных товаров;
- структура расходов домохозяйств;
- влияние налоговой политики, изменения цен на бюджет;
- Распределение населения по уровню среднедушевого совокупного дохода.
Всероссийский центр уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Всероссийский центр общественного мнения изучают проблемы уровня жизни.
Анализ и прогнозирование социального благополучия населения основывается на различных показателях, выбор которых определяется конкретными условиями и подходами к оценке благосостояния людей.
Для характеристики благосостояния населения в России используются различные понятия:
- «Уровень жизни»;
- «Благосостояние народа»;
- «качество жизни»;
- «образ жизни» и другие.
Качество жизни — это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов человека, проявляющаяся как в различных видах деятельности, так и в восприятии самой жизни. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. В этой проблеме есть юридические и политические аспекты, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.
Что касается благосостояния в целом, то это некий синтез, обобщенное представление социального организма, которое включает в себя все вышеперечисленные аспекты. Достижение максимально возможного качества жизни населения является основной целью социальной рыночной экономики. Одним из основных условий, обеспечивающих реализацию этой цели, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни граждан.
Между показателями существует тесная взаимосвязь, они часто связаны с целями в обществе. Иногда содержание терминов существенно отличается.
Понятие ценностных ориентаций
Ценности — это духовные и материальные явления, которые имеют личностный смысл и являются мотивом деятельности. Ценности — это цель и основа образования.
Ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, которые осознаются им как стратегические жизненные цели и общие мировоззренческие ориентиры (А.Н. Леонтьев, 1978).
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкого концептуального различия между этими понятиями нет.
Ценностная отнесенность того или иного объекта окружающей действительности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека (Е.И. Головаха, 2000).
Ценностные ориентации, являющиеся одним из центральных нейроформирований личности, выражают осознанное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все аспекты его реальности. Особое значение имеет связь ценностных ориентаций с ориентацией личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, на себя, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философии жизни». Ценностные ориентации — это способ дифференциации объектов действительности в соответствии с их значимостью (положительной или отрицательной).
Таким образом, направленность человека выражает одно из самых существенных его качеств, которое определяет социальную и моральную ценность личности. Первоначально содержанием направленности является доминирующее, социально обусловленное отношение человека к окружающей действительности. Только благодаря направленности личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, т.е. должны стать устойчивыми мотивами действий и превратиться в убеждения.
Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех ее проявлениях и аспектах, то есть включают когнитивную сферу человека, его поведение, а также эмоциональную и чувственную сферу.
Более того, термин «ценность» в его психологической интерпретации является синонимом комплекса психологических явлений, которые терминологически обозначаются разными терминами, но семантически являются единым целым: Н.Ф. Добрынин называет их «смыслом»; А.И. Божович — «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев — «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев — «психологическими отношениями».
Ценности внутренне освещают всю жизнь человека и наполняют ее простотой и гармонией, что ведет к истинной свободе — свободе от колебаний и страха, свободе творческих возможностей. Значения не являются неизменными, упорядоченными раз и навсегда; их перестановка возможна.
С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность — это значение чего-то в мире для человека, и только признанная ценность способна выполнять важнейшую функцию ценности — функцию ориентира поведения.
Когда мы условно говорим о «ценностях», мы имеем в виду культурно-исторические ценности, которые человечество выработало в процессе своего существования и поднялось на вершину современной культуры. Понятно, что один человек причисляет к своим ценностям еду, деньги, вещи, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями выбирает любовь, труд, красоту, природу, знания.
Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, а их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В этом отношении на них распространяется принцип единства сознания и деятельности, придуманный С.А. Рубинштейном. Ценностная ориентация проявляется в определенной направленности сознания и поведения, которая выражается в социально значимых поступках и действиях (В.Н. Мязишев, Б.Г. Ольшанский, 1965).
Особенности ценностных ориентаций беременных женщин
Из вышесказанного следует, что ценностные ориентации, усвоенные в процессе развития, зависят от деятельности, в которую вовлечен человек. Таким образом, в истории человечества были периоды, когда отцовство рассматривалось как чисто биологическая функция, но не было аналогичного периода для материнства. Материнство всегда было социокультурным и психологическим феноменом.
Это тем более актуально для сегодняшнего дня, когда деторождение становится важным социальным событием, в котором участвуют не только родители ребенка, но и различные социальные и медицинские службы, государственные учреждения и коммерческие организации (услуги для беременных женщин и молодых родителей, продажа товаров для беременных и новорожденных, агентства по усыновлению, суррогатное материнство, искусственное оплодотворение и т.д.).
Все это относится и к беременности как первому этапу материнства. Во время беременности в утробе матери созревает не только плод, но и сама мать, та часть личности женщины, которая в будущем возьмет на себя материнские обязанности.
Именно ценности, поведение и социокультурные стереотипы во время беременности будут определять характер материнства.
Эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает значительное влияние на течение беременности и родов, последующее отношение к ребенку и к себе, а также на формирование ее уверенности в себе и становление чисто человеческих качеств.
Плод в утробе матери является не только биологическим объектом, но и субъектом целенаправленных формирующих и воспитательных воздействий, то есть беременная женщина уже осуществляет материнские воспитательные функции.
Феномен беременности как особое социокультурное явление, присущее человеческому бытию, отражен в различных произведениях культуры, традициях и религиозных верованиях.
На протяжении веков положение женщины в обществе и ее роль всегда ассоциировались с материнством. Социальные и духовные функции материнства остались практически неизменными с древних времен до наших дней.
У неевропейских народов наблюдается аналогичная картина. Материнство функционирует как особый вид деятельности — трансляция на индивидуальный уровень культурных ценностей. Неизменность биологической основы материнства и социокультурных функций ставит его вне сиюминутных социальных правил, норм, требований моды. Он вечно архаичен и всегда современен. Она связывает человека со всей природой (воспроизведение вечного естественного закона деторождения), культурой и историей. Это позволило феномену материнства сохраниться на протяжении веков в практически неизменном виде (с изменениями в таких явлениях, как семья, отцовство, родительство) как универсальная социокультурная и социально-психологическая деятельность.
Социально-политическая эмансипация женщин и их растущее участие в общественном производстве означают, что их семейные роли, включая материнство, становятся менее всеобъемлющими и, возможно, менее важными для них. Женская самооценка имеет много других ценностей, помимо материнства — карьерные достижения, социальная независимость, достигнутая самостоятельно, а не приобретенная в браке, социальный статус. Некоторые традиционные материнские функции в институте семьи берут на себя общественные институты и профессионалы (врачи, педагоги, специализированные общественные учреждения и т.д.). Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения (Н.И. Лапин, 1996).
Изучение проблемы материнства в психологии
Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Существует целый ряд научных и популярных публикаций, посвященных этой проблеме. Различные аспекты материнского поведения рассматриваются в психологии личности, детской психологии, психологии образования и т.д.
Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и ход развития, большое количество культурных и индивидуальных вариантов, а также большое количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как об отдельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода к ее изучению.
Материнство в психологии изучалось многими исследователями: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, Ф. Дольто, Д. Пайнс, Л. Нильсон, Т. Верни, А. Бертин. Основные выводы, сделанные авторами этих исследований, заключаются, во-первых, в констатации необходимости продолжения психологических исследований материнства как целостного феномена, и, во-вторых, в отсутствии адекватного подхода и теоретической концепции для проведения таких исследований.
Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и ход развития, большое количество культурных и индивидуальных вариантов, а также большой объем современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как об отдельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода к ее изучению. В (преимущественно зарубежной) психологической литературе большое внимание уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам его индивидуального развития у человека. Ф.Б. Березин называет факторы, обуславливающие репродуктивную активность женщины. Он перечисляет генетические и социальные факторы, определяющие женскую репродуктивную активность: Состояние здоровья, личностные характеристики, физическая привлекательность, условия социальной среды, включая отношения со значимыми мужчинами (Allport G., 1998).
При этом он отмечает, что такие условия социализации, как особенности воспитания и образования, материальная обеспеченность, стереотипы материнского поведения в родительской семье, возраст начала сексуальных контактов, количество сексуальных партнеров, наличие зарегистрированных брачных отношений имеют разную вероятность формирования жизненного сценария женщин.
Материнские функции женщины наиболее полно реализуются в семье. Изучение такого фактора, как семейное положение матери (сравнение замужних и незамужних матерей), показало не только принятие незамужней матерью функции отсутствующего супруга по материальному обеспечению семьи, но и характерную для нее девальвацию ценности самой счастливой супружеской жизни, которая компенсируется повышением значимости полноценного общения с друзьями [В. Собкин, Е. Марич, 2002].
В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, посвященных феноменологии, психофизиологии, психологии материнства, психотерапевтическим и психолого-педагогическим аспектам беременности и ранних стадий материнства, а также девиантному материнству.
Обобщая основные направления исследований, мы обнаруживаем, что материнство как психосоциальное явление рассматривается с двух основных позиций: Материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личной сферы женщины.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Борис Михайлович Теплов, советский психолог
- Уровни общения в психологии
- Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
- Экспериментально-генетический метод
- Индивидуальные различия памяти у людей
- Психолого-педагогическая коррекция отсутствия определённых интересов
- Представители феноменологической модели образования
- Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека
- Жизненные ситуации и активность человека
- Виды темперамента