Оглавление:
Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одним из основных духовных оснований политической культуры является политическое сознание.
Политическое сознание — это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, сообществами, социальными классами). Он функционирует как собрание соответствующих знаний и оценок.
Трудно переоценить роль политического сознания в жизни общества. В конце концов, это не просто пассивное зеркало политического существования. Политическое сознание способно обогнать практику и предсказать развитие политических процессов. Следовательно, он способен оказывать большое влияние на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.
Более того, уровень политического сознания во многом определяет политическое поведение, характер политической активности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.
По этим причинам состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления социальными процессами. В связи с этим власти, политические партии должны стремиться формировать такое сознание, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.
Политическое сознание — это в значительной степени набор политических представлений. В конце концов, ментальная сфера политического мира состоит из восприятий. А без сознания нет ничего политического.
Политическое сознание имеет не только групповой, но и индивидуальный характер. В этом отношении он имеет три источника.
Первый источник — это семейное окружение человека. Это набор идей и чувств, которые передаются через воспитание. Соответствующий социально-психологический багаж является основой политического сознания. На его основе формируется личность гражданина.
Второй источник — это информация в самом широком смысле. Она приходит к человеку как через общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, пресса, радио).
Третий источник — это личный опыт человека. Она опровергает или подтверждает полученные знания, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического сознания.
Вышеупомянутые источники формируют совокупность знаний, которые позволяют политическому «я» анализировать мир политики и определять себя по отношению к нему.
В то же время знания из семьи могут быть представлены как опыт поколений, но они также могут быть тканью предрассудков. Информация также может быть истинной или ложной. И жизненный опыт человека, который является для него богатейшим опытом, может быть нетипичным и не отражать политическую реальность.
В любом случае, сам человек трансформирует эти факторы в единую более или менее четкую и ментально структурированную политическую систему.
Для большинства людей этот процесс спонтанный, случайный и даже абстрактный. Более того: большинство людей склонны повторять политически ориентированные рассуждения, которым их научили или которые они узнали из других внешних источников.
Осведомленность людей о политических проблемах и их восприятие политического мира тесно связаны с их политическими интересами и предпочтениями. Например, сотрудник компании, испытывающей проблемы, считает, что хорошими решениями для исправления ситуации являются те, которые не предполагают увольнений. Активист правящей партии считает, что экономическая ситуация ухудшится, если к власти придет оппозиция. Когда политик обвиняется в коррупции, его считают виновным в зависимости от его собственной политической окраски.
Следовательно, реальность не оценивается политическим сознанием сама по себе. Его восприятие зависит от прежних убеждений и интересов людей.
Политическое сознание связано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими взглядами, философскими доктринами, правовыми теориями и нормами, моральными представлениями, художественными взглядами, эстетическими ценностями.
Многие политические доктрины и ценности, являющиеся продуктом политического сознания, имеют идеологическое значение в современном обществе. Поэтому они важны не только для повышения политической культуры людей, но и для духовного, цивилизованного развития человечества в целом.
В то же время существует реальное несоответствие тех или иных позиций политического сознания в процессе политической деятельности отдельных государств и их объединений, социальных классов, наций и партий. Важно, чтобы возникшая идеологическая и политическая борьба не переросла в вооруженное противостояние и носила мирный и цивилизованный характер.
Функции политического сознания
Политическое сознание выполняет ряд функций.
Регуляторная функция. Политическое сознание регулирует.
Социальное поведение людей, основанное на их восприятии действительности и совокупности политических идей, норм, представлений и убеждений, которые они вырабатывают.
Потребность в регулирующей функции политического сознания особенно велика на критических фазах общественного развития и в период кризиса. Эффективность политических систем, ход событий и направление социально-политических преобразований зависят от политического сознания общества в целом и от политической установки «верхушки».
Когнитивная и информационная функция. Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не хотят в этом участвовать — политика все равно «вовлечет» их. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государство, законы, партии, общественные организации и т.д. Она «проникает» в людей в виде политической информации. Механизм современной жизни таков, что люди постоянно вынуждены принимать решения, в том числе и политические. Все это подталкивает их к восприятию мира политики, к получению политической информации.
