Оглавление:
Отправной точкой онтологических размышлений Сартра (1905-1980) является убеждение в существовании мира вещей, отдельного от человека и несводимого к его мышлению, но с которым человек настолько неразрывно связан, что его следует определить как бытие-в-мире. Что касается сознания, Сартр определяет его как бытие-для-себя. Сознание спонтанно, активно; мир вещей инертен. Мир вещей можно определить как бытие-для-себя. Согласно этой логике, если сознание изменчиво и активно, то вещи, которые являются объектами сознания («феномены»), должны быть инертны и неподвижны; если сознание внутренне противоречиво, то вещи должны быть чистой позитивностью, абсолютным тождеством с собой. Все, что можно сказать о мире вещей, это следующее: Бытие — это. Бытие есть само по себе. Бытие есть то, что оно есть. Мы ничего не можем сказать о развитии мира, о его изменяющихся состояниях. Мы можем уловить только настоящий, застывший момент.
Он отрицает гипотезу божественного творения как «креационистский предрассудок», что придает его экзистенциализму атеистический характер. Отождествление феноменов бытия с чистой объективностью.
Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: «объективность» и «субъективность», «необходимость» и «свобода». Свобода индивида как носителя тревожной субъективности может быть только «развязыванием Dasein», образованием в нем «трещины» или «дыры», небытия.
Сартр провозглашает индивида носителем абсолютной свободы. Однако этот тезис сопровождается таким количеством «наставлений», направленных против анархии, что результатом аргументации Сартра становится не свобода, а ответственность и чувство вины. Он формулирует «парадокс свободы»: свобода существует только в ситуации, а ситуация существует только через свободу. Человеческая реальность повсюду сталкивается с оппозицией и препятствиями, которые она создает.
Но смертельная опасность показывает, что сама свобода не предполагает препятствий для своих действий, а встречает их как объективно данные. Учет таких факторов опровергает тезис об абсолютной свободе человека.
В свете вышесказанного, реальная целеполагающая деятельность человека предполагает три значения свободы:
1) это означает способность самостоятельно выбирать цели действий;
2) действовать ради достижения целей;
3) достичь поставленных целей.
Сартр понимает индивида современного общества как отчужденное существо и возводит это особое состояние в метафизический статус человеческого существования в целом. Отчужденный человек, обреченный на бесплотное существование, также не в ладах с предметами природы — они глухи к нему, угнетают его своим цепким и неподвижным присутствием, и среди них только общество «отбросов» может чувствовать себя спокойно, в то время как индивид испытывает «тошноту».
Однако в мифологизирующей утопической мысли Сартра на первый план выходит неприятие реальности современного общества и его культуры, выражая сильное течение современной социальной критики. Жить в этом обществе, утверждает Сартр, как живет в нем «самоудовлетворенное сознание», значит отказаться от самости, личной подлинности, «выбора» и «решений», переложив их на анонимную ответственность другого: государства, нации, расы, семьи, других людей. Но даже это отречение является ответственным актом человека, поскольку он обладает свободной волей.
Экзистенциализм Сартра стремится дать человеку понять, что он несет полную ответственность за себя, свое существование и свое окружение, поскольку он исходит из того, что человек не является чем-то данным, а постоянно конструирует себя через свою активную субъективность. «… Существование предшествует сущности…».
Сартр Жан-Поль
Жан-Поль Сартр (1905-1980) изложил свои взгляды не только в философских трактатах (главный труд «Бытие и ничто» появился в 1943 году, «Экзистенциализм — это гуманизм» в 1946 году), но и в романах («Тошнота» в 1943 году, «Зрелость» в 1945 году, «Отсрочка» в 1945 году), пьесах («Муха» в 1943 году, «Дьявол и Господь Бог» в 1951 году, «Некрасов» в 1956 году).
Сартр формулирует основную тему своей философии в виде вопроса: «Что значит быть?». Его онтология — это прежде всего онтология человеческого существования (экзистенциализм). Человек у Сартра — это активно пытливый субъект, точнее, пытливое сознание, которое всегда направлено на что-то, то есть интенционально. В каждом акте сознания есть трансцендирование, т.е. выход за пределы сознания. На самом деле, сознание не трансцендентно, а разделено на две части: активное, пытливое сознание и пассивное, отвечающее сознание («предметный мир»). Далее Сартр выделяет в сознании две модальности (свойство, присущее только определенным состояниям): восприятие и воображение. Воображение не вытекает из восприятия. Явления, возникающие в воображении, являются ответами на вопросы, поставленные активным субъектом. Таким образом, конструируется, создается, конституируется мир-в-себе (объект-мир), который можно определить как инаковость человека (поскольку он порожден человеческим воображением). Поскольку сознание направлено на мир, а мир определяется воображением, получается, что сознание постоянно перестраивает, изменяет этот мир, а значит, и себя.
Сартр выделяет и анализирует несколько способов бытия, наиболее важные из которых — бытие-в-себе, бытие-для-себя и бытие-для-других. Эти способы бытия различаются только в абстракции; на самом деле они составляют единую человеческую реальность.
«Бытие-для-себя» — это условные обстоятельства возникновения самосознания, те условия, при которых индивидуальное сознание обнаруживает себя (возраст человека, его социальное, национальное, классовое, прошлое, среда, психика, наклонности, характер и т.д.). Она не имеет ни смысла, ни значения, она бесцельна.
«Бытие-для-себя» — это непосредственная жизнь самосознания. По сравнению с плотной массивностью бытия-для-себя оно может существовать только как отталкивание, как отрицание, как «открытие» для бытия-для-себя. Сущность «бытия-в-себе» возникает через его постоянное отрицание, основой которого является «небытие», являющееся его единственным способом существования. Возникновение человеческой реальности — это «абсолютное событие», которое нельзя объяснить генетически или причинно-следственно. Ничто в мире не может быть причиной человеческого «бытия-для-себя». Нельзя вывести человеческую реальность из нечеловеческого мира. Человеческое существование — это прорыв непрерывности бытия-для-себя, это «дыра в кишках бытия», совершенно иной способ зависимости, выражающийся в «избегании каузального порядка мира». Человеческое существование неопределенно, «человек есть ничто», нет никакой «природы», которая предписывала бы способы его жизнедеятельности. Только сам человек определяет, что он есть и каким будет мир, в котором ему предстоит жить. Другими словами, человеческая природа не является ни доброй, ни злой, она свободна.
Основные идеи философии Сартра
Онтология: Человеческая реальность уникальна и не сравнима ни с чем другим. Это реальность смысла или реальность сознания. Возникновение человеческой реальности — это абсолютное событие, к которому не применимо никакое объяснение.
Наряду с человеческой реальностью существует бытие. Бытие цельно и неразложимо, оно инертно, фактично, вневременно, оно просто, оно существует и поэтому фактично и абсурдно. Человеческая реальность — это дыра в глубине бытия.
В центре внимания — проблема человеческого существования. Вслед за Хайдеггером Сартр рассматривает онтологические проблемы через призму антропологических вопросов. При этом Сартр решает классическую проблему сущности и существования новым для философии способом. Классическая философия: сущность предшествует существованию. Человек изначально добродетелен, ориентирован на добро, справедливость и благо. Сартр считает, что бытие предшествует сущности, то есть особая сущность человека возникает в опыте его существования. Человек не является добрым по своей природе, он становится таковым в процессе своей жизни. Человек — никто и ничто. Это благородство и небытие является онтологической основой человека. Человек сам определяет себя. Существование человека заключается в выборе. Любой выбор — это определение существования.
Сартр выявляет определенную антиномию (противоречие): то, что производит сам человек, не есть он сам как экзистенция. Т.е. человек никогда не равен своему выбору. Он всегда, как экзистенция, тождественен своему становлению и тождественен своему производству — все это в будущем. Он не то же самое, что становящиеся и производимые.
Становление — это всегда фальсификация времени. Человек всегда стремится совпасть с самим собой, стать чем-то неопределенным, совершенствоваться, избежать выбора становления (стать добродетелью, революционером и т.д.). Но он не всегда совпадает с самим собой.
Для Сартра попытки избежать выбора, становления — это ложные попытки. 2 способа избежать выбора и стать: Религия и искусство. Религия и искусство создают иллюзорный мир, в котором человек ищет утешения.
Существование существует в соответствии с принципом нетеизма. Она отлична от всего сущего. Существование дано в свободном выборе, поэтому человеческое существование основано на свободе. Свобода не социальная, а онтологическая. Свобода — это характеристика человеческого существования. Поэтому не может быть ситуации, в которой свобода человека даруется государством или гражданским обществом. Свобода не социальная, а экзистенциальная, потому что свобода — это основа человеческого существования. Свобода не имеет границ, но ее единственное занятие — устанавливать границы, потому что каждый выбор предполагает, определяет границы человека. Поэтому нет больше свободы в том, что выбирается. Таким образом, свобода постоянно выходит за пределы того, что является делом ее рук.
Свобода сама по себе нейтральна. Он свободен от ограничений. Свобода — это всегда выбор между чем-то и чем-то; ее способность, ее определенность проистекает из ее собственной безграничности, из ее небытия. Поэтому со свободой приходит небытие.
Сартр подчеркивает, что я не могу желать своей свободы, не желая свободы для других. То есть, когда я принимаю решение за себя в свободном действии, я также принимаю решение за все человечество. То есть, принимая ответственность за свой поступок, я также принимаю ответственность перед всем человечеством.
Экзистенциализм как философское учение
Философия — это наука, которая занимается фундаментальными свойствами и принципами реальности (бытия) и познания, человеческого существования, отношений между человеком и миром. Как и любая наука, философия не стоит на месте, она постоянно развивается и совершенствуется, философские знания постоянно растут. И этот постоянно растущий объем информации должен быть каким-то образом засекречен.
Пожалуй, основная классификация философии как информации — это классификация философских школ и учений на основе, прежде всего, центральной идеи о существовании человека или мира.
Одним из важнейших философских учений является экзистенциализм.
Экзистенциализм (или экзистенциальная философия) — это течение в философии 20-го века, которое в первую очередь озабочено человеческим существованием, которое рассматривается как иррациональное.
Кризис оптимистического либерализма, основанного на техническом прогрессе, но не способного объяснить нестабильность и непостоянство человеческой жизни, человеческое чувство тревоги, отчаяния и безнадежности, нашел отражение в экзистенциальной философии.
Эта философия является иррациональной реакцией на рационализм эпохи Просвещения и немецкой классической философии. По мнению философов-экзистенциалистов, главный недостаток рационального мышления заключается в том, что оно исходит из принципа субъект-объектной оппозиции и делит мир на две сферы — объективную и субъективную. Вся реальность, включая человека, рассматривается рациональным мышлением только как объект, «существо», познанием которого можно манипулировать в терминах субъект-объект. С точки зрения экзистенциализма, истинная философия должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощается в «экзистенциализме», то есть в иррациональной реальности.
Согласно экзистенциалистской философии, чтобы осознать себя как «существование», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. Так мир становится «знакомым» для человека. Интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальный инсайт» у Ясперса) провозглашается как истинный путь к знанию, путь в мир «бытия», что является иррационалистической интерпретацией феноменологического метода Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» индивидом одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку они непосредственно обладают сущностью, сутью. С другой стороны, человек постигает свою сущность на протяжении всей жизни и несет ответственность за каждый свой поступок; он не может списать свои ошибки на «обстоятельства». Таким образом, экзистенциалисты рассматривают человека как самоконструирующийся «проект». Ибо идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. Наиболее известные представители религиозного экзистенциализма — Марсель и Ясперс, наиболее известные атеисты — Хайдеггер, Сартр и Камю.
Нельзя сказать, что экзистенциализм когда-либо существовал в чистом виде. Даже самые ярые его приверженцы интерпретировали его по-своему, добавляя к идеям экзистенциализма свои собственные мысли и суждения, которые лишь частично принимались другими философами.
Пожалуй, единственным философом, однозначно принявшим экзистенциализм, был Жан-Поль Сартр. Он предпринял попытку обобщить знания и идеи, когда-либо высказанные об этой доктрине, в своем труде «Экзистенциализм — это гуманизм».
По мнению американца Ролло Мея, экзистенциализм — это не только философское, но скорее культурное течение, которое улавливает глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображает психологическую ситуацию, в которой он оказался, и выражает уникальные психологические трудности, с которыми ему приходится сталкиваться.
Человек и свобода
Начиная с Платона, один из главных вопросов, на который пыталась ответить философия, — это природа человека, то есть что такое человек по своей природе. Считалось, что существует некая «человеческая природа», которая одинакова для всех людей и исходя из которой можно решить все вопросы, связанные с существованием человека в мире. Бог, создавая человека, сначала определил его природу, а затем создал самого человека, подобно тому, как человек, создавая вещь, сначала думает о ней, решает, какой будет эта вещь, то есть создает природу до того, как вещь начинает существовать.
Атеизм XVIII века устранил концепцию Бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Философия экзистенциализма в двадцатом веке переосмыслила вопросы, связанные с человеческой сущностью, и пришла к идее, что человеческой природы вообще не существует и что существование предшествует сущности. Вслед за Хайдеггером французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр утверждал, что существование человека предшествует его сущности, то есть человек сначала появляется в мире, существует, и только потом определяется его сущность.
Исходя из основной идеи экзистенциализма — «бытие предшествует сущности» — Сартр строит свою философию на противопоставлении двух способов бытия: «бытия-в-себе» и «бытия-для-себя». Отношения между объектом и субъектом, вещами и сознанием, природой и духом переносятся Сартром на уровень этих двух разнородных способов бытия.
«Ан-самость» — это мир вещей. Они характеризуются существованием («нисколько не зависят от моего произвола»), присутствием и в то же время инертностью. «Для-себя» — это «мое сознание», это не «ан-себя», ибо существование означает для сознания сознание своего существования, это «чистая спонтанность» перед лицом «чистой инерции».
Характерной чертой бытия-в-себе является отрицание малейших признаков движения, развития противоречия, негативности, какой-либо активности в нем. «Быть самим собой» — это абсолютная пассивность. Она не может действовать на человеческое сознание. Она не может быть причиной чего-либо. Она также не может быть причиной самой себя. «Быть собой» — это. Это то, что есть, не более того. Лишенное всякой качественной определенности, движения, развития, активности, бытие-в-себе превращается в беспредметное, пустое, бессодержательное понятие ограниченности, поскольку проникать не во что. Понятие объекта сознательно выводится из его отличия от сознания: «Вещь не есть сознание; вещь есть то, что она есть». Посредством отрицания «для-себя» утверждает свое отличие от вещи и устанавливает познание как «способ бытия».
В философии Сартра «бытие-для-себя» противостоит «бытию-в-себе», которое функционирует как «другое» по отношению к «бытию-для-себя». «Бытие-для-себя» — это тоже бытие, но противоположное «бытию-для-себя»; оно есть не что иное, как сознание. И хотя бытие-для-себя имеет смысл только в противопоставлении своему бытию-другому, оно обладает полной независимостью по отношению к последнему: «Сознание существует само по себе». «Нет ничего, что было бы причиной сознания. Она является причиной своего собственного способа существования».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист
- Понятие сущности и явления
- Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью
- Человек, общество и природа: проблемы экологии
- Дени Дидро и его философия
- Философское знание и управление
- Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию
- Философия диалога М.М. Бахтина
- Владимир Ильич Ленин, российский революционер, марксист, идеолог
- Семья как историческая общность людей