Оглавление:
Жан-Жак Руссо не только понял настоящее и будущее общества, он изменил его. Выражая идеологию мелкой буржуазии, Руссо выступал не только против феодального гнета в дореволюционной Франции, но и против эксплуатации рабочих крупной, в основном ростовщической буржуазией. В своих трудах он развивал идею о том, что действительно порядочных и честных людей и истинную добродетель следует искать среди простого народа, но не среди титулованной и богатой аристократии. В отличие от идеологов буржуазии XVII и XVIII веков, которые видели только положительные стороны капитализма, Руссо доказывал, что прогресс производительных сил неизбежно сопровождается регрессом морали и ухудшением правового и материального положения масс.
Он родился в Женеве 28 июня 1712 года, и место его рождения оставило на нем неизгладимый след. Он подписал свое имя: «Жан-Жак Руссо, гражданин Женевы» — и лелеял титул: «Гражданин свободного государства и сын суверенного народа». Свою «Речь о происхождении неравенства» он посвятил Женевской республике. Несмотря на неблагодарность, которую она проявляет к нему, несмотря на гонения, которым он подвергается, Руссо всегда на стороне своего «отечества». Он не устает восхвалять этот город трудолюбия и республиканских нравов; он горячо любит свой родной город и с грустью покидает его. В своей критике правительств он «выделяет одно и ставит его в пример другим» — правительство Женевы.
Однако важно отметить, что, хотя он с гордостью подчеркивал свою женевскую независимость, он чувствовал влечение к Франции. Он сам признался, что всегда любил Францию, что его сердце «прыгало от радости при малейших ее успехах, а ее неудачи огорчали его так, как будто он сам их пережил». Кстати, семья Руссо также происходила из Франции. Его предки были изгнанными протестантами из Франции.
В 1728 году в жизни Жан Жака произошло судьбоносное событие — встреча с госпожой де Варанд. После недолгих попыток жить отдельно от нее, с желанием во что бы то ни стало сделать карьеру, но без настойчивости в этом отношении, вечно праздный мечтатель, через Альпы из Анесси в Турин, оттуда в Лион, затем в Лозанну и Невшатель, и наконец в Париж, и все пешком, он снова и снова возвращался к ней, которая тем временем переехала в Шамбери. Ошеломленная, она, наконец, уступила ему. Три года, которые они прожили вместе, были самым счастливым временем для Руссо, временем безграничного счастья, но в то же время его литературного образования, которое можно назвать довольно беспутным. Жан-Жак читал все подряд: Монтеня, Лабрюйера, Бейля, Боссюэ, Вольтера. Именно «Философские письма» Вольтера вскоре сделали Руссо врагом, приучив его к «интеллектуальным занятиям» и заставив взяться за перо.
Принцип природосообразности
Естественная адекватность — это принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практике ориентируется на факторы естественного развития ребенка. Особенности принципа естественной адекватности можно найти в работах педагогов, психологов, философов, которые размышляли над тем или иным аспектом. Вот несколько примеров.
Принцип естественной адекватности был впервые сформулирован Я.А. Коменским в его главах «Принцип природы». А. Коменский в своем главном труде «Великая дидактика». Он считал, что человек, как часть природы, подчиняется ее основным универсальным законам, которые действуют как в растительном и животном мире, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где человек рождается, требуется образование, чтобы дары природы из возможных стали действительными. Я. А. Коменский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он представляет и обосновывает свою систему воспитания и обучения детей и строит ее на основе возрастных особенностей детей, подростков и молодежи.
Впоследствии принцип естественной адекватности был положен в основу различных педагогических и социально-педагогических теорий. Например, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно быть в гармонии с природой. Он писал, что «природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем они вырастут». Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития способностей человека, развития чувств. Поэтому Ж.-Ж. Руссо сосредоточился на природе ребенка, которой следует подражать и готовить человека к будущей жизни. Особенность теории заключается не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от рождения до взросления в естественной среде. Для своей теории бесплатного образования он создал собственную возрастную классификацию детей.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), основавший приюты и детские дома для сирот и беспризорников, считал, что цель образования — развитие человеческой природы и способностей, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. По мнению И. Х. Песталоцци, основной принцип воспитания — соответствие природе. В отличие от Ж.Ж. Руссо, он не идеализировал природу ребенка. Он считал, что детям нужно помогать развивать их природные таланты. Согласно его метафоре, образование строится на большом камне — природе. Он утверждал, что любое образование, не построенное на принципах естественности, идет в неверном направлении.
Вслед за Песталоцци немецкий ученый и педагог Адольф Дистервег (1790-1866) также считал этот принцип самым важным. В своих работах он писал, что необходимо следовать процессу естественного развития человека, в процессе обучения и воспитания учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика. А. Дистервег утверждал, что «принцип естественности вечен и неизменен, так же как неизменны цель и природа человека.
Идея естественности также отражена в работах русских классиков педагогики. К. К.Д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психолого-педагогическом труде «Человек как предмет воспитания» писал, что педагог по воспитанию и образованию ребенка должен не только знать принципы и правила воспитания, но и быть вооруженным основными законами человеческой природы и уметь применять их в каждом случае для каждого отдельного ребенка. Разрабатывая программу по педагогике, К. Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ физиологии, гигиены и психологии (внимание, память, воображение, «мыслительный процесс», чувства, воля), на основе чего можно перейти к изучению дара речи, нравственных, эстетических и религиозных чувств, дидактики.
Педагогическая теория французского мыслителя-педагога Жан-Жака Руссо
Среди деятелей французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо. Философ, писатель, композитор, Жан-Жак Руссо стоит в ряду великих просветителей.
В основе педагогических идей Жан-Жака Руссо лежит дуалистическое, ищущее ощущений мировоззрение мыслителя. Отвергая религии, основанные на вере, философ предположил, что существует внешняя сила, которая создала все вещи.
Образовательные взгляды Руссо основывались на его теории естественного воспитания, которая была тесно связана с его доктриной естественного права. Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но современные природные условия, существующее воспитание искажают природу ребенка.
Воспитатель, которому Руссо отводил огромную роль в формировании нового человека, должен четко представлять себе цель, перед которой он стоит. Он должен дать ученику не классное, не профессиональное, а универсальное образование. Это требование, несомненно, было прогрессивным во времена Руссо. Естественное воспитание, описанное Руссо в его работе «Эмиль…», осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Основываясь на характерных особенностях, присущих детской природе на разных этапах естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущую грань для каждого этапа развития, он указал, в соответствии с ней, куда учитель должен направить свое основное внимание.
Первый период — от рождения до 2 лет, до появления языка. В этот период Руссо считал необходимым уделять первостепенное внимание физическому воспитанию ребенка.
Второй период — от 2 до 12 лет — Руссо образно называет «сном разума». Считая, что в это время ребенок еще не способен к абстрактному мышлению, Руссо предложил развивать в основном его внешние чувства.
Третий период — с 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание следует уделять интеллектуальной и трудовой подготовке.
Четвертый период — от 15 лет до совершеннолетия, в терминологии Руссо «период бурь и страстей». В это время на первый план должно было выйти нравственное воспитание молодого человека.
Эта периодизация возраста была усовершенствована по сравнению с периодизацией, введенной Коменским. Руссо впервые попытался раскрыть внутренние законы развития ребенка, но в то же время он не пытался глубоко изучить специфику отдельных этапов детства.
Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение в подростке интереса и любви к науке, вооружение его методом приобретения знаний, и в соответствии с этим он предлагал коренную перестройку содержания и методов воспитания на основе развития дилетантизма и активности детей Ребенок приобретает знания по географии, изучая окружающий ландшафт, в котором он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и закат солнца; осваивает физику, производит опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил студента в положение исследователя, открывающего научные истины.