Политическое сознание в этом смысле должно помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно ориентироваться в ней.
Оценочная функция. Политическое сознание служит не только для восприятия (отражения) социально-политической реальности. В его глубине, в процессе восприятия политического мира вырабатываются оценки (установки) к тем или иным политическим явлениям и проблемам.
Таким образом, люди делают для себя определенные выводы, определяют степень важности тех или иных политических явлений и событий.
На основе оценки политической реальности люди формируют свои политические взгляды, убеждения, позиции и предпочтения.
Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать, что они являются гражданами, которые не только «что-то должны» обществу и государству, но и имеют определенные права, свободы и политические интересы.
Гражданское самовосприятие, в свою очередь, побуждает (мобилизует) людей перейти от пассивного восприятия социальной реальности к конкретному участию в социальной и политической жизни.
В этом отношении политическое сознание через свою мобилизующую функцию побуждает людей к политически ориентированному поведению, участию в общественной жизни для отстаивания своих социально-политических интересов, объединению с единомышленниками в политические партии, общественные организации и т.д.
Уровни политической осведомленности
Политическое сознание существует на разных уровнях и в разных формах. Во-первых, необходимо различать специализированное и массовое политическое сознание.
Специализированное сознание — это, как правило, идеологически однородное сознание. Изначально это удел немногих. Его носителями являются в основном политические партии и другие политические организации и объединения. Они устанавливают необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении.
Главное в специализированном сознании — это выработка, развитие и внедрение определенных установок в сознание рядовых представителей социального класса, социальной группы (или групп), общественного класса.
Массовое политическое сознание косвенно выражает уровень и содержание потребностей общества. Она также отражает характер знаний общества о политической реальности.
Релевантное знание, с одной стороны, производится различными идеологиями и закреплено в политической культуре. С другой стороны, такие знания также «добываются» собственными практиками массовых социальных групп.
Массовое политическое сознание очень динамично. Она имеет конкретно-исторический характер и часто переживает периоды подъема и упадка. На него влияет множество факторов: политический курс и тактико-стратегическая деятельность отдельных партий, различные социальные потрясения, содержание конкретно-исторической ситуации и многое другое.
В реальности возможны различные варианты переплетения специализированного политического сознания (например, политической партии) и массового политического сознания.
Иногда то, что теоретически и практически переживает и преодолевает та или иная политическая партия, может надолго остаться в политическом сознании общества. Этот факт был отмечен многими политическими деятелями. В.И. Ленин, например, предостерегал своих соратников от ошибок, подчеркивая: «Дело только в том, чтобы не признать вымершим для класса, вымершим для масс то, что вымерло для нас». (Ленин, В.И. Инфантильная болезнь «левизны» в коммунизме. Поли, Собрание сочинений, т. 41. С.42).
Возможна и обратная ситуация: необходимость того или иного политического действия, принятия какого-то политического решения зафиксирована в массовом политическом сознании, но специализированное сознание к этому не готово.
В нашей стране, например, идея о необходимости многопартийной системы закрепилась в обществе заранее, а соответствующие инициативы со стороны монополистической коммунистической партии и государства последовали лишь с большой задержкой.
Очевидно, что взаимодействие профессионального и массового сознания важно не только для конструктивного и стабильного социально-политического развития общества. Еще более важным является их взаимная отзывчивость на все изменения в образе мышления людей и общества в целом и составляющих его социальных групп.
Человек и политика
Рассмотрение человека как главной фигуры в политике существенно продвинуло наше понимание современного этапа мирового цивилизационного развития и основных проблем генезиса российского общества. Именно люди являются движущей силой общественного развития, в отличие, например, от природных и материальных условий, которые их окружают и служат объектами воздействия.
В философском смысле под человеческим фактором следует понимать совокупность характеристик человека, определяющих его трудовую и социальную деятельность, а также ее результат; специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно-технических, организационных, управленческих и других отношений; все, что относится к человеку как субъекту деятельности в различных сферах общественной жизни. Другими словами, это человеческая субъективность, проявляющаяся в том, как человек создает и использует вещи и идеи.
