Для связи в whatsapp +905441085890

Предмет философии права

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Диалектика. Закон отрицания отрицания
  2. Историко-философская концепция Гоббса
  3. Вопросы философии науки в работе Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»
  4. Проблема первоначала в античной философии
  5. Основные законы материалистической диалектики
  6. Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений в качественные
  7. Актуальность философии Конфуция в наши дни
  8. Конфуций — личность и учение
  9. Специфика античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества
  10. Жизнь и личность Платона

Введение

Необходимо начать с того, что философия права — это философско-концептуальное осмысление сущности права, его формирования, связи с другими явлениями объективного разума, понимание соизмеримости сформулированных и кодифицированных правовых норм с лежащими в их основе идеями и нравственными целями. В частности, философия права рассматривает право с логической, эпистемологической, психологической, социологической и этической точек зрения. Различия в содержании правовой философии можно объяснить различиями в основополагающем мировоззрении и историческом статусе права, с которым связано его философское осмысление.

Трудность, однако, заключается в том, что «юристы все еще ищут определение для своей концепции права. Прошли века, но, к сожалению, ситуация не сильно изменилась: «Некоторые философские и правовые проблемы разрабатывались фрагментарно, ситуативно. И только в последние годы стали появляться работы по философии права, которая постепенно приобретает «гражданские права» в системе юридических наук». В юридической литературе ученые сравнивают понятие правовой философии с некой нитью Ариадны, с помощью которой действительно можно выбрать правильный путь к пониманию правовых явлений и процессов.

Именно эта отрасль знаний должна была выработать руководящие принципы и основные понятия права. В. Тихонравов говорит, что философия права открывает юристу научное понимание различных систем позитивного права. Необходимость философии права, по мнению ее представителей, обнаруживается и в правоприменении. Например, судья, выносящий решение на основании закона, во многих случаях должен определить его смысл в соответствии с правилами так называемого искусства толкования. Однако в законодательстве существуют настолько большие пробелы, что иногда даже аналогия не может их заполнить.

В широком смысле закон — это основа всей общественной жизни, на которой строятся различные виды взаимодействия и формы объединения людей, то есть вся система общественных отношений. Раскрыть сущность права как сложного механизма можно только с помощью комплексного, интегративного подхода. Без этого невозможно продуктивное развитие юридических наук, которые должны основываться на четко сформулированных принципах и иметь философский фундамент. Именно это имел в виду Г. Гегель, когда подчеркивал, что юриспруденция является частью философии. Поэтому он должен развивать из понятия идею, которая составляет дух предмета, или, что то же самое, наблюдать свое собственное имманентное развитие самого предмета».

Различные подходы к определению предмета философии права

В самом общем виде проблемное поле философии права как отрасли гуманитарного знания можно очертить с помощью таких универсальных философских категорий, как свобода, справедливость и равенство, закон и право, правосознание и нравственность. Кроме того, некоторые ученые в этот контекст включают понятие воли: «. Основанием права является воля, но не в узком психологическом смысле, а в смысле умственно-практического, активного способа отношения человека к миру (особенно в отличие от теоретического способа отношения)». И далее: «Психологически воля — это высшая способность к желанию, импульсу, страсти, мотиву, интересу и ценности. Ни одно действие человека не совершается без наличия определенного импульса воли, без мотива или желания. В философском смысле воля — это нечто большее. Это способность человека «овеществлять» свои идеи и намерения, вкладывать свои цели в мир вещей, одухотворять и «персонифицировать» их.

На практике существует множество конкретных, узкоспециальных вопросов, требующих понимания философии права, например, соотношение права личности и права этноса (очень актуальный вопрос на постсоветском пространстве), возможность юридического обоснования эвтаназии, обоснованность разрешения смертной казни как наказания и так далее.

Таким образом, все более или менее понятно. Но вопрос о предмете философии права является спорным. Г. Гегель писал: «Знание предмета не дано нам от природы. У каждого человека есть пальцы; он может взять кисть и рисовать, но это не делает его художником. То же самое относится и к мышлению. Мышление о том, что правильно, — это не то, что есть непосредственно у каждого, только правильное мышление — это знание и познание предмета, и поэтому наше познание должно быть научным.» Гегель раскрывает и интерпретирует свою концепцию философии права именно как философскую науку о праве, которая отличается от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), по своим характеристикам занимается только его видимыми и внутренними противоречиями.

