Оглавление:
Многое, что окружает человека, он бессознательно, без критической оценки, позволяет им проникнуть в свою собственную душу, принимая окружающий мир таким, какой он есть, не задумываясь о его сущности. Обычно человек пытается жить просто и не чувствует необходимости постоянно размышлять. Но человеку свойственно другое состояние души, и он обнаруживает в себе способность двигаться к истине, открывать для себя тайны реальности, он пытается ответить на вопросы, которые, кажется, не имеют значения для него лично. Откуда взялся этот мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди не всегда думают о будущем человечества с достаточной глубиной и заботой. Современное человечество обладает огромным количеством информации и знаний о мире, которые появились в процессе социального развития, но не стали намного мудрее. Между тем, обретение мудрости — одна из главных задач человечества, которая заключается в том, чтобы обеспечить его дальнейшее существование и попытаться понять вопросы, которые ставятся человечеством с самого зарождения цивилизации и остаются нерешенными по сей день.
Что такое Философия? Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и софия — мудрость и означает любовь к мудрости.
Однако любовь к мудрости не заставляет человека обладать ею, хотя она является важной предпосылкой для того, чтобы стать философом. Философия — это определенная способность думать о вечных вопросах, о жизни и смерти человека, о судьбе человека, и в этом качестве она появилась с появлением человеческого рода, философия занимается высшими, вечными вопросами. Наука, конечно, также пытается построить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретизацию и решает многие специфические проблемы. В этом смысле философия гораздо свободнее. Он размышляет, жвачкует об универсальных проблемах.
Первым человеком, который объяснил слово «философ», был Пифагор. По данным .
Пифагор верил, что целью философии был поиск истины. Древнегреческий философ Гераклит разделял эту точку зрения.
Софисты, однако, не согласились. Главная задача философа, как они считали, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а со способностью доказать то, что каждый считает правильным и выгодным. Любые средства, вплоть до самых разнообразных уловок и обманов, допустимы.
Известный греческий мыслитель Платон считал, что задача философии — познать вечные и абсолютные истины, которые подчиняются только философу, наделенному от рождения соответствующей мудрой душой.
По мнению Аристотеля, задача философии — постичь общее в самом мире, а ее объект — это первые начала и причины бытия.
Так одни мыслители видели сущность философии в поисках истины, другие — в ее сокрытии, искажении, приспособлении к своим интересам; одни смотрят на небо, третьи — на землю; одни обращаются к Богу, третьи — к человеку; третьи говорят, что философия самодостаточна, третьи говорят, что она должна служить обществу и человеку.
Все это доказывает, что философия характеризуется разнообразием подходов и представлений о собственной сущности и свидетельствует о ее множественном характере.
Философию можно определить как изучение общих принципов бытия, знаний и отношений между человеком и миром. Прежде всего, философия всегда оформляется как теория, формулирует ее категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Особенность философской теории состоит в том, что ее законы, категории и принципы универсальны и в то же время применимы к природе, обществу, человеку и самой мысли.
Философское понимание мира, его основных типов и способов
Отделение умственного от физического труда, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой, а также стремление человека понять свое собственное существо, способствовали появлению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем — философии. Появился принципиально иной тип мировоззрения, который по-другому уловил представления о мире и человеке, сформировавшиеся в мифологии и религии, и выработал принципиально иные пути понимания и решения проблем мировоззрения. Отличительной чертой философского мировоззрения стала абстрактно-концептуальная, а не чувственная и образная, как в других типах мировоззрения, форма овладения реальностью.
Однако отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного заключается не в форме, а в содержании овладения реальностью. В нем уже проводится различие между миром природы и обществом, человеческой агентурой и проявлением природных сил и явлений. Это стало возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если раньше исторические типы мировоззрения можно было определить как переживание человеком реальности и его бытия в ней, то философское мировоззрение — это размышление человека о том, что существует, это самоощущение.
Когда человек хочет понять смысл своей жизни, он не обращается к научным трактатам. Научные знания могут объяснить ему многое, но не через эти знания он приблизится к своим идеалам. Они лежат в другом самолете. Смысл жизни является существенной чертой философских знаний. Философия дает человеку возможность оказаться в безбрежном океане событий, глубже понять не только внешний мир, но и свой духовный мир, понять, какая у него судьба в потоке бытия. Ни одна другая наука не учит тому, каким человеком должен быть человек.
