Оглавление:
Локк является представителем эмпирической линии в английской философии, которая начинается с Ф. Бэкона и которую мы также можем приписать Т. Хоббсу. Основное внимание уделяется проблемам познания. Уже в первой части своего «Эксперимента человеческого разума» он отвечает идее, суть которой заключается в том, что предпосылкой изучения всех разнообразных проблем является изучение способности нашего собственного познания, т.е. выяснение того, чего он может достичь, каковы его пределы, как он получает знания о внешнем мире.
И хотя философские идеи и принципы Локка, очевидно, были проецированы на его работы, посвященные социальным проблемам, нет такой тесной связи между этими двумя субъектами, как, например, в Гоббсе, где они образуют как существенную, так и, в конечном счете, формальную единую систему. Социально-политические взгляды Локка находятся под влиянием его образа мышления, т.е. метода проведения умозаключений, который он обсуждает в книге «Опыт человеческого разума».
Для философского и эпистемологического мировоззрения Локка характерно то, что он подчеркивает эмпиричность чувственного восприятия. Гегель (который, конечно, не придавал особого значения этому способу философии) подчеркнул, что «Локк указал на то, что общее и мышление вообще основано на чувственно воспринимаемых вещах, и указал на то, что общее и правда, которые мы получаем из опыта». Признавая приоритет познания смысла, Локк близок к эмпиризму Бэкона.
Его чувственность в эпистемологии очень тесно связана с методологическим эмпиризмом. Он, как правило, не исключает роль разума (как ее иногда упрощенно изображают), но уступает ей еще меньше места в «открытии истины», чем Гоббс. Действительно, в настоящем времени он ограничивает роль разума лишь эмпирическими суждениями. Это отражает тот факт, что индуктивный метод Бэкона оказал на него большее влияние, чем на Хоббса.
Философию Локка можно охарактеризовать как доктрину, прямо противоположную рационализму Декарта (и не только Декарта, но и во многом системы Спинозы и Лейбница). Локк отрицает существование «врожденных идей», которые сыграли столь важную роль в эпистемологии Декарта, а Лейбницкая концепция «врожденных принципов», которые представляли собой своего рода естественный потенциал для понимания идей.
Человеческая мысль (душа), по словам Локка, лишена врожденных идей, понятий, принципов и тому подобного. Он рассматривает душу как чистый лист бумаги (табула раса). Только опыт (посредством чувственного восприятия) заполняет этот чистый лист бумагой. Все идеи и концепции возникают из опыта. Опираясь на данные медицины, детской психологии и этнографии, философ отмечает, что если бы идеи были врожденными, они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся факты и наблюдения детей, психически больных людей показывают, что в действительности такие идеи, как понятие Бога и души, идеи добра, зла и справедливости, не реализуются, а потому от рождения человеку не дается.
Локк особенно метко иллюстрирует несоответствие теории врожденных идей примеру мечты. Мечты, утверждает Локк, состоят из идей (мыслей) пробуждающегося человека, которые причудливо взаимосвязаны. Сами идеи не могут возникнуть до тех пор, пока они не будут снабжены чувствами. Если бы не было другого способа объяснить источник наших знаний, они могли бы быть полезны.
Но есть и другой путь, и он более убедительный. Мы должны отвергнуть теорию врождённых идей как фундаментально ложную.
«В сознании нет ничего, чего раньше не было в чувствах» — это главный принцип сенсационности.
Аргументы Локка против теории врожденных идей, как указывает Гегель, эмпирические. Однако это не меняет того факта, что именно критика Локка «врожденных идей» сыграла положительную роль в критике эпистемологических корней идеализма.
Два вида опыта Локка
В соответствии с одним из своих основных тезисов о необходимости изучения возможностей и ограничений человеческого познания, Локк направляет внимание на изучение самого процесса познания, на деятельность мысли (души). Он определяет опыт, который мы имеем в этом процессе, как «внутренний» в отличие от опыта, который мы имеем через восприятие сенсорного мира. Идеи, которые приходят из внешнего опыта (т.е. опосредованного чувственным восприятием), он называет чувственными; идеи, которые приходят из внутреннего опыта, он определяет как «рефлексия». Опыт, однако, как внешний, так и внутренний, ведет непосредственно только к возникновению простых идей. Для того чтобы наша мысль (душа) могла получить общие идеи, необходима рефлексия. Отражение, однако, не является сущностью души (мышление), а только ее свойством.
Отражение, в понимании Локка, — это процесс, посредством которого простые (элементарные) идеи (вытекающие из внешнего и внутреннего опыта) порождают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно на основе чувств или отражения. К ним относятся такие общие понятия, как пространство, время и т.д. (Например, мы получаем представление о пространстве на основе чувственного восприятия расстояний, размеров отдельных тел; мы получаем представление о времени из последовательности событий и т.д.).
Очень важным элементом взгляда Лока являются его представления о первичных и вторичных качествах. Как первичные, так и вторичные качества относятся к идеям, вытекающим из внешнего опыта. Идеи первичных качеств возникают в результате воздействия на наши чувства свойств, принадлежащих объектам во внешнем мире. Локк включает в себя среди этих пространственных качеств массу и движение. Он считает их, в современных терминах, объективно существующими. Наличие вторичных свойств во многом связано со спецификой наших органов чувств. Локк атрибуты к ним запах, цвет, вкус и т.д. Эти свойства — вещи, которые существуют только «для нашего сознания». Опять же, это один из тех пунктов доктрины Локка, который допускает несколько субъективную идеалистическую интерпретацию. Рассуждения Локка отражают состояние научных знаний на тот момент. К этому времени были известны звуки, возникающие из-за вибраций в воздухе, и была разработана волновая и корпускулярная теория света. Отсюда следует, что цвет, запах и вкус присущи только человеческому сенсорному восприятию.
Теория первичных и вторичных качеств также проецируется на проблему «номинальных» и «реальных» сущностей. Наша концепция золота, а именно: его желтый цвет, блеск, твердость, вес, пластичность, является лишь номинальной сущностью золота, т.е. перечнем свойств, достаточных для того, чтобы отличать золото от других металлов и других веществ в целом. Люди, однако, склонны проецировать это понятие на сами вещи, придавая им смысл некой сущности, внутреннего характера или особого «вида» вещи или существа. «Номинальные» сущности стоят в противоположность «реальным», т.е. действительной структуре вещей, состоящей из частиц, недоступных нашему восприятию. Мы не знаем этих «настоящих» сущностей вещей, но наивно предполагаем для них «номинальные» сущности. Скептицизм, который проявляется в этой теории Локка, также соответствует состоянию знаний на тот момент.
Стадии несомненного знания
Доктрина «номинальных» и «реальных» сущностей также противопоставляет рассмотрение классификации вещей, животных и растений по видам и родам как выражения реальных различий между ними. По словам Локка, только человек существует. Понятие видов и родов возникает потому, что отдельные вещи могут быть похожими, в некоторой степени похожими, и когда мы подводим их под определенное понятие, они приобретают тем самым общий смысл. Смысл этой операции заключается в необходимости классифицировать и обобщать, а не признавать общую сущность.
Из сказанного ясно, что Локк является сторонником эмпиризма и сенсационности, но, тем не менее, в своем аргументе о достоверности наших знаний он выделяет два этапа: бесспорное и правдоподобное знание. Неоспоримые знания — это продукт мысли (рефлексии). Оно не может быть получено только на основе прямого внешнего опыта; напротив, достоверные знания являются продуктом прямого (эмпирического) опыта. Это знание (Локк также называет его термином «мнение») еще не прошло через сито мыслительной деятельности — рефлексии.
Он выделяет три стадии несомненного знания. Первый он определяет как умозрительный или прямой (интуитивный), основанный, как правило, на мышлении, основанном на обобщении внутреннего опыта. Второе он определяет как демонстративное (доказывающее) знание, основанное на мышлении, в основе которого лежит обобщение идей, полученных из внешнего опыта. Третий этап он определяет как чувственный, основанный на идеях, непосредственно воспринимаемых органами чувств. Последняя стадия имеет наименьшее значение по Локку. Его представление о знании направлено против схоластики; оно демонстрирует тенденцию к объяснению мира на основе природных процессов. В этом контексте Локк признает возможность захвата внешнего мира посредством этой третьей стадии знания, но отвергает его принятие в качестве основы достоверного знания. Необходимо помнить, что в основе демонстративно-спекулятивного знания лежит, по сути, опыт, основанный на чувствах или рефлексии. В этой позиции можно увидеть реакцию на рациональную философию европейского континента, особенно на учение Декарта и Лейбница, с которым он прямо или косвенно полемизирует в своем «Опыте».
