Оглавление:
При решении вопросов воспитания в семье следует учитывать, прежде всего, то, что существуют различные модели воспитания, в зависимости от целей, средств и форм воздействия. Например, различие между светским и религиозным образованием, авторитарным и демократическим, национальным и международным и так далее.
Вопрос о цели образования является самым важным. Нельзя обучать, не имея четкого представления о целостной цели образования. Согласно идее Л.Н. Толстого, наше вмешательство в жизнь ребенка в любом виде полезно лишь для того, чтобы помочь ему раскрыть свою индивидуальность и таланты, а также устранить все, что тормозит его внутреннее развитие. Формирование внутреннего мира человека, работа над собой — вот чему должно способствовать воспитание в семье. Если воспитание не помогает ребенку найти себя, а лишь беспрестанно ограничивает его командами, он может совершить непоправимые ошибки в формировании своей жизни.
Важнейшая задача семейного воспитания — подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда помните, что не стоит переусердствовать с давлением: Эти шаги получают свою образовательную ценность только тогда, когда воспитывают способность владеть своей свободой только в свободе, потому что в опыте свободы вы учитесь.
Дети понимают свободу иначе, чем взрослые. Все, за что они берутся, имеет для них большое, важное значение, потому что они не ставят перед собой мелких задач, они берутся за все. Развитие чувства ответственности, способности владеть своей свободой происходит, прежде всего, через целостную жизнь, но не через простое усвоение идей свободы. Очень часто мы наблюдаем у детей раздвоение между их идеями и реальной жизнью. Для них идеи, не воплощенные в жизнь, не вынашиваемые и не реализуемые ею, остаются абстрактными, безжизненными правилами. Таким образом, становится ясно, что образование для внутренней жизни, для работы над собой, должно быть связано, прежде всего, с жизненным опытом ребенка. Следует помнить, что свобода должна соответствовать возрасту, то есть представляться в той мере, в какой у человека есть свои сильные стороны.
Самой сложной задачей в семейном воспитании является вопрос дисциплины в семье. Если ребенок привык иметь много прав и не иметь обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, это говорит о неспособности родителей к воспитанию, о сформированной ими иллюзии — «все само воспитается».
Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. На этом этапе важно установить общую атмосферу дисциплины в доме. Все должно быть четко разграничено: что нельзя, а что можно, за что всегда, а не под «горячую руку» будет наказание. Одна старая няня рассказывала о двух семьях, в которых ей приходилось работать: в одной все было запрещено, но на самом деле можно было делать все, что хочешь, в другой можно было делать все, но если что-то было запрещено, то просто нельзя было.
Семья должна учить детей своим обязанностям с раннего возраста. Почему так много молодых людей сегодня обращаются к легкой и зачастую преступной наживе? Эти молодые люди не обременены заботами и работой с детства. Такой образ жизни неявно или явно поддерживается родителями, которые защищают своих детей слепой любовью и обеспечивают их всем необходимым. Когда детям все позволено и они ни за что не отвечают, они начинают «командовать» своими родителями.
Цели и задачи воспитания в современных условиях. Генезис целей воспитания
Развитие и становление системы образования в любом государстве тесно связано с его историей. Исторические периоды в развитии государств характеризуются определенными взглядами на образование и воспитание детей, возможностями образовательного процесса, потребностями общества в образованных и подготовленных людях и, наконец, состоянием государственной системы образования.
Анализ историко-архивных документов, правовых документов в области образования, нормативных, публицистических и художественных источников позволяет говорить о семейном и домашнем образовании как о сложном образовательном процессе, обусловленном меняющейся социальной, социокультурной и экономической ситуацией в стране.
С древних времен люди создавали свою педагогику, готовили детей к практической деятельности, к борьбе жизни с помощью разнообразных воспитательных средств.
С появлением семьи семейное воспитание стало практически единственной формой образования детей в обществе на протяжении многих тысячелетий; школы и другие учебные заведения были немногочисленны и обслуживали небольшую часть детей, в основном из привилегированных сословий. Классовый характер общества обусловил различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.
В системе образования, разработанной в Афинах в VII-V вв. Век до н.э. доминирующее положение заняли семейное воспитание и образование. В отличие от спартанской системы образования, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейного воспитания. Для девочек, в соответствии с положением женщин в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего образования. Помимо традиционных основ грамотности (чтение, письмо, счет), их обучали игре на музыкальных инструментах, домоводству, рукоделию и шитью.