Можно сказать, что основная задача философии права, по Г. Гегелю, состоит в том, чтобы понять идеи, лежащие в основе права, что возможно только через специальное мышление и философское познание права. По его мнению, подлинная мысль о праве — это особая концепция, основанная на внутренней диалектике. Таким образом, стержнем философии права является ее «идеологический стержень» — идеологическое понимание права (по Гегелю, это «самостоятельно мыслящая идея права», «разумность права»), понимание смысла права, выраженных в нем ценностей.

Право как объект изучается различными науками, каждая из которых рассматривает право с точки зрения своего специфического понимания этого объекта, с точки зрения своего предмета и метода. Здесь (по определению В.С. Нерсесянца) под объектом научной дисциплины понимается то, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом — уже понятое состояние объекта. Исходя из того, что предметом высшей духовной формы познания может быть «право в его соотношении с законом», В.С. Нерсесянц раскрывает основные проблемы философии права именно с этой точки зрения.

Алексеев, философия права — это «наука о праве в жизни людей, в человеческом бытии». Более того, он утверждает, что философия права — это новый, высший уровень понимания права как явления, в «.определенном смысле вершина обобщенного юридического знания».

Затрагивая проблемы исторического и логического порядка, истории возникновения и развития правовых понятий, отражающих реальные социальные условия, нельзя упускать из виду тот качественно новый поворот в подходе к праву, который характерен для этой, философской, области научного познания права.

Это может быть правдой, хотя все отрасли юриспруденции пытаются анализировать право в жизни людей, а не только философия права.

Основные типы понимания права

Понимание права — это старая и вечная проблема, которая до сих пор не получила достаточного решения. В этой связи известный британский правовед Д. Уокер писал, что было предпринято много попыток определить закон в словах, но, пожалуй, ни одна из них не является удовлетворительной или общепризнанной.

Первоначально правовые взгляды были преимущественно мифологическими, а затем теологическими. Теологические концепции права — это, возможно, первое объяснение природы права, появившееся в античности. Например, в Законах царя Хаммурапи из древней Месопотамии записано, что Хаммурапи, царь Вавилона, установил истину и справедливость через свои законы по указанию бога Мардуха.

Центральной идеей божественных взглядов на правовое регулирование является утверждение, что закон создан Богом и исходит от Бога, чтобы регулировать жизнь людей. Она дается человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связаны с идеологией мировых религиозных воззрений: Иудаизм, христианство, буддизм, ислам. В книге Исход в Библии сказано: «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и живи там; и скрижали каменные будут домом твоим, и закон, и заповеди, которые Я написал, чтобы научить их».

Когда вы смотрите на закон как на самое святое, что есть у Бога на земле, есть сторона, которая требует дополнительных атрибутов. Это понимание ценности права с точки зрения категорий, лежащих «по ту сторону» идей природы, выраженных в духовном мире человека — трансцендентальных идей чистого разума: свободы, бессмертия, Бога. Это тот внутренний духовный мир человека, в котором формируются идеалы и высшие начала нравственности, начала добра и совести, светлые начала разума, нравственная личность, и «в их трансценденции человек предстает как разумное, рационально действующее, нравственное, свободное существо».

При всей сложности такого подхода к действительности, при трудности ее восприятия традиционным способом мышления, следует признать, что без учета глубинных духовных основ нашей жизни, лежащих «по ту сторону» представлений о природе, идеи свободы личности, ее неотъемлемых прав, личной ответственности и личной вины лишены всякой основы. А это значит, что возможность постановки вопроса как объективированной сущности разума, а тем более прав человека — права в высоком духовном смысле человека, которое может возвыситься над властью, стать целью и стоять в перспективе высоких духовных, нравственных принципов — уже вообще не может быть поставлена.

Величайший немецкий мыслитель И. Кант понимал, что проблема понимания права важна не столько сама по себе, сколько то, что важно правильно его сформулировать. «Вопрос о том, что такое право, представляет для правоведа такую же трудность, как вопрос о том, что такое истина, для логика», — писал он.

