Оглавление:
Это одна из самых противоречивых проблем в психологии. Зарубежные теории предполагают, что личность человека состоит из двух подструктур, которые формируются под влиянием двух факторов, биологического и социального. То есть, личность делится на эндопсихическую и экзопсихическую организации. Эндопсихика выражает внутреннюю согласованность психологических элементов и функций, отождествляемых с нервно-психической организацией личности. Экзопсихика определяется отношениями индивида с внешней средой. К эндопсихике относятся восприимчивость, особенности познавательных процессов, воля, импульсивность, а к экзопсихике — система установок, переживаний, интересов, склонностей человека. Эндопсихика биологически обусловлена, имеет природную основу и противопоставляется экзопсихике, которая определяется социальными факторами, то есть это сведение психики к проекциям биологического и социального.
Отечественный взгляд на проблему: Природные условия (физическая организация, характеристики Н.С. и т.д.) влияют на формирование индивидуально-психологических характеристик человека. Однако биологическое, входящее в личность человека, становится социальным и продолжает психологическое существование в социальной форме. Таким образом, любая патология человека становится или не становится чертой личности через социальную детерминацию (пример Леонтьева о вывихе бедра).
Природные органические аспекты и черты существуют в структуре личности как социально обусловленные элементы. Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.
А.Н. Леонтьев. Понятие личности, как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из частей, она не «полипник». Но личность — это целостная сущность особого рода. Личность не является гео-типически обусловленной целостностью: личностью не рождаются, ею становятся. Именно поэтому мы не говорим о личности новорожденного или младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних стадиях онтогенеза не менее отчетливо, чем в более позднем возрасте. Личность является относительно поздним продуктом социально-исторического и онтогенетического развития человека. Об этом, в частности, писал С.Л. Рубинштейн.
Однако эту позицию можно интерпретировать по-разному. Одна из возможных интерпретаций такова: врожденный, если можно так выразиться, индивид еще не является полностью «законченным» индивидом, и изначально многие его черты лишь виртуальны, заданы как возможность; процесс его формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока не разовьются все его черты, образующие относительно устойчивую структуру; предполагается, что личность является результатом процесса созревания генотипических черт под влиянием социальной среды. Именно такая интерпретация в той или иной форме характерна для большинства современных концепций.
Другое понимание заключается в том, что формирование личности — это процесс sui generis, который напрямую не совпадает с процессом пожизненных изменений природных характеристик индивида в ходе его адаптации к окружающей среде. Человек как природное существо — это индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, работоспособностью и многими другими характеристиками, некоторые из которых развиваются, а некоторые подавляются, словом, изменяются в ходе онтогенетического развития. Однако не вариации этих врожденных характеристик составляют личность человека.
Проблема биологического и социального в структуре личности
Проблема соотношения биологического и социального начала в структуре личности человека является одной из самых сложных и противоречивых в современной психологии.
Видное место занимают теории, выделяющие в личности две основные подструктуры, которые формируются под влиянием двух факторов — биологического и социального. Было высказано предположение, что вся человеческая личность делится на «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организации. «Эндопсихика» как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психологических элементов и функций, так сказать, внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. «Экзопсихика» определяется отношением человека к внешней среде, то есть ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может относиться тем или иным образом. К «эндопсихическим» относятся такие качества, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, сила воли, импульсивность и т.д., а к «экзопсихическим» — система установок и переживаний человека, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, образованность и т.д. «Эндопсихика», которая имеет природную основу, биологически детерминирована, в отличие от «экзопсихики», которая социально детерминирована.
Социологический подход подчеркивает социально-типическое в личности. Основная проблема социологической теории личности касается процесса формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучения закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Личность как субъект общественных отношений характеризуется, прежде всего, автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противостоять обществу. Личная независимость связана со способностью контролировать себя, а это, в свою очередь, требует наличия самосознания, то есть не только сознания, мышления и воли, но и способности к самоанализу, самооценке и самоконтролю.
- Биогенетический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.) рассматривает биологические процессы созревания организма как основу развития личности,
- Социогенетический — (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структура общества, формы социализации, взаимоотношения с другими людьми и т.д.
- Психогенетические (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.), не отрицая биологических или социальных факторов, освещали развитие самих психологических явлений.
Биогенетический закон был сформулирован Э. Геккелем и И. Мюллером применительно к эмбриону: Во время внутриутробного развития животное или человек ненадолго повторяет стадии, которые вид проходит в своем филогенезе, то есть которые проходит весь вид за время своего существования.
Холл сформулировал аналогичный закон для постнатального развития: онтогенез — это краткое повторение истории человеческого общества.
