Оглавление:
Сознание — это наши мысли, чувства, идеи и воля. Все это представляет собой очень важную способность человека понимать окружающую его среду, осознавать свое место в обществе, свои действия, чувства, мысли, интересы. Животные, как известно, не осознают ни своего поведения, ни своего места в мире. Поэтому у них нет ни сознания, ни самосознания. Это монополия человека.
Проблема сознания в последние годы привлекает внимание многих ученых из различных областей знания — социологии, логики, психологии, кибернетики, физиологии, математики и др. — и т.д. Проблема сознания привлекает особенно большое внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, его взаимоотношений с окружающей средой предусматривает изменения в природе человеческого сознания.
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ И ЕГО СУЩНОСТЬ
Проблема сознания — одна из самых сложных и загадочных. Основная трудность его понимания и изучения заключается главным образом в том, что мы не можем наблюдать явления сознания непосредственно, чувственно; мы не можем их измерить, изучить с помощью различных приборов. Поэтому сознание остается загадкой на протяжении многих веков. Это неоднократно приводило к мистификации его природы и сущности.
Так, еще в древности существовало представление о сознании как о проявлении души, таинственной «чувствующей-чувствующей» сущности, которая считалась ответственной за жизнь человека и некоторые важные состояния его тела. Характерным для этих взглядов было то, что душа не была отделена от тела; еще не существовало разделения на материальное и идеальное. Это относится и к первым философским теориям. На ранних этапах своего развития греческая философская мысль не знала понятия идеального как конкретной противоположности чувственно-предметного материальному. Со временем душа стала рассматриваться как нематериальная субстанция, независимая от материи, способная к самостоятельному существованию, бессмертная и вечная. Впервые эта точка зрения была теоретически обоснована и закреплена в философии Сократа и его ученика Платона.
Гераклит определял основу сознательного действия человека в терминах «логоса», который понимался как слово, мысль, сущность самих вещей. Ценность человеческого разума определялась тем, насколько он принадлежал этому Логосу, объективной вселенной. В целом, в античной философии разум причастен к разуму, который носит космический характер и выглядит как обобщение реального мира, эквивалентное универсальной закономерности.
В дальнейшем процессе развития философии истории проблема сознания трактовалась по-разному, причем многие философы объясняли сознание в зависимости от того, какую позицию они занимали по отношению материя-сознание. Кратко охарактеризуем эти позиции по существу
Идеалистические взгляды на природу сознания на протяжении веков приобретали различное содержание, но сводились к следующему: Сознание первично, а материя вторична. Таким образом, объективный идеализм наделил сознание сверхматериальным, сверхъестественным характером: оно существует независимо от мира, где-то вне мира и вне человека, и не имеет никакого отношения к мозгу; разум не рождается и не возникает, он живет своей жизнью, развивается и порождает явления природы и истории. Такое утверждение идеализма о существовании сознания напрямую связано с теологией, которая утверждает, что человеческое сознание — это дар Бога: создавая человека, Бог «вдохнул в него живой дух» и наделил его частицей божественного света. Поэтому она является даром божественного духа, который живет своей собственной жизнью, порождает в своем развитии явления природы и направляет историю общества.
Материя и сознание — самостоятельные, равноценные начала
С точки зрения дуалистов, материя и сознание являются независимыми, равнозначными началами (M II C). Это означает, что сознание было признано полностью независимым от материи. Как и материя, сознание было вечным; оно не возникало и не рождалось. Соответственно, не было необходимости решать вопрос о его происхождении. Одним из важнейших представителей дуализма был Рене Декарт, который считал, что в основе мира лежат две субстанции: ментальная (мыслящая) и физическая (протяженная).
Дуализм присутствовал и в философии Иммануила Канта. Интерпретация сознания, близкая к дуализму, — это концепция французского философа, ученого и теолога Пьера Тейяра де Шардена. Он считал, что земная материя содержит определенную массу элементарного сознания, психической энергии. В конце концов, сознание так же первично, как и материя. Поэтому неудивительно, что она пробилась в мир из темноты подсознания. Никто, даже наши предки, не заметил появления духа на земле, «человек вошел в мир бесшумно». Диалектическая концепция может быть оправдана на том основании, что между сознанием и бытием существуют настолько четкие границы, что их практически невозможно свести друг к другу или к общему корню. И. Кант писал по этому поводу: «Существуют два основных ствола человеческого познания, растущие, возможно, из одного общего корня, но неизвестного нам…».
В 1950-х годах вульгарно-материалистический взгляд на сознание был довольно распространен. Такое название объясняется тем, что его приверженцы (немецкие философы Л. Бюхнер, К. Фогт и голландец Я. Молешотт) рассматривали сознание грубо, упрощенно, вульгарно. Они считали, что сознание, мысль «выделяется» мозгом, так же как желчь выделяется печенью или моча — почками (М=С). Климат, пища и т.д., по их мнению, напрямую определяют то, как человек мыслит. Хотя вульгарно-материалистический взгляд был отброшен достижениями современной науки, все еще предпринимаются попытки свести сознание к определенному виду материи. В связи с достижениями электрофизиологии, например, была принята позиция, что мысли — это просто электромагнитные колебания, излучаемые мозгом. На самом деле, мозг постоянно излучает электромагнитные волны, которые меняют свой характер, когда мозг становится активным. Исследование этих волн во время болезни позволяет определить, какие участки мозга повреждены. Однако содержание мыслей невозможно определить по магнитофонным записям, поскольку они не являются материей.
Сознание также трактовалось механистически — гилозоизмом (от греч. hyle — вещество и zoe — жизнь). Его приверженцы предполагали наличие чувств даже у неодушевленных предметов («М <-» С). В подтверждение этой идеи французский материалист Дени Дидро привел, например, куриное яйцо и цыпленка. Откуда у курицы способность воспринимать и отражать мир, если яйцо не обладает такими свойствами? Он пришел к выводу, что эта способность была присуща самому яйцу. Такие утверждения привели некоторых французских материалистов к гилозоизму, который одухотворял все материальные объекты. Поскольку предметы наделены душой, логически вытекает, что сознание — это дар, которым обладают с рождения. Просто было неясно, куда исчезает сознание после смерти и где оно обнаруживается у душевнобольных. Несмотря на общую ошибочность гилозоизма, в нем все же содержалась рациональная идея о том, что только материя может быть носителем сознания, что сознание следует считать свойством материи.
Новый подход к пониманию сознания был связан с подъемом диалектического материализма. С этой точки зрения, сознание производно от материи; оно вторично и активно по отношению к ней (М -> С).
Феноменология
Что касается современной мировой философии, то такая область, как феноменология, занимается изучением сознания. Она возникла в Германии в начале 20 века и имела несколько вариантов (Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Макс Шелер, Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти), из которых теория Э. Гуссерля считается наиболее важной. Термин «феноменология» образован из двух терминов — феномен и логос, которые имеют греческое происхождение: «Явление» — это то, что раскрывает себя, демонстрирует себя, а «логос» — это учение. В рамках феноменологии сознание рассматривается как специфическая сфера бытия, которая не может быть сведена ни к какому отношению: ни к объекту, ни к конкретному, ни к бессознательной основе самого сознания. У Э. Гуссерля речь идет о различных феноменах сознания, у М. Хайдеггера — о феномене человеческого бытия, у Ж.-П. Сартра — о феномене рефлексии (для бытия — себя), у М. Мерло-Понти — о феномене одухотворенного человеческого тела.
Представители феноменологии пытались противостоять наивной натуралистической концепции сознания и мира, которая сводит сознание к объекту и устанавливает между ними только причинно-следственные и функциональные отношения. Согласно Э. Гуссерлю, природа сознания как чистого осознания фундаментально отличается от предметного мира. М. Хайдеггер говорил о различии между человеком и бытием. Но и сознание, и человек существуют только в единстве с миром. Итак, есть Абсолют, поток сознания, который формирует феномены — смыслы предметного мира.
Проблема сознания занимает важное место и в других зарубежных философских течениях. К ним относятся герменевтика, экзистенциализм.
Герменевтика, экзистенциализм, психоанализ, философия языка, структурализм, философия жизни и т.д. Они достигли значительных результатов в процессе исследования различных содержательных аспектов сознания, его внутренней логики. Сегодня исследования философов сосредоточены на соотношении «ума» и «тела», физических и психических состояний и т.д. Большое внимание уделяется вопросам, возникающим на границе между философией и языком, когнитивной психологией и компьютерным моделированием сознания. Проблема происхождения сознания остается актуальной.
Современный материалистический подход к этой проблеме остается неизменным: Материя превращается в разум при определенных обстоятельствах. Давайте рассмотрим эту точку зрения более подробно. Для начала зададимся вопросом: благодаря каким свойствам материя приходит к вершине своего развития — рождению «духа»; что это за внутренняя сила в «фундаменте» материи, которая вызывает появление мысли, воли, эмоций и т.д.?
Естественные науки отвечают на этот вопрос однозначно: «Это свойство материи — свойство отражения». Рефлексия, таким образом, является «нитью», на которой можно удержать проблему сознания. Что такое отражение? Отражение — это универсальное свойство материи, процесс и результат взаимодействия, когда признаки одного объекта перестраиваются в другой форме в признаки другого объекта. Поскольку взаимодействие присуще всем материальным объектам, отражение следует считать универсальным свойством материи. Взаимодействие объектов никогда не проходит бесследно, последствия остаются неизбежными. А необходимым условием отражения является сходство, соответствие с отражением.
Формирование сознания
Сознание — это высшая форма отражения объективной реальности, которая присуща исключительно человеку. Оно включает в себя сознание окружающей среды и самосознание как выделение собственного «Я». Развитие психики проходило через ряд этапов:
сенсорная, когда появляется раздражительность, а затем чувствительность, которая позволяет организму ориентироваться в окружающей среде на прямые раздражители (сигнальная функция). На этом этапе нервная система представлена в виде сети (у медуз) или узлов (у червей, насекомых);
восприятия, возникли как сложные формы отражения и поведения животных в виде инстинктов и способностей. Это этап, на котором сформировалась центральная нервная система и кора головного мозга (у всех млекопитающих);
интеллектуальное (рассудочное) мышление, позволяющее осмысливать взаимосвязи между явлениями (высшие млекопитающие);
сознание — высшая ступень психического развития, свойственная только человеку. Если развитие психики у животных определяется биологическими законами, то сознание — продукт не только биологического, но и, прежде всего, общественно-исторического развития.
В своем развитии сознание прошло несколько этапов: психика (еще не сознание!) животных и предлюдей, стадное сознание, сознание человека разумного, сознание родоплеменного общества и, наконец, возникновение самосознания. В связи с этим интересны взгляды некоторых известных зарубежных ученых на эту тему.
Не рассматривая вопрос о сознании с общефилософской точки зрения, мы рассмотрим его лишь постольку, поскольку это необходимо для практической работы медицинского психолога.
Хорошо известно, что животные взаимодействуют с окружающей средой в процессе инстинктивной психической деятельности, направленной на адаптацию к ней. Она формируется на основе ощущений, восприятия опыта и примитивного понимания конкретной ситуации. Однако животное не осознает реальность.
С другой стороны, животные не осознают свое окружение и свои отношения с ним; они не особенно понимают смысл своих действий.
В отличие от животных, эволюционный процесс у человека шел по другому пути, а именно: развитие социально-трудовых отношений и развитие языка. В результате на одном из этапов эволюции родилась новая форма психического отражения — сознание. Эта новая форма психического отражения и новая характеристика психической деятельности являются, прежде всего, результатом условий труда и социальной истории, которые вызвали существенные изменения в организме первобытного человека, и особенно в его мозге.
Новорожденный ребенок, который плачет, двигает конечностями, поворачивает голову, открывает и закрывает глаза, не имеет сознания, хотя у него есть психика, как и у животных. Ребенок только бодрствует, но пока он бодрствует, он не осознает окружающий мир. Только возможность возникновения и развития сознания является врожденной в человеке, и только в условиях человеческого общества. Хаотичная инстинктивная активность новорожденного прекращается, когда удовлетворяются его простейшие потребности.
Через контакт с предметами и явлениями материального мира, в процессе общения с другими людьми и коллективного труда, особенно через язык, человек учится в онтогенезе активно присваивать объективную реальность (ощущение, восприятие), творчески (мышление) преобразовывать ее (волевая деятельность) в целях более полного удовлетворения своих потребностей. В формировании человеческого сознания участвуют все перечисленные психические процессы. Мозг не является источником сознания, но его органом, той частью нашего организма, в которой действующий на него объект преобразуется и приобретает субъективную форму бытия, становится сознанием — субъективным образом объективного мира.
Сознание — это внутренняя сущность любого человеческого психического процесса
Следовательно, сознание не является независимым психическим процессом, который происходит до, во время или после какого-то другого изолированного акта психической деятельности. Сознание — это внутренняя сущность каждого человеческого психического процесса, его своеобразное качество; это психика человека в целом, в ее социально-исторической обусловленности.
Сознание нельзя определить, сравнивая различные элементы, процессы психики, а анализируя его содержание и характеризуя его как некую неразрывную совокупность. Сознание пронизывает каждый этап познания и является, прежде всего, совокупным результатом всей творческой переработки отраженной реальной действительности.
Необходимо подчеркнуть особую роль языка в развитии человеческого сознания, поскольку он является необходимым условием для его возникновения и совершенствования. Однако не само слово является ядром сознания. Знания накапливаются и объективируются в словах. Знания обогащаются словами. Они абстрагируются от индивидуальных частных ситуаций и становятся общественным достоянием. Знания не только накапливаются с помощью слов, но и актуализируются. Через язык психические явления становятся сознательными, мысль окончательно формирует сознание. Но хотя вся деятельность образованного, здорового человека является сознательной, не все в ней осознанно.
Не последнее место среди различных свойств сознания занимает его ориентирующее качество. Для того чтобы действовать, необходимо ориентироваться на предметы и явления объективного мира, места, времени и среды. Ориентация является необходимым условием для правильного отражения внешнего мира и осмысленного воздействия на него.
Исходя из того, что человеческое сознание не только отражает объективную реальность, окружающий нас мир, но и создает его на основе этого отражения (через практическую деятельность), следует различать его познавательную и активно-творческую стороны. Благодаря сознанию человек размышляет о будущем, создает и хранит орудия труда, присваивает социальный опыт и передает его другим поколениям, более того, он способен к саморегуляции.
Существует (согласно К.К. Платонову) несколько форм сознания: индивидуальное, включающее атрибуты сознания (установка, познание, переживание), уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, бессознательные явления, спутанное сознание), динамику сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) и функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции)
Групповое сознание, которое выражается в социальном настрое, конкуренции, панике и т.д;
общественное сознание — в виде религиозных, моральных, эстетических, правовых, политических и философских взглядов.
При этом человек обладает способностью познавать как мир, находящийся вне его, так и самого себя, свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Эта последняя категория, самосознание, должна быть определена как осознание человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, интересов и своего положения в системе общественного производства.
Самосознание — это сознание, направленное на самого себя. Структура самосознания включает в себя: Самопознание, которое позволяет человеку совершенствовать себя, самоотношение и самосознание. Самосознание проявляется в самооценке — оценке своих способностей, социального положения, успешности, привлекательности и т.д., и самоуважении, которое зависит от фактической успешности и уровня стремлений человека.
Самосознание отождествляется с осознанием «Я» как субъективного психического феномена, запечатленного в памяти, что позволяет человеку отличать себя от других, «не Я». Она постепенно формируется путем самопознания через познание других, оценку собственной деятельности, самонаблюдение и т.д. Все это позволяет осуществлять самоконтроль и самовоспитание.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Задатки и способности в психологии
- Структура личности
- Закрытая кадровая политика
- Субъективный характер
- Суицидальное поведение и методы работы с лицами склонными к суициду
- Поведение близких при депрессии
- Эмоциональные состояния, их виды и роль в общении
- Методика нейропсихологической диагностики детей
- Защита сознания
- Жозеф Нюттен, бельгийский психолог