Согласно И. Канту, индивид — это существо, которое в принципе способно в любой момент стать «хозяином самого себя» и поэтому не нуждается во внешнем патернализме при принятии ценностных решений или нормативном выборе. Но не все используют индивидуализированную свободу только для реализации категорического императива; нередко она вырождается в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим, Кант называет объективным всеобщим законом свободы, который призван регулировать внешнюю форму поведения людей, внешне выраженные человеческие поступки. Никто не имеет права предписывать человеку, для чего он должен жить, в чем видеть свое личное благополучие и счастье. A fortiori, нельзя заставить человека соблюдать эти правила.

Истинное призвание юриспруденции, согласно философскому рационализму Канта

Истинное призвание Канта в его философском рационализме — обеспечить морали социальное пространство, в котором она может нормально выражать себя и в котором может свободно осуществляться свобода индивида.

Другая особенность рационализма Канта в его философско-правовых взглядах связана с тем, что философ отказывался выводить мораль и право из теоретического знания. И. Кант принял и развил идею Руссо о том, что все люди без исключения могут быть носителями морали, но пересмотрел позицию французского Просвещения относительно источника морали. Согласно Канту, источником моральных и правовых законов является практический разум или свободная воля людей. Новизна этого подхода заключалась в том, что, сохраняя демократическое содержание руссоизма, он позволял восстановить рационалистические методы обоснования этики и права.

Обилие определений права в теоретических построениях мыслителей России и других стран укладывается в рамки некоторых общеизвестных типов понимания права. В то же время из этой группы определений можно выделить два значимых. Мы указали на определение В.С. Нерсесянцем предмета философии права и отметили, что эта проблема еще требует более детального рассмотрения. В этом контексте необходимо рассмотреть в первую очередь именно два подхода к пониманию права.

Давно замечено, что слово «правильно» вызывает у людей два ряда существенно различных ассоциаций. Кто-то вспоминает различные своды законов (особенно уголовных) и нормативных актов; другим на ум приходит текст Декларации прав человека. Одни склонны ассоциировать суть закона со словом «порядок», другие — со словом «свобода». Ни одна из этих ассоциаций не может быть отвергнута как ложная. В обоих случаях содержится частичная правда, поскольку они свидетельствуют о беспартийности самого действующего закона — о двух миссиях, которые он выполняет.

На возникновение идеи философского понимания права оказало большое влияние еще одно важное обстоятельство. Если юристы занимались исключительно толкованием и систематизацией норм права, то философия права разрабатывалась лицами, имевшими мало общего с юриспруденцией. Эти исследователи, используя философские методы, не обладали реальной правовой культурой. Они изучали закон таким, какой он есть, не задумываясь о том, каким он должен быть и может ли он вообще быть иным, в то время как философы создавали идеальный закон, не зная, какой он есть и как он выглядит в реальности. В результате произошло разделение между философией права и отдельными науками о праве. Например, можно сделать заявление о ее связи с теорией познания права, то есть предметом философии права является не то, что такое право, а то, как мы его понимаем и интерпретируем, как мы изучаем право.

Отражением неустранимой двойственности, отражением различия между правом как сущностью и правом как явлением можно считать тот факт, что два подхода к праву, два способа понимания права соперничали в общественной мысли на протяжении многих веков с разной степенью успеха.

Прошлые и современные философские учения о праве предполагают ту или иную версию различия между правом и законом. Они включают в себя различие между естественным правом и правом человеческим, естественным и волевым правом, правом и справедливостью, философским правом и позитивным правом (термин «позитивное право» возник в средневековой юриспруденции и обозначал отрицание необходимости и возможности правовой философии) и так далее, и за этим терминологическим разнообразием по сути стоит то, что в теоретически обобщенной форме обозначает различие и соотношение между правом и законом.

Как непосредственно сами философские доктрины, так и соответствующие интерпретации в юридической философии оказали и продолжают оказывать выраженное влияние на всю науку права и на развиваемые в ней подходы и концепции юридической философии. Вместе с тем, юриспруденция, теоретические положения о праве, проблемы его формирования, совершенствования и развития оказывают большое влияние на философские исследования субъектов права.

Философия права в системе наук. Функции философии права

Философия права имеет богатую историю, хотя следует отметить, что она развивалась в античности и средневековье как часть более широкого предмета, и только в XVIII веке стала самостоятельной научной дисциплиной. В веке она стала самостоятельной научной дисциплиной. Возникновение философских и правовых идей уходит корнями в глубокую древность. Философы древности, пытаясь найти истину, мыслили достаточно свободно, надеялись и хотели познать ее непосредственно; они не могли ясно увидеть те принципы, которые руководили ими в познании истины; контраст между мышлением и бытием не был проникнут их разумом во всей его глубине, рациональность была интуитивной, без строгой логической системы. Поэтому даже в области права для них государство, как правило, стояло выше индивидов.

