Оглавление:
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
- Неклассическая наука и её особенности
- Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.)
- Рациональность в доклассической науке
- Классическая наука и классическая рациональность
- Неклассическая наука. Неклассическая рациональность
- История науки как смена научных картин мира
- Прогностическая роль научного знания в развитии науки
- Философия позитивизма О. Конта
- «Венский кружок»: история становления и основные принципы
- От принципа верификации Р. Карнапа к принципу фальсификации К. Поппера
Введение
Существует два возможных пути философского понимания такого понятия, как наука. Первый — трансцендентально-аналитический. Она заключается, во-первых, в позиционировании «науки» как специфической структуры сознания в его эпистемической и когнитивно-процессуальной детерминации. Во-вторых, при ответе на вопрос: как возможна такая структура с точки зрения общих свойств сознания, его оснований и познавательных средств? Этот подход является имманентно-философским, поскольку он опирается в первую очередь на категориальные ресурсы самой философии и лишь во вторую очередь на изучение эмпирической природы науки. Трансцендентально-аналитическая традиция понимания «науки» была начата древнегреческими философами (Парменид, Платон, Аристотель). Она доминировала в истории философии до начала XIX века, но наиболее четко была сформулирована И. Кантом в виде поставленных им вопросов: как возможна математика, как возможно теоретическое естествознание и т.д. Поэтому такой вид философского исследования науки можно назвать «кантовской» парадигмой философии науки. Второй логически возможный вид философского анализа науки — синтетически-обобщающий. Она основана преимущественно на эмпирическом изучении науки как особой социокультурной реальности со специфическими когнитивными, коммуникативными и практическими механизмами функционирования и воспроизводства. Теория науки, понимаемая таким образом, в значительной степени опирается на метанауки (история науки, социология науки, логика науки, науковедение).
Наука и научные революции. Смена типов рациональности.
История науки неравномерна. Периодически происходят научные революции, которые означают радикальный пересмотр общепринятых взглядов на предмет науки. Научные революции значительно расширяют объем знаний по тому или иному вопросу за короткий промежуток времени, причем это достигается не просто накоплением новых идей, а корректировкой исходных основ, аксиом научных теорий, которые ранее считались истинными.
В результате научной революции коренным образом меняются методы теоретического исследования. Совокупность этих методов, так сказать, «точка зрения» ученого на мир, называется «типом рациональности». Каждая великая эпоха в истории науки имеет свой собственный тип рациональности, обозначаемый греческим словом «парадигма» (пример, образец).
Наиболее распространенными типами научных революций в истории науки являются:
1) Внутридисциплинарные научные революции — они происходят в рамках отдельных научных дисциплин. Причинами таких революций обычно являются переходы к изучению новых объектов и использованию новых методов исследования.
2) Междисциплинарные научные революции — они происходят благодаря взаимодействию и обмену научными идеями между различными научными дисциплинами. На ранних этапах истории науки такое взаимодействие происходило по мере того, как научное мировоззрение наиболее развитой научной дисциплины передавалось новым, еще только зарождающимся дисциплинам. В современной науке междисциплинарное взаимодействие осуществляется по-другому. Сейчас каждая наука имеет свою независимую картину мира, поэтому междисциплинарное взаимодействие заключается в анализе общих черт и свойств предыдущих теорий и концепций.
3) Глобальные научные революции — наиболее известными из них являются революции в естественных науках, которые приводят к изменению научной рациональности.
Типы рациональности:
Классическая рациональность. Фокусирует внимание на объекте. Тенденция в теоретическом объяснении и описании исключать все, что относится к объекту, средствам и процессам его деятельности, и рассматривать это как необходимое условие для получения научного знания. Отражение — наука начинает анализировать себя с помощью философии. Классический тип научной рациональности характеризуется противопоставлением субъекта и объекта познания. Идеал познания предполагает, что можно создать единую ментальную конструкцию изучаемого объекта, которая будет одинаковой и универсальной для всех.
Неклассическая рациональность. Она рассматривает связи между знанием об объекте и характером средств и операций деятельности, выявление этих связей как условие научного описания и объяснения мира. Связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями не выступают в качестве объекта научного понимания, хотя они косвенно определяют природу знания и то, что именно и каким образом должно быть освещено и понято в мире.