В рамках биогенетического подхода возникла теория Бюллера о трех стадиях развития ребенка. Бюллер выделил три стадии развития — инстинкт, обучение, интеллект. Он пытался привести факты биологического и социокультурного развития к общему знаменателю. Психическое развитие — это единый и, кроме того, биологический характер процесса.
Проблема социального и биологического в психическом развитии индивида
Проблема психического развития личности занимает центральное место в психологической науке. Она принадлежит не только возрастной и педагогической психологии (хотя здесь она является организующей для всех ее проблем), но и так или иначе причастна к проблемам других психологических
Термин «функциональная система» в настоящее время используется в широком смысле. Эта проблема имеет принципиальное значение и для общей теории психологии, без ее тщательной проработки немыслимо полноценное развитие теории.
Пожалуй, нигде больше ограниченность и бесполезность односторонних концепций не становится столь очевидной, а необходимость системного подхода к их решению — столь острой.
Изучая психическое развитие человека, мы в первую очередь сталкиваемся с соотношением биологического и социального. В истории науки исчерпаны практически все возможные формально-логические связи между терминами «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие рассматривалось и как совершенно спонтанный процесс, не зависящий от биологического или социального; и как производное только от биологического или только от социального развития, или как результат их параллельного воздействия на индивида или взаимодействия и т.д..
Концепции спонтанного психического развития рассматривают их как полностью определяемые собственными внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном просто не возникает в этих концепциях. Человеческому организму здесь отводится в лучшем случае роль «вместилища» психической деятельности, находящейся вне его. Что касается социума (особенно культуры), то в лучшем случае признается его модулирующая и направляющая функция, но не более того, т.е. он также выступает лишь как внешний фактор по отношению к психическому развитию индивида.
В биологизаторских концепциях психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, что четко следует за этим развитием, как один из его атрибутов; все особенности психических процессов, состояний и характеристик человека здесь пытаются вывести из биологических законов. Таким образом, очень часто используются законы, открытые при изучении животных, без каких-либо корректировок, которые позволили бы учесть особенности развития человеческого организма.
Часто в этих концепциях для объяснения психического развития индивида привлекается основной биогенетический закон (рекапитуляция), согласно которому в развитии особи в основных чертах воспроизводится эволюция вида, к которому эта особь принадлежит, пытаются найти в психическом развитии индивида повторение этапов эволюционного процесса в целом или, по крайней мере, основных этапов в развитии вида.
Конечно, при желании здесь можно увидеть некоторые внешние аналогии, но они еще не приводят к выводу, что принцип рекапитуляции действителен по отношению к ментальному
Хорошо известно, что в биологии широко обсуждается биогенетический закон. Иногда ее даже объявляют «биологической мифологией» (Эрлих и Хольм). Тем не менее, большинство биологов принимают этот закон или, по крайней мере, считают его правдоподобным в определенных пределах. Такие концепции являются типичным случаем неуместного расширения сферы действия закона о биогенетике.
Идея рекапитуляции не чужда и социологическим концепциям психического развития личности. Только здесь она представлена «несколько иначе: утверждается, что духовное развитие личности в общих чертах повторяет, воспроизводит основные этапы исторического процесса развития общества, прежде всего его духовной жизни, культуры.
Пожалуй, наиболее ярко суть подобных концепций выразил В. Штерн; в предложенной им трактовке принцип рекапитуляции включает в себя как эволюцию психики животных, так и историю духовного развития общества в ее реализации в развитии отдельного человека.
Проблема соотношения биологического и социального в психике и поведении человека
Проблема соотношения биологического и социального в психике человека имеет долгую историю поиска своего решения, на разных этапах которого идеологические, нравственные приоритеты общества и господствующие научно-познавательные парадигмы не играли ни малейшей роли в том, чтобы склонить чашу весов в ту или иную сторону.
Психосоциальная проблема — это пока нерешенный вопрос о соотношении влияния на психику врожденных и социальных факторов.
Все современное человечество принадлежит к биологическому виду Homo sapiens, который представляет собой уникальную форму жизни, сочетающую в себе биологические и социальные сущности. В основе жизнедеятельности человеческого организма лежат основные биологические механизмы, законы метаболизма и энергообмена, обусловленные морфофункциональными свойствами организма, которые позволяют ему адаптироваться к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза сформировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межличностных и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.
В ходе дискуссий о связи биологического и социального в человеке высказываются самые разные мнения.
Человек — это, прежде всего, живое, физическое существо. Это означает, что он представляет собой набор родовых характеристик, присущих Homo Sapiens. В природе заложены внутриутробное развитие рождения, долголетие, наследственность и влияние инстинктов. Как и другие биологические виды, человечество имеет устойчивые разновидности сортов, самые крупные из которых обычно называют расами.
В то же время биологическое в человеке находится в постоянном взаимодействии с социальным и его потомством. Одной из важнейших характеристик человека является его активная натура. В ходе эволюции человек не только приспосабливался к окружающей среде, но и перестраивал ее с помощью трудовой деятельности, компенсируя отсутствие некоторых биологических характеристик. В процессе деятельности формируются общественные отношения, совокупность которых образует общество. Появление общества, его норм, ценностей, закрепленных в таких понятиях, как культура, мораль, государство, право, изменило его создателя — человека, превратило его не только в природное, но и в социальное существо. Как социальное существо, человек характеризуется такими чертами, как несводимость (независимость человека от окружающей среды), неопределенность (свобода), уникальность, невыразимость (невозможность полного понимания). Именно социальность порождает такие человеческие категории, как свобода, творчество, любовь, смысл жизни, счастье, вера, смерть.
Биологическая и социальная формы движения материи «сосуществуют» в эволюционном мировоззрении: в ходе прогрессивного развития материи на основе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней реальности создает сложную проблематику, касающуюся роли и места каждого из них в различных сферах социального.
Будучи биосоциальным существом, человек испытывает взаимодействие генетических и социальных программ. Генетические черты несут молекулы ДНК, а социальную программу несет человеческий опыт, который передается новым поколениям через обучение и воспитание. Естественный отбор уже давно перестал иметь решающее значение в жизни человека.
Проблема биологического и социального, генотипического и средового в психическом развитии и поведении человека
При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологии и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае индивид предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда пишет все развитие индивида от начала до конца. Сторонники этой концепции связывают не только сущность человека, но и все человеческое существование с влиянием социальной среды. На этих позициях в нашей стране когда-то стояли люди, которые боролись с генетикой как с «буржуазной» наукой.
Вторая концепция включает в себя различные биологически мотивированные доктрины. В частности, к ним относятся расистские теории, утверждающие естественное превосходство одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность человеческого генотипа происходит не на расовом (или любом социальном) уровне, а на индивидуальном. В природе не существует расового, национального или социального генотипа. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, которые пытались объяснить общественную жизнь на основе дарвиновского учения о естественном отборе.
По мнению современных социобиологов, «теория генетической и культурной коэволюции» должна в корне изменить понимание природы человека. Его суть заключается в том, что процессы органической (генетической) и культурной эволюции человека происходят вместе. Гены и культура неразделимы в своей коэволюции. Однако главная роль в этом процессе отводится генам. Они являются конечными причинами многих человеческих поступков. Таким образом, человек действительно является объектом биологического познания. Вот как И.О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологической основы всех форм социального поведения….. У всех животных, включая человека». Основные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентных» целей, возникших вне его биологической природы.
Однако было бы неправильно объяснять развитие и поведение человека в основном в терминах и рамках биологии. Как мы уже отмечали, биологическое и социальное в человеке тесно переплетены. Однако младенец, попавший в ловушку животных условий существования, даже если он физически выживает при благоприятных обстоятельствах, не становится человеком. Для этого человек должен пройти определенный период социализации. В связи с этим можно только согласиться с суждением, что: «Ребенок является кандидатом в люди только в момент рождения, но он не может стать им в изоляции: он должен научиться быть человеком в общении с человеческими существами» [2]. Другими словами, вне социальных условий биология сама по себе не делает человека человеком.
Другой аспект влияния социального на биологическое в человеке заключается в том, что биологическое в человеке проявляется и удовлетворяется в социальной форме. Естественная биологическая сторона человеческого существования опосредована и «очеловечена» социокультурными факторами. Это относится и к удовлетворению таких чисто биологических потребностей, как деторождение, еда, питье и т.д. Однако следует отметить, что гуманизация природы не всегда означает гуманизацию на практике. Как человек, в отличие от животного, способен удовлетворять свои естественные потребности в извращенной форме, так и общество способно негативно влиять на естественную среду обитания. Это влияние — не просто факт, а серьезная глобальная проблема, решение которой связано с самим выживанием человека.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Экспериментально-генетический метод
- Индивидуальные различия памяти у людей
- Взаимосвязь качества жизни и локуса контроля у женщин в декретном отпуске
- Психолого-педагогическая коррекция отсутствия определённых интересов
- Представители феноменологической модели образования
- Жизненные ситуации и активность человека
- Виды темперамента
- Куклотерапия как метод психологической коррекции
- Психологический диагноз и его виды
- Исследование смысложизненных ориентаций личности в период взрослости