Для связи в whatsapp +905441085890

Жизнь и учение Г. Сковороды — Философия идеи Г. Сковороды

В то же время внутренне он был необычайно свободен. «Философия» Сковороды сводилась в основном к аллегорическому толкованию Писания. В этом случае библейские сюжеты понимаются как аллегории, несущие морально-этические поучения. Тем не менее, Сковорода был выдающимся для своего времени и внес вклад в христианское просвещение в России. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс), 2004 г. — 173с.

Образование Сковороды было очень широким; справедливо говорит о нем Эрн, автор крупнейшей монографии о Сковороде, что его знание античных авторов «было совершенно исключительным для России XVIII века» Эрн, «Сковорода», стр. 62.Из античных авторов Сковорода хорошо знал Платона, Аристотеля, Эпикура, Филона, Плутарха, Сенеку; очень внимательно изучал Отцов Церкви (особенно Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Григория Богослова). Сложнее сказать что-то определенное о его знании европейской философии, но несомненно, что он знал многих авторов, с некоторыми из которых он явно полемизировал. Без преувеличения можно сказать, что философская и богословская эрудиция Сковороды была очень велика и основательна. Но даже беглое знакомство с трудами Сковороды открывает ощущение его несомненной оригинальности, не в том смысле, что на него не влияли, а в том, что он всегда самостоятельно продумывал свои идеи (даже если они западали ему в душу извне). Он был настоящим философом, [1] который впервые после 40 лет начал излагать свою систему, которая в целом оставалась неизменной до конца его жизни.

Рассматривая философию Сковороды, следует прежде всего отметить, что до сих пор не существует ее общепринятой интерпретации. Зеленогорский видит в Сковороде прежде всего моралиста, и отсюда он объясняет свою систему. Эрн, написавший единственную на сегодняшний день крупную монографию о Сковороде, берет антропологию Сковороды в качестве отправной точки для реконструкции его системы. Наконец, Чижевский в своей обобщающей статье «Философия Сковороды» (статья в «Пути» № 19, с. 34 и далее). Предполагает антиномианство в учении Сковороды, постоянный антитезис, который лежит в основе всех его взглядов. Что касается заявления Зеленогорского, то оно не соответствует тому, о чем говорит Сковорода. Конечно, в его произведениях всегда присутствует моральная проблема, но, как мы увидим, эта проблема вовсе не находится в центре его творчества. Действительно, Чижевский заменяет анализ философии Сковороды описанием его метода. Сам Чижевский признает, что антитеза в «Сковороде» лишь определяет его метод мышления.
Только у Эрна мы находим реальную попытку реконструировать систему Сковороды, и если мы не подписываемся под его изложением, то только потому, что антропология Сковороды сама по себе бесспорна и даже является центральной для Сковороды, но она определяется его более общей гносеологической позицией, которая, в свою очередь, определяется его религиозным восприятием мира и человека. Поэтому изучение Сковороды необходимо начать с его религиозного мира, его религиозных идей. Сковорода становится философом, потому что этого требует его религиозный опыт — он переходит от своего христианского сознания к пониманию человека и мира. В целом, Сковорода не знает ограничений в движении своей мысли; дух свободы имеет у него характер религиозного императива, а не буйства неверующего разума. Это сознание свободы свидетельствует о том, насколько далеко продвинулась секуляризация внутри Церкви, вдохновляя разум на смелую и творческую деятельность — без враждебности или недоверия к Церкви. Если личные отношения Сковороды с Церковью иногда вызывают предположение, что Сковорода по сути отказался от Церкви Эрн «Сковорода», стр. 325, то это неверно [2]. Сковорода был церковным вольнодумцем, который, чувствуя свою принадлежность к Церкви, строго охранял свободу мысли — любое ограничение мысли казалось ему отступничеством от церковной истины. Его чувство к церкви заметно во всех его трудах, мышление Сковороды никогда не отрывается от Библии — и чем больше зреет его мышление, тем более глубоким кажется ему смысл библейских повествований.

Жизнь и учение Г. Сковороды - Философия идеи Г. Сковороды

Функции и роль религии

Необходимо различать понятия «функция» и «роль» религии; они связаны, но не идентичны. Функции — это средства деятельности религии в обществе; роль — это общий результат, последствия ее функций. Существует несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая и дезинтегрирующая, опосредующая культуру, легитимирующая и делегитимирующая.

Мировоззренческая функция реализуется прежде всего тем, что в религии существует определенный тип представлений о человеке, обществе и природе. Религия включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных его явлений и процессов), мировоззрение (отражение мира в восприятии и ощущениях), мироощущение (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценка) и т.д. Религиозное мировоззрение устанавливает «окончательные» критерии. Абсолюты, по отношению к которым понимается человек, мир и общество, служат для постановки целей и придания смысла. Придание смысла реальному бытию позволяет верующему избежать ограниченности, поддерживает надежду на светлое будущее, на блаженство, на освобождение от страданий, несчастий, одиночества и моральных неудач. Компенсаторная функция компенсирует ограниченность, зависимость и бессилие человека как в перестройке сознания, так и в изменении объективных условий существования. Реальный гнет преодолевается свободой духа; социальное расслоение превращается в равенство в греховности и страданиях; церковная благотворительность, милосердие, благодеяние, перераспределение доходов облегчают страдания обездоленных; разделение и изоляция заменяются братством во Христе, в общине; безличные, материальные отношения безразличных индивидов заменяются личным Богоотношением и отношениями в религиозной группе и т.д. Важен психологический аспект компенсации — снятие стресса, комфорт, катарсис, душевная радость.

Коммуникативная функция обеспечивает общение. Она формируется как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях и включает в себя процессы обмена информацией, взаимодействия и восприятия людьми. Религиозное сознание предписывает два уровня общения: Верующие друг с другом; и верующие с ипостасными существами (Бог, ангелы, души умерших, святые и т.д.), которые выступают в качестве идеальных посредников, медиаторов в общении между людьми в поклонении, молитве, медитации, созерцании тайн.
Регулятивная функция заключается в контроле деятельности и установок, сознания и поведения индивидов, групп и сообществ посредством определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев и институтов. Особенно важны система норм (религиозное право, мораль и т.д.), образцы (многочисленные примеры для подражания), контроль (наблюдение за выполнением правил), награды и наказания (реальные и обещанные вознаграждения в посмертном существовании).

Интегрирующая и дезинтегрирующая функции, с одной стороны, соединяют людей, группы и институты, а с другой — разъединяют их. Интеграция служит сохранению, а дезинтеграция ослабляет стабильность отдельных людей, социальных групп, институтов и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в пределах, где признается более или менее общая религия. Когда личное религиозное сознание и поведение проявляют противоречивые тенденции, а социальные группы и общество имеют различные и конфликтующие вероучения, функция религии становится дезинтегративной.

