Оглавление:
В наши дни мы все чаще встречаем философские изречения Будды.
Будда, а точнее Сиддхатта Готама (Сиддхартха Гаутама), был поистине выдающимся человеком, мысли которого были настолько глубоки, что сумели не только дойти до наших дней, но и прочно утвердиться в философии и вырасти в древнюю религию, признанную людьми самых разных традиций.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что учения, которые Сиддхатта Готама излагал людям, были и остаются важными истинами, которые должен усвоить каждый человек, от самого маленького до самого большого. Они никогда не потеряют своей ценности, поэтому я и выбрал эту тему.
Целью данной работы является изучение жизни Будды, его взглядов и учения.
В представленной работе были поставлены следующие задачи:
- подбор необходимой литературы для освещения выбранной темы
- анализ литературы
- определение выбранной темы
- написание выводов
В качестве основы для написания данной работы были использованы труды А.А. Радугина, В.И. Гараджа, К. Армстронга и др.
В современной науке недостаточно материала для научной реконструкции Будды. Поэтому традиционно биография Сиддхартхи дается на основе ряда буддийских текстов.
Следует иметь в виду, что первые тексты, связанные с Буддой, появились через сотни лет после его смерти. К этому времени рассказы о нем уже были изменены самими монахами, чтобы гиперболизировать фигуру Будды. [11] Однако уже принято считать, что наиболее достоверными являются источники на пали — североиндийском диалекте не вполне ясного происхождения, но считающемся близким к языку царства Магадха, на котором, возможно, говорил сам Гаутама. [1, 9]
Сиддхартха родился в Капилавасту, в южной части современного Непала, около VI века до н.э. (дата рождения: около 563 г. до н.э. или 623 г. до н.э., дата смерти: около 483 г. до н.э. или 543 г. до н.э. (возраст 80 лет)). Его отец Шуддходхана, глава знатного клана Шакья, принадлежал к касте воинов.
Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходханы, была принцессой из царства коли. Согласно легенде, в ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в нее вошел белый слон с шестью белыми бивнями.
Согласно давней традиции шакьев, Махамайя отправилась в дом своих родителей, чтобы родить. Однако родила она по дороге, в роще Лумбини (20 километров от границы современных Непала и Индии, 160 километров от столицы Непала Катманду), под деревом ашок. Ребенок сразу же поднялся на ноги и провозгласил себя существом, превосходящим людей и богов.
В самом Лумбини находился дом царя, в современных источниках именуемый «дворцом». В реальности весь фундамент этого дворца, раскопанный археологами, уместился под навесом размером 8х8 метров. Царица никуда не выезжала, а спокойно рожала дома. О том, что младенец превосходит людей и богов, не знал даже сам Будда, который спокойно жил в этом дворце-доме сначала мальчиком, потом женился, стал мужем и наследным принцем, предаваясь праздности и развлечениям». [11]
Большинство источников утверждает, что Махамайя умерла через несколько дней после родов.
Приглашенный благословить младенца, провидец-отшельник Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он объявил, что младенец станет либо великим царем (чакравартином), либо великим святым (Буддой).
Шуддходана провел церемонию наречения ребенка на пятый день после его рождения, назвав его Сиддхартхой, что означает «тот, кто достиг своей цели». Для предсказания будущего ребенка были приглашены восемь ученых брахманов. Они также подтвердили двойное будущее Сиддхартхи.
Сиддхаттха Готама и его жизнь
Согласно мифологии, однажды в возрасте 35 лет, Сиддхартха сидел в тени дерева бо, вблизи городка Гайя в Восточной Индии, и дал обет, что он не сдвинется с этого места, пока не разгадает причину страдания. Сорок девять дней он сидел под деревом. И вот, наконец, он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Познав эти четыре священные истины, Гаутама, ставший Буддой (что означает Просветленный), несколько дней после этого просидел под священным деревом, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал искушать Будду, призывая его не возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям — Желанию, Наслаждению и Страсти — соблазнить Гаутаму эротическими танцами. Но Будда стойко вынес все искушения и продолжил свой великий подвиг.
