Оглавление:
Вопрос о взаимоотношениях общества и природы актуален и важен, поскольку касается судьбы всей человеческой цивилизации. Этот вопрос является глобальной проблемой современности: развитие цивилизации выявило три проблемы, которые влияют на сферу взаимодействия общества и природы.
- перспектива будущего истощения невозобновляемых природных ресурсов, как энергетических, так и сырьевых.
- загрязнение окружающей среды до такой степени, что природа не может восстановить свой биологический баланс.
- резкое увеличение численности населения мира, которое приняло характер демографического взрыва.
Такие явления случались и раньше, но не в таких поразительных масштабах. В настоящее время локальные проблемы отдельных государств превратились в глобальную проблему всего мира, т.е. проблемы мира имеют
(а) приобрели планетарный характер;
б) эти проблемы не могут быть решены в одной стране: предотвратить экологическую катастрофу могут только усилия всего человечества, основанные на сознательном регулировании отношений между обществом и природой.
Этапы развития планеты
Природа имеет как широкое, так и узкое значение. В широком смысле, природа — это материальный мир вокруг нас. Природа в узком смысле слова является географической средой обитания человека. Наука доказала, что природа прошла ряд этапов своей эволюции.
Этапы развития планеты.
- до-биологическая история Земли. Эта стадия характеризуется химическими и биологическими процессами трансформации материала и энергии.
- возникновение и развитие биосферы, то есть той части природы, в которой жизнь существует и развивается. Элементы биосферы: тропосфера (часть атмосферы Земли), весь Мировой океан, почва и часть литосферы.
Живые организмы изменяли поверхность Земли в течение многих лет благодаря своему метаболизму. Биосфера характеризуется цикличностью материалов, информации и энергии. В биосфере вырабатывается кислород — результат фотосинтеза растений.
Функции биосферы заключаются в 1) синтезе органического вещества и 2) преобразовании органического вещества.
Благодаря сокращению биологического вещества природа не позволяет себе заболоченность. Человек создал не поддающееся биологическому разложению вещество, вызывающее подтопление в природе.
Фотосинтез создает кислород, а около 50 миллионов лет назад образовалось отношение кислорода к углекислоте, которое существовало до середины 20 века. Затем соотношение изменилось: количество углекислого газа увеличилось, что привело к парниковому эффекту. Причиной парникового эффекта является уничтожение биомассы, «легких планеты» — тайги и амазонских лесов. Каждое дерево способно обеспечить кислородом 3 человека в день.
- возникновение человека и общества, то есть антропогенной фазы в развитии планеты. Человек создал на поверхности земли потрясение, которое называется мелкомасштабным геологическим потрясением.
Человек распространился по всей земле, чего не может сделать ни одно животное. Любое животное развивалось бы за пределами своего вида в таком размахе. Люди занимают разные ниши и не развиваются: у них есть особая способность — повышенная лабильность, то есть способность к адаптации.
Человек отличается от животных своим образом жизни, но его поведение также имеет нечто общее — это обмен веществами с окружающей средой.
Качественная разница между человеком и животными заключается в работе. У человека другое отношение к природе — материалистическое. Такое отношение является решающим фактором в жизни человека.
Этап становления человека и общества рассматривался Вернадским в его доктрине ноосферы.
Ноосфера
В принципе, нет единой доктрины или понимания того, что такое ноосфера. Вернадский сначала предположил, что такое существовало в Сорбонне, но определение так и не было дано. С позиции своего видения (как биогеохимика) Вернадский считал, что ноосфера — это этап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его творчеством и разумом.
Зрелость ноосферы характеризуется параметрами:
1) планетарный характер существования человека и единство человеческого рода;
2) адекватность человеческого дтп-и на преобразование природы в человеческие процессы;
3) рост науки и техники.
Исходя из вышеперечисленных параметров, можно сказать, что ноосфера не совпадает с антропогенной стадией развития Земли, а является развитой формой человеческого общества. Примерно в то же время, как Вернадский писал о ноосфере, так и Леруа и де Шарден, которые понимали ноосферу как чисто духовное явление.
В серии работ Вернадский также выразил эту идею, то есть определил ноосферу как информационную оболочку Земли, содержащую идеи человечества в прошлом, настоящем и будущем. По мнению Вернадского, идеи не умирают, а живут в этом информационном поле и влияют на человека.
