Оглавление:
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
- Понятие материи. Основные формы и свойства материи
- Философское и естественнонаучное представление о материи
- Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
- Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
- Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития
- Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания
- Специфика и основные формы чувственного познания
- Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании
- Знак, его природа и роль в информационной деятельности
- Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления – рассудок и разум
Введение
Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из них появляются собственные определения. В русском языке, начиная с XVIII века, это термин «нравственность», этимология которого, в принципе, схожа с более древними моделями. В современном общекультурном словаре все три слова обычно используются как синонимы. Мы можем сказать, например, что поступок этичен, а можем сказать, что поступок морален. Однако в контексте научного знания эти термины имеют разные значения. Термин «этика» обычно относится к теоретическому знанию (науке). Под терминами «мораль» и «нравственность» — предмет, изучаемый этой наукой, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.
«Этика». Оно происходит от древнегреческого слова «этос», понимаемого сначала как «место обитания», затем как «порядок», «обычай», еще позже как «мораль».
Интересно, что термин «мораль» является репликой термина «этика». Латинское слово «мой» (mos) является семантическим аналогом слова «этос». Во множественном числе «my» звучит как «mores». Именно в такой форме римский оратор Цицерон (1 г. до н.э.) использовал его при переводе аристотелевских текстов.
Мораль можно определить как особый ментально-практический, а именно ценностно-ориентированный способ совладания с миром; деятельность, обусловленная мировоззрением. По сути, это совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений, которые определяют поведение личности, что делает ее очень значимой.
Мировоззрение человека в первую очередь формируется обществом, поэтому источники нравственности следует искать во взаимоотношениях между людьми. Человек — существо социальное. Это послужило причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Мораль — один из таких видов норм, определяющих поведение человека через понимание того, что является ценным (идеалы, принципы, нормы и т.д.) и что уместно (обязанности, ответственность и т.д.).
Как историческое явление, моральный регулятор постоянно развивается, отражая прогрессивную динамику общественной жизни. Среди очевидных тенденций в развитии морали можно выделить следующие.
Предмет этики
Этика — одна из древнейших наук, возникшая на рубеже 5 и 4 веков до нашей эры. Слово этика происходит от древнегреческого слова ethos — дом, очаг, (во времена Гомера, 7 век до н.э.), а позже: нравственность, обычай, характер. Этика — это наука о поведении человека, о нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.) позже, с 1-го — стало называться моралью. Основателем этого слова был Гай Юлий Цезарь, который вывел его из латинского слова moss, которое также означает дом, очаг, обычай и так далее. В большинство языков мира термины «этика» и «мораль» вошли в первоначальном варианте: Этика — это наука о морали. Но в некоторых языках есть свои собственные слова, так, в русском языке есть слово нравственность.
Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» в современном языке означает примерно то же самое, что и «нравственность». Поэтому большинство экспертов не делают строгого различия между моралью и этикой и считают эти слова синонимами.
Стоит отметить, что слово «этика» изначально означало то же самое, что «мораль» и «нравственность». По сей день мы говорим об этике поведения, офицерской этике, педагогической этике и т.д., имея в виду прежде всего моральные нормы и нравственные отношения, сложившиеся в той или иной сфере общественной жизни. И все же сегодня слово «этика» чаще используется для обозначения науки о морали. Именно в этом смысле мы будем использовать эту категорию.
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее сущность и внутреннюю структуру, рассматривает происхождение и историческое развитие морали, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как философская наука, этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда умственно-практическая деятельность и материально-практическая деятельность отдаляются друг от друга. Первоначально оно означало жизненную мудрость, практические знания о том, как себя вести. Самой древней этической нормой человеческого поведения является «Золотое правило» морали. Наиболее распространенная формулировка: «Не веди себя по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к тебе». «Золотое правило» содержится в самых ранних письменных источниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской Махабратхе, в Библии, в «Одиссее» Гомера и т.д.) и прочно укоренилось в сознании последующих эпох. В русском языке это звучит как пословица: «Что не любишь в других, не делай сам».