Многие принципы спартанской и афинской систем воспитания получили дальнейшее развитие в Риме (6 век до н.э.). Как и в Афинах, мальчиков воспитывали и обучали до 7 лет, а девочек и того позже, под присмотром матери или старших родственниц, на которых возлагалась ответственность за их образование. С 7 лет мальчики начинали учиться, обычно под присмотром своих отцов. Образование имело чисто практическую цель — подготовить ребенка к социальной, военной и экономической деятельности в тех формах, которые диктовались социальным статусом семьи. Так, помимо чтения, письма и арифметики, которым обучали всех, сын ремесленника или крестьянина готовился к работе в хозяйстве отца; сын аристократа учился владеть оружием, плавать, ездить верхом, узнавал кое-что об управлении Древним Римом и приучался руководить сельскохозяйственными работами в имении отца. Главной особенностью римского образования и воспитания был его ярко выраженный гражданский характер. Главной целью было воспитание активного члена общества, способного пожертвовать собой ради семьи и государства, храброго солдата, презирающего все иностранное, искусного политика и расчетливого землевладельца. В последующие века эта система в основном сохранилась, были внесены лишь некоторые изменения: Обучение детей стали поручать рабам, их воспитанием занимались специально приглашенные учителя.
Семья — одна из главных тем древнерусских литературно-педагогических памятников XIV в. и отечественных сборников XIV в. Педагогическая мысль Древней Руси ярко проявилась в «Поучении детям» князя Владимира Мономаха, в таких литературно-письменных памятниках, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.
Школьное воспитание XVII – начала XX веков
Эпоха Петра Великого (1682-1725) изменила взгляды на образование. За относительно короткий период времени в России были созданы основы национальной системы образования. До Петра I в России оценивали человека по принадлежности к тому или иному сословию, при Петре I впервые стали значимыми личные достижения и заслуги перед Отечеством.
В эпоху Петра I в обществе начали формироваться новые идеологические ориентиры. Обучение этикету, иностранным языкам, знакомство с западноевропейской модой влияли на жизнь и сознание людей. Поклонение всему «чужому» не могло не повлиять на изменение подходов к воспитанию и обучению молодежи. В XVIII. Век в России формируются первые образовательные ассоциации. В XIX веке реализуются различные педагогические проекты творческого, свободного воспитания молодого поколения.
Опыт семейного воспитания стал той почвой, на которой «выросли» первые педагогические теории. Сначала они не подчеркивали специфику воспитания в семье, а использовали опыт семейного воспитания, чтобы сделать общие педагогические выводы.
С появлением государственного образования возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Она решалась по-разному — в зависимости от господствующего общественного строя, философских и общественно-политических взглядов мыслителя или учителя-практика. Так, по убеждению Квинтилиана — теоретика ораторского искусства в Древнем Риме — общественное (школьное) образование имеет больше преимуществ по сравнению с индивидуальным (домашним). Он писал: «Тот, кто воспитывался в уединении, будет ослеплен ярким блеском солнца и не найдет для себя никаких новостей, когда войдет в жизнь со своими знаниями».
Он выделил четыре стадии развития нового поколения (младенчество, отрочество, юность и мужественность) и наметил шестилетний период обучения (шестилетняя школа) для каждой стадии; он сказал, что школа для ребенка — это школа матери в каждой семье. Я.А. Коменский выдвинул систему идей, связанных с признанием великих даров в природе ребенка: естественного влечения к свету, к знаниям, к добру, и определил роль воспитания как помощь ребенку в процессе его взросления. Это стремление проникнуть в природу ребенка было выражено им в определении принципа «естественности».
Английский философ XVII века Локк был убежденным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернанток. Главной целью образования, по Локку, является добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя достичь в школе: Школа — это «отросток общества», а общество таково, что воспитывает безнравственных людей. Поэтому Локк решительно настаивает на том, что образование происходит не в школе, а в семье, где умный и добродетельный воспитатель может воспитать такого же «джентльмена». В этом аргументе — трезвая оценка Локком современного общества и утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе. Педагогические идеи Локка о раскрытии природных способностей ребенка оказали большое влияние на историю педагогической мысли. Для него ребенок — это как чистый лист, то есть ребенок может воспринимать все, что вносит опыт. Из этих мыслей, как следствие, возникла вера в исключительное влияние школы Локка.
Школьное воспитание в России на современном этапе
До революции 1917 года школьное образование рассматривалось как дополнение к основному образованию в семье. Задачей школы было только обучение ученика. Революция 1917 года ознаменовала глубокие изменения в природе семьи и школы, в практике их взаимоотношений. Определенные идеологические и политические цели государственной системы воспитания и образования обусловили утверждение государственно-общественной заботы о детях, что привело к значительному ослаблению семейного воспитания и препятствовало решению задачи всестороннего развития личности на основе самоопределения и самореализации.
Задача формирования нового типа человека требовала контроля и вмешательства государства в семейное «консервативное» воспитание. Так, М.В. Плохова, занимаясь проблемами социализации ребенка в семье, пишет, что в 20-е годы XX века в педагогике страны существовали две стратегии по отношению к проблеме социализации ребенка в семье. Известные педагоги — П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие — считали необходимым опираться на положительные традиции семьи для воспитания энергичного, предприимчивого человека, приспособленного к социально-экономическим условиям новой жизни. По их мнению, в воспитательных целях необходимо было использовать теплоту и сердечность семейных отношений, трудолюбие детей, умение преодолевать трудности, обогащать детей новыми социалистическими ценностями. Они считали, что процесс социализации детей будет более эффективным, если советская школа и семья будут дополнять друг друга для поддержки развития ребенка, формирования у него гуманистических ценностей. Так, С.Т. Шацкий писал, что необходимо учитывать окружение ребенка. Например, в крестьянской семье дети приучались к труду очень хорошо: Десятилетний мальчик «мог самостоятельно делать 15 вещей. Задача школы — внести новые элементы в эту деятельность ребенка, обогатить ее внедрением новых технологий, средств научной организации труда, потому что школа — носитель новых знаний, советской культуры, пропагандист ее в семье, она старается вооружить ученика самым ценным из того, что накопило человечество.
Параллельно с этой тенденцией развивалась и противоположная. Согласно ей, необходимо было «оторвать» ребенка от семьи и воспитывать его в специально созданных учреждениях — школьных коммунах, детских колониях — то есть в условиях, которые, по мнению их создателей, должны быть максимально приближены к идеалам коммунистического будущего. Н.И. Бухарин, известный революционер, был сторонником этой идеи. Он считал семью самым консервативным оплотом. Идея изолировать ребенка от семьи была популярна в годы военного коммунизма. Во время Гражданской войны в Наркомате шла дискуссия о том, должны ли дети жить с родителями или необходимо создать для них специальные города, коммунальные школы. Перед педагогами и общественными деятелями тех лет стоял вопрос: должно ли семейное воспитание полностью заменить общественное, или реформированная семья не должна отказываться от воспитательных функций и нести их вместе с институтами социалистического строительства. Лишь меньшинство детей были охвачены коммунальным дошкольным образованием, большинство из них — без систематического надзора взрослых. Идеи были самыми разными, в том числе, что наиболее желательным типом учреждения для детей дошкольного возраста является «педагогически подходящий» детский дом, который фактически отделяет их от семьи.
Однако нельзя не отметить позитивный вклад в теорию и практику семейного воспитания в советский период Н.К. Крупской и ряда выдающихся педагогов: П.П. Блонский, С.Т. Шацкий — автор идеи «экологической педагогики», А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Школьная педагогика как наука
Педагогика — это наука о законах воспитания подрастающего поколения. Она разрабатывает проблемы воспитания в разных условиях, в разном возрасте: Педагогика раннего детства, дошкольная педагогика, педагогика начальной и средней школы; в условиях профессионального образования: педагогика старшей школы, средних специальных учебных заведений; при умственной отсталости — коррекционная педагогика и т.д.
Эти отрасли педагогической науки объединяют: общая цель, задачи, методологическая основа. Семейная педагогика — это отрасль педагогической науки, которая отличается институциональной спецификой, то есть социальным институтом — семьей, которая занимается воспитанием и образованием подрастающего поколения.
Семейная педагогика — это наука о воспитании в семье, которая изучает конкретные условия семейного воспитания, его потенциал, разрабатывает научно обоснованные рекомендации для родителей по формированию личности ребенка. Это наука, которая помогает справиться со многими образовательными проблемами, выявляет трудности и помогает найти правильное решение.
В отечественной и зарубежной педагогике существует множество работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Однако формирование семейной педагогики как самостоятельной отрасли науки началось сравнительно недавно. Именно в этом контексте определяются предмет и тема исследования. Предметом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет семейной педагогики — сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на формирование личности ребенка.
Семья является сложной подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому она служит объектом изучения многих наук, которые изучают определенные аспекты ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, право, психология, педагогика, медицина, этнография и другие. Каждая из наук затрагивает вопросы воспитания детей, поскольку они пронизывают все аспекты семейной жизни.
Философия — это наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогики она является теоретической основой для осмысления опыта домашнего воспитания, написания научных работ в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Философию интересует семья как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков жизнь семьи, воспитание детей в той или иной степени связаны с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиск смысла жизни, любви, соотношение добра и зла и т.д.
Демография изучает состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики. Демография занимается проблемами состава семьи (по возрастным, национальным и другим признакам), их занятости, связи поколений, деторождения и т.д.
Социология рассматривает семью как социальный институт, универсальный фактор социализации ребенка. Его интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы семейной жизни. Экономика связана с экономической стороной жизни семьи, с обеспечением детей жильем, работой, производством еды, одежды, игрушек и т.д.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Классно-урочная система обучения
- Влияние хореографии на развитие памяти в младшем школьном возрасте
- Международные образовательные системы
- Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
- Геннадий Никандрович Волков, педагог, профессор, доктор педагогических наук
- Методы педагогической диагностики в ДОО
- Современная организация игровой деятельности в детском саду
- Анализ педагогической практики
- Современные подходы к организации образовательного процесса
- Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях