Оглавление:
Проблема «дети и телевидение» волнует всех: родителей, учителей и врачей. Сегодня телевизор почти для каждого ребенка стал чем-то вроде игрушки или книги. Телевидение формирует душу и разум ребенка, развивает его вкусы и взгляды на мир. Их внутренний мир все еще формируется, и важную роль в этом играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, общие занятия, даже телевизионные программы. Они являются не только способом провести время, но и средством образования. Для детей дошкольного возраста мультфильмы являются основным средством обучения.
Слово «мультфильм» имеет несколько значений, основанных на нескольких совершенно разных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, создающие мультфильмы, называются карикатуристами. Первоначальное значение в изобразительном искусстве, карикатура означала подготовительный рисунок для произведения искусства, такого как картина. Современное значение относится к юмористическим иллюстрациям в печати и анимационных фильмах. Слово «карикатура» иногда используется для обозначения комиксов, а также может относиться к юмористическим рисункам художественной или публицистической литературы, публикуемым в газетах и журналах.
Мультфильм, анимация, анимационный фильм — это вид кинематографа, произведения которого создаются путем записи последовательных фаз движения рисованных (графическая или мультипликационная анимация) или трехмерных (трехмерная или кукольная анимация) объектов.
Многие родители рано или поздно задаются вопросом, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большинство американских фабричных изделий небезобидны, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этой разницей стоят глубокие различия в мировоззрении. При выборе мультфильма нужно быть более осторожным, чем при выборе книги, потому что визуальные образы влияют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что отражают нормальный для ребенка образ мира. В принципе, оно ортодоксально, потому что зло в этом мировоззрении не вечно, а вечно — добро. И в этом хорошем мировоззрении есть отрицательный персонаж, которого обычно легко перевоспитать. И оказывается, что он озлоблен только потому, что никто с ним не дружил, никто его не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что «советский» мультипликационный злодей подается в юмористической форме, которая уравновешивает его негативную сущность. Такой образ мира гармонизирует детскую психику. Поэтому эти мультфильмы полезны для детей, которые нездоровы или ослаблены психологическими травмами. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить друзей, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Лучшие отечественные мультфильмы — это маленькие притчи, в которых за короткой занимательной историей скрывается глубокий духовный смысл. А многие мультфильмы не только показывают «позитивных» кукол и животных, но и дают программу, подчеркивающую качества реального человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешок» (режиссер А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975). Сюжет узнаваем: у благовоспитанного медведя Спиридона есть внук Ивашка, который любит шалить и делать то, что ему больше всего нравится. Животные жалуются, дедушка волнуется и в конце концов решается на воспитательный эксперимент: он разрешает внуку проказничать, но после каждого хорошего поступка насыпает ему мешок камешков. Сначала ему трудно найти достойное применение своим медвежьим способностям, потом он видит все больше возможностей помочь кому-то, и через некоторое время мешок становится полным. Долгожданная свобода пришла, но в другие дни нашлись различные неотложные дела, так что время для озорства уже не наступает.
Есть известный духовный закон: «Если в тебе нет любви и милосердия, делай дела милосердия, и ты постепенно воспитаешь свое сердце». В педагогической технике «медведя» интрига и опасность заключались в том, что дедушка разрешил внуку плохо себя вести после этого. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые мы совершили (чтобы не ставить «камень» на своем пути). Но если сердце не воспитано — нужно с чего-то начинать.
Характеристика содержания отечественных мультфильмов
Бывает, что «подсчитывание собственных камней» становится привычкой и чертой характера, называемой тщеславием. Чтобы объяснить это ребенку, когда он действительно пытается сделать что-то хорошее, но только из надежды на похвалу, можно использовать мультфильм «Маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»). Это также о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждом из нескольких эпизодов он спасает героев сказок: Красную Шапочку, семь маленьких козлят, трех поросят и других от несчастья. В этом мультфильме есть замечательный образ «спасителя». В сказке, которую рассказывают снова и снова, лиса несет золотого петушка через темный лес и другие сказочные пейзажи, а петушка спасает его друг, кот. Кошка накопила много заслуг. Когда гном Вася приходит звать его на помощь, но на этот раз кот отказывается спасать петуха от лисы.
Этот мультфильм хорош не только тем, что в нем есть позитивный Вася, который побеждает волка, но и тем, что Вася самый маленький. То есть, когда кто-то нуждается в помощи, его размер не имеет значения.
В мультфильмах, как и в жизни, самыми дружелюбными и отзывчивыми часто оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если вы имеете в виду мышцы). Об этом и рассказывает анимационный фильм «Самый большой друг» (режиссер П. Носов, Союзмультфильм).
В Африке живет злой крокодил, африканская девочка и ее друзья — щенок, цыпленок, колокольчик и бегемот. Бегемот притворяется самым большим другом. Но злому крокодилу надоела эта дружба. Он решает съесть девушку. Ее не очень хорошие друзья все время помогали ей, но в решающий момент бегемот испугался и убежал. В конце девочка говорит бегемоту, что все люди, которые помогли ей, — маленькие, но большие друзья. Он такой большой, и из-за него она попала в беду.
Рассмотрим такой пример: сам враг, крокодил, попадает в беду. Крокодил — довольно распространенный персонаж мультфильмов. Есть еще один персонаж-крокодил в мультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм»). У этого крокодила, как и положено, все было жутко: жуткий хвост, жуткая пасть и очень жуткие зубы. Кроме того, он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому все его боятся и недолюбливают.
Но хуже всего было то, что он был единственным во всей Африке, кто не чистил зубы. Когда у крокодила болит зуб, он очень страдает. Джунгли счастливы, животные счастливы. Но прилетает птица Тари, жалеет крокодила и дает ему первый урок. А крокодил не чистил зубы, потому что у него короткие лапы. Вот почему крокодил был так зол. Наконец, храброй и дружелюбной птице Тари пришлось чистить зубы крокодилу, и впервые в жизни он сказал доброе слово: «Спасибо». Тари, маленькая птичка, пошла на большой риск. А для ребенка это еще один важный момент в познании мира: оказывается, в жизни есть вещи, которые важнее его собственной безопасности или даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не напугав ребенка (а значит, не отпугнув его), а наоборот, завоевать сердце для таких героев веселой и дружелюбной сказки.
Содержательные характеристики американских мультфильмов
Телевидение ориентировано на детей, как маленьких, так и подрастающих. Чтобы завлечь детей, существует множество каналов, показывающих мультфильмы и сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, он как будто отключается от всего, что его окружает. Он не реагирует на обычные звуки речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а иногда тревога.
Американский мультфильм, только на первый взгляд очень безобидная поделка. Часто оно также кажется очень глупым и неуклюжим, но не несет особой смысловой, а тем более идеологической нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах совершенно иная картина мира. Мир, на фоне которого происходят события мультфильма, безнадежно плох. И только зерна добра в виде черепашек-ниндзя пытаются бороться со злом. И зло обычно уничтожается физически, что совершенно необычно для тех историй, в которых зло пыталось бороться другими способами: оно пыталось обмануть или убедить. Некоторые родители просто запрещают своим детям (сами того не осознавая) видеться с ними. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». Многие родители не запрещают своим детям видеть их. Они запрещают их не потому, что не почувствовали их развращающего влияния, а потому, что даже не видели их. Они не смотрят эти фильмы, потому что привыкли к советской системе — «по телевизору детям плохого не показывают». От этого обмана страдают не только люди старшего поколения, но и совсем молодые, которые знают и осознают злобу современных средств массовой информации. Для того чтобы они это поняли, необходимо специально направлять таких людей, чтобы они с предубеждением смотрели на то, что видят их дети. После внимательного просмотра даже нескольких таких мультфильмов (особенно если обратить их внимание на некоторые особенно характерные детали таких мультфильмов), эти люди.
Такие прекрасные анимационные фильмы студии Уолта Диснея, как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище» и «Король Лев», имеют хороший старт. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. А дети обычно видят некачественную продукцию о механических монстрах, вампирах, призраках и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжете присутствует конфликт, драка, борьба, стрельба, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально очарованы мультфильмами и часто отказываются играть — лишь бы посидеть перед телевизором. Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телевизор, тем больше они устают, а чем больше они устают, тем больше их привлекает телевидение.
Ребенок воспринимает почти всю информацию в виде образов, из которых строится его модель мира. Одним из самых важных образов является образ женщины. Глядя на стереотипы мультяшных героинь, девочки перенимают особенности женского поведения, а мальчик бессознательно формирует идеальный образ женщины, к которому он потом будет стремиться. Причем критерием является не столько внешность, сколько поведение мультяшных героинь. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и другие) просмотрели множество фильмов западного кино и пришли к выводу, что поведение большинства героинь мультфильмов таково, что при систематическом просмотре оно приводит к угасанию желания продолжить род в будущем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и тайной, окрашивается реализмом, физиологией и жестокостью. Одновременно высмеиваются такие традиционные для русской женщины качества, как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность и само материнство, которые прославлялись в советских сказках. Можно также ясно понять неуважение, цинизм, а иногда и жестокость некоторых героев мультфильмов по отношению к своим семьям, родителям, братьям и сестрам. Во многих мультфильмах им предоставляется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются в сознание детей, как положительные герои, которым нужно подражать. Многие героини сражаются со вкусом, демонстрируя свою праведность. Молодежный унисекс — в некотором роде продолжение анимационного унисекса. Причем зачастую героиня мультфильма не только наделена качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Это особенно ярко проявляется в фэнтезийных мультфильмах.
Дети любят смотреть мультфильмы, но не все, что им нравится, полезно для них. Если ребенку нравится нож и он начинает неосторожно играть с ним, родители отбирают его, но родители не всегда думают об этом, что способствует развитию моральных качеств ребенка. В детстве закладываются основы, качества, приоритеты, которые ребенок будет использовать позже в жизни. Многие взрослые не получают должного воспитания, и это воспитание передается детям. Ребенку необходимо качественное внимание со стороны родителей, но родители часто настолько погружены в собственные проблемы, что вместо собственного внимания уделяют ребенку внимание телевизора. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Но взрослые должны различать, что полезно для детей, а что нет.
Персонажи современных мультфильмов
Теперь давайте подробнее рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и телесериалов. Например, известный мультфильм «Том и Джерри» (режиссеры В. Ханна, Д. Барбера). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изобретательные способы уничтожения бедного мышонка. Тем временем мышонок пытается отомстить такому же бедному коту. И наверняка ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и симпатичных героя. Поскольку родители предоставили такую возможность посмотреть смешной мультфильм, так что в этом нет ничего плохого. Так что бить слабых и шутить над ними — это нормально. Разрешается наблюдать за матерью и отцом, которые учат ребенка различать добро и зло с помощью сказок.
И так хороши, на первый взгляд, такие мультфильмы, как «Аладдин», «Шрек», в которых, казалось бы, не должно быть надувательства со стороны продюсеров. Но если присмотреться, то можно увидеть, что здесь ярко запечатлен образ женщины. Если в наших добрых советских мультфильмах женская половая принадлежность прикрыта, не выставлена напоказ, их женские атрибуты выражены в основном внутренними качествами, духовностью, то героини западных мультфильмов физиологичны, имеют формы хорошо развитых женщин, очень четко выражено все, что должно нравиться взрослым мужчинам, а не маленьким детям, и они умело этим пользуются, у них нет целомудрия — того, что отличает продукцию для детей 1 от фильмов для взрослых. И, наконец, манеры персонажей скопированы с детей. В наших мультфильмах самый большой эротизм — сомкнутые руки, поцелуи обозначены только, он интимны, в то время как западные герои открыто флиртуют друг с другом, можно трогать женщину как угодно, бесцеремонно, грубо. Например, как в популярном мультфильме Шрек носит свою девушку на плече и флиртует с ней. Подсознание фиксирует такие моменты, и позже, во взрослой жизни, мальчик может считать такое поведение по отношению к женщине нормой. С точки зрения психологов (М.В. Ба-шова, М. Аромаштам), эротику, взрослые стереотипы поведения не следует показывать в детских мультфильмах. Раньше, чем следовало бы, она формирует у ребенка сексуальное влечение, к которому он еще не готов эмоционально и физически. Пока у ребенка не появился первый интерес к противоположному полу, это воспринимается как сказка, загадка. Только через романтику и застенчивость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка может привлечь настоящих мужчин. Детская застенчивость и робость — одно из условий для создания крепкой семьи в будущем и продолжения рода в будущем.
В западных мультфильмах редко встречается образ красивой матери с истинно женскими качествами, которые вдохновляют девочек подражать ей. Современные западные мультфильмы с их образами женщин-матерей могут бессознательно отбивать у девочек желание иметь детей в будущем.
Возьмем американский анимационный фильм «Вуди и его друзья» (режиссеры У. Лэнс, С. Маркус). Из нескольких эпизодов этого бесконечного мультфильма можно увидеть повторяющийся сюжет: Есть некий человек, который озабочен чем-то очень важным для него. Обычно он занят чем-то весьма полезным, если не в социальном плане (как сотрудник компании или госслужащий), то для себя (что-то строит, выращивает и т.д.). И есть праздный, самовлюбленный Вуди, который постоянно развлекается. В результате действия оказывается, что рабочий, который каким-то образом мешал развлекательному бизнесу дятла, терпит сокрушительное поражение, а дятел предстает этаким отважным героем, который проявляет страшную находчивость и выставляет всех своих «врагов» некомпетентными неудачниками.
Вполне естественно, что если ребенок берет пример с такого «героя», то его поведение неизбежно будет противоречить закону. То есть, этот мультфильм напрямую воспитывает антисоциальную личность. Можно подумать, что это недосмотр и промах со стороны создателей, но учитывая, что такое поведение встречается в подавляющем большинстве этих мультфильмов, и учитывая, что каждый американский мультфильм основан на социальной и психологической модели, такой контент воспринимается как законный.
Эти карикатуры показывают нормальное поведение человека, пытающегося удовлетворить свои сугубо личные устремления. Обычно стремление к личному лидерству и господству над другими. Если превосходство находится на переднем плане, то социальное признание этого превосходства находится на заднем плане.
Отсюда и частое выставление в качестве поведения героического — совершенно антисоциального поведения героев. Проанализировав некоторые особенно популярные американские мультфильмы. В общем, есть нечто, что несет в себе откровенно антисоциальное содержание, но преподносится как вполне нормальное и приемлемое. По мнению зарубежного психолога X. B. что изображение такого поведения в мультфильмах приводит к «сублимации антисоциальных тенденций индивида».
Эта мультипликационная продукция откровенно учит конкурентному поведению — достижению превосходства над другими и превосходства во всех отношениях и формах.
Герои мультфильмов получают удары по голове различными предметами, но всегда продолжают вести себя как совершенно здоровые.В связи с этим в Америке очень высок процент убийств животных маленькими детьми. Эти дети бьют своих питомцев молотками и другими тяжелыми предметами, а потом удивляются, почему после такого обращения их питомцы не ведут себя как герои мультфильмов.
В американских мультфильмах, как правило, даже социальное поведение некоторых мультперсонажей представляется как «героическое развлечение». Например, — сериал «Черный плащ». Но чаще всего эти карикатуры описывают что угодно, только не творческую деятельность. Все и вся в этих мультфильмах веселятся. Их развлекают всевозможными способами и методами. Иногда они даже убивают кого-то. Никогда в этих западных мультфильмах нет команды. Все отношения между героями мультфильмов обычно носят соревновательный характер. Изредка, как нечто необязательное — дружеское. Всегда эти карикатуры показывают поведение и образ жизни закоренелого индивидуалиста, живущего во враждебной социальной среде.
В ролевых играх дошкольники часто подражают своим любимым героям. В процессе подражания и идентификации они усваивают социальные роли, нормы поведения, ценности, идентификация подразумевает сильную эмоциональную привязанность к персонажу мультфильма, роль которого ребенок принимает на себя и сопереживает ему. Но игра персонажей будет стереотипной, ребенок будет копировать жесты и манеры персонажа, в игре не будет творчества и развития, и ребенок будет подвержен риску копирования биомеханических конструкций. Через традиционное подражание формируется ложное мышление, ложный образ, что способствует конфликту с родителями.
Восприятие детей на разных стадиях развития
Телевидение давно стало частью нашей жизни, и даже при: спорадическом телевидении многие дошкольники становятся заложниками телевидения. Теле- и видеопродукция — часть их мира, и компетентность в мультипликации для них так же важна, как для взрослых в литературе или искусстве. Остается только узнать, как дети воспринимают изображение на разных этапах развития, и соответственно извлечь максимум пользы из неизбежного опыта просмотра,
0-6 месяцев. Чем младше ребенок, тем больше времени мать проводит с ним перед телевизором. И хотя влияние на новорожденного еще не до конца изучено, это служит своего рода «разделителем» для матери, способом защитить себя от полного поглощения заботой о ребенке, особенно если ей никто не помогает. В первые несколько недель жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но к 2-3 месяцам он поворачивает голову в сторону светящегося экрана, а еще через два месяца реагирует на знакомую заставку. Хорошо известно, что связь между зрительным и тактильным восприятием устанавливается очень рано. Однако взаимосвязь между слуховым и зрительным восприятием и ее влияние на развитие младенца изучены недостаточно. Исследователи показали 4-месячным детям два мультфильма: в первом случае звук был синхронно наложен, а во втором — нет. И дети были гораздо больше заинтересованы в «настоящем» мультфильме. На вопрос, как движущиеся изображения влияют на малыша, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этой стадии развития сенсорное восприятие полностью зависит от матери, отца или воспитателя дошкольника.
Не используйте телевизор в качестве фонового шума в комнате ребенка. Не стоит смотреть любимую телепередачу, когда вы даете ребенку грудь или бутылочку. При кормлении ребенка требуется все внимание взрослого, от которого не остается и следа.
6 — 18 месяцев. В этом возрасте ребенку трудно сосредоточить свое внимание на чем-то одном в течение длительного времени. Тем не менее, она извлекает из этих моментов максимум пользы. С шестимесячного возраста ребенок может научиться правильно пользоваться игрушкой, которую 24 часа назад видел по телевизору в руках незнакомого человека. Эта удивительная способность к подражанию проявляется у человека гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле телевидение — это очень специфический опыт. Однако прежде чем ребенок начнет говорить, телевидение означает для него услышать и увидеть то, что невозможно постичь. Неадаптированная история вообще не имеет для него смысла. Цвет, движение, изображение притягивают детей к экрану, но они ничего не могут получить от просмотра: это не то, что планировал режиссер. Не обольщайтесь: Наблюдая за непонятным сюжетом, дошкольник все равно переживает его эмоционально. Было бы ошибкой думать, что это никак не влияет на ребенка.
Короткие программы, разработанные специально для совсем маленьких детей, лучше всего подходят для ребенка, который еще не владеет языком. Что касается диснеевских мультфильмов, то их сюжет и лексика все еще слишком сложны для детей этого возраста.
18 месяцев — Згода. Не оставляйте ребенка дошкольного возраста одного с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует риск развития необоснованного чувства страха или неправильных представлений о мире, поскольку дети в этом возрасте еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить происходящее на экране. Ребенка, смотрящего мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но, к сожалению, ему не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход — родитель должен высказать то, что он интуитивно чувствует. Например, «Вы узнаете его? Это птица, летящая за львенком. Это хорошо, это поможет ему». Ребенок подражает, показывает пальцем, затем повторяет и запоминает слова. Только благодаря повторению и родительским комментариям опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл,
В идеале, необходимые объяснения должны даваться во время просмотра мультфильма, что более полезно. Тем не менее, лучше вернуться к сюжету мультфильма, когда он закончится, чем оставить его без комментариев. Неправильно думать, что 2-3-летний ребенок все понимает только потому, что узнает определенный персонаж. Когда он/она произносит свое имя, он/она не всегда знает, что он/она делает и зачем.
3 — 6 лет. Только в возрасте 3-4 лет ребенок понимает разницу между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм — это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, которые вдохновят его на мечты, фантазии и активные игры. Конечно, дети еще не могут полностью осознать цепь событий: То, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным: .опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от других, а потому может притвориться кем-то другим. Подражание становится его любимым занятием. Он притворяется врачом, делающим укол, строгим отцом, которого нужно слушаться. Дети любят отождествлять себя с одним из персонажей, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребенку важно «притворяться», чтобы испытывать эмоции, которые он еще не испытал в реальной жизни. Современные дети все больше отождествляют себя с воображаемыми персонажами и все меньше — с реальными людьми. Их воображение чаще захватывает мир телевизионных историй. В связи с этим возникает вопрос, насколько хорошо они могут адаптироваться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, свои отношения с друзьями и межличностные отношения в целом.
Необходимо ограничить покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы заинтересовать ребенка реальностью, необходимо вызвать у него интерес к ней: ходите вместе на прогулки и выставки, покупайте игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, насильственными изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить вашего ребенка, их необходимо расшифровать, чтобы раскрыть намерения и уловки их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывают по телевизору, он не будет путать чужое представление о реальности с самой реальностью.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Гендерные различия подростков в выборе средств утверждения своей личности
- Объективные причины педагогических конфликтов
- Соотношение мышления и речи
- Виды развития личности
- Характер и личность
- Консультирование личности с девиантным поведением
- Проблемы понятийно-терминологического аппарата в специальной психологии
- Теория развития личности Л. И. Божович
- Склонность к виктимному поведению на подростковом этапе социализации
- Психологические причины девиантного поведения подростков