Марксистские философы пытались связать концепцию Вернадского с концепцией планируемой трансформации природы, но это невозможно, потому что Вернадский не мыслил в терминах формаций.
Понятие ноосфера затрагивает и общественно-политическую позицию автора: Вернадский убежден, что общество может быть создано только при условии свободы исследований и общества, основанного на законах. Взрыв научного творчества является предпосылкой для создания ноосферы. Вернадский никогда не поддерживал социализм и большевиков, потому что в этих условиях была подавлена индивидуальная свобода, без которой невозможно развитие науки.
Формирование ноосферы является спонтанным процессом и не привязано к одной стране. Вернадский не был сторонником национального миссионизма и был космополитом.
Таким образом, основным условием перехода к ноосфере является развитие научной мысли. Наука является сложным продуктом интеллектуальных и культурных усилий, интернационализации культурной жизни.
Если обществу не хватает свободы, то наука не имеет продовольствия и находится в упадке. Для перехода к не-сфере необходимо развитие всей системы культуры: Религия, искусство, философия, право, политика и т.д., если даже один из элементов отсутствует, наука не будет развиваться.
До XX века в науке доминировал антропоцентризм как объясняющий принцип биосферы, которая существует для человека, а человек является королем природы. Антропоцентризм предполагал покорение природы и был дополнен эволюционной парадигмой дарвинизма, утверждавшей естественное право сильнейших.
Теперь этот принцип заменен биоцентризмом, т.е. человек — не царь, а составная часть природы, естественная стадия биологического процесса. Человек — за биосферу, которая стабильна и сбалансирована.
Вслед за антропоцентризмом, с расширением прогресса, человек начал уничтожать ненужные биопродукты, создавая при этом необходимые. Это привело к дисбалансу и экологическому кризису.
Прогресс в биосфере происходит не за счет конкуренции, а за счет эксплуатации нового ресурса, т.е. преимущество переходит к более умелым. Прогресс в обществе происходит также благодаря творчеству, а не конкуренции.
Экологический кризис связан с отсутствием реальной информации о природе и обилием другой информации.
Природные условия
Природа обеспечивает материалами и энергией и, таким образом, является необходимой средой для существования общества и человека. Различные природные условия могут ускорить или замедлить ход развития общества. Невозможно однозначно ответить, какие условия благоприятны, а какие нет, потому что хотя первые цивилизации возникли на Востоке, человек поселился повсюду в мире, даже в районах с суровым климатом, где прилагались все усилия, чтобы выжить. Теплый климат также не может способствовать развитию человека, поскольку нет необходимости бороться за жизнь. Теплый климат не делает необходимым человеческое развитие, поэтому районы тропиков не так хорошо развиты, как далеко на севере.
Благоприятные условия — это те, которые разнообразны и где есть средства коммуникации, богатое подземелье, а также нормальный климат.
В силу своей цикличности также определяет циклы человеческой жизни и ее благополучие. Природа оказывает влияние на расселение людей, распределение продукции и особенности сельского хозяйства. По мере развития обществ меняется степень влияния природы на людей.
Природные условия делятся на две группы: природное богатство средств производства (они наиболее важны на ранних стадиях развития человека) и природное богатство средств труда — важно на более поздних стадиях развития.
Современное общество не получает все продукты непосредственно от природы, есть непроизводительные ресурсы (подземные), в которых нуждается человек. Но способность строить определенные вещи без помощи природы не означает, что природа сейчас оказывает меньшее влияние на общество.
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ
В исторической науке принято различать следующие типы отношения человека к природе:
- в ранней языческой фазе космос кажется крошечным, а Земля — единственным обитаемым миром. Человек не воспринимает природу как нечто внешнее и не выступает против природы. Природа в целом не воспринимается: Нет ни пейзажной живописи, ни поэзии о природе. При таком отношении к природе характерен политеизм.
- возникновение монотеизма повлекло за собой возникновение «борской фазы» в природе, то есть когда человек игнорирует природу и не проявляет к ней никакого интереса. Рост человека приводит к пониманию его способности к улучшению, в то время как природа не проявляет признаков развития и кажется статичной. Натуралистическая тенденция пришла в средневековье с христианством и была отождествлена с определенным врагом.