Концепция «человеческого фактора» имеет свои особенности в применении к политической сфере. Дело в том, что политика — это, прежде всего, человеческие, психологические, социокультурные, институциональные и другие образования. В некотором смысле, сам человек функционирует как «политическая материя» и как субъект политики. Поэтому степень развития самого человека во многом определяет качественное состояние политического бытия. Его влияние на эту сферу общественной жизни сильнее и глубже, чем на другие.
Человек — существо социальное, политическое, общественное, он зависит от общества и формируется под воздействием социальной среды, он является центром возникновения и осуществления политики; он совершенствует, активно влияет на ее возникновение и развитие. Аристотель утверждал, что «только человек из всех живых существ наделен языком». Эта особенность человека, отличающая его от всех других существ, приводит к тому, что только человек способен чувственно воспринимать такие понятия, как добро и зло, правильно и неправильно и так далее. И совокупность всего этого создает основу для семи и государства. По этой причине я определяю и семью, и поселение, и полис как коммуникацию, а полис я называю завершенной и совершенной коммуникацией.
Эта особенность была доработана более поздними исследователями: К. Маркс, например, писал, что «сущность человека не есть абстракция, присущая отдельному индивиду. В своей реальности он есть, если совокупность всех общественных отношений», «…как само общество производит человека как личность, так и он производит общество»,
Интересны работы Э. Фромма о роли человеческого фактора в истории и его проявлении. По его мысли, на одном полюсе истории находится «социальный характер», сформированный типом данного общества, на другом — «человеческая природа, которая в свою очередь определяет социальные условия, в которых существует человек». Другими словами, фундаментальные политические изменения, по мнению Фромма, возникают из-за противоречия между основными потребностями человеческой природы и тем, как они реализуются в данном обществе. В то же время вопрос осуществления неотложных социально-политических преобразований в решающей степени зависит от качественного состояния человеческого фактора, от социального характера, присущего большинству членов данного общества.
Действительно, при рассмотрении различных аспектов человеческого фактора не следует забывать, что человек — это биосоциальное, природное существо. Поэтому всегда важно учитывать тот факт, что в политике проявляются не только социальные и «сознательные» особенности человека, но и особенности «предсознательного» и «бессознательного» людей.
Главное в человеке то, что он наделен сознанием) волей, способностью иметь дело с обстоятельствами жизни и действовать, чтобы повлиять на них. Итак, важнейшей характеристикой человека в целом является его относительная автономия как индивида по отношению к природе и обществу. Политический человек» в конечном итоге сам создает политическое бытие через политическое действие и поведение в обществе, в соответствии с теми или иными социальными интересами.
Известный философ Тейяр де Шарден сам провозглашает цели человеческого прогресса. Когда он говорит о человеке будущего, он пишет о его самоэволюции («автоэволюции»). Каждый человек осознает свою связь с человечеством, или, говоря словами Тейяра, «индивидуумы начнут ощущать в себе целостную жизнь вида, благодаря феномену высшей со-рефлексии». Сегодня, отмечает он, мы видим, как единый организм человечества с соответствующим духовным ядром, в котором сосредоточен «весь запас «мысли», выработанный человечеством».
Личностно-ориентированная политика
Политическая реальность дана нам через деятельность политических субъектов. В этом процессе его субъекты выступают носителями политических отношений, организуют, модифицируют или ликвидируют политические институты и организации. Субъекты политики — это носители более или менее стабильной политической деятельности. Это могут быть только «существа» (индивиды или группы), которые сознательно (самостоятельно) реализуют выработанные цели. Та или иная группа (индивиды) становится субъектом политической деятельности, когда у них формируется способность к политическому целеполаганию.
В роли субъектов политики выступают как индивиды, взятые в их политическом качестве, так и их группы, объединения, которые обладают способностью проявлять себя как агрегированные субъекты. Совокупные субъекты политики характеризуются общностью основных политических потребностей, которые отражают их коллективное знание. При этом деятельность совокупных субъектов формируется в результате взаимодействия составляющих их отдельных субъектов и характеризуется некоторыми новыми параметрами и свойствами.
Совокупность акторов играет решающую роль в политическом процессе. Это заставляет нас рассматривать действия отдельных людей в рамках действий групп людей. Однако важно не путать людей и помнить, что политика инициируется каждым человеком.
Первичным субъектом политики является человек (индивид) Как говорил древнегреческий философ (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это утверждение полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, потребности, мотивы, ценностные ориентации и цели являются «мерой политики», движущей силой социально-политической активности масс, социальных групп, этнических общностей, наций, элит, организаций и институтов, выражающих их интересы. Личность — это главная субстанция политики.
Проблема личности в политологии имеет несколько аспектов. Психологический подход фокусирует внимание на индивидуальных психофизиологических — эмоциональных, интеллектуальных и т.д.. — Психологический подход фокусирует внимание на индивидуальных психофизиологических — эмоциональных, интеллектуальных и др. характеристики человека, его характер и привычки, ценностные ориентации и их проявления в политике. При анализе личности с этой точки зрения большое внимание уделяется политическим лидерам и руководителям, чьи индивидуальные характеристики в той или иной степени зависят от изменений в политике, изучению электорального поведения избирателей и электоральной активности людей в экстремальных политических ситуациях и так далее.
Социологический подход предполагает рассмотрение индивида как представителя группы: социально-этнической, статусной, элитной, исполнителя той или иной социально-политической роли: избирателя, лидера, управленца и т.д. Указанный подход с его очевидным удобством для исследования, способом нивелирования личности в более крупные социальные образования или роли, не всегда позволяет выявить ее самостоятельную-активную роль как основного и специфического субъекта политики, что, в свою очередь, затрудняет выяснение вопроса о личностно-психологическом состоянии человеческого фактора, путях и способах его активизации.
Социальная деятельность людей — это не только общественно необходимое явление, но и имеет глубоко индивидуальный аспект, который требует изучения на уровне конкретного индивида, конкретной личности. «Дефицит активности не только в общественной сфере, но и в личной жизни делает необходимым изучение его причин с помощью как общепсихологических, так и социально-психологических методов. Особенно важно тесно связать все подходы к изучению деятельности, чтобы выявить как ее личностную, так и ее социально-психологическую структуру.»
Проблема социально-политического бытия личности, осознаваемого в многомерных формах ее развития и саморазвития, ставит задачу создания целостной теории личности на основе применения различных научных методов и интеграции сходных концепций. Эта теория должна объединять следующие обстоятельства и факторы:
- Во-первых, общие причины, определяющие социально-исторические тенденции развития человечества и способ их связи с общественной жизнью;
- во-вторых, конкретные социально-экономические и духовные условия, в которых непосредственно и реально происходит процесс развития личности;
- в-третьих, внутренние духовные и социально-психологические процессы, которые представляют собой систему знаний, убеждений, ориентаций, идеалов, синтезированных через индивидуальный опыт человека.
При синтетическом подходе к указанной проблеме личность изучается как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только универсальный, но и уникальный в своих чертах. С этой точки зрения, человек, как правило, взаимодействует с властью, выполняет определенные политические задачи и выступает как субъект и объект воздействия политики.
Человек — субъект политики особого рода, поскольку его статус как субъекта не такой же, как у других субъектов политики (больших и малых социальных групп, выражающих интересы своих организаций). Она представляет собой первичный атом политики, особую биосоциальную единицу с очень сложной внутренней структурой и организацией, которая развивается в силу определенных законов, одновременного действия внутренних и внешних факторов.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психологические факторы внутрисемейного воспитания
- Психологические проблемы коммуникации
- Особенность гендерных стереотипов в современном обществе
- Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС
- Релаксация сознания
- Психология и философия
- Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
- Учение З. Фрейда
- Имплицитная теория личности
- Развивающие игры как средство подготовки детей к обучению в школе