Для связи в whatsapp +905441085890

Конфуций — личность и учение

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Проблема первоначала в античной философии
  2. Основные законы материалистической диалектики
  3. Предмет философии права
  4. Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений в качественные
  5. Актуальность философии Конфуция в наши дни
  6. Специфика античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества
  7. Жизнь и личность Платона
  8. Философия Сократа и его судьба
  9. Идеальное государство Платона
  10. Этический рационализм Сократа

Введение

Конфуций и его последователи сыграли особую роль в формировании культурной традиции древнего Китая. Сегодня имя этого выдающегося человека воспринимается как символ великой китайской традиции.

Суждения Конфуция, записанные его учениками и биографами, рисуют картину человека, который «достиг высшей мудрости» благодаря неустанному стремлению к знаниям и нравственному совершенству. Хотя Конфуций фактически был основателем философской школы ученых (Чжу), сам он был «… больше, чем Жу», поскольку он был прежде всего учителем, сочетавшим стремление к знаниям с необходимостью передавать свои знания другим. Философ эпохи Просвещения, которого называли «учителем десяти тысяч поколений», был не просто философом в обычном смысле этого слова, а скорее нравственным воспитателем, за моральной проповедью которого стояли не абстрактные рассуждения, а опыт и пример его жизни. Не случайно Конфуций открыл свои «Аналекты и беседы» рассуждением о неразрывном единстве знания и нравственности. Учиться (сюэ эр), согласно Конфуцию, означает постоянно стремиться к совершенству, а не просто овладевать суммой каких-то специальных знаний. Конфуций с презрением отзывался о людях, которые стремятся лишь к сумме специальных знаний. Вспоминая периоды своей жизни, когда волею обстоятельств выступал в роли чиновника — руководителя, судьи, Конфуций всегда отмечал, что выполнение этих задач хоть и добросовестно, но чисто формально. В «Суждениях и беседах» («Лунь юй») говорится.

Если кто-нибудь вместо любви к красоте выберет уважение к мудрости, посвятит все свои силы служению родителям, не пожалеет своей жизни, будет служить правителю, будет правдив в отношении друзей, то, хотя о нем и говорят, что он не учится, я непременно назову его своим учеником.

Жизненный путь Конфуция

Конфуций (латинизированная форма китайского имени Кун Фуци (Кун Цзы, Кун Чжунни) — «Учитель Кун») родился в 551 году до н.э. в небольшом царстве Лу в семье старого солдата, принадлежавшего к низшему слою служилой аристократии, не имевшей ни земель, ни вотчин. После ранней потери отца он провел свою юность в бедности, но сумел, видимо, благодаря заслугам отца и своему упорству, получить традиционное образование китайского аристократа, которое включало в себя знакомство с древними каноническими текстами и владение «Шестью искусствами»:

  • Выполнение ритуалов;
  • Понимание музыки;
  • Стрельба из лука;
  • управление боевой колесницей;
  • Написание;
  • Математика.

Согласно традиции, он был искусен во всех этих искусствах, но предпочитал изучение ритуалов и практическое участие в них, а также чтение древних текстов, особенно Книги песен, Книги истории и Книги перемен. О ранней жизни Конфуция сохранилось мало сведений. Основным источником знаний о жизни учителя Куна является текст «Суждения и беседы» («Лунь юй») и очерк известного китайского историографа Сыма Цзяня «Древняя семья Конфуция».

В 19 лет, по окончании ученичества, он получает свою первую административную работу — контролера конюшни у богатого аристократа. Обладая с юношеских лет стремлением к знаниям и честолюбием, Конфуций постоянно занимается самообразованием и начинает учить, пытаясь участвовать в церемониальных ритуалах жертвоприношения. В 519 году до н.э. он посетил тогдашнюю столицу царства Чжоу, город Лой.

Этот город был самым важным культурным центром Среднего царства того времени, сохранившим традиции, связанные с древними чжоускими ритуалами. При дворе чжоуского правителя было много ценителей культурных достижений (музыки, канонов и ритуалов) древних династий Ся, Шан-Инь и Чжоу.

После возвращения из Лоя Конфуций продолжил свою научную деятельность. Число его учеников, среди которых были не только люди Лу, но и люди из других миров, росло. Благодаря этому во многих частях Китая распространилась молва о Конфуции как об учителе, который обладал глубокими знаниями и был мудрым воспитателем.

К 30 годам Конфуций разработал основные положения своего социально-этического учения: доктрину благожелательности (чжэнь) и правила нравственного поведения (ли). Затем последовал долгий период странствий, переездов с учениками из одного китайского царства в другое, занятия различных административных должностей (часто в качестве советника правителя той или иной провинции), поиск не только теоретических идей об образовании и управлении.

