Оглавление:
Каждый человек имеет представление о своем внутреннем мире. Но тот факт, что он у нас есть, не означает, что мы автоматически знаем о нем. Для науки тема человеческого «я» была и остается самым загадочным местом, куда, как иногда кажется, еще не ступала нога человека. И как бы глубоко ни продвигались познания этой загадочной науки, исследователи считают, что она остается самой интересной и до сих пор не раскрытой. Заглянуть во внутренний мир человека, проанализировать скрытую от глаз человека и экспериментальных приборов тонкую структуру человеческой души — задача не из легких.
О человеке, его историческом прошлом, настоящем и будущем написано бесконечно. Но все же существует огромное желание людей понять себя и человечество. Философы, социологи, антропологи, генетики, психологи, представители педагогической науки, представители литературы и искусства пытаются исследовать и раскрыть сущность человека, понять законы жизненного проявления личности, яснее увидеть ее перспективы в современную и будущую эпоху. Конечно, эти вопросы решаются и понимаются по-разному.
Цель статьи — определить модель профессиональной деятельности практического психолога с позиции Я-концепции человека.
Для решения этой задачи необходимо рассмотреть природу и структуру Я-концепции, а также динамику ее развития.
Сущность Я – концепции
«Я-концепция — это восприятие индивидом самого себя и его мысли о себе, которые собраны вместе и составляют своего рода центр управления внутри человека.
Что означает термин «Я-концепция», каково его реальное психологическое значение? В литературе, как русской, так и зарубежной, нет единой трактовки, а самосознание ближе всего к смыслу. Однако Я-концепция — это менее нейтральный термин, который включает в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система самовосприятия человека, которая включает в себя восприятие своих физических, интеллектуальных и других качеств и самооценку, а также субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на личность. Я-концепция человека возникает в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психологического развития, как относительно стабильное и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психологическое приобретение. Она неизгладимо формирует все проявления жизни человека, начиная с детства и заканчивая зрелым возрастом.
Я-концепция является важным фактором в организации психики и поведения индивида, поскольку она определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий для индивида.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних воздействий неоспорима, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются через призму Я-концепции, которая формируется в процессе социализации, воспитания, но также имеет определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. Потребности развивающейся личности меняются с возрастом. В них и через них человек проявляет себя, и соответственно разрушается его самовосприятие. В свою очередь, это также служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных представлений о себе (то, как человек видит и чувствует себя в конкретный момент времени), Я-концепция создает у человека ощущение постоянной определенности, самоидентичности. В целом это диалектика формирования и проявления противоречивых, всегда неполных Я-концепций — Я-концепции с ее интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими компонентами.
Психологи выделяют два компонента человеческой личности, то есть самости, а именно: Я-концепцию (мысли о себе) и самооценку (чувства к себе и оценка себя). Иногда два компонента — мысли о себе и оценка себя — не разделяются, а объединяются. Полученное целое называется просто Я-концепцией. В связи с этим в психологической литературе можно найти определение этого явления, ставшее уже классическим: «Я-концепция» — это совокупность всех представлений индивида о самом себе, включающая убеждения, оценки и поведенческие тенденции.
Как научная концепция, Я-концепция вошла в литературу относительно недавно.
Структура Я- концепции
На сегодняшний день не существует ни общепринятого определения, ни терминологии для этого понятия. Термины, которые одни авторы используют для обозначения Я-концепции в целом, другие — для обозначения ее отдельных аспектов.
Лучше всего представлять Я-концепцию как иерархическую структуру.
На его вершине находится глобальная Я-концепция, которая охватывает все возможные аспекты самоощущения индивида. Это ощущение своей непрерывности и уникальности. В нем подчеркиваются два элемента — самосознание и самость как объект. В реальной психической жизни, однако, эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически неразрывное целое. Я как объект существует только в процессах сознания и является содержанием этих процессов в той мере, в какой человек может осознавать себя. Мы можем разделить результат и процесс рефлексивного мышления только на концептуальном уровне; на психологическом уровне они сосуществуют. Аналогично, самовосприятие и самооценка поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку на психологическом уровне они неразделимы. Самовосприятие и самооценка предрасполагают человека к определенному поведению, поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как набор установок человека, направленных на себя. Однако эти установки могут иметь различные перспективы или формы.
Существует по крайней мере три основные формы самоотношения:
- реальное Я — установки, относящиеся к тому, как человек воспринимает свои реальные способности, роли, статус, т.е. его представления о том, каков он на самом деле.
- зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с восприятием индивидом того, как его/ее видят другие.
- идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел быть.
Понятие самоопределения психологический смысл.
Большинство авторов рассматривают эти модальные различия при изучении концепции самости. Часто подчеркивается, что суждения, действия и жесты других людей, относящиеся к человеку, служат основным источником данных о нем самом. Мы хотели бы отметить, что в индивиде реальное «я» и социальное «я» должны совпадать по содержанию. Но, с другой стороны, между содержанием реального «я» и содержанием идеального «я» могут быть значительные расхождения, которые поддаются объективному намерению.
Идеальное «я» состоит из набора идей, которые отражают самые сокровенные желания и стремления человека. Идеальное «я» отражает цели, которые человек связывает со своим будущим. Его можно рассматривать как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть набор характеристик собственной личности, которые он считает необходимыми для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы также связывают идеальное «Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и поведенческих норм, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такие идеалы заложены в каждом человеке.
Динамика Я-концепции
Первым шагом в формировании концепции самости является осознание того, что человек является отдельной и самостоятельной личностью. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. Формирование Я-концепции — это развитие представлений о себе. Я-концепция — это то, что видит человек, когда смотрит на себя с разных точек зрения, когда определяет свои внешние данные, личностные характеристики, черты, роли и социальный статус. В этом смысле Я-концепция — это система установок по отношению к самому себе. Это эго-идентичность или личностная идентичность человека, которая представляет собой набор самоопределений или образов самого себя.
На формирование Я-концепции большое влияние оказывает характер отношений с родителями. Девочки-подростки, которые находятся рядом со своими матерями, чувствуют себя уверенными, умными, рассудительными и независимыми. Те, кто не чувствует такой близости, видят в себе отрицательные качества — бунтарство, импульсивность, обидчивость и бестактность. Подростки, которые близки со своими отцами, имеют значительно более высокую самооценку и более стабильное представление о себе по сравнению с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Другие данные подтверждают теорию, известную из психоанализа, о том, что позитивные отношения мальчика с отцом и девочки с матерью гораздо важнее для формирования адекватной Я-концепции, чем принадлежность к какому-либо социальному классу. Психологи говорят, что в возрасте около 12 лет подросток начинает интересоваться своим внутренним миром и начинает познавать себя: подросток анализирует свое поведение, свои личные качества и таким образом приходит к некоторому самопознанию. Затем самопознание укрепляется, становится более глубоким, дифференцированным и обобщенным, и уже в возрасте 15-16 лет у подростков формируется представление о себе как о целостной личности, отличной от других людей, формируется «Я-образ» или «Я-концепция».
В возрасте 16-17 лет на основе Я-концепции подростка как личности развивается особое личностное образование — психологическая готовность к самоопределению. Это возрастное формирование личности подростка с точки зрения самовосприятия субъекта: самоопределение характеризуется осознанием себя как члена общества и конкретизируется в новой, социально значимой позиции. Однако самоопределение личности предполагает не только знание субъектом самого себя, но и его деятельность, осуществляемую в соответствии с этим знанием. Самоконцепция меняется с возрастом и постепенно стабилизируется к началу подросткового возраста. Одно из исследований показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте около 12 лет.
Способность к самоанализу необходима подросткам для формирования ядра личности, которое ученые называют Я-концепцией. Больше других его изучают психологи. Молодой человек должен сформулировать некоторые убеждения о себе, такие как: «Я красивый», «У меня хорошие способности к учебе» или «Я популярный». Многочисленные суждения о своей личности сплетаются в сложную картину, которая охватывает все аспекты взаимоотношений человека с внешним миром. Это и есть Я-концепция.
Когнитивная схемы внутри нас
Анализируя защитные функции Я-концепции, необходимо отметить столкновение двух элементов — сформированной когнитивной схемы внутри нас и нового опыта, поступающего извне. Если новый опыт, который получает индивид, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко усваивается и встраивается в некую условную оболочку, которая заключает в себе Я-концепцию. Но если новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит сложившейся Я-концепции, оболочка реагирует, как защитный экран, не пропускающий инородное тело в сбалансированный организм. Если разница между новым опытом и существующими представлениями индивида о себе не имеет принципиального значения, новый опыт может быть встроен в структуру Я-концепции настолько, насколько это позволяют адаптивные возможности составляющей Я-концепции. Конфликтные переживания, вносящие несоответствия в структуру личности, также могут быть поглощены с помощью защитных психологических механизмов, таких как рационализация. Эти механизмы позволяют поддерживать Я-концепцию в сбалансированном состоянии, даже когда на нее влияют реальные факты.
Наше поведение в соответствии с определенной ролью не исчерпывает содержание личности. Социальная роль — это проявление внешнего, или официального, «я». Наряду с ним существует внутреннее «я». Это тезис о двойственности человеческой природы. Наше внешнее «я» формируется обществом, социальной иерархией, многочисленными институтами и организациями. Она навязывается нам силой, часто против нашей воли. Наше внутреннее «я» — это убежище нереализованных желаний и возможностей, то, какими мы хотели бы быть, если бы обстоятельства не были вынужденными. Итак, внешнее «я» — это образ, которым мы хотели бы быть, а внутреннее «я» — это образ, который мы хотели бы иметь. Они контрастируют и дополняют друг друга. То, что было отнято и не реализовано в первом, восполняется и реализуется во втором. Суть человеческого «я» всегда прикрыта социальной маской, соответствующей случаю. Если внутреннее «я» представляет то, что можно назвать нравственным ядром или ядром личности, то оно должно представлять собой нечто целостное, единое. В то же время, внешнее «я», постоянно адаптирующееся к меняющимся ситуациям, правилам игры, моде и вкусам, должно представлять собой принудителя к исполнению множества ролей, которые человеку приходится играть в любой момент времени. Психологи считают, что у каждого человека есть как минимум два «я», которые находятся в гармонии или в конфликте. Философы говорят, что их может быть больше. Каждое «я» — это целостная система принципов, мнений, моральных норм, целей, мотиваций.
- «Субъективное» (предвзятое) Я — это уровень самомнения, мотивации достижения, стремления реализовать свой потенциал и переоценки своих способностей.
- «Рефлексивное Я». Она возникает в процессе социализации. Это набор представлений о том, что другие думают о нас. Что они думают, не вообще, а по нашему мнению. Из-за присутствия в нас первого, «субъективного Я», каждый человек очень избирательно прислушивается к мнению других о себе. Он обычно пропускает то, что ему не нравится, что он не хочет слышать, что может навредить ему или что вообще не навредит ему. Избирательное или обдуманное отношение к информации, поступающей от других, основано либо на большом самолюбии, либо на желании взвесить все объективно и не ошибиться. Таким образом, «рефлексивное Я» может быть чрезмерно субъективным, предвзятым или более объективным и сбалансированным. Ориентируясь на других, человек постоянно вносит коррективы в свои действия. Другие служат социальным зеркалом. Он выполняет функцию своеобразного контролера, распознавая реакции других людей.
- «Идеальное Я» — это то, каким бы я хотел быть. Не всех окружающих я принимаю за эталон, а только избранную их часть. Их называют референтной группой. В такую группу входят люди, на которых мы хотели бы походить.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Адаптация дошкольников — Особенности адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения
- Психосоматические расстройства
- Поведенческая психотерапия
- Я-концепция как фактор становления личности
- Внутренняя картина болезни у юношей, злоупотребляющих пав — Психоактивные вещества (ПС). Особенности ПС и основные понятия
- Вопрос о природе души; душа как особая сущность
- Возрастные страхи
- Представления об отцовских и супружеских качествах будущего брачного партнера у девушек
- Эволюция семьи в XXI веке
- Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)