Несмотря на ряд противоречий и заблуждений, присущих педагогическим идеям Руссо, они имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли. Руссо подверг яростной критике отжившую феодальную систему воспитания, подавлявшую личность ребенка: сословные ограничения в образовании, словесное обучение, догматизм и заучивание, тростниковая дисциплина, телесные наказания.
Он выразил взгляды прогрессивных людей своего времени и выступил с горячим призывом к освобождению человека от феодального гнета и защите прав детства. Руссо призывал относиться к детям с любовью, внимательно изучать их возраст и индивидуальность, учитывать их потребности.
Педагогические взгляды Руссо
Эмиль» или «О воспитании» — главный труд Жан-Жака Руссо в области педагогики. Он полностью посвящен изложению его взглядов на воспитание: рациональное воспитание понимается Руссо как способ социального переустройства, В романе два персонажа — Эмиль (от рождения до 25 лет) и воспитатель, который сопровождал его все эти годы и играет роль родителей. Эмиль растет вдали от развращающего общества, вне социальной среды, на лоне природы.
Автор педагогического романа понимает воспитание как присмотр за ребенком со стороны взрослых, которые используют литературу, религию и т.д., и путем обучения делают из него человека, необходимого для соответствующего «места» в обществе. Руссо противопоставил этому типу воспитания влияние природы на личность ребенка, воспитательное воздействие, учитывающее природные интересы и способности ребенка. Если преобладающее образование было направлено на то, чтобы сделать человека подготовленным и знакомым со всеми тонкостями этикета, то для Руссо образованный человек — это глубоко человечная личность, достигшая развития своих способностей и талантов.
«Все приходит хорошо из рук Творца, все вырождается в руках человека Он заставляет одну почву питать растения, растущие на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он смешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он калечит свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он переворачивает все вверх дном, искажает все, любит уродливое, чудовищное. Он не хочет видеть ничего в том виде, в каком его создала природа, не исключая и человека: и он должен приручить человека, как приручает лошадь для арены, он должен преобразовать его по-своему, как приручает дерево в своем саду.
Таким образом, существующее образование, которое ломает ребенка, развращает его. И все это потому, что человека воспитывают в соответствии с позицией его родителей для «своего места» в обществе: быть военным, юристом, служить церкви.
Такое воспитание вредит ребенку. Руссо призвал другого: «Жизнь — это ремесло, которому я хочу его научить. Если он покинет мои руки, он не будет…. Он не будет ни судьей, ни воином, ни священником: он будет прежде всего человеком; все, чем должен быть человек, он сможет сделать не хуже любого другого в случае необходимости, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». Ребенка нужно научить переносить удары судьбы, презирать богатство и бедность, жить в любых условиях. Но «жить — это не значит дышать: это значит действовать». Использовать наши органы, наши чувства, наши способности, все части нашего существа….. Не тот, кто прожил больше всех, может сосчитать больше всех лет, а тот, кто больше всех почувствовал жизнь».
Итак, цель воспитания — сделать из ребенка человека, воспитать в нем прежде всего те качества, которые необходимы каждому хорошему человеку.
Кто такой педагог? Согласно Руссо, существует три источника воспитания: природа, вещи и люди.
Воспитание дается нам либо природой, либо людьми, либо вещами, но, согласно Руссо, результат в воспитании достигается тогда, когда они не противоречат друг другу.
Природа как источник воспитания — это внутреннее развитие способностей и чувств человека Природа в данном контексте — это данные ребенка, которыми он обладает с рождения. На это развитие мало влияет педагог, но ребенка нужно воспитывать в соответствии с его природой.
От вещей, то есть от окружающего мира, ребенок получает многое. Ребенок приходит в мир «чувственно восприимчивым» и впитывает различные впечатления от окружающей среды; по мере взросления он накапливает все больше знаний, которые расширяются и закрепляются. В то же время он развивает свои способности. И здесь роль педагога ограничена.
Жан Жак Руссо. XVIII век — эпоха Просвещения
XVIII век был веком просвещения. Мыслители, писатели, художники и музыканты из разных стран прониклись новой идеологией — идеологией освобождения людей от церковных, феодальных, средневековых предрассудков, идеями распространения знаний, поклонения личности и здравого смысла. Титанами Просвещения были французские философы и социологи: Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо. Многие из них стали идолами не только для представителей третьего сословия, но и для могущественных правителей.
Одним из властителей дум, несомненно, был Жан Жак Руссо. Он родился в Женеве в 1712 году, сын часовщика. В 1741 году Руссо переехал в Париж, где сблизился с французскими энциклопедистами, особенно с Дидро. В 1743-1744 годах он был секретарем французского представительства в Венеции.
В 1750 году Руссо опубликовал «Рассуждение о науках и искусствах», в котором он противопоставил несправедливое общество «состоянию природы», в котором люди свободны и равны без власти общества с его системой принудительных законов. Автор обосновал право народа на восстание: по его мнению, современное государство держится силой, и только сила может его свергнуть. В 1755 году появился еще один трактат Руссо «Рассуждение о происхождении и основании неравенства между людьми», в котором он осудил частную собственность как главную причину неравенства.
В 1762 году философ опубликовал политический трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Это произведение быстро стало популярным и оставалось таковым на протяжении многих десятилетий, на его основе были созданы многие политические программы тайных обществ и легальных политических партий, его обсуждали в учебных заведениях и аристократических салонах. Постепенно выражение «общественный договор Руссо» стало таким же устойчивым, как позже выражение «теория относительности Эйнштейна».
В «Общественном договоре» Руссо развил идею своих ранних работ о том, что государство возникает в результате добровольного объединения людей. Он разработал радикальную для своего времени политическую программу, лейтмотивом которой была идея демократического устройства государственной жизни на основе «общественного договора», создания «империи разума» и гарантии народного суверенитета. Таким образом, должен произойти переход от «состояния природы» к буржуазному государству, которое изменяет человека и в то же время наделяет его многими преимуществами, а именно создает из «ограниченного животного разумное существо — человека». Человек в буржуазном государстве обретает моральную свободу, «ибо действовать только под влиянием своих желаний — это рабство, а подчиняться закону, который сам для себя установил, — это свобода».
Руссо подчеркивал, что равенство между гражданами устанавливается договором, в силу которого все они пользуются равными правами. Любое правительство, которое следует общей воле, должно быть основано на законах. Руссо критиковал систему английского парламентаризма и отстаивал идею народного суверенитета и низовой демократии. Опираясь на опыт античного полиса и швейцарских кантонов, он отстаивал принцип прямой демократии, при которой законы принимаются непосредственно собранием всех граждан.
Любое правительство является временным и может быть смещено людьми, чьим указаниям оно служит. В этом автор «Общественного договора» отличался от Вольтера, который всегда с презрением говорил о «сброде». «В государстве нет такого фундаментального закона, который нельзя было бы отменить, даже за исключением общественного договора. Ибо если бы все граждане собрались для расторжения этого договора по общему согласию, то нет сомнения, что он был бы расторгнут вполне законно…». Но поскольку народ обладает суверенными правами в государстве, он, согласно Руссо, обязан, в свою очередь, уважать права, которыми он наделен, и в то же время быть верным общеизвестным установленным принципам религии, морали и повседневной жизни; сомневаться или нарушать эти принципы — преступление против общественного блага.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Николай Александрович Бердяев, религиозный философ
- Античный атомизм
- Экономическая мысль древнегреческих философов
- Законы истории как законы взаимодействия стран, народов и цивилизаций. Алгоритмы исторического взаимодействия
- Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист
- Возникновение философии как учение о предельных основаниях бытия, самосознания и сущности человека
- Досократическая философия
- Становление и развитие представлений о материи в истории философии — Бытие и его основные формы
- Н.А Бердяев: «Россия — страна безграничной свободы духа» — Конституционные особенности характера русского народа
- Дени Дидро, французский философ — просветитель, писатель