На протяжении всей своей жизни и деятельности в качестве педагога, политика и моралиста Конфуций заявлял о своей верности древней традиции. В то же время его отношение к традиции было парадоксально реформистским по своей природе. Воспринимая традицию как определенный образец, он в то же время не сводил ее к простому, раз навсегда установленному, не подверженному изменениям церемониальному набору. Традицию нужно знать, следовать ей и бесконечно верить в нее, но она должна быть не мертвой догмой, а активной силой, организующей жизнь человека и государства в соответствии с истиной Пути Дао. Дао фигурирует во многих изречениях Конфуция. Что это такое? Дао — одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Известный российский исследователь и востоковед Алексеев лучше других попытался объяснить это понятие: «Дао есть сущность, есть нечто статистически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне знаний и измерений, нечто единственно правильное и истинное. Это спонтанная природа, это истинный хозяин мира вещей, поэт и наив. Небесная машина, которая формирует формы. Высшая гармония, магнит, который притягивает и не сопротивляется человеческой душе.

В условиях кризиса и упадка древней традиции Конфуций видел свою главную задачу в том, чтобы восстановить и сохранить ее в прежнем качестве. Будучи глубоким знатоком традиций и обладая интуицией гениального мыслителя, он прекрасно понимал, что эту задачу нельзя решить простым сбором и сохранением традиционных форм, о которых, к тому же, имелась лишь отрывочная и скудная информация. Он был убежден, что возродить традицию можно только путем ее «погружения» в процесс современной жизни, использования ее опыта для решения насущных проблем, возникших в Поднебесной на рубеже эпох — перехода от древних династий к периоду зрелой государственности. Это сочетание интереса, любви к древности и страстно настойчивого желания обновить Небо в условиях социального и духовного кризиса является доминирующей чертой личности Конфуция. Жизненный путь учителя Куна — яркое свидетельство деятельности, направленной на решение двойной задачи.

Учение Конфуция.

Во времена Конфуция написание книг все еще находилось в зачаточном состоянии. Бумага, чернила и кисти для написания иероглифов еще не были изобретены. Не были они и книгами в прямом смысле этого слова. Неопытные устные тексты фиксировались путем вырезания иероглифов на бамбуковых или деревянных досках, которые закреплялись ремнями. С эпохи Инь эти доски обозначаются термином «канон».

Конфуций не писал текстов. В частности, он был автором только одной «Весны и осени» («Чунь цзю»), хроники царства Лу, своей родины, которую он написал в конце жизни. Гуру Кун предпочитал передавать свои знания и суждения ученикам в устной форме. При этом он строго придерживался принципа в преподавании, согласно которому учителя не должны делать различий между учениками на основе их происхождения.

В образовании не должно быть различий между людьми… люди с разными принципами не могут найти общий язык.

Преподавание, как правило, велось в форме беседы и диалога. Конфуций неоднократно подчеркивал, что в этих беседах он не стремился поставить себя выше учеников, а говорил с ними на равных.

Учитель Кун считал, что знания, не связанные с нравственным совершенствованием, то есть полученные, по его словам, путем «действия наугад», не имеют смысла и приносят не пользу, а вред. Поэтому лишение кого-либо из жителей Небесного Царства систематического воспитания и обучения вредит единству и целостности государства.

Образовательная программа была построена Конфуцием на основе его личного опыта и практически не отличалась от пути, которым он следовал во время своего ученичества. Она совершенствовалась по мере того, как мастер вырабатывал новые идеи и учения в своем неустанном стремлении постичь глубину идей совершенно мудрых правителей древности.

Самый важный канонический текст конфуцианского учения, «Суждения и беседы», представляет собой запись бесед Учителя и суждений его учеников, в которых он изложил основы своего учения.

Мастер учил четырем вещам: пониманию книг, нравственному поведению, верности (правителю) и правдивости.

Ритуальная доктрина (Ли)

Тема ритуала занимает центральное место в суждениях и беседах Конфуция. Она присутствует как постоянный рефрен, о чем бы ни говорил Гуру Кун со своими учениками. Для него верность древней традиции неотделима от ритуала.

Ритуал, считал Конфуций, не может существовать без установления моральных принципов. В разговоре с одним из своих любимых учеников он убеждает его, что пути древних правителей были прекрасны прежде всего потому, что они делали все «свои великие и малые дела в соответствии с ритуалом»; использование ритуала ценно тем, что приводит людей к конформизму.

Во времена Конфуция традиционные формы ритуала, включавшие жертвоприношения духам, сохранились, но они в значительной степени приобрели характер формальной обрядности. Необходимость возродить главенствующую роль ритуала в организации духовной жизни небесного царства потребовала создания новой универсальной концепции ритуала, которая и была реализована Конфуцием и его учениками. Подробно изучив эволюцию традиционных форм ритуала, он обновил эти формы, наполнив их новым смысловым содержанием и сохранив только те элементы, которые «работали» на него.

В отличие от своих предшественников, Конфуций рассматривал ритуал не просто как набор неизменных церемониальных форм, «данных от века», а как развивающуюся культурную традицию, связывающую в единое духовное целое многие поколения небесного царства в прошлом, настоящем и будущем.

Следуя такому пониманию традиции, Конфуций не отбрасывает древние формы ритуала, но делает своего рода «отбор». Он отдает приоритет и главенствующую роль в них тому, что соответствует его концепции социальной этики, оставляя на периферии то, что ей противоречит. Выбор определяется главной задачей — воспитанием, духовным возрождением народа и его правителей, в постоянных войнах утративших культурный опыт предыдущих поколений. Учитель сказал Своим ученикам.

Если вести народ через добродетель и поддерживать порядок через ритуал, народ осознает позор и исправится.

По словам Учителя, ритуал нельзя сводить к жертвоприношениям и звукам колоколов и барабанов, сопровождающим этот обряд. Самым важным требованием ритуала должно быть соблюдение правильного пути (дао). Такое требование означало наполнение древней ритуальной практики новым философским и социально-этическим смыслом.

Таким образом, в основе конфуцианской концепции ритуала лежала идея единства образца, небесного пути (пути Дао) и подражания пути древних правителей (ван Дао), правивших в Среднем царстве на основе принципа бездействия (у-вэй). Не вмешиваясь в естественный ход событий, они правили не силой и принуждением, а на основе правил морали (честность, щедрость, справедливость, сострадание и забота).

Знание воли Неба делает человека мудрым, чтобы следовать ритуалу (ли) — филантропическому, считает Конфуций.

Любящий людей человек — это тот, кто, стремясь укрепить себя, помогает в этом другим; кто, стремясь добиться лучшего ведения дел, помогает в этом другим.

Учение о благородном человеке (цзюньцзы)

Эта доктрина составляет главную, фундаментальную основу конфуцианского учения. В соответствии с обладанием определенными качествами и, в некоторой степени, положением в обществе, Конфуций разделил людей на три категории:

1) Цзюнь-цзы (благородный человек) — занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отводится роль идеального мужчины, образца для подражания для двух других категорий;
2) Джен — это общий народ, множество. Посередине между Цзюнь-цзы и Сяо Реном;
3) Xiao Ren (низкий человек ) — используется в обучении в основном в сочетании с Jun-tsu, только в отрицательном значении.

Цель жизни благородного человека — достижение Дао, материальное процветание стоит на втором месте. Какими качествами должен обладать Цзюнь Цзы? Конфуций выделил два фактора: «чжэнь» и «вэнь». Характер первого фактора можно перевести как «благородство». Согласно Конфуцию, благородный человек должен быть очень гуманным в общении с людьми, потому что гуманность в общении друг с другом — одно из основных положений учения Конфуция. Его космогоническая схема рассматривает жизнь как достижение самопожертвования, в результате которого возникает этически полноценное общество.

Доктрина единства объединила основные моральные категории конфуцианства: чжун (верность, преданность, честность) и шу (щедрость, сострадание, снисходительность, забота). Конфуций считал, что чжун и шу близки к дао и как таковые представляют собой основы нравственной жизни человека. Они предстают как неразделимые в человечности (чжэн), качестве благородного человека (цзюнь цзы), которое Конфуций противопоставляет ничтожному человеку (сяо чжэн).

Заключение

В заключение следует отметить, что учение Конфуция, возникшее на основе древнекитайских религиозно-философских доктрин, тем не менее, сильно отличается от них и даже противоречит им по некоторым пунктам. Одно из этих противоречий — примат общественных отношений над природой. Если в древнекитайских учениях установленный порядок в природе, а значит, все, что не было создано трудом человека, считалось совершенным, то Конфуций первым поставил это под сомнение и доказал, что его утверждения далеки от идеального природного начала в человеке. Предметом первостепенной важности Конфуций считал человеческое общество и как его часть конкретного живого человека. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение сил, которые движут человеком. Давая это объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, которые не были известны ранее. Некоторые из них, такие как Чжун Цзы и Сяо Жэнь, надолго определили не только параметры развития политической культуры, но и во многом судьбу духовной культуры всей китайской нации. Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека, которая оказала огромное влияние на формирование национального характера и духовной жизни китайской нации. В отличие от более ранних восточных учений, Конфуций говорил, что главное в жизни, то есть то, к чему должен стремиться человек, — это не достижение личной гармонии с природой, а прежде всего гармония с самим собой и обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что самое главное для человека — это гармония с самим собой. Выражая это предположение, он связал перед собой очень разные области изучения человека — государство, общество и, наконец, самого человека. Три его учения связаны между собой отдельными понятиями, которые переходят из одного учения в другое и приобретают новые характеристики в каждом учении. Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства, которая может быть реализована при наличии определенного уровня духовного развития общества. Таким образом, Конфуций первым выразил и подтвердил главенство человеческой личности для всего общества через создание своего учения

Список литературы

  1. Пондопуло Г.К.. Древний Китай. Древний Китай: формирование культурной традиции — М.: Всероссийский государственный институт кинематографии, 2006.
  2. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект) — М.: Диалог культур, 2006.
  3. Культурные исследования. Культура История мировой культуры. Учебник. Учебник — Москва: Юнити-Дана, 2005.
  4. Эстетические доктрины Древнего Востока: Китай. Индия. Индия. Буддизм и искусство XX века. Учебник для вузов. -Москва: Московский государственный университет. 2005.
  5. Джол К.К. Введение в философию. Учебник для вузов — М.: Юнити-Дана, 2004.