Согласно другой легенде, Сиддхартха, будучи уже Буддой, остался сидеть под деревом, которое называли бодхи. Ему казалось, что знание, которое он приобрел, слишком сложно для того, чтобы передать его другим. [2]
Тогда Брахма, король богов, убедил Будду в необходимости учить людей, сказав, что у некоторых из нас лишь немного грязи в глазах и можно пробудиться, лишь услышав проповедь. Будда согласился проповедовать. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятерых аскетов, с которыми он странствовал несколько лет, и прочел им свою первую проповедь, они стали его первыми учениками. В этой бенаресской проповеди Будды были вкратце изложены основы его учения. [10]
Король Бимбисара из Магадхи, услышав слова Будды, пожертвовал ему для пользования в сезон дождей монастырь неподалеку от Рахагриха, своей столицы. Это и другие великие пожертвования позволили новичкам продолжать практику годами; более того, множество людей обрело возможность услышать проповеди Будды.
Спустя некоторое время его посетили члены его семьи, включая жену, сына, отца и тетю. Его сын стал монахом. Его имя известно по сутрам, основанным на беседах сына и отца об опасности лжи.
Отец Будды стал мирским последователем. Он был опечален тем, что сын и внук внезапно ушли в монахи и попросил Будду ввести правило, по которому человек перед уходом в монашество должен получить на то разрешение родителей. Будда согласился.
Тетя и жена попросили быть принятыми в Сангу, которая изначально была создана для мужчин. Культура того времени ставила женщин гораздо ниже мужчин, и на первый взгляд казалось, что разрешить женщинам вступить в общину означало ослабить ее. Но Будда смягчился и его жена, и тетя, стали первыми буддистскими монахинями.
Будда сказал, что не имеет значения, каков был мирской статус, образование или национальность человека. Все могут достичь просветления, Санга открыта для всех.
Жизнь Будды не была безоблачной. Его двоюродный брат, Девадатта, был амбициозным человеком. Будучи монахом — новичком, он подумал, что ему нужна большая власть в Санге. Ему удалось повлиять на нескольких монахов и призвать их вернуться к предельному аскетизму. В конце концов, он сговорился с местным правителем с тем, чтобы убить Будду и захватить власть в общине. Конечно же, ему не удалось сделать это.
Будда достиг просветления в возрасте 35 лет. Он проповедовал на территории северо-восточной Индии в течении 45 лет. Согласно палийской Махапариниббана-сутте в возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело. После этого Будда съел последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.
Учение Будды
Религиозная буддийская литература рассказывает, что после бесконечного числа перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда пришел на землю, чтобы выполнить спасительную миссию — показать живым существам избавление от страданий. Для своего воплощения он выбрал образ принца Сиддхартхи из благородного рода Готама.
Так в середине первого тысячелетия до нашей эры зародилась новая религия — буддизм. Широко распространившись в Индии и за ее пределами, буддизм оказал огромное влияние на идеологию, культуру и образ жизни многих азиатских народов.
Первые пять человек, обращенные Буддой в новую веру, стали его учениками и составили ядро буддийской общины. Будда проповедовал религиозные учения, называемые «учениями Будды» («буддадаршана», «буддхатама») или просто «дхарма» («праведный закон»). Верующих называли «бауддхами», последователями Будды, или иногда просто «шакьями».
Фундамент раннего буддийского мировоззрения оставляют так называемые «четыре благородные истины», в открытии которых Гаутама Будда был просветлен и которые он провозгласил уже в своей первой бенаресской проповеди. Этими четырьмя истинами являются: учение о страдании (истина о страдании), причина страдания (истина о причине страдания), прекращение страдания (истина о прекращении страдания) и путь к прекращению страдания (истина о пути, ведущем к прекращению страдания). [13]
Давайте рассмотрим каждую истину подробнее. Первая благородная истина касается существования страдания. Юного Сиддхартху поразили образы человеческих страданий — болезни, старости и смерти. Однако просветленный Будда видел не только и не столько эти образы, сколько самые существенные условия жизни людей и животных, которые вызывают страдания.
Рождение, старость, болезни, смерть, желания — все, что порождается привязанностью к миру, — это страдания. Конечно, некоторые мыслители того времени не соглашались с учением Будды, ссылаясь и на радости существования, но последователи Сиддхартхи утверждали, что мирские удовольствия кажутся удовольствиями только недальновидным людям. Краткость радостей жизни, их утрата и вечный страх потерять то, чем обладаешь, — вот что приводит к бесконечным страданиям». [6]
Вторая благородная истина касается причины страданий. Цепь из двенадцати звеньев. Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции естественной причинности. Согласно ей, все зависит от определенных условий, а поскольку каждое событие порождается условием, должно существовать нечто, порождающее страдание. Так, согласно учению Будды, земные страдания (смерть, болезни, старость и т.д.) вызваны рождением; если бы человек не родился, он бы не испытывал этих страданий. Рождение, в свою очередь, обусловлено стремлением стать (или силой слепого желания родиться). А наша ментальная привязанность к вещам — это условие нашего желания родиться. В свою очередь, эта привязанность возникает из вожделения, страстного желания наслаждаться объектами внешнего мира: звуками, видами и т. д. Но откуда берется это вожделение у человека, который никогда ничего не видел и не слышал? Будда отвечает, что все это связано с чувственным опытом. Но чувственный опыт невозможен без контакта, то есть без соприкосновения органов чувств с объектами. Этот контакт, в свою очередь, не мог бы возникнуть, если бы не существовало шести органов познания: пяти органов чувств и ума. Наличие этих шести органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма, составляющего воспринимающее существо человека. Но этот организм не мог бы развиваться в утробе матери и рождаться, если бы он был мертвым, то есть лишенным сознания. Сознание, которое появляется у эмбриона еще в материнской утробе, является лишь результатом впечатлений от нашего прошлого существования. Последняя стадия (состояние) нашей прошлой жизни, стадия, предшествующая нашей настоящей жизни, в свою очередь, содержит в концентрированном виде все впечатления, результаты всех предыдущих, прошлых действий. Впечатления, которые приводят к новому рождению, возникают от незнания истины. Если бы преходящая, полная страданий природа земного существования была полностью понята человеком, то у нас не было бы кармы, ведущей к новому рождению. Невежество, следовательно, является первопричиной впечатлений, то есть стремления к новому рождению». [6]
Четвертая благородная истина -о пути к освобождению
Эта истина, как ясно из названия, указывает на путь, которым следовал Будда для достижения своей цели. Путь, указанный Буддой, состоит из восьми шагов, или правил, и поэтому называется благородным «Восьмеричным путем». Следуя по этому пути, можно достичь восьми добродетелей:
1.Правильные взгляды. Поскольку невежество (заблуждение относительно себя и мира) является первопричиной наших страданий, для нравственного совершенствования необходимо прежде всего иметь правильные взгляды — понимание четырех благородных истин. Только знание этих истин, согласно учению Будды, приведет нас к цели нашей жизни — нирване.
2.Правильная решимость. Само по себе знание истин бесполезно без решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними. От нравственно совершенного человека требуется отречься от всего земного, отказаться от дурных намерений и от вражды к ближним. Эти три условия составляют основу правильной решимости.
3.Правильная речь. Правильная решимость не должна оставаться просто религиозным желанием, но должна воплощаться в действии. Правильная решимость, прежде всего, должна быть способна направлять и контролировать нашу речь: воздерживаться от лжи, клеветы, жестоких слов и легкомысленных разговоров.
4.Правильное поведение. Правильная решимость, помимо развития правильной речи, должна, наконец, воплотиться в правильные действия, правильное поведение. Правильное поведение заключается в отказе от неправильных действий — уничтожения живых существ, воровства и удовлетворения дурных желаний.
5.Правильная жизнь. Человек не должен прибегать к недозволенным средствам для поддержания жизни — он должен сосредоточенно трудиться в соответствии с благой решимостью.
6.Правильное усилие. Когда человек пытается изменить свою жизнь с помощью правильных взглядов, решимости, речи, поведения и образа жизни, его постоянно сбивают с правильного пути старые вредные идеи, которые глубоко укоренились в нем, а также новые идеи, которые постоянно приобретаются. Постоянное совершенствование невозможно без постоянного стремления освободиться от бремени старых дурных мыслей, без борьбы с их появлением. Поскольку ум не может оставаться пустым, его нужно наполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в сознании. Такое четырехкратное постоянное стремление называется правильным мышлением.
7.Правильное направление мысли. Необходимость постоянной бдительности является дальнейшим развитием правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он должен постоянно рассматривать тело как тело, чувства как чувства, ум как ум, состояние ума как состояние ума. Обо всем этом он не должен думать: «Это — я» или «Это — мое». Если мы неправильно направляем свои мысли, мы ведем себя так, как будто тело, ум, ощущения и ментальные состояния — это нечто постоянное и всегда ценное. Отсюда возникает чувство привязанности к ним, сожаление об их утрате, мы становимся зависимыми от них и несчастными.
8.Правильный фокус. Тот, кто успешно ведет свою жизнь в соответствии с вышеперечисленными правилами и с их помощью освобождается от всех страстей и дурных мыслей, достоин пройти шаг за шагом через четыре стадии все более глубокого сосредоточения, которые постепенно приводят его к конечной цели долгого и трудного пути — прекращению страданий. Искатель концентрирует свой чистый и спокойный ум на постижении и исследовании истин. На этой первой стадии глубокого созерцания он наслаждается радостью чистых мыслей и покоем отрешенности от земных вещей.
Когда такое сосредоточение достигнуто, вера в четырехчастную истину рассеивает все сомнения, и необходимость в рассуждениях и исследованиях исчезает. Возникает вторая стадия сосредоточения, которая представляет собой радость, мир и внутреннее спокойствие, порождаемые усиленным невозмутимым размышлением. Это стадия сознания, радости и покоя.
Буддизм
Как уже упоминалось выше, буддизм — это религия преодоления страданий. Буддизм возник в Индии в шестом-пятом веках до нашей эры в противовес кастовому брахманизму; Индия, как Китай и Греция, была в то время охвачена философскими поисками. Небрахманические касты больше не хотели оставаться в стороне от поисков истины. Основатели обеих новых религий, возникших в это время, джайнизма и буддизма, были из небрахманских каст. В Индии возникло множество буддийских центров, храмов и монастырей, но буддизм не получил широкого распространения в самой Индии и стал мировой религией за ее пределами — в Китае, Японии, Центральной Азии, Корее, Вьетнаме и ряде других стран, давно утратив позиции на своей родине, в Индии. Отторжение произошло потому, что буддизм отвергал кастовость, авторитет Вед и брахманов, религиозную обрядность, а потому не вписывался в социальную структуру и культуру индийского общества, которое было основано на традициях, отвергаемых буддизмом. [5, 110]
В истории буддизм делится на 4 типа, два основных — Хинаяна и Махаяна — будут описаны в этой части эссе.
Учения Будды легли в основу мировой религии, но претерпели значительные изменения.
Самой ранней формой буддизма была Хинаяна («узкий путь к спасению»). Она взяла из брахманизма идею самсары и учение о законе кармы, и даже избавление от страданий было похожим: достижение нирваны, после которой больше нет перерождений.
Хинаяна была учением монахов и в основном для монахов, тех, кто покинул мир. Буддийские общины были общинами монахов (бхикшу), аскетов. Со временем они начали формировать монастыри, которые стали основной и, по сути, единственной формой буддийской организации. В них не было иерархической церковной структуры и касты священников. Монастыри служили центрами распространения буддизма, здесь же писались священные тексты (сутры). Вступившие в монастырь (сангха) отрекались от всего, что связывало их с миром — семьи, касты, собственности — и давали пять обетов: не убивать, не воровать, не пьянствовать, не лгать, не прелюбодействовать. В любой момент монах мог покинуть сангху и вернуться к мирской жизни. Те, кто решил посвятить всю свою жизнь религии, проходили обряд посвящения и давали пять дополнительных обетов: не петь, не танцевать, не спать на удобных кроватях, не есть не вовремя, не использовать сильно пахнущие или ярко окрашенные вещи, не приобретать деньги (стремление к наживе).
Позже возникла другая форма буддизма: Махаяна («широкий путь к спасению»). Эта форма расцвела около 200 г. н.э. и во многом отличалась от предыдущей формы буддизма. Эта форма буддизма больше похожа на обычную религию, основными изменениями стали смягчение отношения к пониманию мира самсары и признание заслуг монаха (благочестие и пожертвования), которые могут приблизить его к заветной цели — нирване.
Теперь появляется новая фигура: бодхисаттва, святой аскет, достигший пути спасения, но остающийся с людьми, чтобы вести их к спасению и облегчать этот путь. После этого появления в буддизме возник пантеон святых, которым можно было молиться и просить заступничества и совета. Помимо святого Будды, появились и другие Будды, получившие имя и ставшие объектом почитания и поклонения. Возникла идея поклонения их изображениям, в основном скульптурам. Вместе с этим появилось понятие ада и рая, ранее неизвестное буддизму. Была разработана космогония, изображавшая множество небес, на которых располагались святые. Сам Будда перестал быть просто учителем, обличителем мудрости, а был возведен в ранг богов, превратившись в бога-спасителя. Монастыри стали активно заниматься торговлей, появилось множество храмов с огромными статуями Будды, сделанными из различных ценных материалов.
Таким образом, философское учение, переданное Буддой простым людям, стало мировой религией с бесконечным числом последователей.
Древняя индийская философия
Учение Будды было глубоким, полным философского смысла, раскрывающим причины страданий и пути к спасению через долгий, упорный труд. Оно было открыто для всех, доступно для всех. Сам Сиддхартха говорил, что излагает лишь малую часть того, что знает сам, чтобы не загромождать умы слушателей, и отвергал идею о своем всезнании, говоря, что сам знает лишь крохи того, что возможно.
Конечно, слова и учения Будды легли в основу мировой религии. Но они были сильно изменены. В более поздних формах буддизма число людей, которые могли поместиться на колеснице спасения, значительно увеличилось.
Теперь стало возможным достичь спасения через благочестие. Кроме того, возникла традиция поклонения, сам учитель — Будда — стал богом, можно было поклоняться другим богам и другим буддам, появились бодхисаттвы, и люди теперь могли просить заступничества и совета. Философские учения, основанные на страдании, претерпели множество изменений.
Сам буддизм, в целом, является довольно пессимистичной религией, со всеми ее взглядами и оценками мира и его смысла.
В социологическом плане наиболее значимым является то, что буддизм не придавал никакого значения тем формам общины, социальной организации и ассоциации, которые возникали в мире. Также большое значение имеет заповедь милосердия: нельзя убивать ни одно живое существо. Нужно одинаково доброжелательно относиться как к добрым, так и к злым людям. Нельзя воздавать злом за зло, ибо это лишь умножает зло и страдания. Это также означает, что мы не должны защищать других от насилия и даже наказывать их за убийство. Непротивление злу — это абсолютное правило, не знающее исключений. Не сопротивляться злу — значит избегать соучастия в нем. В позднем буддизме, когда нирвана утратила свою абсолютную, чисто негативную сущность, когда она стала рассматриваться как состояние, в котором человек обнаруживает себя в своем ближнем и воспринимает других как близких (ибо все происходят из одной системы дхарм и, таким образом, являются частями одного тела), человек может обрести спасение через спасение другого. [5, 120 ]
Также поражает тот факт, что учение Будды считается атеистическим. Подразумевается, что Будда говорил о спасении без надежды на сверхъестественную помощь. Человек должен надеяться только на себя; никакой бог не поможет, если человек не ведет праведную жизнь. Несмотря на это, после смерти Будда приобретает статус бога и ему поклоняются. Это может свидетельствовать как о необратимости процесса изменения религии и некоторых ее правил, так и о том, что Сиддхартха Гаутама был поистине легендарным, великим человеком, чьи слова и мысли не оставили никого равнодушным даже спустя многие сотни лет. Изучив различную литературу и ознакомившись с жизнью и учением Будды, можно не сомневаться, что Сиддхартха Гаутама был действительно уникальным человеком. Его жизнь — яркая и насыщенная — позволила ему «переродиться», познать великие тайны бытия и, что очень важно, донести их до людей. Ограждение отца Сиддхартхи от страданий мира не могло остановить Будду, и он принял решение уйти из дома, чтобы познать истины и донести их до людей.
Учение Будды было открыто для всех, монахов и простых людей, женщин, мужчин и детей. Оно было искренним. Сам Будда говорил, что вначале его охватил страх, что он не сможет передать эти тайны простым людям. Но тут же его сердце наполнилось состраданием к тем, кто живет в невежестве и страдает изо дня в день. Он принял решение рассказать людям все, что знал.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами
- Уиллард Ван Орман Куайн, американский философ, математик
- Просветительская философия в Европе в XVIII веке
- Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
- Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
- Учение Платона о человеке и космосе
- Основные характеристики русской философии
- Доказательства бытия бога Фомы Аквинского
- Познание, его возможности и границы
- Анри Бергсон, французский философ