Для связи в whatsapp +905441085890

Критика идеи материальной субстанции в философии Дж. Беркли

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Греческое и арабское влияния в XIII веке и основание университетов
  2. Гуманистическая философия Возрождения: Н. Кузанский и Дж. Бруно. Антропоцентризм
  3. Философия Нового времени: проблема метода научного познания
  4. Проблема субстанции в философии Г.В. Лейбница. Монадология
  5. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Сравнительный анализ воззрений Д. Дидро и Ж. Руссо
  6. Агностицизм в философии И. Канта. Учение о познании и морали
  7. Диалектический идеализм Гегеля и его учение об Абсолютном духе
  8. Антропологический материализм Л.Фейербаха: «Человек человеку – Бог»
  9. Марксизм как идея и как реальность
  10. Мистицизм философии В.С. Соловьева

Вступление

Период между Второй (Славной) английской революцией (1688-1689) и Великой французской революцией (1789-1794) называется эпохой Просвещения. Но если во Франции революция Просвещения заканчивается, то в некоторых других странах она происходит в начале 19 века.

Просвещение — это общественно-политическое движение, представители которого стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его мораль, политику и образ жизни путем распространения идей добра, справедливости и научных знаний. В основе Просвещения лежал идеалистический взгляд на определяющую роль сознания в развитии общества, стремление объяснить социальные беды невежеством людей, непониманием ими собственной природы. Мыслители эпохи Просвещения не учитывали решающего значения экономических условий в развитии и поэтому не смогли прийти к открытию объективных законов общества. Они обращались со своими проповедями ко всем классам и слоям общества, особенно к власть имущим. Особенно широкое распространение Просвещение получило в период подготовки буржуазных революций.

В хронологии эпохи Просвещения жили и работали английские философы Дж. Беркли (1685-1753), которого можно считать одним из основателей европейского субъективного идеализма, и Дж. Юм (1711-1776), который возродил (на современной основе) античный скептицизм и агностицизм.

Философия Просвещения зародилась в Англии. У его истоков стоял Дж. Локк. Наиболее яркими его представителями были Вольтер (1694-1778), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Дидро (1713-1784), Гердер, Г.Е. Лессинг (1729-1781), Шиллер, Гете, Ламетрике, К.А. Гельвеций (1715-1771), Э.Б. де Кондильяк (1715-1780), П.А. Гольбах (1723-1789), А.Н. Радищев (1749-1802). К этой плеяде принадлежат и казахские философы эпохи Просвещения, такие как И. Алтынсарин, Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, Шакарим Кудайбердиев и др.

Их деятельность способствовала подрыву влияния церковно-феодальной идеологии, религиозного догматизма и схоластической мысли, была направлена на критику общественного строя и социального неравенства.

Стремясь популяризировать свои учения, мыслители эпохи Просвещения стремились изложить свои идеи в форме, доступной широким социальным кругам. Обсуждение философских и научных проблем эпохи было модным и даже проводилось в светских салонах. Век Просвещения часто называют веком философии.

Мыслители эпохи Просвещения считали, что главной причиной человеческого несчастья является человеческое невежество. Чтобы устранить эту причину, необходимо было просветить человека. Но образование было привилегией только высших слоев общества и обязательным для монарха. Мода на просвещение вынуждала монархов культивировать общение или переписку с философами, предоставлять им пенсию.

Английские просветители: Дж.БерклиДж.ТоландЭ.Сведенборг

Джордж Беркли (1685-1753) был английским философом. Период творческой деятельности Беркли исторически совпадает с эпохой Просвещения, но его нельзя назвать философом эпохи Просвещения. Философия Беркли представляет собой оригинальное сочетание объективного и субъективного идеализма: объективного, в котором Бог признается творцом реальности, и субъективного, в котором реальным признается только существование множественности человеческих сознаний (душ). Беркли продолжает древнюю традицию разделения бытия на реальный духовный мир и иллюзорный чувственный мир. Согласно Беркли, «существовать — значит быть воспринимаемым» («Esse est persipi»), то есть, строго говоря, у Беркли вообще нет учения о существовании.

Для характеристики всего, что содержится в нашем сознании, Беркли использует термин «идея». Он делит все идеи на «внешние» и «внутренние». Внешнее — в виде ощущений — приходит в сознание извне, т.е. от органов чувств; внутреннее — в виде мыслей — возникает внутри сознания, т.е. является результатом деятельности ума. Процесс познания идет только там, где есть идеи. Но идеи не могут быть в том, что свободно от чувств.

Идеи также делятся на простые и сложные. Сложное — это вещи, простое — совокупность этих вещей. Яблоко — это сложная идея, состоящая из ряда простых идей: зеленый цвет, круглая форма, яблочный вкус.

Идеи времени и пространства существуют только в нашем сознании. Аргумент: если бы время существовало вне нашего сознания, то мы бы не переживали время удовольствия и страдания по-разному (время удовольствия протекает быстро, время страдания длится долго).

Беркли критикует теорию первичных и вторичных качеств, о которой говорили Галилей, Локк и другие. Первичные — величина, тяжесть формы и т.д., а вторичные — цвет, вкус, запах и т.д. — это всего лишь наши ощущения. Отношения между ощущениями также не являются объективными.

Беркли предлагает отказаться от концепции «материальной субстанции», поскольку она ведет к материализму и безбожию. Источником идей и ощущений, согласно Беркли, является Бог. Стабильность мира заключается в том, что то, что человек не воспринимает, продолжает существовать в сознании Бога.

Идеи Беркли оказали значительное влияние на дальнейшее развитие европейской философии, особенно современной: философия жизни, эмпириокритицизм (махизм), феноменология, экзистенциализм.

Джон Толанд был английским философом-материалистом. Он был критиком христианской религии. В своем главном философском труде «Письма к Серену» он развил учение о единстве движения и материи, выдвинул положение о неразрывной связи пространства и времени с материей в движении. Он отстаивал идею материальности бесконечной и вечной Вселенной, присущей материи изначальной активности, ее самодвижения. Однако его доктрина была ограничена рамками механистического материализма, поскольку он не связывал движение материи с ее качественными изменениями. Он оказал большое влияние на развитие французского и английского материализма.

Эммануил Сведенборг (1688-1772) — шведский ученый, естествоиспытатель и философ-мистик. В первой половине своей жизни Сведенборг в основном развивал механистическое мировоззрение, основанное на идеях Декарта, Ньютона, Локка и т.д., но для философии наибольший интерес представляет его второй — мистический — период. Свою главную задачу в это время Сведенборг видел в том, чтобы дать правдивое толкование Библии, основанное на его видениях и описании того, что открылось ему в жизни духов во время посещения небес и ада. Множество подробностей из жизни духов. О которых Сведенборг сообщает уникальные сообщения, не встречавшиеся ранее в рассказах других мистиков.

Развитие взглядов на субстанцию в истории философии

Субстанция (от лат. substantia-сущность) — это объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и поэтому она является фундаментальной категорией научного знания.
В истории философии субстанция первоначально понималась как вещество, из которого состоят все вещи. В разное время субстанция трактовалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как существенное свойство, как нечто способное к самостоятельному существованию, как основа и центр изменений объекта, как логический предмет.
Уже в античной философии выделялись различные вещества, рассматриваемые как материальная субстанция и первичная основа изменений в вещах (например, атомы у Демокрита; четыре элемента у Эмпедокла — земля, огонь, воздух и вода). Совсем впервые основатель европейской науки и философии, математик Фалес Милетский (ок. 625-547 гг. до н.э.). Фалес совершил переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции, основы всего сущего, обобщив все многообразие в единое бытие и найдя начало всего в воде: ведь она входит во все.
Преемник Фалеса, Анаксимандр (ок. 610 — после 540 гг. до н.э.), первым подхватил первоначальную идею о бесконечности миров. В качестве основы всего сущего он выбрал апирон — неопределенную и бесконечную субстанцию: ее части меняются, целое остается неизменным. Бесконечная сущность характеризуется как божественная и творчески-мотивирующая: она недоступна для чувственного восприятия, но постижима разумом.
Третий представитель милетской школы — Анаксимен (ок. 585 — 525 гг. до н.э.) придерживался мнения, что первоначалом всего является воздух, считал его бесконечным и видел в нем легкость изменчивости и превращения вещей. Таким образом, милетцы совершили прорыв со своим мировоззрением, которое четко задавало вопрос: «Из чего все сделано?». Их ответы различны, но они заложили основу философского подхода к вопросу о происхождении вещей: к идее субстанции, то есть к первооснове, сущности всех вещей и явлений во Вселенной.
Древний философ Демокрит (ок. 470 г. до н.э.) свел все к атомам. Вода и воздух, земля и огонь состоят из множества атомов, отличающихся своей качественной спецификой, но которые не могут быть чувственно восприняты по отдельности. Мир — это единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частиц — атомов, движущихся в небытии. Атомы, согласно Демокриту, неделимы, потому что они абсолютно плотные, в них нет пустот, и они абсолютно малы. Атомы и пустота — единственная реальность. Сочетание атомов образует все разнообразие природы. Атомы обладают способностью к самодвижению: это их вечная природа. Душа, по Демокриту, тоже состоит из тончайших круглых и прежде всего подвижных атомов, то есть он видел идеальное на одном уровне с материальным — с единой субстанцией.

Философское понимание материи

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное разнообразие объектов, процессов, свойств и отношений.
Наблюдая явления роста и упадка, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей сохраняются при любых преобразованиях. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией. Одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие — из огненной материи, третьи — из воды, огня, земли и воздуха. Этот естественный взгляд на происхождение разнообразия мира привел к научному объяснению многих природных и социальных явлений. На этой основе возникли первые теории о происхождении Солнечной системы и Земли, гипотезы о строении материи. В дальнейшем представление о материи углублялось, и в то же время она теряла свои чувственно-конкретные черты и становилась более абстрактной. Уже в V веке до нашей эры возникла идея об атомном строении материи. В XVII-XVIII веках он стал доминирующим. Материя представляется как совокупность абсолютно плотных, неделимых частиц — атомов, механически движущихся в пустом пространстве. Начиная с идеи атомистической структуры материи, я. Ньютон ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики.
В конце XIX века атомистическая концепция строения материи вышла за рамки своей механистической интерпретации: было обнаружено, что атом делим и состоит из нескольких элементарных электрически заряженных частиц — ядер, электронов. За этими открытиями последовали другие. Все это побудило философию и естествознание взяться за решение трудных вопросов о дальнейших путях познания структуры материи.
Некоторые философы считали, что материальным является только то, что можно непосредственно увидеть, потрогать, понюхать. Микрофеномены, однако, не воспринимаются непосредственно органами чувств. В этом мире, чуждом обычным представлениям, материя предстала в новом свете — без цвета, запаха, твердости, без тех свойств, которые люди привыкли связывать с понятием материальных вещей. Новые концепции возникали на основе новых научных данных, которые противоречили «очевидным» результатам наблюдений, но соответствовали более точным экспериментам и более изощренному научному мышлению. Тот факт, что микрособытия не воспринимаются непосредственно, позволяет сделать вывод об их нематериальном характере. Материя стала представляться одним как набор электронов, другим — как энергия и устойчивый комплекс ощущений.
Все объекты и процессы внешнего мира имеют одну общую черту: они существуют вне и независимо от сознания и прямо или косвенно отражаются в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Во-первых, благодаря этому свойству философия объединяет и обобщает их в единое понятие материи. Когда говорят, что материя дана нам в виде ощущений, имеют в виду не только прямое восприятие объектов, но и косвенное. Мы не можем, например, увидеть или потрогать отдельные атомы. Но мы воспринимаем действие тел, состоящих из атомов.
Нередко можно встретить выражение: «Вещи сделаны из материи». Это неточно. Вещи не состоят из материи, но существуют конкретные формы их проявления. Если человек ставит перед собой задачу найти единую материю как определенный первообраз всего, он поступает так, как если бы хотел есть фрукты вообще, а не вишни и груши. Но это, конечно, абстракция.

Понятие материальной и идеальной субстанции

Термины «материальное» и «идеальное» являются самыми фундаментальными в философии. Термин «материал» отражает материальность, видимость реальных объектов. Эта категория прошла долгий путь в истории философии понимания. Противоположностью категории «материальное» является категория «идеальное», которая обозначает нематериальную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «мысленно мыслимые сущности».
Сознание не является конкретной субстанцией; оно является функцией конкретной организованной материи. Сознание, однако, относится к сфере как субъективной, так и объективной реальности. Сам факт существования сознания как способности высокоорганизованной материи отражать и активно воздействовать на окружающий мир, безусловно, является объективной реальностью. Наши конкретные мысли, образы, желания и настроения, конечно же, субъективны и зависят от определенных свойств нашего сознания. Но сам факт наличия у нас сознания объективен и не зависит от нас. Мы можем думать как угодно, но мы не способны не думать вообще.
К. Маркс дает следующее определение идеала: «Идеал — это материал, пересаженный в человеческую голову и преобразованный в ней. Сознание — это акт соединения знания об объекте с самим объектом и соотнесения одного знания с другим. Сознание — это синтез материального и идеального, объективного и субъективного. Идеал, по мнению замечательного философа современности Е.В. Ильенков, возникает и существует не в голове, а с помощью головы в реальной субъективной деятельности человека. Следовательно, сознание — это форма деятельности, идеальная форма, объективированная в материальном содержании деятельности. Через ощущения мы получаем всю информацию о внешнем мире. Из этой информации, отраженной в нашем сознании, формируется мысль — идеальный образ внешнего мира. Образ становится словом, превращается из смутного, неявного представления действительности, из эйдоса-мысли в конкретный символ, обретающий форму всеобщности, в слово-логос, которое, возвращаясь в материальный мир, создает новую объективную реальность, не существовавшую в предыдущем цикле деятельности.
Сознание — это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активно-возвратном отражении объективного мира. Именно активно-возвратный характер отличает сознание от механического отражения в неживой природе. Способность сознания как отражения активно влиять на окружающий мир и целенаправленно изменять его отличает его от простого отражения в зеркале. Сознание — это активно-возвращающееся отражение, и только когда ваше отражение в зеркале пожимает вам руку или говорит с вами, мы можем сказать, что зеркало обладает сознанием.

Сознание не является субстанцией, но оно — необходимая часть мироздания, с проявлением которой субстанцию можно считать завершенной. Материя, обладающая таким важным свойством, как способность отражать, получает свое конкретное определение только с появлением своей противоположности — сознания, которое возникает на основе способности той же материи отражать саму себя. Это выражает двойственность (противоречивость) индивидуального бытия, которая является основой его развития. Противоречие и взаимодействие материального и идеального, объективного и субъективного во всем цикле взаимодействия системного универсума составляет само бытие. Поэтому философское определение материи возможно только через ее соотнесение с сознанием.

Заключение

Изучение проблем, связанных с философским анализом субстанции, является необходимым условием для формирования мировоззрения человека, независимо от того, будет ли оно в итоге материалистическим или идеалистическим.
В свете сказанного достаточно очевидно, что роль определения понятия материи, понимания ее как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира очень велика.
Такое определение разумно: «…Материя — это объективная реальность, данная нам ощущениями»; «Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку его ощущениями, скопированной, сфотографированной, отраженной нашими ощущениями, существующей независимо от них». (В первом случае это материя как категория бытия, онтологическая категория; во втором случае это фиксирующая ее концепция, гносеологическая категория).

Список литературы

  1. Алексеев П.В. Философия: учебник. — МОСКВА: ТЕЗИС, 1996. — 580 с.
  2. Калый И.И. Философия: учебник. — Санкт-Петербург: издательство «Юридический центр Пресс», 2002 г. — 447 с.
  3. Канке В.А. Основы философии: учебник. — М.: Логос, 2003 г. — 288 с.
  4. Основы современной философии : учебник / под ред. М.Н. Розенко. — СПб: Издательство «Лань», 1999 г. — 295 с.
  5. Скирбек Г. История философии: учебник. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 715 с.
  6. Спиркин А.Г. Основы философии: учебник для вузов. — М.: Политиздат, 1988. — 592 с.
  7. Спиркин А.Г. Философия: учебник. — М.: Гардарики, 2002. — 736 с.
  8. Философия: учебник / под ред. В.И. Кириллова. — М.: Юристъ, 2001. — 376 с.
  9. Философия: учебник для вузов / под ред. Лавриненко В.Н. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 г. — 584 с.
  10. Философский словарь / под редакцией М.Т.Фролова. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  11. Философия. Базовый курс: учебник. — М.: Гардарики, 2001. — 331 с.