Аристотель выделил этику в отдельную дисциплину и вынес этот термин в название своих работ: «Никомахова этика», «Великая этика» и «Эвдемова этика». Он разделил все науки на три большие группы или категории: теоретические (спекулятивные), практические и творческие (креативные). К первой категории Аристотель относил философию, математику и физику; ко второй — этику и политику; к третьей — искусства, ремесла и прикладные науки. Этика как практическая наука — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельных, духовных качеств, необходимых ему, прежде всего, в общественной, а затем и в личной жизни. Она учит (и тренирует) практическим правилам поведения и образу жизни человека. Нравственность направлена на самого человека, на развитие его способностей, особенно духовных, на совершенствование его жизни, то есть на достижение человеком высшего блага, на познание смысла своей жизни и ее предназначения. Аристотель доказывает, что в сфере деятельности люди согласовывают свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле, правильном и неправильном и так далее.
Значение, придаваемое нравственному идеалу, в основном зависит от понимания людьми мира и поэтому варьируется в различных философских системах. Например, Гераклид учил, что все реализуется в соответствии с Логосом. Конечно, предполагалось, что поведение человека нравственно, благочестиво и законно, если оно соответствует закону, необходимости природы.
Понятие эстетики и эстетической науки
Слово «эстетика» — одно из самых употребляемых в нашей повседневной жизни, рассеянное по различным ее сферам. Они говорят об эстетике одежды, эстетике исполнения, эстетике кино, эстетике интерьера и так далее. Как известно, термин эстетика также относится к философской науке об искусстве.
Различные варианты использования термина «эстетика» за пределами науки свидетельствуют о его широком содержании и долгом историческом пути, который привел к его различным ипостасям. При всем разнообразии употребления этого термина на бытовом и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эстетика спектакля»), он обозначает некий объединяющий принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и повседневных предметов и природных явлений. Немецкий просветитель А. Баумгартен обратил внимание на этот факт, когда в середине XVIII века распространил термин эстетика (от греч. aistheticos — чувственный, относящийся к чувственному восприятию).
Однако история эстетики как мировой науки восходит к античности, к древним мифологическим текстам. Всякий раз, когда речь шла о принципах чувственного выражения творений человеческих рук и природы, возникало единство в структуре предметов и явлений, способное передать ощущение эмоциональной оживленности, волнения, бескорыстного восхищения, и таким образом закладывались традиции эстетического анализа. Таким образом, мир проявлений (созданный людьми и природой) был задуман как объект эстетического осмысления.
Они активно обсуждали их построение и внутреннюю структуру: связь между чувственной оболочкой и символическим, духовным содержанием, сочетание в эстетическом явлении качеств, поддающихся осмыслению, и качеств, которые невозможно выразить словами, и т.д. Качества произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались понятием красоты, которое занимало центральное место в эстетической науке. Все остальные эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.д.) обретали свой смысл только через соотнесение с категорией прекрасного, которая раскрывала безграничные оттенки различных способов восприятия мира органами чувств.
Строго говоря, все здание эстетической науки основано на единственной категории прекрасного. Добро — прерогатива этики; истинное — прерогатива науки; другие, более конкретные эстетические категории (трагическое, сентиментальное, возвышенное и т.д.) являются «гибридными» категориями, содержащими как этическое, так и религиозное содержание. Важно понимать, что фокусировка на определенном виде эмоциональной реакции на конкретное понятие не означает, что мы говорим об определенном виде эстетического отношения. Например, трагические или сентиментальные эмоции, взятые сами по себе, являются предметом изучения особенностей психологических реакций. Что делает их эстетичными, так это их преломление и выражение в определенном качестве художественной формы. Более того, именно распространенность, повсеместность и массовый характер трагических, мелодраматических и комических эмоциональных реакций породили в художественной сфере такие популярные межэпохальные устойчивые жанры, как трагедия, мелодрама и комедия. Само по себе трагическое или сентиментальное отношение к жизни (как и любое другое отношение, кроме прекрасного) не является по сути эстетическим переживанием или эстетическим отношением. Все эмоции приобретают эстетический статус только тогда, когда обозначаемое ими содержание соответствующим образом оформлено и начинает действовать на художественной «территории», когда эмоциональное переживание выражается через произведение искусства, которое придает ему определенное эстетическое измерение, выразительность и структуру для достижения определенного эффекта. Точно так же природные явления способны посылать эстетический импульс, когда их восприятие основано на художественном принципе, который разгадывает нечто, стоящее за явлением — сущность, за поверхностью — символ. «Все естественное прекрасно, когда оно имеет вид сделанного человеком, а искусство прекрасно, когда оно напоминает природу», — отмечал И. Кант.
Понятийно-категориальный аппарат
Как и все науки, этика и эстетика имеют богатый арсенал категорий. Вместе с законами, принципами и методами они составляют содержательную основу любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Она относится к наиболее общим понятиям, которые отражают существенные стороны действительности. Это узлы человеческого восприятия.
В этическом плане категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, их отношением друг к другу, к обществу, к государству, к семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать в терминах добра и зла, хорошего или плохого, и они сами могут функционировать как форма такой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и так далее.
Однако категории добра и зла, их моральная оценка разными людьми часто отличаются. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.
Объективность содержания означает, что оно фокусируется на том, что есть в реальной жизни, и не зависит от сознания людей. И именно этот контент люди оценивают по-разному. Эта оценка зависит от ряда факторов: интеллектуального развития человека, его нравственной культуры, а также образа жизни.
Категории этики обычно классифицируются. Некоторые ученые делят их на структурные и содержательные. Другие придерживаются иного принципа: они основывают всю классификацию на одной из категорий, которую считают функциональной. Эпикур, например, подчинил все категории этики категории счастья. Аристотель сосредоточился на категории блага, а Кант рассматривал категорию долга. Даже сегодня нет единого мнения на этот счет. Российские ученые часто разделяют набор категорий на основе моральной структуры. Некоторые авторы выделяют в качестве основных элементов этой структуры моральную практику, моральное сознание и моральное самосознание, а моральные отношения и моральная деятельность вместе образуют моральную практику.
Исходя из второй позиции, мы можем различать категории этики: Категории морального сознания, категории моральных отношений и категории моральной деятельности. Следует отметить, что даже эта классификация достаточно уязвима, так как все категории находятся в тесном единстве, дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, влияют друг на друга.
Исходя из морали, категории этики можно разделить на 3 группы:
- категории актуального морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, моральная цель, моральное решение).
- категории моральных отношений (моральное взаимодействие, моральный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация)
- категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия, моральные последствия.
В принципе, мы можем утверждать, что все категории этики также являются категориями морального сознания, потому что какие бы аспекты морали они ни отражали, все они коренятся в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие — являются центральными в системе категорий, но их нельзя отделить от моральных отношений и моральной практики.
В эстетике существует ряд категорий, к которым можно отнести то или иное понятие или объект, только если стоять на определенной точке зрения. Изменение точки зрения или критерия оценки сразу же переводит объект в другую категорию.
Категориями эстетики являются понятия прекрасного (красивого) и ужасного (безобразного), возвышенного и низменного, трагического и комического.
Прекрасное — это сфера человеческой свободы, то есть это полностью контролируемое явление. В нем нет ничего отталкивающего и пугающего.
Явления действительности, в которых проявляется максимальное для данного этапа исторического развития общества господство человека над окружающим материальным миром, сразу предстают как прекрасные.
Структура эстетического сознания и его виды
Некоторые науки и отрасли духовно-практической деятельности осваивают различные аспекты мира, которые позволяют формировать и реализовывать те или иные стороны личности. Искусство — это гарант восприятия мира в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества. Эта универсальная и историческая детерминация искусства обуславливает его полифункциональность, обеспечивает его необходимость на всех этапах развития человечества, хотя почти каждая функция искусства является заместителем той или иной формы деятельности: есть наука для познания мира, но искусство — это тоже знание; есть педагогика, но искусство — это образование; есть естественные языки и современные средства массовой информации, но искусство — это тоже язык и СМИ; произведение — основная форма проявления деятельности. Различные виды деятельности не заменяют функции искусства. Или, наоборот, искусство не заменяет ни одну из форм человеческой деятельности, а специально воссоздает каждую деятельность, моделирует ее. Ключ к пониманию этой особенности лежит в эстетической и гедонистической функциях искусства, которые ничего не дублируют и являются уникальной прерогативой художественной деятельности.
Еще в древности отмечалось, что искусство «учит через развлечение». Через эстетическое воздействие и удовольствие, получаемое в процессе создания и восприятия искусства, искусство воспитывает, информирует, познает, передает опыт, анализирует состояние мира, предвосхищает и вдохновляет.
Все эти проблемы неизбежно приводят исследователя к вопросу о природе человека, которая определяет специфику искусства.
К. К. Маркс и Ф. Энгельс уже в XIX веке подошли к рассмотрению человека с точки зрения его деятельностной сущности. Трактовка личности как активной, творческой была разработана А. Грамши, который подчеркивал, что человек — это процесс его действий. Такое понимание проблемы легло в основу современного представления о том, что структура личности определяется структурой человеческой деятельности.
Общепринятый взгляд на структуру человеческой деятельности выглядит следующим образом: Работа, познание, общение, оценка. Однако активность может быть направлена как вовне (на реальность), так и внутрь (на личность агента). В процессе работы, познания, общения и оценки человек раскрывает, обогащает и развивает свои собственные сущностные силы. С другой стороны, все самооценки, самопознание, самосозидание и «самообщение» ведут не только к формированию и построению личности, но и неизбежно к активному вмешательству человека в жизнь. Личность — это совокупность социальных связей, через которые распространяется и самореализуется ее сущность. Изучение проблем искусства должно основываться на модели человеческой деятельности, которая состоит из двух элементов, каждый из которых в свою очередь делится на четыре подэлемента:
I. Внешняя активность субъекта: 1) познание, 2) оценка, 3) труд и 4) общение.
II. Внутренняя активность субъекта: 1) самопознание, 2) самооценка, 3) самосозидание и 4) «самокоммуникация» (автокоммуникация).
«Самообщение» происходит как через внутреннее противостояние сложной проблеме, взвешивание «за» и «против», внутренний монолог в форме диалога, призванного схватить диалектически противоречивую сущность, так и через «диалог» сознания и подсознания. Этот уровень проявления личности раскрыло реалистическое искусство, овладевшее методом психологического анализа (Стендаль, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский) и сумевшее раскрыть как поток сознания в его взаимодействии с обществом, так и бессознательные процессы в их связи с сознанием и в их вербальном проявлении.
Заключение
Этика и эстетика занимают важное место среди других наук и непосредственно связаны с философией и такими ее отраслями, как онтология, гносеология, аксиология, праксиология.
Этика имеет дело со многими проблемами: Определение смысла жизни, понимание природы существования человека как личности, сущности, структуры и функций морали, сущности безусловных ценностей, к которым относится добро.
Этика также рассматривает и создает практические модели человеческих отношений и средства для их реализации, предлагает определенные рекомендации.
Поэтому этика по существу является практической частью философии, органически связанной с праксиологией, которая, в свою очередь, изучает активное, действующее, практическое отношение человека к миру, возможности, средства и границы его деятельности, включая проблему свободы и необходимости и различные пути ее решения — фатализм (господство стихийных сил над человеком); волюнтаризм (провозглашение воли корнем и творцом действительности), концепции, преодолевающие крайности фатализма и волюнтаризма.
Помимо прочего, она напрямую связана с эстетикой и другими науками, изучающими человеческое существование, но только этика может координировать изучение морали.
Эстетика, как и этика, относится к философии. Связь эстетики и философии заключается в том, что теоретические принципы и научный метод эстетики зависят от мировоззрения, позиций, методологии и философской концепции конкретного философа или философского течения.
Как уже говорилось, между эстетикой и этикой существует взаимосвязь, и особым аспектом этого взаимодействия является анализ структуры эстетического чувства, которое формируется на органическом единстве так называемых внешних и внутренних чувств человека.
Этика, в свою очередь, играет особую роль в анализе художественной деятельности, искусства, как части объекта эстетики.
Список литературы
- Анисимов С. Этика как философская наука. — Москва, 1972.
- Дивненко О.В. Эстетика. Москва, 1995.
- Дробницкий О.Г. «Понятие морали», М.-Наука, 1974.
- История эстетической мысли. Т. 1. Москва, 1990.
- Каган М. С. Эстетика как философская наука. Лекция 2. Санкт-Петербург, 1997.
- 6. Кант И. «Лекции по этике». Москва: «Республика», 2000.
- Кривцун О.А. Эстетика: учебник. -М.: Аспект Пресс, 2000. — 434 с.
- 8. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.