Оглавление:
Развитие творческого потенциала персонала является актуальной задачей в повышении качества и эффективности профессиональной деятельности. В современных организациях существует потребность в групповом творчестве для разработки и решения многих проблем. Творческие команды, а также сотрудники с креативным мышлением, инициативностью и высокой степенью самоорганизации становятся все более востребованными. Творческая работа приветствуется в организациях различного профиля (рекламные агентства, инженерные мастерские, научные коллективы, тренинговые компании, педагогические коллективы, политические учреждения и многие другие). Переход от индивидуалистической ориентации в вопросах творчества к групповой ориентации в современных организациях происходит в контексте усложнения социальной жизни и социальных институтов. Группа, несомненно, обладает значительным потенциалом благодаря разнообразному опыту ее членов.
Более того, современные тенденции в менеджменте, особенно в связи с внедрением концепции «командных форм управления», указывают на то, что управленческая деятельность все чаще понимается как со-творчество.
Знание основных социально-психологических рычагов развития креативности в малых группах даст возможность эффективно устранять барьеры на пути инноваций и создавать благоприятные условия для развития организаций, профессиональных групп и отдельных людей, а также управлять процессами групповой креативности.
В рамках науковедения социально-психологические вопросы творчества изучали П.Г. Белкин, Е.Н. Емельянов, М.А. Иванов, В.П. Карцев, А. Матейко, М.Г. Ярошевский и др.
Понятие творчества и креативности в основном рассматривается и изучается как индивидуально-психологическая категория и не охватывает специфические социально-психологические особенности группового творчества. Творческая совместная деятельность, влияние социально-психологических условий группы (стиль руководства и лидерства, давление сверстников, взаимопонимание, ролевая структура и т.д.) на творческую продуктивность изучены недостаточно. Специфика творчества в малых группах в настоящее время изучается больше практиками, чем учеными.
Существуют технологии творчества и стимулирования творческого мышления, но они практически не отражают социально-психологические особенности творчества. В психологии творчества недостаточно внимания уделяется его развитию.
Развитие креативности входит в сферу внимания психологии творчества, психологии способностей, психологии личности, акмеологии, психологии профессий и некоторых других отраслей психологической науки. Креативность рассматривается как качество воображения и мышления, которое способствует оригинальному и эффективному решению проблем высокой сложности.
Понятие творчества в психологии
Рассмотрение любой проблемы всегда следует начинать с набора определений, которые помогают понять суть изучаемых явлений.
Мы не будем отступать от этого правила и сразу же разъясним его, изложив необходимые условия.
Согласно словарю Даля, «творить — создавать, порождать, выводить на свет, рождать». [В.И. Даль, 1998]. Творчество — в буквальном смысле — это создание чего-то нового. В таком значении это слово можно было бы применить ко всем процессам органической и неорганической жизни, ведь жизнь — это череда постоянных изменений и всякого обновления, и все, что возникает в природе, является продуктом творческих сил.
Однако творчество предполагает личностное начало и применимо только к человеческой деятельности. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинировании данных нашего сознания в (относительно) новой форме в сфере абстрактного мышления, художественной и практической деятельности (научное, поэтическое, музыкальное и т.п. творчество) [Батюшков, 1901].
По мнению С.Л. Рубинштейна, творчество — это деятельность, «создающая нечто новое, оригинальное, что содержится не только в истории развития самого творца, но и в истории развития науки, искусства и т.д.».
Существует также 3 круга развития творчества, которые включают в себя все многообразие жизни человека и общества: это создание нового, обновление существующего и разрушение старых форм материи [Ермолаева-Томина, 2003]. Однако, если мы более внимательно рассмотрим такую концепцию творчества, то станет ясно, что создание нового можно определить и с нескольких сторон.
В психологии существуют различные подходы к изучению творчества. Творчество рассматривается как процесс, как продукт, как деятельность, как навык; …
Существует ряд фундаментальных различий между творчеством и созиданием: — творчество — это процесс, созидание — это качество; -.
Во-первых, с психологической точки зрения, творчество — это процесс, который может быть задействован во всех видах деятельности и в то же время может отсутствовать в той деятельности, которая требует такого участия.
Творчество — это личностное качество, основанное на развитии высших психических функций, когда творчество включается как автоматизированный навык во все виды деятельности (так же, как внимание — это процесс, а внимательность — личностное качество, характеризующееся постоянством).
Процесс творчества протекает в трех основных фазах — подготовительной, исследовательской, исполнительной. Творчество проявляется в успешном выполнении всех трех этапов. —
Творчество может проявляться только в одном виде деятельности. Креативность проявляется главным образом в том, что человек вкладывает творческий потенциал во все виды деятельности.
Групповая креативность — это групповая характеристика, которая формируется за счет окружающей социальной среды, проявляется во всех видах совместной групповой деятельности и заключается в способности создать продукт, обладающий новизной, но в то же время вписывающийся в окружающий контекст.
Природа творчества и креативности
Творческий потенциал заложен в мозге каждого человека, потому что мозг — это орган, в котором продолжается творчество природы. Но на этот же мозг ложится и задача адаптации, приспособления к существующей среде, что требует формирования большого количества стандартных навыков, основанных на опыте человечества, аксиоматических знаний. Спонтанное проявление творческих способностей наблюдается у ограниченного числа людей и основано на благоприятных природных характеристиках. Согласно мировой статистике, такое спонтанное проявление существует не более чем у 5 — 7% всего населения.
С другой стороны, креативность — это качество, которое на 95% обусловлено влиянием социальной среды, ее ценностной ориентацией, требованиями, предъявляемыми к человеку, организацией потока информации и направленностью всех видов деятельности, начиная с образования.
Творческий процесс проходит в три основные фазы — подготовительную, исследовательскую и исполнительную. Каждая из фаз затрагивает различные психические процессы и личностные образования и имеет свой собственный «продукт». Способность человека к каждой фазе может быть разной. Таким образом, одни становятся «генераторами идей», другие — «разработчиками», а третьи — «исполнителями», которые могут творчески преобразовать идеи в материальный продукт. Люди в творческие команды отбираются по этому принципу. Творчество проявляется в успешном освоении всех трех этапов — способности самостоятельно определять и ставить проблемы, находить решения и творчески превращать их в осязаемый продукт.
Творческий процесс основан на работе бессознательного и подсознания. «Продукты» такого творчества наиболее ярко проявляются в спонтанном, бессознательном творчестве детей, которое по своим механизмам идентично естественному развитию, происходящему в живой природе, создавшей человека и его мозг. У взрослого человека она перемещается в подсознание, которое содержит его индивидуальный жизненный опыт. Результаты такой работы внезапно приходят в сознание человека, в виде готового решения, «волшебного синтеза», озарения, осознания.
Когда формируется творчество, сознание и подсознание сливаются в новую форму — сверхсознание. Сверхсознание интегрирует наиболее обобщенные механизмы творческого процесса в свернутом виде, когда сам акт восприятия превращает объект в художественный образ, обнаруживает закономерность или решает проблему.
Кроме того, креативность может проявляться только в том виде деятельности, который совпадает со специфическими навыками для нее. Каждый вид творчества: научное, организационное, конструктивно-техническое, художественное, имеет свой специфический объект поиска, процесс и продукт. Овладение творческими навыками в определенной профессии не делает их переносимыми на другие виды деятельности. Креативность как личностная характеристика выражается прежде всего в том, что человек применяет творческий подход во всех видах деятельности. Например, творческий художник может быть одновременно творческим исследователем, организатором, преподавателем.
Таким образом, творчество — это личностное качество, основанное на потенциальных способностях каждого человека, реализация неосознанной потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но соединяющейся с общечеловеческим через продукты своего творчества, гармонично сочетающей индивидуальные и общественно значимые интересы. Психологические аспекты творчества, которые мы рассматривали до сих пор, не имеют прямого отношения к поставленной проблеме и задачам нашего исследования, но они необходимы для полного понимания сути изучаемого явления.
Внешние условия креативности коллективное творчество
Рассматривая творчество, мы можем различать внешние и внутренние условия. До сих пор мы имели дело в основном с внутренними условиями творчества.
Прежде чем перейти к обсуждению группового творчества, стоит рассмотреть внешние условия творчества. Социологические теории творчества предполагают, что внешние условия ведут к развитию творческого потенциала. И. Тен говорит об интеграции трех сил — расы, среды, исторического момента. Окружающая среда так же важна для творца, как почва для растения, а раса влияет на искусство изнутри. Сочетание этих сил, их общий вектор — это переживаемый людьми «исторический момент», который является главным стимулом для творчества. [Ермолаева-Томина, 2003].
Помимо макросреды, в развитии креативности участвуют и микровлияния социальной среды, которые подавляют или способствуют развитию креативности, о чем свидетельствуют многие исследования.
Однако в структуру творчества входят и так называемые «социальные навыки», при которых творец связывает контакты со средой и входит в ее проблемы с яркой индивидуальностью и независимостью.
Как уже говорилось, в современном мире роль творческих групп в коллективах организаций велика. И это создает ряд проблем. Как пишет польский психолог А. Матейко, «процессы, происходящие в творческом коллективе, характеризуются диалектической борьбой двух противоположных тенденций. Один направлен на достижение максимальной внутренней сплоченности коллектива как определенной социальной группы (что требует от его членов большего или меньшего конформизма), а второй, постулирующий креативность, направлен против стагнации, которая грозит превратить сплоченность в ригидность. Творчество — это феномен, который принадлежит прежде всего определенным личностям, феномен, требующий индивидуальной свободы и антиконформистский по своей сути. Вот почему так актуальна задача примирения требований творчества с требованиями рациональной организации, с одной стороны, и творческой свободы личности с принципами коллективного взаимодействия — с другой.
Творческой командой следует считать ту, которая разрабатывает новые решения, восприимчива к новым идеям, терпима к «странностям», имеет свободу выбора проблемы и изменения направления исследований, имеет стимулы к творчеству. Часто отмечается терпимость в творческих коллективах к странным, «лишним» людям, которые не подчиняются организационным нормам. Обычно это сотрудник, который предпочитает одиночество и не может хорошо работать в команде, например, интроверт. Его «отстраненность» от команды не должна вызывать удивления, поскольку он производит идеи, которые иногда бросают вызов идеям его коллег, и тем более не должна приводить к его изоляции от команды, поскольку это затруднило бы использование многих его ценных идей.
В силу особенностей группового творчества производительность творческой команды не может быть увеличена, контролируема и достигнута так же, как производительность простой «нетворческой» рабочей группы.
Ч.М.Гаджиев пишет, что «повышение творческой продуктивности в творческом коллективе достигается следующими путями: 1) разложение, комбинирование и классификация в непрерывную последовательность операций «производства» творческих идей, организация непрерывного «производственного» процесса решения задач; 2) эффективное разделение труда, применение специальных методов и приемов в каждой операции; 3) особый эффект взаимного творческого энтузиазма».
Основной метод группового творчества
В настоящее время разработаны методы группового творчества, основанные на сотрудничестве, взаимной поддержке, понимании и принятии идей друг друга.
Было разработано несколько методов коллективного творчества: Мозговой штурм (генерация идей), синектика, майевтика, ИПИД (индукция психоинтеллектуальной деятельности) и т.д., обзор которых приведен в книге Г. Буша (1997). Я. А. Пономарев пишет о них: «Несомненно, во всех этих попытках есть что-то интересное, разумное, даже умное. Но все они не выходят за эмпирический предел, который является исходным материалом для последующего фундаментального анализа. Во всех этих попытках внутренний механизм изучаемых явлений остается нераскрытым «черным ящиком».
Мозговой штурм — это основной метод группового решения (творческих) задач, основанный на методе свободных ассоциаций. Метод был предложен в конце 1930-х годов американским психологом А. Осборном. При обсуждении проблемы участники рассказывают группе все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным это ни казалось.
Цель — получить как можно больше новых идей, поскольку это повышает шансы найти правильное решение. Все идеи тщательно записываются стенографистками и критически оцениваются в конце мозгового штурма, обычно через 20-40 минут, но предпочтительно другой группой людей.
Во время мозгового штурма необходимо соблюдать определенные правила общения:
Критика предложенных идей не допускается;
Любая идея приветствуется — чем диче идея, тем лучше;
поощряется как можно больше идей;
Поощряется объединение и совершенствование идей (C.J. Jones, 1996).
Творческое мышление в группе основано на следующих психологических принципах [Osborne, 1957]:
Групповая ситуация стимулирует процессы генерирования новых идей, что является примером одного из видов социальной поддержки. Было установлено, что средне одаренный человек может предложить почти в два раза больше решений, работая в группе, чем в одиночку. В группе он сталкивается с множеством различных решений, мысль одного человека может подтолкнуть другого и т.д. В то же время эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование индивидуальной и групповой фаз;
Более того, групповая ситуация вызывает конкуренцию между членами группы. Пока это соревнование не приводит к критическому и враждебному отношению, оно способствует интенсификации творческого процесса, поскольку каждый участник пытается превзойти другого новыми предложениями;
По мере увеличения количества идей растет и их качество. Последние 50 идей обычно более полезны, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задача становится все более увлекательной для участников группы;
Мозговой штурм более эффективен, если участники группы остаются вместе в течение нескольких дней. Качество идей, с которыми они придут на следующую встречу, будет выше, чем на первой. Некоторые идеи, кажется, требуют периода «созревания», прежде чем они появятся; психологически верно, что оценка предлагаемых идей осуществляется другими, поскольку обычно труднее заметить недостатки собственного творчества. Однако, как пишет Ю.А. Пономарев, к идее мозгового штурма и группового творчества в целом многие относятся с подозрением: «Одни исследователи отвергают возможность такого творчества в принципе, другие не находят преимуществ группового творчества по сравнению с индивидуальным». Сомнения в том, что вероятность решения проблем группой превышает вероятность их решения каждым из ее членов в отдельности, основаны, как может показаться на первый взгляд, на результатах строгих экспериментальных исследований, особенно проведенных в связи с обсуждением эффективности методики мозгового штурма.» В конце 1960-х и в 1970-х годах многими авторами было экспериментально продемонстрировано, что индивидуальная работа может быть столь же эффективной, как и групповая.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Кризис в психологии
- Управление по целям П. Друкера
- Воля и волевые действия
- Психологические особенности обучения взрослых с помощью интернета
- Типичные семейные конфликты и пути их решения
- Психологические условия морального развития личности
- Психологический статус внимания и его природа
- Особенности проявления привязанности старшего дошкольника к родителям в зависимости от типа семейной структуры — Специфика семейного воспитания. Стили семейного воспитания
- Методика автопортрета Романовой-Потемкиной
- Фрейд о детских страхах