Путь Григория Сковороды в Философию

Путь Г.С. Сковороды к философии был долгим. Из 72 лет жизни он посвятил философской работе только последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-е годы XVIII. Век он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, начал проповедовать свое философское учение. И путь почти в 50 лет был лишь подготовкой к этому путешествию в образе «старика» — странствующего философа-наставника.
Из чего состояло это предфилософское путешествие?
Григорий Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. В течение нескольких лет он учился в Богословской академии в Киево-Могилеве. Затем он был в придворном хоре в Санкт-Петербурге. В 1744 году он был уволен с должности певчего со званием придворного лектора и остался в Киеве, чтобы продолжить обучение в академии, но, не имея склонности к духовному призванию, притворился сумасшедшим, после чего был исключен из академии.
Желая пополнить свои знания, Сковорода решил отправиться за границу, где поступил духовником к генералу Вишневскому. Путешествуя пешком по Венгрии, Австрии и, вероятно, Польше, Германии и Италии, он знакомился с учеными и приобретал новые знания, изучая латынь, греческий, немецкий и иврит.
Вернувшись в Россию, Сковорода устроился учителем поэзии в Переяславле и написал для школы «Руководство к стихотворству», в котором внес много новшеств, но когда переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал старые предметы, тот не согласился, и его уволили.
В 1759 году Сковорода был приглашен учителем поэзии в Харьковскую коллегию, но, будучи назначен преподавать правила благочестия, был приговорен к увольнению (в 1766 году) из-за некоторых мыслей, высказанных им во вступительной лекции и истолкованных в извращенном виде.
После этого большую часть своей жизни Сковорода провел в постоянных пеших скитаниях по Слободской Украине, останавливаясь по пути в крестьянских хатах, отказываясь от предложенных ему должностей и профессий и посвящая свое время нравственному воспитанию народа как словом, так и своей жизнью.
К этому времени Сковорода написал свои философские труды, которые не были опубликованы при его жизни. Что касается философского учения Сковороды, то одни считают его мистиком и масоном, последователем мартинистов, а другие называют Сковороду рационалистом.
Причина разногласий заключается в том, что труды Сковороды не были собраны до конца; было опубликовано лишь несколько его трактатов. Только с появлением собрания его сочинений под редакцией профессора Багалея (Харьков, 1894) появилась возможность начать их изучение.
За годы учебы и преподавания Григорий Сковорода не только приобрел жизненный опыт, но и сформировал осознанное отношение к миру, его проблемам.
Приобретение жизненного опыта и формирование его мировоззрения можно объяснить сочетанием двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его разносторонней одаренности, с одной стороны, и резко меняющейся социальной среды, с другой.
Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности, необыкновенный музыкальный слух и голос, он писал стихи, сочинял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию.
Особенностью исторического момента было то, что это было время освобождения от феодального гнета и первичного накопления капитала, сопровождавшееся моральным разложением, алчностью, скупостью, развратом, властью вещей, духовным опустошением

Философская Система Сковороды

Формально философская система Сковороды состоит из одной линии. Основой этой системы является существование «двух природ» и «трех миров». Расшифровка существования «двух природ» следует непосредственно из трактата «О Боге»: «…Весь мир состоит из двух природ: видимой и невидимой.
Видимая природа называется тварью, а невидимая — Богом….. Среди древних [людей] Бога называли «духом мира». У него были разные имена в них: Природа, сущность вещей, вечность, время, судьба, необходимость, удача и т.д. Но среди христиан наиболее известны следующие его имена: Дух, Господь, Царь, Отец, Разум, Истина…. Что касается видимой природы, то она также имеет более одного названия, например: Субстанция или материя, земля, плоть, тень и т.д. … …».
Вопрос о Боге, который является корнем всех вещей — «Я вижу все причины причиной», внутренней причиной развития всего мира, является одним из главных вопросов в философской системе Сковороды.
Его взгляд на Бога поставил его в оппозицию к Церкви, которая придерживается библейского предания о сотворении мира Богом за шесть дней.
Взгляд Сковороды на Библию представляет собой нечто среднее между чисто ортодоксальной и рационалистической интерпретацией Библии. Он рассматривал Библию как поэтическое творение, скрывающее истину во внешних образах. Сковорода черпал философские идеи из древней классической философии и перерабатывал их в соответствии с собственными настроениями и склонностями.
В области религии Сковорода боролся против бездушной обрядности и притворства; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. Он не признавал необходимости в чудесах, поскольку для познания Бога достаточно естественных источников, в которых Он открывает Себя обильно и очевидно. Сковорода считал философию основой и центром образования в целом: это жизнь ума, постоянный поиск истины.
В своей спекулятивной философии Сковорода находился под большим влиянием Платона, у которого он позаимствовал определение души, ее сущности и жизни. Сковорода изложил сократовское изречение: «Познай самого себя» в смысле познания своей высшей природы, духа, разума.
Дуализм, говорил Сковорода, применим не только к человеку, но и ко всему миру: везде есть материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отошел от Платона и испытал влияние Филона.
Практическая философия Сковороды тесно связана с умозрительной: чтобы прожить по-настоящему счастливую жизнь, необходимы знания и мудрость, счастье заключается в душевном покое и духовной радости, для достижения которых необходимо отдаться воле Бога, что означает жить в гармонии с природой.
Чтобы достичь и личного счастья, и общественного блага, Сковорода рекомендовал: не входить в «неродное место», не занимать позицию, противоречащую природе, не учиться тому, что не дано от рождения, все это он называл «неродностью». Показать свое родство — одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Бога, живущего в человеке; вне успешного решения этой задачи не может быть и речи о счастье человека.

Связь философского наследства Сковороды с современностью

В философском учении Сковороды наиболее сильным и ярким на сегодняшний день является тезис о счастье человека и человечества в целом.
Понимание счастья у Сковороды имеет более глубокие корни. Он связывает сущность счастья с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта сущность раскрывается в высказывании Сократа: «… Другой живет для того, чтобы есть, а я ем для того, чтобы жить. …» — Этим Сковорода открывает свой трактат под названием «Икона Алкивиадска».
Своим пониманием счастья Сковорода защищает, так сказать, человеческую «природу» от ее примитивного сведения к потреблению и полезности. Он сам выбрал такой образ жизни, который, по его словам, помог ему не «жить лучше», а «быть лучше». Он связывал желание «быть лучше» с понятием «доброй совести»: «Лучше честно прожить час, чем загрязнять весь день».
Тезис о счастье становится наиболее глубоким в тот момент, когда Сковорода определяет суть «честной жизни» и «чистой совести». Получается, что эта сущность раскрывается через трудовую деятельность человека. Компания Skovoroda не считает, что всякая работа ведет к честной жизни и чистой совести. Его работа — это не обязанность, не долг, не принуждение (как думает сегодня общество), а, напротив, свободный выбор человека. Процесс работы воспринимается как удовольствие и счастье, даже независимо от его результатов. Такую работу Сковорода определяет как «родство». Разделение людей, выполняющих «связанную» и «несвязанную» работу, — это самая глубокая идея, на которую можно опереться в решении современных человеческих проблем. Мысль о том, что счастье человека заключается в труде, и что именно он сделал обезьяну человеком, посещала многих философов. Но определение работы с позиции источника свободы и счастья или источника страдания и несчастья человека встречается достаточно редко. У Сковороды эта тема впервые была определена как основная как в его литературных произведениях, так и в его философских трактатах. Вся его работа основана на понимании того, что человек может работать только на благо общества и для личного счастья — «добрый» труд. Несвязанная» работа — источник деградации человека и человеческого общества.
Нынешний экологический кризис свидетельствует о том, что человечество занимается в основном «несвязанной» работой и еще не осознало роль «связанной» работы, которая имеет отношение к самой сущности человека. Только на основе осознания человеком своих природных способностей, своей функции в природе, мы можем встать на перспективный путь развития.
Передовая часть человечества чутко воспринимает это мнение Skovoroda. Сегодня мировое сообщество осознало, что счастье и мир во всем мире зависят не столько от того, что люди способны делать, сколько от того, на что направлена их деятельность.
Занятие «родственной» работой формирует образ жизни человека. Биографы Сковороды говорят, например, что писатель Лев Толстой любил Сковороду за то, что его образ жизни гармонировал с его учением. Сам Толстой страдал от дисгармонии между собственным учением и бессилием порвать с жизнью, которая не соответствовала его идеалам

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема человека в современной философии
  2. Учение об антагонизме классов в марксизме
  3. Вера и знания
  4. Функции гносеологии
  5. Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах
  6. Субъективные и объективные элементы общества
  7. Николай Яковлевич Грот, русский философ-идеалист
  8. Иерархия уровней структурной организации. Элементы общества и принцип их неделимости
  9. Джордж Беркли
  10. Христианство и Античная философия в 2-ом веке н. э.