- следующая эпоха — это царствование науки: человек отказывается преодолевать природные стихии внутри себя и оправдывает утилитарный подход к природе. То есть природа становится объектом научных исследований и завоеваний. Наиболее драматические противоречия наблюдались от ХУП до Х1Х века.
- в конце Х1Х века в искусстве проявляется эстетическая любовь к природе. В 20 веке. Существует также физическая любовь к природе, которая проявляется в виде туризма, пляжного отдыха и т.д..
Из эволюции одежды можно сказать, что до Первой мировой войны люди боялись природы (было неприлично выходить без перчаток), после войны одежду стало легче носить.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что существует два типа отношения к природе (на сегодняшний день):
1) утилитарное отношение, когда все измеряется критерием материальной выгоды, а интересы человека ставятся выше интересов природы;
2) физическая любовь к природе, т.е. развитие этического отношения к природе.
Более того, эти два типа отношений не противоречат друг другу и поэтому не отличаются существенно, поэтому необходим новый тип отношения к природе, в котором в первую очередь учитываются интересы природы.
Негативные последствия
Развитие утилитарного отношения к природе привело к очень негативным последствиям — истощению энергетических ресурсов, металлов, изменениям во флоре и фауне. Другими словами, вся биосфера была изменена без учета ее целостности. Это привело к противоречиям между природой и человеком, которые особенно обострились сейчас, когда природа находится в стадии экологического кризиса.
Человек уничтожил множество видов животных и растений, вырубил огромное количество лесов, уничтожил десятки тысяч гектаров плодородной почвы. В результате здоровье человека значительно ухудшилось, а количество генетических мутаций возросло. Ноосферы, которая должна гармонизировать отношения между человеком и природой, не существует; есть только способность человека приспосабливаться к различным условиям. Из-за своих собственных действий, человек сейчас в опасности. Существуют расчеты, согласно которым количество антропогенных возмущений не должно превышать 1% от общей продуктивности земной биосферы, в то время как сейчас этот показатель составляет 10%.
Людям осталось всего несколько десятилетий, чтобы разработать стратегию выживания.
Варианты преодоления кризиса
- сократить население Земли в 10 раз. Эта идея уже была высказана 200 лет назад Мальтусом. Его идея заключалась в том, что плодородие почвы исчерпано и поэтому человек не может развиваться бесконечно. По словам Мальтуса, войны были естественными регуляторами жизни на земле.
Этот метод очень трудно реализовать, потому что он означает ограничение свободы.
Рост населения настолько негативен, что вместе с ним увеличивается количество мутаций генов, что может привести к качественным изменениям в генах, т.е. к необратимым последствиям.
В этом контексте существуют две возможности развития событий: деградация человека или контролируемая самоэволюция. Сам Вернадский считал, что человек может организовать свою самоэволюцию.
- в связи с таким положением дел ряд прогнозов связан с тем, что до тех пор, пока существует такое давление на природу, у человека нет будущего. Соответственно, общество должно оторваться от укоренившихся направлений развития в этом отношении:
а) русофосоистическая модель, т.е. возвращение к природе, отказ от активных преобразований;
б) построение искусственной биосферы и изменение менталитета человека;
в) оставив Землю в поисках других космических тел.
Все эти проекты (по крайней мере, сейчас) утопичны.
Наиболее рациональным подходом к решению этой проблемы для выхода из кризиса является Римский клуб — неправительственная организация, которая пытается решить проблемы экологии. Клуб проводит экономические, экологические и демографические исследования и публикует их вместе с рекомендациями по их реализации.
Клуб создал модель кризиса, с которым человечество столкнется к 2030 году. Эта модель была разработана Мидоусами на основе математических методов с учетом темпов социального развития. Причина этого быстро надвигающегося кризиса заключается в том, что человечество развивается слишком быстро. Выходом из этой ситуации является не развитие технологий и постепенное сокращение человеческих потребностей. Это возможно как в случае кардинального изменения человека, так и в случае создания человека с новым менталитетом.
С проблемой экологического кризиса тесно связана проблема демографического взрыва на Земле. Если раньше население удваивалось более чем за 5-6 веков, то сейчас, начиная с середины ХХ века, оно удвоилось почти за 40 лет. В 2030 году население достигнет предела, а природные ресурсы будут сведены к минимуму. Следовательно, численность населения уже должна быть сокращена на 1/3 за счет систематического контроля рождаемости.
