Оглавление:
Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Наличие объективного и субъективного позволяет утверждать, что между миром и его отражением нет отношений тождества, а есть диалектическая связь, на основе которой происходит их развитие.
С практической точки зрения сознание представляется как непрерывно модифицирующаяся совокупность сенсорных и ментальных образов, непосредственно возникающих перед индивидом в его внутреннем мире. Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что подобная или близкая к ней психическая деятельность формирования ментальных образов имеет место и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и т.д. Чем же отличается психическое отражение человеком объективного мира от аналогичных процессов у животных? Человека от животных отличает, прежде всего, не наличие процесса формирования психических образов на основе объективного восприятия объектов окружающей действительности, а конкретные механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности операций с ними определяют наличие у человека такого феномена, как сознание. Немов Р.С. Учебник для студентов высших учебных заведений. В 3-х книгах. 4-е издание. 2014.
Сознание — это форма психического отражения действительности, в том числе и права. Высшей ступенью в развитии отражательных способностей материи является социальное отражение, которое присуще обществу на любом этапе его развития. Чефранов В.А. Правосознание как вид социального отражения. Изд. «Высшая школа», 2012. С. 9 — 10. В.А. Чефранов определяет его как идеальное воспроизведение социальной или природной действительности в процессе воздействия и преобразования ее человеком.
Социальное отражение имеет специфические особенности, которые качественно отличают его от других видов отражения. 1. Оно осуществляется человеком целенаправленно, ибо люди, обладая сознанием, ставят перед собой определенные цели и пытаются их достичь посредством всей деятельности. 2. Социальное отражение характеризуется упорядоченностью и системностью. Это обусловлено способностью объектов, отраженных в сознании в виде идеальных образов, складываться в определенном порядке, образуя систему, для решения задач, поставленных перед обществом.
Исходя из этого, основой работы сознания является его уникальная способность отражать те или иные явления действительности.Энергетика сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое пародирование человеком объективного мира носит не пассивный характер, в результате чего все объекты, воспринимаемые психикой, не имеют одинаковой значимости, а наоборот, происходит объединение по степени важности для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-либо объект, предмет или образ, т.е. обладает свойством направленности.
Сознание как высший уровень психического отражения
Наличие этих свойств определяет наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его как более высокий уровень саморегуляции. К группе этих свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Основной прорыв в развитии научной концепции человека произошел, когда пришло понимание того, что живой организм обладает таким свойством, как саморегуляция. Некоторые авторы стали говорить о саморегуляции организма как о важнейшем условии поддержания постоянства параметров внутренней среды, а, следовательно, как об одном из главных условий жизни биологических объектов. Дальнейшая разработка этой проблемы привела к тому, что было доказано существование взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями.
Формирование навыков волевой концентрации внимания на чувственных образах начинается с того, что реальные объекты, используемые в первом упражнении, заменяются воображаемыми. От простых чувственных образов переходят к более сложным. Причем эти образы должны быть взяты из реального жизненного опыта, а не из абстрактных конструкций, иначе они не будут обладать необходимой степенью действенности. Это могут быть, например, зрительные образы в сочетании с соответствующими физическими ощущениями и внутренними чувствами. Бесчисленные вариации таких представлений обусловлены индивидуальными особенностями человека, имеющимся запасом представлений и задачей обучения. Затем отрабатываются навыки реализации представлений о тяжести и тепле, которые распространяются с отдельных участков на все тело.
Способность к рефлексии определяет способность человека наблюдать за собой, своими ощущениями, своим состоянием. Причем наблюдать необходимо критически, то есть человек способен оценивать себя и свое состояние, укладывая полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.
Говоря о роли и месте саморегулирования в существующей системе общественных отношений, вполне правомерно сказать, что оно выступает скорее как институт гражданского общества, как форма самоорганизации граждан. Пломин Роберт. Что определяет поведение? / Детство идеальное и настоящее: Сборник произведений современного Запада. Уч. ред. Слободская Е.Р. Новосибирск: Сиб. отд. Хронограф, 1984. Часто подчеркивается, что саморегулирование как альтернатива государственному регулированию возможно только в странах со стабильной экономикой и развитыми демократическими институтами. Конечно, необходимо учитывать существующие опасения, что данный институт не подходит для стран с переходной экономикой к англосаксонской модели экономического развития. Но необходимо разработать отечественный «сценарий» саморегулирования, адаптировав необходимый и имеющийся зарубежный опыт в этой области к российским условиям. Необходимость более детального нормативно-правового регулирования общественной жизни в силу ее усложнения вступает в противоречие с принципом минимизации участия государства в социальных процессах в пользу стимулирования их саморегулирования. Тихомиров Ю. А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2013. № 9.
Выражения мысленного вербального внушения всегда строятся в форме высказываний, они должны быть очень простыми и краткими. На вдохе произносится одно слово, на выдохе — другое, если фраза самовнушения состоит из двух слов, и только на выдохе — если фраза состоит из одного слова. Каждая фраза может повторяться 2-3 раза и более. В дальнейшем словесные формулировки внушения строятся с учетом желаемых результатов. Организующее воздействие словесных внушений эффективно используется и во время аутогенных тренировок, когда образные представления подкрепляются соответствующими словесными формулами, произносимыми мысленно, что ускоряет наступление желаемого физиологического эффекта.
Ценностные ориентации и мотивация
Обсуждая проблему интенциональности речи и ее выражения языковыми средствами, вполне справедливо утверждать, что многие языковые явления, которые характеризовались в терминах модуса, субъективной и объективной модальности, пресуппозиции, условия успешности речевого акта, исходного предположения, оценочной коннотации и некоторых других, по сути, являются интенциональными состояниями сознания говорящего. Среди языковых средств выражения интенциональных состояний выделяются полнозначные и функциональные слова, синтаксические и лексико-синтаксические конструкции, глаголы речи, местоимения, междометия, модальные слова и частицы, побудительные, вопросительные и оптативные предложения, центильные конструкции. Наряду с надсегментными и невербальными средствами они выражают те дополнительные интенциональные компоненты высказывания, которые говорящий предназначил для распознавания. В интенциональной структуре побудительного речевого акта отражается также исходное намерение говорящего относительно способа и манеры общения — как речевого однонаправленного воздействия на адресата или как попытки коммуникативного взаимодействия — с учетом личности, мотивов и перспектив собеседника и сотрудничества с ним.
Первоначальная речевая интенция говорящего-инициатора побудительного речевого акта связана с желанием предписать, определенным образом регламентировать поведение адресата, заставить его совершить требуемое действие. Это намерение почти всегда выражается эксплицитно. Формирование побудительной речевой интенции может быть объективно или субъективно мотивированным, оно зависит от целенаправленности общения, от личных мотивов и целей коммуникантов в конкретном акте общения, от предположения об их искренности, от их эмоционального настроя и т.д. В смысложизненных ориентациях трансформировались правовая культура и правосознание людей, что породило снижение уважения к благородным целям жизни, критически негативное отношение к «общепринятым» ценностям, к закону. Это не могло не сказаться на формировании системы ценностей и жизненных целей молодежи и привело к максималистскому подходу, интенсивности бескомпромиссного отрицания общечеловеческих моральных ценностей и акценту на включение в потребностно-мотивационную подсистему личности собственных ценностных ориентаций, свободы их выбора. В результате отчуждения от политических, правовых и нравственных ценностей все большее число молодых людей находят изъяны в правовой культуре. Аминов И.И. Юридическая психология. М., 2014.
Принцип интенциональности, указывающий на то, что результат познания ограничен направленностью правосознания как выражением изначальной интеллектуальной заинтересованности субъекта в том или ином результате.
Важность изучения особенностей правосознания при рассмотрении формирования смысло-жизненных и ценностных ориентаций молодежи обусловлена необходимостью сознательного и ответственного принятия новых социальных реалий, необходимостью противостоять трудностям действительности. В настоящее время неурегулированность правовой жизни, постоянное изменение законов, бесконтрольное производство подзаконных актов приводят к дестабилизации общества, росту преступности среди молодежи, деформируют отношение современной молодежи к закону, социальным ценностям, что негативно сказывается на развитии личности, формировании ее жизненных целей.
Произошли трансформации в установках людей, правовой культуре и правосознании, что породило снижение уважения к благородным целям жизни, критическое негативное отношение к «общепринятым» ценностям, к закону. Это не могло не сказаться на формировании системы ценностей и целей жизни молодых людей и привело к максималистскому подходу, интенсивности бескомпромиссного отрицания общечеловеческих моральных ценностей и акценту на включение в потребностно-мотивационную подсистему личности собственных ценностных ориентаций, свободы их выбора.
Интериоризация
Интериоризация ценностей как сознательный процесс происходит только при наличии способности выделять из множества явлений те, которые представляют для него определенную ценность, а затем превращать их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное.
Прежде всего, положение о единстве сознания и деятельности, предполагающее, что психическая активность индивида обусловлена исторически сложившейся в обществе практической деятельностью, что сознание возникает как отражение субъектом действительности своей деятельности и самого себя, процесс интериоризации внешней деятельности — процесс формирования внутреннего «плана сознания». Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2013. С. 97 — 98 Интериоризация индивидом общественного сознания является процессом формирования личности. Особенности восприятия общественного сознания на индивидуальном уровне часто определяются не объективной значимостью сознания, а самой эмпатией сознания, его опытом, культурным уровнем, образованием, психологическими особенностями, степенью восприимчивости к психологическому «заражению» на подсознательном уровне. Негативное влияние семьи часто трансформируется в конкретное негативное внутреннее свойство личности и присваивается ею.
Действие внешней среды не зеркально отражается во внутреннем мире личности, а трансформируется: принимается или отвергается в зависимости от складывающихся или сложившихся систем ценностных ориентаций, правосознания, потребностей, интериоризированных социальных требований, силы воли и т.д.
Поэтому целенаправленный или стихийный контроль общества, проявляющийся как контроль различных малых групп, может проявляться в двух вариантах: 1) исходящим только из внешней среды, содержащимся в традициях и обычаях; 2) воплощенным в интериоризированных, имеющих онтологическую основу, соответствующих нормах, правилах социальной жизни, которым человек следует не задумываясь, автоматически. Структуры и процессы психики человека формируются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 2014. Индивид формирует свой внутренний мир путем освоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы.Отличие человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не только приспосабливается к природной среде, но и стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда меняется образ жизни человека. Способность создавать орудия труда для преобразования природной среды свидетельствует о способности к сознательному труду. Труд — это специфический, присущий только человеку вид деятельности, который заключается в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.
Важнейшей особенностью труда является то, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или действий, имеющих индивидуальный характер, так как в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя можно охарактеризовать как индивидуальный. Однако для того, чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, то есть его трудовая деятельность стала возможной только в результате включения в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже, казалось бы, сугубо индивидуальный, требует сотрудничества с другими людьми.
Проблема нравственного развития личности на современном этапе
Важнейшей сферой взаимоотношений человека и общества является нравственность, мораль как особый способ практического и духовного освоения человеком действительности. На протяжении всей истории человечества люди мечтали о достойной и счастливой жизни, основанной на идеалах добра и справедливости, честности и верности, гуманности и дружеской взаимопомощи. Формирование нравственно активной личности — главная задача образования и воспитания.
Российское общество в этот период переживает глубокий нравственный кризис: человек уходит от осознания духовных основ жизни, теряет основы собственного существования. Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Реалии современного российского общества — это рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни, разрушение национальной идентичности и основ существования людей.
В сегодняшних условиях, когда жизнь навязывает людям стереотипы асоциального поведения, человеку трудно определить свою личную позицию, сделать правильный выбор. По-настоящему активная личность способна свободно, т.е. осознанно выбирать линию своего поведения. Поэтому главной задачей образования и воспитания должно стать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это означает, что у учащихся должны быть воспитаны такие качества, как высокий уровень самосознания, самооценка, самоуважение, самостоятельность, независимость суждений, умение ориентироваться в мире духовных ценностей и ситуациях окружающей жизни, способность принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, путей своего развития.
Проблема развития и воспитания способности решать морально-этические проблемы пока мало освещена в психолого-педагогической литературе, хотя ряд авторов работ по возрастной психологии и психологии воспитания: И.С.Кон, Л.Кольберг, Л.И.Рувинский и др. указывают на важность формирования этой способности в подростковом возрасте. Особенно остро морально-этические проблемы встают перед человеком в юном возрасте. Как и для предыдущих поколений старшеклассников, для современных старшеклассников характерны размышления о мире и своем месте в нем, поскольку именно на этом этапе происходит четкое разграничение мира и «Я», выявляется несовпадение книжных и реальных истин. Этот период — период быстрого «заражения» новыми идеями, период смены чувств, настроений, мыслей, увлечений, веры в свои идеалы и в свои силы, интереса к собственной личности, проблемам времени, поиска идеала, цели в жизни, неудовлетворенности собой. Все это служит мощным двигателем нравственного развития.
Исследования по психологии подросткового возраста И.С. Кона и американского психолога Л. Кольберга показывают, что в подростковом возрасте происходит переход от конвенциональной к автономной морали. Развитие автономной морали, связанное с критическим осмыслением норм общественной морали, объяснением моральных коллизий, поиском и утверждением собственных моральных принципов, особенно стимулируется творческими актами морального выбора. Поэтому моделирование и применение в обучении и воспитании ситуаций морального выбора оказывается необходимым условием нравственной активности школьников.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Протагор о человеке как мере всех вещей
- Объект и предмет философского анализа
- Предназначение и смысл философии
- Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль— немецкий философ, основатель феноменологии
- Бессознательное в современной философии
- Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма
- Философия и наука. Роль философии в развитии науки
- Проблема смысла истории
- Лидерство и власть — их связь и противоречие
- Конкретная метафизика П. А. Флоренского