Начало философии права было началом формирования представлений о естественном праве (в рамках теологии, философии, юриспруденции, политологии). Однако стоит спросить, какова дисциплинарная принадлежность философии права в целом. Можно ли рассматривать философию права как особую науку в рамках философского знания, или она является лишь частью общей теории права. К. А. Неволин, один из первых русских философов права второй половины XIX века, вводит особое понятие «философия права». Он задает следующие вопросы: «Какой должна быть философия права? Какую задачу он должен выполнять? Обычно она была озабочена представлением прав и обязанностей человека, вытекающих из его чисто человеческой природы, и поэтому старалась представить только самое совершенное, что только возможно, для людей — порядок общественной жизни, не обращая внимания или очень мало обращая внимания на несовершенные виды общественной жизни. Но таким образом явления этого последнего рода оставались непонятными, необъяснимыми для разума, а вместе с этим не могла быть понята и сущность совершенного устройства общественного порядка.

К.А. Неволин считал, что философия права должна выработать подходы к следующим проблемам:

  1. Определить компоненты, из которых состоит любое законодательство;
  2. Обозначить различные способы, с помощью которых эти составные принципы могут быть объединены в единое целое, более или менее полное и совершенное законодательство;
  3. Изложить наиболее совершенный способ соединения нескольких принципов, чтобы проиллюстрировать наиболее совершенное целое, которое может быть образовано из них;
  4. Описать порядок постепенного формирования законодательств и их изменения как от худшего к лучшему, так и от лучшего к худшему.

В целом можно сказать, что философия права — это междисциплинарная наука, сочетающая в себе, прежде всего, философскую систематику и методологию с юриспруденцией. Более того, философский контекст придает юридической философии статус интегративного гуманитарного знания.

И философы, и юристы претендуют на монополию на юридическую философию как на область своих исследований. Поэтому весь спектр существующих концепций правовой философии можно условно разделить на два основных направления: юридическое и философское.

Первоначально сам термин «философия права» возник в юриспруденции. В философской традиции до этого времени не существовало специального термина для характеристики правовых явлений. Так, в 1788 году немецкий правовед, профессор Геттингенского университета Густав Гуго впервые ввел этот термин в контексте своих размышлений о праве.

Заключение

Философско-правовая концепция немецкого правоведа А. Кауфмана сосредоточена на проблемах человека в праве, права как средства власти и соотношения права и морали. Философия права должна исследовать значение права как сопротивления несправедливости, значение вины и наказания за вину, то есть философия надежды.

Более того, A. Отечественный специалист по юридической антропологии И. Ковлер отмечает, что современная социальная реальность характеризуется тем, что «…процессы правовой глобализации (которые, конечно, требуют отдельного анализа) устанавливают иную иерархию правовых норм, чем та, в которой жили предыдущие поколения; разрушают существующие типы правосознания Современная теория права и право в целом должны адекватно реагировать на вызовы правовой глобализации». То есть, значение правовой философии в формировании нового понимания правовой реальности представляется уникальным и неповторимым.

В заключение этого раздела мы можем сказать следующее. Существует аспект права, который может быть познан только философией. Но что такое философия права? Этот вопрос крайне противоречив. Сторонники позитивистского понимания права, которые исходят из материальных основ права, предлагают разобраться с формальной стороной. Сторонники строго юридического подхода считают, что философия права — это учение о смысле права, то есть о том, в результате каких всеобщих причин и всеобщих целей человек создает право.

Список литературы

  1. Алексеев П.В. История философии: — учебник. — М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005 — 240 с.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. — М.: Велби ТК, Издательство «Проспект», 2014 г. — 608 с.
  3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических университетов. Серия «Высшее образование» — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004 — 640 с.
  4. Социальная философия С.Э. Крапивенский. Социальная философия: учебник для студентов гуманитарно-социальных специальностей вузов. — 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. — 416 с.
  5. Соколов С.В. Социальная философия: учебник для вузов. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 — 440 с.
  6. философия : учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Губиной. Сидорина. — 3-е переработанное и дополненное издание — М.: Гардарики, 2005 — 828 стр.