Как фактор снижения рождаемости может служить общему повышению благосостояния, поскольку в последние годы наблюдается тенденция к тому, что чем выше уровень жизни, тем ниже рождаемость.
Ряд других ученых предлагают изменить внутренний мир человека: Человек не должен сейчас делать то, что может, он должен ограничивать экономическое развитие и технологический прогресс. Технологическое развитие должно быть подчинено разумным потребностям человека, а экономика не должна становиться целью жизни современного человека.
Общий вывод ученых
1) Земля перенаселена, и человек достиг предела в производстве продовольствия. Согласно статистике, половина населения мира голодает и 10 миллионов человек ежегодно умирают от недоедания.
2) Продолжение производства продовольствия приведет к истощению окружающей среды, земли в целом, что снизит способность производить продукты питания.
3) Человеческий рост увеличивает вероятность смерти в целом. Необходимы радикальные изменения в человеческих установках, в экономическом развитии, в урегулировании международных конфликтов.
Состояние экологии показывает реальный уровень самосознания человечества, а также кризис человека и его бытия в целом. Экологические проблемы подняли проблему выживания человека и проблему свободы. Главное требование к поведению человека сейчас — подчинить свои интересы сохранению окружающей среды. Это противоречит установлению индивидуализации и демократии. Соответственно, проблема экологии трансформируется в проблему изменения ценностей в жизни мирового сообщества. Чтобы избежать экологической катастрофы, человек должен выработать новую парадигму прогресса, основанную на границах потребностей производства и рождаемости.
Географический детерминизм
Географический детерминизм — течение, в котором природа рассматривалась как главный фактор развития общества. Географический детерминизм возник в XVIII веке. Век и была прогрессивной тенденцией в науке, потому что она доказала земное происхождение законов общества. Природа является естественной причиной социальной власти, структуры государства и человека.
Это направление противоречило господствующему провиденциализму, то есть сторонникам теории, что все, что происходит в мире, есть воля Божья.
Одним из сторонников географического детерминизма был Шарль Монтескье, который написал в своей работе «О духе законов»: «Климат, почва, географическое положение страны определяют форму государственной власти и нравы народа». Т.е. существует цепь: климат определяет психологию человека, а психология человека определяет социальный порядок.
Считалось, что жаркий климат рождает равнодушного человека, а это, в свою очередь, порождает рабство. Холодный климат рождает сильного человека, способного создать демократический порядок.
В 19 веке Бокл, Ренан и Кузина разработали свои собственные детализированные социальные концепции в рамках географического детерминизма. Рассматривался механизм влияния природных факторов (вода, флора, фауна, минералы) на жизнь общества (его экономическое развитие, социальную структуру и политический строй).
В рамках географического детерминизма существует также течение геополитики, авторами которой являются Р. Челин и Р. Ратцель. Последний выступал за то, чтобы все крупные государства имели развитое чувство пространства, и поэтому границы государства должны быть расширены за счет расширения. Это определение было взято за основу К. Хаусхофером, который оправдывал экспансию на другие территории на том основании, что вся история человечества — это борьба за живое пространство. Фашистские движения в Германии приняли это оправдание. В результате геополитика подверглась резкой критике, но в начале 1950-х годов она начала возрождаться.
Сегодня геополитика учитывает массовое поведение населения (включая географическое положение, структуру населения и т.д.), так как в конце XX века распространилось явление народного вмешательства в государственную политику, которое может привести к катастрофическим последствиям.
В развитии геополитики есть 3 этапа:
- доиндустриальная революция — природа влияет на общество и определяет развитие человека.
- промышленная революция — человек использует природу, усиливая антропогенное воздействие на окружающую среду, человек является хозяином природы.
- постиндустриальная — природа не предлагает достаточно ресурсов.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Доказательства бытия бога Фомы Аквинского
- Познание, его возможности и границы
- Анри Бергсон, французский философ
- Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
- Гносеология философии возрождения и ее специфика
- Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии
- Облик мира, общества и человека в философии Платона
- Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники
- Л. Н. Толстой и его философия
- Жак Маритен, французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма