Оглавление:
Марксизм — это система взглядов и учений Маркса. Маркс был продолжателем и гениальным кульминатором трех основных идеологических течений девятнадцатого века, входивших в тройку самых передовых стран человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в сочетании с революционными французскими доктринами в целом. Через целостную и последовательную систему своих взглядов Маркс заложил основы современного диалектического материализма и научного социализма как теории и программы рабочего движения всех цивилизованных стран мира.
По своему содержанию домарксистские социалистические теории были в основном результатом наблюдения за социально-классовым антагонизмом между имущими и неимущими и анархией, царящей в производстве. В своей теоретической форме социализм возник сначала лишь как дальнейшее и более последовательное развитие принципов, заложенных великими французскими мыслителями эпохи Просвещения XVIII в. Как и всякая теория, социализм должен был сначала отталкиваться от накопленного до него идейного материала, хотя корни его лежали глубоко в материальных экономических фактах.
Когда крепостное право было свергнуто и «свободное» капиталистическое общество начало развиваться в полную силу, сразу же обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации рабочих. Контраст между богатыми и бедными, вместо того чтобы разрешиться во благо всех, усугублялся фактической реализацией «свободы собственности» от ее фетишистских оков. Эта свобода обернулась для мелкого буржуа и крестьянина свободой продать эту мелкую собственность, раздавленную мощной конкуренцией крупного капитала и крупного землевладения, этим же магнатам; эта «свобода», таким образом, стала для мелкого буржуа и крестьянина свободой от собственности. Быстрое развитие промышленности на капиталистической основе сделало нищету и страдания трудящихся масс необходимым условием существования общества. Погоня за прибылью становилась все более и более единственным связующим элементом этого общества. Торговля все больше и больше превращалась в обман. Революционный лозунг «братства» был реализован в хитрости и зависти, которые влекли за собой конкуренцию, подкуп занял место жестокого угнетения, а вместо меча деньги стали доминирующим рычагом социальной власти.
Факты все сильнее показывали ложность доктрины буржуазной экономики о тождестве интересов капитала и труда, о всеобщей гармонии и всеобщем благосостоянии народа, которые якобы являются результатом свободной конкуренции. Социальные и политические институты, созданные в результате «победы разума», оказались отвратительной, горько разочаровывающей карикатурой на блестящие обещания мыслителей эпохи Просвещения. Различные социалистические доктрины немедленно возникли в ответ на растущее угнетение трудящейся части общества. В 1802 году были опубликованы «Письма Сен-Симона из Женевы». Первая работа Фурье появилась в 1808 году, хотя основы его теории были заложены в 1799 году. 1 января 1800 года Роберт Оуэн возглавил бумажную фабрику в Нью-Ленакре, где он попытался разрешить социальные противоречия капитализма путем создания нормальных условий труда для рабочих и возможностей для интеллектуального и духовного развития.
Теоретические предпосылки возникновения марксизма
С самого начала своей творческой деятельности (вскоре после получения степени доктора философии) Маркс признал своим призванием защиту интересов «бедных, политически и социально бесправных масс». Именно этой цели должна служить философия. Будучи последователем Гегеля, Маркс затем разделял многие учения немецкой классической философии, особенно идею о роли философии в обществе. Философия — «интеллектуальная квинтэссенция своего времени» — призвана привнести в общество мудрость и разум и тем самым способствовать социальному и историческому прогрессу. Но традиционные формы философской деятельности — преподавание в университете и написание научных трудов — не удовлетворяли Маркса. Он решил обратиться к философской журналистике. Его краткие работы в «Rheinische Zeitung» (1842-1843) — статьи о свободе печати и цензуре, классовом представительстве, угнетении сельской бедноты, бедственном положении крестьян, бюрократизме чиновников — вызвали преследования со стороны правительства. Марксу пришлось уйти с поста редактора и оставить надежды на работу в бесцензурной прессе в Германии.
Маркс считал свой первый опыт работы с практическими проблемами неудачным. Во-первых, ему стало ясно, что государство (по Гегелю, государство — «воплощение разума») руководствуется интересами «привилегированных классов» и не желает прислушиваться к голосу философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришел к выводу, что состояние исследований самих проблем было неудовлетворительным. Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем, тогда как Маркс уже видел, что эти корни лежат в материальных экономических отношениях людей. Философский анализ сам по себе не достиг этого уровня. В-третьих, реакция общественности на его публикации была, естественно, очень ограниченной.
С 1845 года он изучал новое общественное движение в Германии — социализм и коммунизм, знакомился с богатейшей социалистической и коммунистической традицией в Англии и Франции, анализировал первые выступления немецких социалистов и коммунистов. Переехав в Париж, Маркс вступает в контакт с тайной «Лигой праведников» и становится членом коммунистического движения. Гордое «Я никогда не льстил пролетариям» является убедительным доказательством того, что вступление Маркса в пролетарское движение было продиктовано не эмоциями или расчетом, а глубоким пониманием хода истории и собственной исторической роли.
Маркс рассматривал пролетариат как особый класс, призвание которого — разрушить существующий мировой порядок. Пролетарии страдают от тяжелого труда, нищеты, болезней и роста преступности, который, как позже отметил Энгельс, неизбежно следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этой ситуацией — призвание пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии также уничтожают угнетение других групп общества. Поэтому Маркс понимает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия может реализовать свое призвание: «Как философия находит свое материальное оружие в пролетариате, так, как только молния мысли ударит в первобытную почву народа, совершится освобождение «немца» в человека. (Последние слова о «немце» имеют значение, данное в статье «Zu einer Kritik der Hegelschen Rechtsphilosophie. Введение» (1844), из которого взято это выражение, до сих пор относится к условиям в Германии.
Восхваляя утопические проекты преобразования общества, Маркс, тем не менее, осознавал их теоретическую слабость и даже беспомощность. Авторы утопий привнесли в картины будущего много фантазии; они не имели серьезного исторического обоснования и содержали архаичные религиозные и христианские элементы. Это препятствовало развитию коммунистических идей и их распространению. Поэтому необходимо было дать философское обоснование смысла коммунизма.
Социально-экономические и политические предпосылки возникновения марксизма
Марксизм был подготовлен всем ходом социально-экономического, политического и духовного развития человечества, особенно развитием капиталистической системы и присущих ей противоречий, борьбой между пролетариатом и буржуазией.
Буржуазные революции XVII и XVIII веков разрушили феодальный общественный строй, который казался незыблемым на протяжении веков в некоторых европейских странах. Приобретение буржуазией политической власти открыло путь для быстрого развития капитализма, в основном благодаря промышленной революции в конце 18-го и начале 19-го веков.
Огромный рост производительности труда и общественного богатства, вызванный развитием капитализма, не сопровождался улучшением положения рабочих. Напротив, на одном полюсе общества, в руках буржуазии, накапливалось богатство, а на другом, среди рабочих и особенно пролетариев, преобладала нищета. Эксплуатация рабочих, включая женщин и детей, не ограничивалась никакими законами; пролетаризация мелких производителей, чудовищные штрафы и притеснения, безработица, особенно во время периодических экономических кризисов перепроизводства (с 1825 года).
Идеологи буржуазии в XVII и XVIII веках представляли отмену феодальных общественных отношений как установление империи разума, справедливости, равенства и даже братства между людьми.
Рабочий класс, который в период буржуазных революций помогал буржуазии в ее борьбе против господствующих феодальных классов, в условиях сложившегося капиталистического общества оказался лицом к лицу со своим классовым врагом — «работодателями», буржуазией. Сопротивление рабочих капиталистам все чаще принимало форму забастовок, а иногда и спонтанных вооруженных восстаний. Это были восстания ткачей Лиона во Франции (1831 и 1834), восстание ткачей Силезии в Германии (1844). Первое революционное пролетарское движение — чартизм — возникло в Англии (30-40-е годы XIX века). Освободительная борьба рабочего класса в то время была спонтанной и неорганизованной: Ему не хватало ясного классового сознания, понимания путей и средств уничтожения капиталистического гнета.
K. Маркс и Ф. Энгельс создали научную теорию освободительного движения рабочего класса. Они доказали, что стихийность, отсутствие организации и разрозненность действий рабочего класса исторически преходящи и могут быть преодолены путем соединения стихийного движения рабочего класса с научной социалистической теорией, путем организации массовых пролетарских партий, идеологически вооруженных научным пониманием общественного развития и служащих главными подразделениями и вождями пролетариата.
Уже в это время (в 1940-х годах) буржуазные критики социализма обвиняли марксизм в некритическом отношении к культу пролетариата. Отвергая клеветническое толкование научного социализма как «новой религии», Маркс и Энгельс доказывали, что пролетариат является необходимым порождением крупной капиталистической промышленности и что его борьба против капитализма является естественным выражением противоречий, присущих этому общественному строю.
Пролетариат действительно способен освободить всех угнетенных и эксплуатируемых, потому что его социальное освобождение может быть осуществлено только через отмену экономических условий всякой эксплуатации. Этот вывод о всемирно-исторической освободительной миссии рабочего класса и неизбежности революционного перехода от капитализма к социализму (а затем к бесклассовому, коммунистическому обществу) был сделан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом на основе научного исследования общественного развития, особенно развития капитализма, руководствуясь научно-философским мировоззрением, философией нового типа — диалектическим и историческим материализмом.
Идеологические и научные источники марксизма
Идеологическими источниками марксизма были: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм.
Марксизм — это определенная модель глобального переустройства мира, которая включает в себя идею всеобщей социальной, духовной и идеологической революции. Классический марксизм характеризуется историческим оптимизмом и крайней, бескомпромиссной жесткостью в отношении социальных издержек реализованного проекта.
В принципе, марксизм отстаивал идею демократии как справедливого общественного устройства, основанного на освобождении личности. В то же время демократия строилась как политическая и правовая система, гарантирующая безопасность и правоспособность класса, способного гарантировать эту свободу, т.е. пролетариата. Поэтому тезис о неизбежности диктатуры пролетариата является естественным для марксизма /4/.
Марксизм был проверен на практике, начиная с революций 1848 — 1849 годов в Западной Европе. После этих потрясений К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, формирование пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался основанием революционной международной партии рабочего класса под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса, которая получила название «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал, основан 28 сентября 1864 года). В 70-80 годы XIX века в ряде европейских стран сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата.
Первое личное знакомство Маркса и Энгельса состоялось в конце ноября 1842 года в редакции «Рейнской газеты». Когда они впоследствии встретились в Париже в конце августа 1844 года, то обнаружили полное согласие по самым важным проблемам; эта встреча стала началом их тесной дружбы и общей борьбы за великое дело освобождения рабочего класса. «Старые традиции рассказывают о различных трогательных примерах дружбы, — писал Ленин. — «Европейский пролетариат может сказать, что его наука была создана двумя учеными и борцами, чьи отношения превосходят все трогательные сказания древних о человеческой дружбе.
Когда Маркс и Энгельс начали свою совместную работу, они оба уже прошли путь от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Этот переход они совершили каждый по-своему: Маркс в основном на основе критического изучения философии и права, глубокого знакомства с французским утопическим социализмом и с опытом революционного движения во Франции и Германии; Энгельс в основном на основе критического изучения буржуазной политической экономии и наблюдения и обобщения опыта английского рабочего класса и социалистического движения.
Родиной марксизма была Германия, которая в то время находилась на пороге глубокого революционного переворота. В экономически отсталой (по сравнению с Англией и Францией), политически раздробленной Германии народные массы испытывали двойной гнет — полуфеодальную эксплуатацию и капиталистическую эксплуатацию. Ситуация, в которой готовилась революция в Германии, поставила перед немецким рабочим классом задачи величайшего исторического значения, и немецкий пролетариат был уже гораздо более развит, чем рабочие Англии во время революции XVII века или рабочие Франции в конце XVIII века.
Формирование взглядов Маркса
Личность Маркса сочетала в себе качества блестящего мыслителя, совершившего революцию в общественных науках, и неукротимого революционного борца, что помогло превратить рабочее движение в мощную силу общественного прогресса.
Благодаря влиянию своего отца, юриста Генриха Маркса, и друга семьи, Л. фон Вестфалена, Маркс еще в школе усвоил идеи французского и немецкого Просвещения. В начале своей карьеры Маркс осознал свое призвание как защитника интересов «бедных, политически и социально бесправных масс». С 1837 года он стал последователем гегелевской философии, особенно гегелевской диалектики, и подружился с младогегельянцами, которые сделали радикально атеистические и политические выводы из учения Гегеля. Затем Маркс поделился идеей о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, способствующего прогрессу.
Маркс рассматривал активную политическую и журналистскую деятельность как средство практического воплощения идеалов прогрессивной философии. В статье «Заметки о последних прусских цензурных постановлениях» (написанной в феврале 1842 года) он подверг резкой критике не только полицейские меры против оппозиционной прессы, но и всю прусскую систему управления. Его речь приобрела еще более радикальный характер на страницах «Rheinische Zeitung», которая издавалась в Кельне оппозиционными кругами прусской буржуазии. Газета боролась за последовательное решение задач буржуазно-демократической революции в интересах пролетариата и широких народных масс, отстаивала революционный путь объединения Германии в форме демократической республики, программу революционных преобразований, особенно в аграрном строе. В статье «Коммунизм и Augsburger Allgemeine Zeitung» он указал на связь между борьбой пролетариата в Великобритании и Франции и распространением коммунистических идей. Желание лучше понять положение трудящихся масс привело его к изучению сферы материальных отношений. Маркс резко критиковал либеральную половинчатость, а также осуждал псевдореволюционные фразы анархистской ультрарадикальной группы младогегельянцев, так называемых «вольных каменщиков». Революционная линия «Rheinische Zeitung» привела к ужесточению цензуры, а затем к указу о ее закрытии с 1 апреля 1843 г. 17 марта Маркс был вынужден уйти с поста редактора и отказался от надежд на работу в бесцензурной прессе Германии. Карл Маркс пришел к выводу, что государство руководствуется интересами привилегированных классов и не желает прислушиваться к философскому анализу, а гегелевская диалектика оставляет без внимания причины социальных проблем. Маркс уже видел, что эти корни лежат в материальных, экономических условиях жизни народа. Философский анализ сам по себе не достиг этого уровня.
С 1842 года Маркс изучал новое общественное движение в Германии, социализм и коммунизм, знакомился с социалистической традицией Франции и Англии. Маркс видел в пролетариате особый класс, призвание которого — разрушить существующий порядок, поскольку именно пролетарии страдали от тяжелого труда, нищеты, болезней и роста преступности. Освобождая себя, они также уничтожают угнетение других групп общества, поэтому Маркс оценивает пролетариат как силу, с помощью которой философия может реализовать свое призвание.
В Париже, куда Маркс переехал в октябре 1843 года для редактирования общественно-политического журнала, он предпринял первую попытку критически рассмотреть экономические основы буржуазного общества в свете развитых им материалистических и коммунистических взглядов. К 1843 году Маркс был убежден, что «анатомию буржуазного общества следует искать в политической экономии», и начал ее изучать. Он также продолжал свои исторические исследования, особенно изучение Французской революции. В понимании роли классовой борьбы он пошел гораздо дальше французских историков О. Тьерри, Ф. Гизо и Ф. Минье, которые не видели экономических корней возникновения классов и истинной природы классовых антагонизмов капитализма.
Философские идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса
Диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), вобрала в себя значительные достижения предшествующей философской мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и заканчивая трудами мыслителей XVIII и начала XIX веков.
Исследователи биографии К. Маркса и Ф. Энгельса отмечают, что Гегель и Фейербах оказали большое влияние на формирование их философских взглядов. Однако философская теория, созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, существенно отличается от всех предыдущих учений, главным образом тем, что философские идеи очень тесно связаны с политико-экономической и научно-социальной стороной мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность мировоззренческих компонентов (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то влияние, которое оказало учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса на развитие социальных процессов в мире.
Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 40-х годов 19 века, когда в некоторых странах Западной Европы уже утвердился капитализм. Завоевание буржуазией политической власти открыло путь для ее ускоренного развития. Результатом этого стало, с одной стороны, быстрое развитие капитала и крупной машинной индустрии, а с другой — появление промышленного пролетариата. Огромный рост производительности труда и общественного богатства, однако, отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся масс. Усиление эксплуатации, обнищание и ухудшение экономической ситуации вызывали недовольство трудящихся. Протесты рабочих против своего угнетенного положения все чаще принимали форму забастовок и стихийных вооруженных восстаний. Это были восстания ткачей Лиона во Франции (1831 и 1834), восстание ткачей Силезии в Германии (1844), а в Англии первое массовое пролетарское движение — чартизм — развернулось в 1930-х и 1940-х годах. На фоне этих событий возникает диалектико-материалистическая философия, созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Важные научные открытия, сделанные в XIX веке в области естествознания (такие как открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточного строения живых организмов и создание теории эволюции Чарльзом Дарвином и т.д.), позволившие обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы, оказали большое влияние на формирование новой философии. Все эти и многие другие открытия в естествознании имели огромное значение для возникновения диалектического материализма.
В начале своей научной и общественно-политической деятельности Карл Маркс и Фридрих Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики и принадлежали к так называемым младогегельянцам. Но уже в этот период, то есть до 1842 года, они негативно относятся к метафизической системе идеализма Гегеля и к его консервативным политическим взглядам.
Развитие взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса в новом направлении становится особенно очевидным после их встречи в Париже в 1844 г. С этого времени они начали совместно создавать новое мировоззрение, которое принципиально отличалось от всех предыдущих философских школ как по своей социальной сущности, так и по своему идейному содержанию и роли в развитии общества. Что нового было в этой доктрине? Эта теория отличается от всех других философских доктрин прежде всего тем, что в ней впервые в истории философской мысли органично сочетаются диалектика и научный материализм.
В ранней философии материализм и диалектика были отделены друг от друга и даже использовались для борьбы друг с другом. Например, Гегель боролся с материализмом, а Фейербах отвергал диалектику вместе с идеализмом Гегеля. Диалектический материализм рассматривает мир и все, что в нем существует, как материю в ее многочисленных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Как свойство высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильный образ реальности, познавать мир, давать объективную истину /3/.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Познание, его возможности и границы
- Анри Бергсон, французский философ
- Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
- Гносеология философии возрождения и ее специфика
- Природа и общество: их историческое взаимодействие
- Облик мира, общества и человека в философии Платона
- Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники
- Л. Н. Толстой и его философия
- Жак Маритен, французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма
- Россия как цивилизация