Постнеклассическая рациональность. Она расширяет поле понимания деятельности за счет учета соотнесения полученных знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. И анализирует связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Постнеклассический тип рациональности — неразрывная связь всех трех компонентов: Объекты, средства, субъекты познания. Наука движется к человекоподобным объектам, т.е. объектом познания становится сам человек.
Основные этапы развития естествознания и смена типов научной рациональности
Уже в древние времена люди пытались понять мир природы и объяснить его для себя. Знание его закономерностей было необходимо, прежде всего, в практическом плане (подготовка к смене времен года, периодам засухи, дождей и разлива рек, знание признаков плодородия почвы, времени миграции животных). Тайные учения египетских, кельтских жрецов и древних шумеров были прекрасным воплощением знаний математики, астрономии, геодезии, механики, строительства. Известны семитысячелетний гномон (солнечные часы), пятитысячелетний египетский учебник по хирургии, месопотамские географические карты. Особое место занимала астрономия, которая решала как практические, так и философские задачи. Был дан толчок к развитию математических расчетов, как движения звезд на небе, так и грандиозных сооружений, которые были невозможны без предварительных проектов и расчетов. Уже тогда математическая техника опережала практические требования и становилась своего рода искусством для искусства, а иногда и основой мистико-религиозных культов.
Астрономические предсказания о поведении человека были хорошо разработаны, и это не случайно. Существовала вера в единство всех элементов окружающего мира — людей, растений, животных, небесных тел. Это послужило причиной антропоморфного мировоззрения античности.
Вера в единство мира заставила древних ученых искать некую силу, которая поддерживала бы законы, общие для всего мира. В то же время порядок, созданный земными обычаями, был естественно связан с более высоким порядком, который можно было проследить в небесном мире. Однако в действительности это обычно было не выведением земного порядка из «всеобщего», а, напротив, бессознательной проекцией социального порядка на мир природы.
У греков зачатки астрономии, механики, математики и медицины уже в IV-III веках до н.э. стали приобретать характер систем, не только связывающих экспериментальные данные, но и претендующих на объяснение изучаемых явлений и их взаимосвязей. Примечательно, что технические средства, мастерство и искусство объединялись одним словом «техно» (искусство, мастерство, умение), которое красноречиво характеризует образ жизни и мировоззрение древних греков, которые были проникнуты чувством красоты и гармонии мира и понимали место человека и его деятельности в нем. Это мировоззрение способствовало появлению зрелого продукта интеллектуального творчества — античной философии — уже в V-IV веке до нашей эры.
В Греции появились первые системы натурфилософии. Отсутствие научных данных в них компенсировалось полетом фантазии, что делало неизбежным их спекулятивный (умозрительный) характер. Таким образом, однако, возникли не только «три кита», но и идея атомов. Возникает идея о необходимости получения, прежде всего, чистого, возвышенного, «бескорыстного» знания, и развитие философии становится, по сути, формированием начал науки. Греки были предшественниками современного знания — конечно, не в научных теориях, не в ответах на конкретные вопросы, а в самих вопросах, их концептуальном содержании.
Проблема изначального стала ключевой в античности, ведь даже хаос древних греков («хайно» — открывать, зиять) имел значение изначального.
Наиболее типичными являются: «Линия Демокрита: Фалес говорил о воде из-за ее преобладания в мире; Гераклит — об огне, который горит и гаснет в соответствии со своей мерой; Анаксимен — о воздухе, который сгущается и разбавляется, даже боги — это сгущенный воздух; Демокрит — об атомах, которые сохраняются в пустоте и уже имеют в своей конфигурации свойства элементов, образованных из них.
«Линия Платона — это альтернатива атомизму, который можно описать как перенос внимания с ингредиентов (составляющих) на аксиомы. Идеи — эйдосы — были приняты как оригинальные. В связи с пифагорейской математикой эта концепция была привлекательна тем, что вместо качественных и по сути необоснованных спекуляций она работала со схемами, основанными на математических расчетах.
Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая
Революции в науке приводят к изменению типов научной рациональности. Рациональность — это открытие европейской науки. Рациональность подразумевает способность человека самостоятельно мыслить и принимать решения. В науке под рациональностью понимается набор логических аргументов, обоснований, основанных на анализе опыта и подкрепленных силой разумных рассуждений и доводов.