Древнегреческий мыслитель Пифагор первым назвал себя «философом». Он указал на то, что человек не должен переоценивать свою способность приобретать мудрость, любовь к мудрости, стремление к ней, соответствует каждому живому существу. И мы до сих пор понимаем это древнегреческое слово как любовь к мудрости (phileo — любовь, sophia — мудрость).
Понятие мудрости в древнегреческой философии ассоциировалось с высшим идеалом знания и поведения. Нет ни одного крупного философа, который бы не внес свой вклад в концепцию мудрости. «Под мудростью, — писал Рене Декарт, — понимается не только благоразумие в делах, но и совершенное знание всего, что может знать человек: это знание направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также является открытием во всех науках». Эпистемологические, этические и экзистенциальные свойства мудрости, возникшие исторически, сохраняются и в наше время, и их нельзя игнорировать. Стремление представить феномен мудрости в интегрированном виде привело к пониманию мудрости как стремлению к интеллектуальному познанию природы мира.
Объект и структура философских знаний
Проблема связи между мыслью и бытием лежит в основе философских теорий. Основные аспекты этой проблемы позволяют понять объект и структуру философии.
Что является объектом философии как таковой, без сравнения с наукой, искусством и политикой? Она исторически изменилась в тесной связи с развитием всех аспектов интеллектуальной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли.
Рождение философии исторически совпадает с появлением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретических исследованиях. Сама философия возникла как первая историческая форма теоретических знаний. Первоначально философия ответила на вопросы, которые уже были подняты мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов уже отличался и основывался на теоретическом анализе этих вопросов в соответствии с логикой и практикой.
Первые мыслители древности в основном пытались понять происхождение различных природных явлений. Но в это время начинается разделение между различными областями зарождающегося знания. Отличная математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление и обогащение собственных философских концепций, возникали различные философские теории и направления. Философские дисциплины формировались как онтология, доктрина бытия или сущность всего сущего; гносеология, теория познания; логика, наука о формах правильного, т.е. последовательного, непротиворечивого, доказуемого мышления; философия истории; этика; эстетика.
С эпохи Возрождения, и особенно в XVII-XVIII веках, процесс разделения философии и специальных наук происходит несколько быстрее. Механика, физика, затем химия, биология, юриспруденция, политэкономика становятся самостоятельными отраслями научного знания. Это прогрессивное разделение труда в области научного знания качественно меняет роль и место философии в системе наук, ее отношение к частным наукам. Философия уже не занимается особыми проблемами механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а находит свою сферу проблем. Он исследует чрезвычайно общие характеристики как самого человека, так и условий его жизни и мира, в котором он живет.
Объект философии охватывает универсальное в материальном существе и универсальное, характеризующее целостное бытие человека. Но объект философии еще больше отличается от объекта частных наук, изучающих материальное существо и человека, тем, что представляет собой особое отношение человека к миру, мира к человеку.
Философия — это знание мира и отношения к нему человека. Проблемы философии проецируются на всеобщее в системе «мир — человек», которая является объектом философского знания. Они сами по себе являются универсальными, ограничивающими — ограничивающими для сущности человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Нет более широких проблем, чем проблемы мировоззрения (с точки зрения их значимости для человеческой деятельности).
Философские проблемы, непосредственно связанные с основными вопросами человеческого бытия, являются непреложными и вечными, более того, часто предлагаются «вечные и незыблемые» решения этих проблем. Но так же, как все живое развивается в непрерывном процессе самообновления своих базовых форм, так и «вечные» философские проблемы находят свою жизнь в постоянном воспроизводстве своих решений на основе новых достижений в реальных знаниях и изменений в общественной жизни человека.
Главный способ решения философских проблем — теоретическое мышление, основанное на всем опыте человека, на достижениях всех наук и культуры в целом.
Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества
Философия — это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизирует и развивается вместе с ней, и сама по себе оказывает активное влияние на развитие науки.
По-прежнему существует спор по проблеме философии науки. Широко распространены следующие точки зрения.
Философия — это наука об общих законах природы, общества и знания, или: философия — это наука о методах и формах знания, т.е. методология науки;
Философия — это не наука, это мировоззрение (особый вид мировоззрения, отличный от, например, религиозно-мифологического);
Философия — это и наука, и мировоззрение, то есть в культуре, в интеллектуальной жизни общества философия выполняет функции науки и функции мировоззрения.
Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в деятельности человека, в духовной культуре общества можно только в более широком социальном и историческом контексте, то есть не с точки зрения конкретной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и знаний.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время старается в максимально возможной степени выразить интересы субъекта (класса). Философия как система представлений о мире (в целом) участвует в идеологии и политике в классовом обществе. Следствием этого, по мнению ученых, является усиление конфронтации между отдельными философскими ориентациями. Поскольку философия связана с идеологией, ее содержание имеет идеологическую сторону, и философию можно рассматривать (в этом аспекте) как принадлежность к идеологии.
В истории философии наука и идеология вытеснили друг друга, но это обстоятельство не отменило ни ориентации философии на достижение истины, ни возможности ее полного или частичного совпадения с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться своей идеологической ролью. «Являясь интегративным центром всех наук и воплощением системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть универсальной и соответствовать интересам общества», — пишет академик Р.Ф. Абдеев. Универсальные позиции философии не исключают негативного отношения к диктаторским лидерам, социального неравенства, эксплуатации, угнетения и политического насилия.
Научная форма философии не может рассматриваться как заведомо лучшая или единственная истинная форма. Когда философия сводится к науке, возникают законные вопросы: «Был ли Лев Толстой философом?». Можно ли назвать Ф.М. Достоевского философом?» Оба великих писателя поднимали, часто впервые, важнейшие философские проблемы. Эстетические идеи составляют существенную часть философских знаний и самого философского процесса познания. Создание философского мировоззрения предполагает, что его создатели обладают чувством красоты, гармонии и принадлежности к миру. Философское мировоззрение также имеет эстетический подход к миру. Работы А. Камю, Н. Рериха, М. Шюрлениса, Р. Тагора и Дж. В. Гёте свидетельствуют о родстве философии и искусства, об их взаимопроникновении.
Философские вопросы являются неотъемлемой частью различных религиозных учений. Философию и религию, однако, не следует уравнивать, поскольку последняя не ограничивается философской рефлексией. Достаточно указать на ритуализм как на существенный ингредиент любой религии.
Не все поэты и писатели затрагивали философские проблемы в своих произведениях, и нет ни одного художественного произведения, полностью посвященного решению философских проблем. Тем не менее, религия и художественная литература играли и продолжают играть важную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии прошло через всю историю философии до настоящего времени.
Роль философии в развитии и жизни людей и обществ
Роль философии в развитии и жизни человека и общества философия через свою цель стремится проникнуть в суть мироздания и в его поисках граничит со всеми областями науки и искусства, с религией, помогая человеку познать мир и самого себя. Современная философия получила новую форму, расширив все ее основные функции и придав им актуальное творческое и практическое содержание. Основными достижениями современной философии являются цивилизованный подход к анализу социальных явлений и принцип мировоззрения, содержанием которого является понимание мира в связи с вовлечением человека как сознательного — активного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда была ведущей, и в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.
Современный мир отходит от капитализма и социализма, но необходимо сохранить все позитивное, созданное людьми на предыдущих этапах социального развития, и обогатить их анализом новых реалий жизни.
Человек, как мыслящая материя, все больше осознает себя как активный фактор социальной и природной среды, окружающей его, всего бытия в масштабах Вселенной. Это определяет представление о человеке как сознательном участнике мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на передний план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Все большее значение приобретает его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегуляции психической сферы, овладение знаниями о функционировании интеллекта, установление контроля над результатами своей деятельности.
Зарождающийся современный научный взгляд на мир также включает в себя достижения технических наук, которые в настоящее время обеспечивают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологий и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно знаменует появление новой формы философской мысли — современной философии. Освоение современной философской культуры повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет выработать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.
Переход человечества к качественно новому витку развития социальных, духовных, культурных отношений — это на сегодняшний день лишь реальная возможность его выхода из глобального кризиса, но далекая от реализации. Трудности и опасности в реализации этой задачи исходят, прежде всего, от самого человека: низкий уровень сознания, непонимание обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений при их взаимодействии как специфических элементов единого мирового бытия. Человечество должно в полной мере овладеть достижениями духовной культуры, науки разумного управления и регулирования мировых процессов. Эта задача не может быть решена вне рамок современных философских знаний мира.
Философия — это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, а сама по себе оказывает активное влияние на развитие науки.
Философия — это не наука, это мировоззрение (особый вид мировоззрения, отличный от, например, религиозно-мифологического).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Право как элемент духовной структуры общества
- Причинность и целесообразность
- Философия неоконсерватизма
- Классы как историческая реальность
- Теория истины
- Теория революционного преобразования общества
- «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции
- Гуманистическая концепция человека
- Пьер Абеляр, средневековый французский философ-схоласт
- Начало философии в китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм