Оглавление:
Как формируется личность, как она развивается, как личность возникает из «не-личности» или «еще не-личности». Младенец, конечно, не может быть личностью. Взрослый человек — это, несомненно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс происходит постепенно; шаг за шагом мы продвигаемся вперед, чтобы стать личностью. Есть ли закономерность в этом движении или оно чисто случайное? Здесь мы находимся в начале векового спора о том, как человек развивается в личность.
Личностное развитие человека формируется под влиянием его возраста и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в образовательном процессе. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его желаний, интересов, а также социальные проявления. В то же время, каждый возраст имеет свои возможности и ограничения в развитии. Например, развитие мышления и памяти наиболее интенсивно происходит в детском и подростковом возрасте. Если возможности этого периода в развитии мышления и памяти не используются должным образом, то в последующие годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время попытки продвинуть физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных способностей могут не дать никакого результата.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость тщательного изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения. Эти вопросы поднимали, в частности, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позднее А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Кроме того, некоторые из них разработали педагогическую теорию, основанную на идее природосообразного воспитания, то есть учета естественных особенностей возрастного развития, хотя эта идея интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном: необходимо тщательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
Как высшее творение природы, в известной части вселенной, человек не является чем-то застывшим, данным раз и навсегда. Он меняется, эволюционирует. В процессе развития он становится личностью, полностью ответственной за свои действия и поступки.
Существенным для педагогики является уточнение понятия «личность». Какова связь этого понятия с понятием «человек»? Понятие «личность» выражает совокупность социальных качеств, приобретенных индивидом в процессе жизни и проявляющихся в различных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Является ли каждый человек личностью? Очевидно, нет. Индивид в родоплеменном строе не был личностью, поскольку его жизнь была полностью подчинена и растворена в интересах первобытного коллектива, а его личные интересы еще не приобрели должной самостоятельности. Человек, который сошел с ума, — это не человек. Человеческий ребенок — это не личность. Он обладает определенным набором биологических характеристик и атрибутов, но до определенного этапа жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому она не может совершать действия и поступки, продиктованные чувством социальной ответственности.
Понятие личности
Личность — это социальная характеристика индивида, это человек, способный к самостоятельной (культурно приемлемой) общественно полезной деятельности. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние качества, заложенные в него природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек — существо двойственное, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическому и социальному.
Личность — это осознание себя, внешнего мира и своего места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность — это автономная, самоорганизованная система, дистанцированная от общества, социальная сущность человека.
Известный философ В.П. Тугаринов считал наиболее важными характеристиками личности следующие черты.
- рациональность,
- ответственность,
- свобода,
- личное достоинство,
- индивидуальность.
Личность — это социальный облик человека как субъекта социальных отношений и действий, отражающий совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать во многих ролях одновременно. В процессе исполнения всех этих ролей он/она развивает соответствующие черты характера, манеры, формы реагирования, идеи, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые вместе образуют то, что мы называем личностью.
Личность — это термин, используемый для описания характеристик и способностей, присущих всем людям. Эта концепция подчеркивает существование в мире такого особого, исторически развивающегося сообщества, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех других материальных систем только присущим ему образом жизни.
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его также во всех отношениях» — так К.Д. Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучить сущность ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности ученика, потому что ученик является одновременно субъектом и объектом педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Таким образом, вопрос о сущности личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различают понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек — это биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи и труду.
Человек — это отдельная личность, человеческий организм с присущими ему характеристиками. Индивидуальное относится к человеку, как особенное относится к типичному и универсальному. В данном случае термин «индивид» используется в смысле «конкретный человек». Такая постановка вопроса не позволяет уловить, как взаимодействуют в жизни человека различные биологические факторы (возрастные особенности, пол, темперамент) или различные социальные условия. При этом индивид считается отправной точкой для формирования человеческой личности, личность — это результат развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих характеристик.
Индивидуальность также соотносится с понятием личности и отражает особенности конкретного человека.
Личность (центральный термин гуманитарных наук) — это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник социальных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной деятельности и общении с другими.
Развитие личности и его факторы
«Мы постоянно узнаем о себе что-то новое. Год за годом обнаруживается что-то, чего мы не знали раньше. Каждый раз нам кажется, что наши открытия подошли к концу, но они никогда не закончатся. Мы постоянно открываем для себя то одно, то другое, и иногда мы бываем перегружены. Это указывает на то, что всегда есть часть нашей личности, которая все еще остается бессознательной, которая все еще формируется. Мы неполноценны, мы растем и меняемся. Хотя эта будущая личность, которой мы однажды станем, уже присутствует в нас, на данный момент она остается лишь в тени. Это как бегущая строка в фильме. Будущая личность еще не видна, но мы движемся в том направлении, где ее очертания уже вырисовываются. Это потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, кем мы были, но не знаем, кем станем!».
К. C. Г. Юнг
Поскольку личностные качества человека развиваются в течение жизни, для педагогики важно раскрыть суть термина «развитие».
Развитие личности — одна из основных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы психического развития, педагогика устанавливает теории того, как целенаправленно направлять развитие человека. В науке существует формула: Человек рождается, личностью становится. Следовательно, в процессе развития приобретаются личностные качества.
Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие приводит к изменению качеств личности, появлению новых характеристик; психологи называют это новообразованием. Изменение личности от возраста к возрасту происходит в следующих направлениях:
физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),
психологическое развитие (процессы восприятия, мышления и т.д.)
Социальное развитие (формирование нравственных чувств, освоение социальных ролей и т.д.).
Происходит развитие:
- в единстве биологического и социального в человеке.
- диалектика (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие протекает неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детском и подростковом возрасте, а затем замедляется.
Существуют оптимальные периоды для формирования определенных видов умственной деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (Леонтьев, Выготский). Причина — неравномерное созревание мозга и нервной системы. (Возраст от 6 до 12 лет является оптимальным для развития навыков решения проблем. Иностранный язык — от 3 до 6 лет, чтение — от 2 до 5 лет, плавание — до года, развивающее обучение — 1-2 года > отличники в 1-2 классах).
Пластичность нервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая память — высокая организация когнитивной деятельности).
- путем разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, способностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые он ставит, и условиями их достижения и т.д.).
- через деятельность (игра, работа, обучение).
Вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно происходит, является спорным в науке. Анализ факторов развития начался еще у древних ученых. Всем им было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разных стадий развития? Что влияет на развитие личности?
Внешние факторы развития
Развитие определяется внутренними и внешними условиями. Влияние окружающей среды и воспитание относятся к внешним факторам развития, а природные задатки и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, возникающих под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к внутренним факторам. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.
С точки зрения биологически ориентированных течений, развитие понимается как разворачивание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание сил природы. Таким образом, определяющим фактором развития являются предрасположенности — анатомические и физиологические особенности организма, унаследованные от предков. Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех этапов, через которые прошел человек в ходе своего исторического развития (филогенез): Онтогенез повторяет филогенез в сжатом виде. Согласно Фрейду, в основе развития человека также лежат биологические процессы, которые проявляются в различных формах либидо — сексуального влечения.
Многие психологи и биологи утверждают, что развитие ребенка предопределено врожденными инстинктами, особым сознанием генов, носителей постоянных наследственных характеристик. Из этого в начале XX века возникло учение о диагностике личностных особенностей и практика тестирования детей в начальной школе и разделения их на группы в соответствии с результатами тестов, которые должны были обучаться по различным программам, соответствующим способностям, данным от природы. Однако у науки нет четкого ответа на вопрос, что именно передается по наследству биологическим путем.
Социологические ориентации рассматривают окружающую среду как определяющий источник развития человека. Окружение — это все, что составляет окружение человека. Ученые выделяют несколько групп экологических факторов (А.В. Мудрик). Макрофакторы включают космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы — отдельные социальные группы людей и институты, школа, СМИ; микрофакторы — семья, сверстники. В социологии развитие и воспитание человека под влиянием всех факторов окружающей среды принято называть социализацией. В педагогике, как уже говорилось выше, она тесно связана с понятием образования в социальном смысле.
В российской науке проблема соотношения влияния различных факторов на развитие личности понимается следующим образом. Биологически унаследованные характеристики индивида составляют лишь основу для развития личности. Они развиваются под влиянием окружающей среды и образования (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди имеют относительно схожие задачи и способности. Только социальная наследственность, то есть пожизненное влияние среды и воспитания обеспечивает развитие. Образование выгодно отличается от факторов окружающей среды тем, что это контролируемый процесс, который регулирует и создает сознательные условия для развития и адаптации. Обучение как часть целостного педагогического процесса также верно: обучение ведет к развитию.
Этот основной закон развития личности, сформулированный Л.С. Выготским, гласит, что через совместную деятельность и общение у ребенка формируются психические функции, социальные навыки, этические нормы, уверенность в себе и т.д. Среди всех факторов социализации образование трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу своей направленности и организованности.
Соответственно, развитие личности — это процесс, определяемый внутренними и внешними факторами. Это происходит:
во-первых, зависят от внутреннего мира личности, ее внутренних мотивов, присущих ей субъективных потребностей, интересов и побуждений,
во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств его жизни.
Этапы развития личности
Процесс развития личности подчиняется психологическим законам, которые воспроизводятся относительно независимо от характеристик группы, в которой он происходит: и в начальной школе, и в новой компании, и в производственном коллективе, и в воинской части, и в спортивной команде. Они повторяются снова и снова, но каждый раз наполняются новым содержанием. Их можно назвать фазами развития личности. Существует три таких фазы.
Итак, первый этап развития личности. Человек не может реализовать свою потребность в индивидуализации, пока не освоит нормы (моральные, образовательные, производственные и т.д.), преобладающие в группе, и пока не освоит методы и средства деятельности, которыми владеют другие члены группы.
Он/она преуспевает в этом (одни более, другие менее успешно), но, в конечном счете, с потерей индивидуального своеобразия. Ему может казаться, что он полностью растворился в «общей массе». Происходит своего рода временная потеря личности. Но это его субъективное восприятие, поскольку в действительности человек часто увековечивает себя в других людях своими поступками, которые имеют ценность для других людей, а не только для него самого. Объективно, даже на этой стадии, он может казаться другим личностью.
На втором этапе обостряется противоречие между потребностью «быть как все» и стремлением человека к максимальной индивидуализации. Он вынужден искать пути и средства для достижения этой цели, чтобы утвердить свою индивидуальность.
Например, оказавшись в новом обществе, человек не будет сразу пытаться выделиться, а сначала постарается усвоить принятые в нем нормы общения, то, что можно назвать языком этой группы, принятую в ней манеру одеваться, общепринятые в ней интересы, выяснит, кто ему друг, а кто враг.
Но окончательно справившись с трудностями периода адаптации, осознав, что он «свой» для этого общества, он понимает, иногда смутно, иногда резко, что, придерживаясь этой тактики, он в какой-то степени теряет свою индивидуальность, потому что другие не видят его в этих обстоятельствах. Они не узнают его, потому что он незаметен и ни на кого не «похож».
Третья фаза — интеграция — определяется противоречиями между уже сложившимся желанием человека быть идеально представленным со своими характеристиками в других и потребностью других принимать, одобрять и культивировать только те его индивидуальные характеристики, которые нравятся им, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху и так далее.
В результате эти выявленные различия принимаются и поддерживаются у одних людей (остроумие, юмор, бескорыстие и т.д.), в то время как у других они могут встретить активное сопротивление, проявляя, например, цинизм, лень, желание свалить свои недостатки на других или наглость.
В первом случае происходит интеграция человека в группу. Во втором случае, если противоречия не устраняются, происходит дезинтеграция, что приводит к вытеснению человека из группы. Также может наблюдаться фактическая изоляция личности, что приводит к фиксации многих негативных черт в характере.
Особый случай интеграции наблюдается тогда, когда не столько человек согласовывает свою потребность в персонализации с потребностями сообщества, сколько сообщество трансформирует свои потребности в соответствии с его потребностями, и тогда он/она занимает позицию лидера. Однако взаимная трансформация индивида и группы, очевидно, всегда происходит тем или иным образом.
Каждая из этих фаз порождает и шлифует личность в ее основных проявлениях и характеристиках — в них происходят микроциклы ее развития. Представим, что человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода и вступить во вторую стадию развития — скорее всего, у него разовьются качества зависимости, безынициативности, одобрения, явной застенчивости, неуверенности в себе и своих силах. Он как бы «застревает» на первой стадии формирования и утверждения себя как личности, и это приводит к его сильной деформации.
Духовное развитие и формирование личности
Проблема развития ребенка находится в центре внимания с 1930-х годов. Однако общие теоретические аспекты психологии возраста все еще остаются спорными.
Традиционный подход к этой проблеме не проводил различия между развитием личности и развитием психики. Индес, как личность и психика не тождественны, хотя и образуют единство, так и развитие личности и развитие психики образуют единство, но не тождество (не зря его называют «психика, сознание, самосознание личности», но, конечно, не «личность психики, сознания, самосознания»).
Таким образом, привлекательность (влечение субъекта к другому человеку в условиях межличностного восприятия) интерпретируется как свойство личности субъекта. Но привлекательность нельзя рассматривать как свойство его психики хотя бы потому, что он привлекателен для других людей, и там, в психике этих людей, сознательно или бессознательно, формируется определенное эмоциональное отношение к нему как к привлекательному человеку и соответствующее социальное отношение.
Самый изощренный анализ, рассматривающий только психические характеристики человека, например, его мотивационно-потребностную сферу, не скажет нам, почему он оказывается привлекательным человеком в одних сообществах и отвратительным в других. Это требует психологического анализа этих сообществ, который необходим для понимания личности человека.
Осознание того, что понятия «личность» и «психика», при всей их однородности, нельзя считать тождественными, не является самоочевидным. Все началось с Е.В. Ильенков, который считал необходимым «искать разгадку «структуры личности» в пространстве вне органического тела индивида, а значит, как это ни парадоксально, во внутреннем пространстве личности». Именно в этом пространстве впервые возникает отношение человека к другому человеку (именно как реальное, сенсорно-объективное, осязаемое отношение, которое никоим образом не находится «внутри» человеческого тела), только чтобы затем, в силу взаимного характера этого отношения, трансформироваться в то самое «отношение к себе», которое опосредовано отношением к «другому» и которое составляет суть личной — специфически человеческой — природы человека». Личность, таким образом, рождается, возникает (и не проявляется!) в пространстве реального взаимодействия как минимум двух личностей, связанных между собой вещами и материально-телесными действиями….. Это именно реальное отношение, двусторонне-активное отношение, а не «отношение», представленное в системе самоощущений и представлений одного из участников этого диалогического взаимодействия…».
«Личность находится не в «теле индивида», а в «теле личности», которое никоим образом не сводится к телу этого индивида, не ограничивается его рамками…».
Личность, таким образом, не только содержится в «теле индивида», «в органическом теле индивида», она не может быть истолкована как природная сущность.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Особенности самоактуализации у студентов гуманитарной и технической направленности — Проблема самореализации в работах российских психологов
- Основы деловой и публичной коммуникации в профессиональной деятельности — История этикета
- Психологические проблемы подростков
- Архетипы в жизни — Концепция Архетипа
- Социально-возрастные характеристики взаимосвязи готовности к прощению и субъективного благополучия
- Взаимоотношение отца и ребенка в полной и неполной семье — В чем разница между полными и неполными семьями?
- Психотерапия булимии
- Влияние индивидуально-личностных особенностей на психологическое здоровье человека
- Психологические проблемы врачей
- Близнецы и их психологические особенности — Близнецы как особая популяция