Типы научной рациональности меняются на протяжении всей истории науки. Существует три основных типа научной рациональности. Их изменение связано с революцией в науке.
Классический тип рациональности связан с революцией в естествознании в XVII веке. Этот тип объяснения мира основан на деистическом утверждении: «Бог однажды создал мир, природу, но не принимает никакого участия в дальнейшем развитии мира. Следовательно, научный и религиозный подход к миру здесь разделены. Наука становится сферой духовной культуры, автономной от религии.
Природа рассматривается с точки зрения механики. Природа — это набор статичных объектов, неизменных во времени. Время — это лишь внешний параметр, который не влияет на природу событий.
Отличительной чертой познавательной деятельности является исключение ценностных ориентаций из процесса познания. Рассуждения о совершенстве, смысле, гармонии, доброте и т.д. изгнаны из науки. Равнодушное знание становится идеалом научной рациональности. Голландский мыслитель Б. Спиноза утверждал: «Истина требует не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».
В этот период механика считалась идеалом науки, и было стремление объяснить все явления в природе и даже в обществе на основе законов механики. Характерным было стремление создать единственно верную теорию. Считалось, что недалек тот день, когда будет создана единая теория, объясняющая все.
Неоклассический тип рациональности сформировался в результате естественнонаучной революции на рубеже 19 и 20 веков. Возникло неклассическое естествознание и соответствующий неклассический тип рациональности.
Изучение объектов микромира стало центром научных исследований. Особенность этих объектов требовала изменений в объяснении мира. Возникает новое понимание научной рациональности. Растет убеждение, что ученый изучает объект не таким, каким он является сам по себе, а таким, каким он становится в процессе взаимодействия с наблюдателем. В классической физике можно было пренебречь влиянием инструментов наблюдателя на результат познания. Другой случай — изучение явлений микромира. Здесь инструмент и наблюдатель воздействуют на изучаемый объект, вызывают возмущение в объекте исследования, возможна деформация объекта.
Постклассический тип рациональности является следствием научной революции, которая начинается в 1970-х годах. Рождается постклассическая наука, а вместе с ней и постклассический тип рациональности. Основными чертами постнеклассического типа рациональности являются
Идея историзма — каждый объект понимается как имеющий свою историю;
такие системы, компонентом которых является человек (например: это объекты экологии, изучение которых невозможно без учета человеческого фактора в экологических системах). В науку вводится антропный принцип, который подразумевает изучение природы через призму присутствия в ней человека.
Широкое использование компьютерных технологий;
Внедрение ценностного подхода к науке. Нейтральное, свободное от ценностей научное знание уходит в прошлое, о чем свидетельствуют нынешние дискуссии, сопровождающие развитие генной инженерии.
Историческая смена типов научной рациональности
Классический тип рациональности (XVII-XI века) берет свое начало в эпоху Нового времени. Возник качественно новый научный взгляд на мир, и был заложен фундамент позитивистской концепции науки. Более того, люди стали лучше осознавать социальную значимость науки, достижения которой Ф. Бэкон выразил в четкой формуле: «Знание — сила!». Изучая свои объекты, он стремился в их описании и теоретическом объяснении максимально устранить все, что относится к субъекту, к средствам, методам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие для достижения объективно истинного знания о мире. Здесь преобладает объективный стиль мышления, стремящийся познать объект сам по себе, без учета условий его исследования субъектом.
Бэкон (островное направление. эмпиризм. английские материалисты.) Индуктивный метод познания (от частного к общему). Он одним из первых заметил активный процесс «великой дифференциации», начавшийся в XVI-XVII веках.
Он отвечает на вопрос: почему так много ошибок, хотя у каждого есть опыт? Он отвечает следующим образом.
Существуют различные способы познания: путь паука (рационализм), путь муравья (просто собирает факты и никак их не обрабатывает) и путь пчелы (собирает, как муравей, и преобразует знания, как паук).
Есть 4 духа (идола), которые мешают человеческому познанию: пещера (заблуждения индивидуального человеческого сознания — индивидуальная история развития/образования; включая ссылку на пещеру Платона), вид (суждение о природе по аналогии с человеческой жизнью), рынок (заблуждения из-за злоупотребления «лишь бы продать»; хождение идей и мнений без критической позиции) и театр (слепое доверие авторитету).
Декарт (континентальное направление. рационализм. французский язык). Рационалистическое направление (определение неизвестного по тому, что уже известно и познано). Согласно Декарту, мы можем ясно представить себе только его размер (который тождественен протяженности — геометрия), фигуру (геометрия), расположение частей и движение. Математика теперь становится формально-рациональным методом, с помощью которого мы можем «считать» числа, звезды, звуки и т.д., любую реальность и устанавливать в ней меру и порядок с помощью нашего разума. Согласно Декарту, философия начинается с субъекта. Принцип философии Декарта: cogito ergo sum — мыслить значит существовать. Бесспорной идеей является существование факта познающего субъекта (Объект познания — пассивная сторона, противоположность субъекта).
В этот период также происходят великие открытия/перевороты в математике, физике, астрономии, И. Ньютон открывает законы классической механики, закон всемирного тяготения.
Второй тип научной рациональности — неклассический. Отправная точка неклассической науки связана с развитием релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отказывается от представления реальности как чего-то, что не зависит от средств ее познания, от субъективного фактора. Она улавливает связи между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.
Открытия в науке в конце XIX — начале XX вв: Теория относительности А. Эйнштейна, три принципа (начала) термодинамики, открытие микромира. В результате картина мира стала более сложной и уже не могла быть объяснена здравым смыслом и прошлым опытом. Соответственно, в начале XX века остро встал вопрос о познаваемости мира.
Постклассический тип научной рациональности (вторая половина XX — начало XXI века) — постоянное включение субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность получаемого знания об объекте не только со спецификой средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с его ценностно-целевыми структурами (наука должна быть этичной).
Заключение
Эффективное управление и самоуправление современной наукой сегодня уже невозможно без постоянного социологического, экономического, правового и организационного мониторинга всех ее разнообразных ячеек-подсистем. Современная наука — это мощная самоорганизующаяся система, двумя основными управляющими параметрами которой являются, с одной стороны, экономическое (материально-финансовое) обеспечение и социальный заказ общества, а с другой — свобода научного поиска. Поддержание этих параметров на должном уровне и в гармоничном единстве — одна из главных забот современных развитых стран. Эффективная научно-техническая политика является основным гарантом адаптивного, устойчивого, конкурентоспособного существования и развития любого крупного государства и человеческого сообщества в целом. Таким образом, науку можно определить как особую, профессионально организованную познавательную деятельность, направленную на получение нового знания и обладающую следующими характеристиками: объективность (эмпирическая или теоретическая), всеобщность, обоснованность (эмпирическая и/или теоретическая), определенность, точность, проверяемость (эмпирическая или логическая), воспроизводимость объекта познания (потенциально бесконечная), объективная истина, полезность (практическая или теоретическая). В различных областях науки эти общие критерии научности знания получают определенную конкретизацию, обусловленную спецификой предметов этой Данный подход направлен на обобщение их логико-методологического, субъективного и операционального своеобразия, раскрытие структуры общих закономерностей, тенденций развития «науки».
Наука — это очень сложный и во многом противоречивый объект эмпирического бытия. Это относится и к исторической сущности науки, так сказать, к ее диахроническому аспекту, и к ее синхронической сущности, учитывая ее современное состояние.
Список литературы
- Баранцев Р.Г. Методология современного естествознания. М., 2002.
- Вернадский В.И. Научное мышление как планетарное явление. М., 1991.
- Гайденко Н.Н.. История новоевропейской философии и ее отношения к науке. М., 2000.
- Глобальный эволюционизм. Философский анализ. М., 1994.
- Горохов В. Специфика философского понимания технологии // «Философские науки», 2006, N2.
- Иванов Б.И., Чешев В.В. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1997.
- Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.
- Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005.
- Степин В.С. и др. Философия науки и техники. М., 1996.
- Современный образ мира. Формирование новой парадигмы. М., 2001.
- Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.
- Яковлева Е.Ю. Научное и ненаучное знание. Спб, 2000.