По словам Локка, все идеи делятся на простые и сложные в соответствии с тем, как они возникают и формируются. Простые идеи навязываются извне и не могут быть изменены ни по количеству, ни по свойствам, как, например, частицы материи не могут быть изменены по количеству или свойствам. Простые идеи — несопоставимые элементы сознания. Разум полностью пассивен в восприятии этих идей, так как и их количество, и их свойства зависят от природы наших факультетов и от случайностей опыта.
Все простые идеи получают непосредственно от самих вещей; они даются нам:
- по одному только чувству — «идеи» цвета (зрение), звука (слух) и т. д;
- активностью нескольких органов чувств вместе — «идеями» расширения, движения (осязания и зрения);
- по «рефлексии» — «идеи» мысли и желания;
- по смыслу и «рефлексии» — «идеи» власти, единства и преемственности.
Согласно доктрине Локка, сложные идеи — это собрание или сумма простых идей, каждая из которых отражает определенное свойство конкретной вещи.
Как только душа обретает простые идеи, она переходит от пассивного созерцания к активному преобразованию и обработке простых идей в сложные. Локк представлял себе формирование сложных идей как простое механическое сочетание оригинальных элементов опыта. Сочетание простых идей происходит различными способами. Это ассоциации, связи, отношения и изоляция.
Способы формирования идей
Джон Локк выделяет три основных способа формирования сложных идей: По названию MODES, Локк означает не идеи чего-то самого по себе, а идеи модификации пространства, времени, числа и мысли. Идея космоса как такового вытекает из ощущений зрелища и осязания. Режимы вытекают из его модификаций: расширение, расстояние, размер, рисунок, место. Идея времени возникает из отражения последовательного чередования идей, и Локк обычно воспринимает время как продолжительность. Изменения режимов дюрации: единство или единственность, кратность, бесконечность. Идея мысли исходит из размышлений. Модификации режимов выхода мысли: восприятие идеи, удержание, различение, комбинирование, сравнение, называние и абстракция. Это семь психиатрических факультетов, признанных Локом.
Другой тип сложных идей — это идеи SUBSTANCE, под которыми Локк подразумевает идеи чего-то независимого. Эти идеи возникают из комбинации нескольких простых идей, полученных из опыта, как свойства одной и той же вещи. Существуют телесные вещества, главные свойства которых заключаются в когезии частиц и способности двигаться, и психические вещества, главные свойства которых мыслят и хотят…..
Третий вид сложных идей состоит из идей RELATIONSHIPS, которые возникают при наблюдении за объектами, которые связаны друг с другом. Идей отношений бесчисленное множество, среди них самые важные: Идентичность, различия, причинная связь.
Причина создает сложные идеи. Объективной основой для возникновения последнего является осознание того, что есть нечто вне человека, что связывает вещи, воспринимаемые отдельно чувственным восприятием, в единое целое. В ограниченной доступности этой объективно существующей связи вещей с человеческим познанием Локк видел ограниченную способность разума проникать в более глубокие тайны природы. Однако он считал, что неспособность ума приобрести ясное и определенное знание не означает, что человек обречен на полное невежество. Задача человека — знать, что важно для его поведения, и эти знания совершенно доступны для него. По словам Локка, «Познание — это лишь восприятие согласованности и согласия или несоответствия и несовместимости любой из наших идей». Там, где есть такое восприятие, есть познание: там, где его нет, мы можем воображать, предполагать или подозревать, но никогда не имеем знания».
Есть, как уже было сказано, два вида знаний: надежные и ненадежные. Надежным знанием является то, что соответствует реальности; ненадежным знанием должно быть то, что было изменено в его происхождении посредством рефлексии, в результате чего в него был введен субъективный элемент, нарушивший его первоначальное соответствие своему объекту. Получается, что надежные познания «могут быть только теми, которые мы мучительно воспринимаем во внешнем или внутреннем наблюдении, все они являются простыми понятиями».
Однако все, что формируется в результате деятельности нашего разума, должно быть ненадежным.
Локк выделил две степени познания.
Прямо или визуально приобретенная интуиция, которую разум черпает из суждений о том, согласны ли идеи друг с другом или нет.
Демонстративный, приобретенный на основании доказательств, например, путем сравнения и соотношения понятий.
Демонстративное познание обязательно предполагает наличие интуитивного познания, так как для умозаключения необходимо знать суждения, которые служат предпосылками. Разница между интуитивным и демонстративным познанием, однако, заключается не в том, что первое более надежно, чем второе, а в том, что первое (например, три — это одно и два, белый — не черный) вызывает немедленное согласие, тогда как второе часто принуждает к такому согласию только путем энергичного расследования.
Интуиция как вид познания
По словам Локка, самый надежный вид познания — это интуиция. Интуитивное познание — это ясное и ясное восприятие согласия или несогласия двух идей путем их прямого сопоставления. «Что касается нашего собственного существования, то оно настолько очевидно, что не нуждается в доказательствах. Если я даже сомневаюсь в чем-либо, это самое сомнение убеждает меня в моем существовании и не дает мне сомневаться в этом. Это убеждение весьма прямолинейно». Здесь Локк находится в прямой линии с суммой декартового cogito ergo (я думаю, поэтому я существую).
Уступая только интуиции, с точки зрения степени надежности, для Локка является демонстративным познанием. В этом виде познания восприятие согласия или несогласия двух идей не является прямым, а косвенным через систему предпосылок и выводов. Третий вид познания, чувственный или чувствительный, ограничивается восприятием отдельных объектов во внешнем мире. С точки зрения надежности она находится на самом низком уровне познания и не достигает ясности и уникальности.
В области познания Локк различает два вида общих суждений: Суждения, которые образуются в результате простого разложения понятия, и которые не содержат ничего нового по сравнению с этим понятием; и суждения, которые, хотя и образуются на основе понятия и обязательно вытекают из него, несут в себе то, что еще не содержится в самом понятии.
Истина или познание, как согласие идей друг с другом, проявляется в четырех различных режимах отношения идей:
- в личности или разнице между ними,
- в отношениях между ними,
- в сосуществовании (или необходимых отношениях),
- в реальности их существования.
По мнению Локка, знание о существовании чего-то возможно только в отношении двух идей — идеи «Я» и идеи «Бог». Существование идеи «Я» интуитивно завоевывается, в то время как существование идеи «Бога» демонстративно завоевывается.
«Доказательство существования Бога исходит из интуитивного знания о существовании «Я» и состоит в следующем выводе: все, что имеет начало, вызвано другим существом, а потому должно быть безпричинным, создающим существом, и, более того, это должно быть существо с более высоким интеллектом, так как я — сотворенное, мыслящее существо». На этом же демонстративном знании покоится и наша уверенность в существовании внешнего мира: «Бог дал мне достаточно уверенности в существовании вещей вне меня: по-другому относясь к ним, я могу причинять и удовольствие, и страдание, что важно для меня только в моем нынешнем положении».
Познавательные способности не исчерпывают всего богатства человеческой душевной жизни. Наряду с ними, есть в душе еще один набор психических феноменов, тесно связанных с познавательными способностями, называемыми Локком силами желания или стремления. В движущих силах он различал волю и эмоциональные состояния — удовольствие и страдание. Таким образом, драйвы являются активной стороной всей познавательной и практической человеческой деятельности.
Локк играл особую роль в формировании идей внешнего и внутреннего опыта, а также в трансформации простых идей в сложные. Философ приписывает языку две функции: функцию выражения и функцию создания смысла. Но слова и язык являются не только инструментом мысли, но и средством обмена идеями и мыслями. Главная цель любого общения должна быть понята. Слова используются для обозначения как конкретных, так и общих идей, а поскольку люди не всегда дают одно и то же имя разным идеям, они часто не могут общаться друг с другом. Локк указывает на то, что основные злоупотребления, которые совершают люди, — это использование слов без идей, использование одного и того же слова для выражения различных идей, использование старых слов в новых значениях и использование слов для обозначения того, что они сами не понимают. Устранение возможных ошибок и злоупотреблений в языке, пробуждение идей, соответствующих их форме речи, являются основными способами овладения искусством общения.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма
- Философия и наука. Роль философии в развитии науки
- Проблема смысла истории
- Лидерство и власть — их связь и противоречие
- Конкретная метафизика П. А. Флоренского
- Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум
- Человек в Новом времени
- Эмпедокл
- Развитие теории механизмов и машин
- Движение и разнообразие форм развития. Критерии прогрессивного развития