Оглавление:
Основной целью гражданского воспитания является формирование гражданственности как интегративного качества личности, включающего внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплину, гармоничное проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения. Формирование гражданственности как личностного качества определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической и нравственной культуры в нем.
Гражданское воспитание предполагает формирование конституционного, правового статуса личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское самосознание растущей личности, но для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. В то же время установленные идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Воспитанное гражданское сознание дает человеку возможность судить о социальных явлениях и процессах, своих действиях и поступках с позиции интересов общества.
Разработка тем гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской, античной и классической педагогике она связана с именами Платона, Аристотеля, Руссо и других. Первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству и законопослушания, вторые видели основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для саморазвития. Теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике наиболее полно была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, который указывал на необходимость целенаправленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политического сознания масс.
В отечественной педагогике цели и задачи гражданского воспитания отражены в работах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова,
A. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К. Д. Ушинским. Д. Ушинского, основывалась на рассмотрении особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина.
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания с точки зрения социальной направленности личности, накопления опыта коллективной деятельности. Известная книга В. А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной степени обобщила и систематизировала теоретический и практический опыт советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе было уделено формированию гражданской позиции ребенка и влиянию школы, семьи и общественных организаций детей на воспитание гражданственности.
Работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, формирование культуры межнационального общения, культуры права, воспитание в духе мира и ненасилия составляют содержание гражданского воспитания в школе и семье. Участие детей, подростков и молодежи в деятельности детских объединений и организаций играет важную роль в формировании их личности.
Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения
Развитие и становление системы образования в любом государстве тесно связано с его историей. Исторические периоды в развитии государств характеризуются определенными взглядами на образование и воспитание детей, возможностями образовательного процесса, потребностями общества в образованных и подготовленных людях и, наконец, состоянием государственной системы образования.
Анализ историко-архивных документов, правовых документов в области образования, нормативных, публицистических и художественных источников позволяет говорить о семейном и домашнем образовании как о сложном образовательном процессе, обусловленном меняющейся социальной, социокультурной и экономической ситуацией в стране.
С древних времен люди создавали свою педагогику, готовили детей к практической деятельности, к борьбе жизни с помощью разнообразных воспитательных средств.
С появлением семьи семейное воспитание стало практически единственной формой образования детей в обществе на протяжении многих тысячелетий; школы и другие учебные заведения были немногочисленны и обслуживали небольшую часть детей, в основном из привилегированных сословий. Классовый характер общества обусловил различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.
В системе образования, разработанной в Афинах в VII-V вв. Век до н.э. доминирующее положение заняли семейное воспитание и образование. В отличие от спартанской системы образования, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейного воспитания. Для девочек, в соответствии с положением женщин в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего образования. Помимо традиционных основ грамотности (чтение, письмо, счет), их обучали игре на музыкальных инструментах, домоводству, рукоделию и шитью.
Многие принципы спартанской и афинской систем воспитания получили дальнейшее развитие в Риме (6 век до н.э.). Как и в Афинах, мальчиков воспитывали и обучали до 7 лет, а девочек и того позже, под присмотром матери или старших родственниц, на которых возлагалась ответственность за их образование. С 7 лет мальчики начинали учиться, обычно под присмотром своих отцов. Образование имело чисто практическую цель — подготовить ребенка к социальной, военной и экономической деятельности в тех формах, которые диктовались социальным статусом семьи. Так, помимо чтения, письма и арифметики, которым обучали всех, сын ремесленника или крестьянина готовился к работе в хозяйстве отца; сын аристократа учился владеть оружием, плавать, ездить верхом, узнавал кое-что об управлении Древним Римом и приучался руководить сельскохозяйственными работами в имении отца. Главной особенностью римского образования и воспитания был его ярко выраженный гражданский характер. Главной целью было воспитание активного члена общества, способного пожертвовать собой ради семьи и государства, храброго солдата, презирающего все иностранное, искусного политика и расчетливого землевладельца. В последующие века эта система в основном сохранилась, были внесены лишь некоторые изменения: Обучение детей стали поручать рабам, их воспитанием занимались специально приглашенные учителя.
Семья — одна из главных тем древнерусских литературно-педагогических памятников XIV в. и отечественных сборников XIV в. Педагогическая мысль Древней Руси ярко проявилась в «Поучении детям» князя Владимира Мономаха, в таких литературно-письменных памятниках, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.
Гражданское воспитание XVII – начала XX веков
Эпоха Петра Великого (1682-1725) изменила взгляды на образование. За относительно короткий период времени в России были созданы основы национальной системы образования. До Петра I в России оценивали человека по принадлежности к тому или иному сословию, при Петре I впервые стали значимыми личные достижения и заслуги перед Отечеством.
В эпоху Петра I в обществе начали формироваться новые идеологические ориентиры. Обучение этикету, иностранным языкам, знакомство с западноевропейской модой влияли на жизнь и сознание людей. Поклонение всему «чужому» не могло не повлиять на изменение подходов к воспитанию и обучению молодежи. В XVIII. Век в России формируются первые образовательные ассоциации. В XIX веке реализуются различные педагогические проекты творческого, свободного воспитания молодого поколения.
Опыт семейного воспитания стал той почвой, на которой «выросли» первые педагогические теории. Сначала они не подчеркивали специфику воспитания в семье, а использовали опыт семейного воспитания, чтобы сделать общие педагогические выводы.
С появлением государственного образования возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Она решалась по-разному — в зависимости от господствующего общественного строя, философских и общественно-политических взглядов мыслителя или учителя-практика. Так, по убеждению Квинтилиана — теоретика ораторского искусства в Древнем Риме — общественное (школьное) образование имеет больше преимуществ по сравнению с индивидуальным (домашним). Он писал: «Тот, кто воспитывался в уединении, будет ослеплен ярким блеском солнца и не найдет для себя никаких новостей, когда войдет в жизнь со своими знаниями».
Он выделил четыре стадии развития нового поколения (младенчество, отрочество, юность и мужественность) и наметил шестилетний период обучения (шестилетняя школа) для каждой стадии; он сказал, что школа для ребенка — это школа матери в каждой семье. Я.А. Коменский выдвинул систему идей, связанных с признанием великих даров в природе ребенка: естественного влечения к свету, к знаниям, к добру, и определил роль воспитания как помощь ребенку в процессе его взросления. Это стремление проникнуть в природу ребенка было выражено им в определении принципа «естественности».
Английский философ XVII века Локк был убежденным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернанток. Главной целью образования, по Локку, является добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя достичь в школе: Школа — это «отросток общества», а общество таково, что воспитывает безнравственных людей. Поэтому Локк решительно настаивает на том, что образование происходит не в школе, а в семье, где умный и добродетельный воспитатель может воспитать такого же «джентльмена». В этом аргументе — трезвая оценка Локком современного общества и утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе. Педагогические идеи Локка о раскрытии природных способностей ребенка оказали большое влияние на историю педагогической мысли. Для него ребенок — это как чистый лист, то есть ребенок может воспринимать все, что вносит опыт. Из этих мыслей, как следствие, возникла вера в исключительное влияние школы Локка.
Гражданское воспитание в России на современном этапе
До революции 1917 года школьное образование рассматривалось как дополнение к основному образованию в семье. Задачей школы было только обучение ученика. Революция 1917 года ознаменовала глубокие изменения в природе семьи и школы, в практике их взаимоотношений. Определенные идеологические и политические цели государственной системы воспитания и образования обусловили утверждение государственно-общественной заботы о детях, что привело к значительному ослаблению семейного воспитания и препятствовало решению задачи всестороннего развития личности на основе самоопределения и самореализации.
Задача формирования нового типа человека требовала контроля и вмешательства государства в семейное «консервативное» воспитание. Так, М.В. Плохова, занимаясь проблемами социализации ребенка в семье, пишет, что в 20-е годы XX века в педагогике страны существовали две стратегии по отношению к проблеме социализации ребенка в семье. Известные педагоги — П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие — считали необходимым опираться на положительные традиции семьи для воспитания энергичного, предприимчивого человека, приспособленного к социально-экономическим условиям новой жизни. По их мнению, в воспитательных целях необходимо было использовать теплоту и сердечность семейных отношений, трудолюбие детей, умение преодолевать трудности, обогащать детей новыми социалистическими ценностями. Они считали, что процесс социализации детей будет более эффективным, если советская школа и семья будут дополнять друг друга для поддержки развития ребенка, формирования у него гуманистических ценностей. Так, С.Т. Шацкий писал, что необходимо учитывать окружение ребенка. Например, в крестьянской семье дети приучались к труду очень хорошо: Десятилетний мальчик «мог самостоятельно делать 15 вещей. Задача школы — внести новые элементы в эту деятельность ребенка, обогатить ее внедрением новых технологий, средств научной организации труда, потому что школа — носитель новых знаний, советской культуры, пропагандист ее в семье, она старается вооружить ученика самым ценным из того, что накопило человечество.
Параллельно с этой тенденцией развивалась и противоположная. Согласно ей, необходимо было «оторвать» ребенка от семьи и воспитывать его в специально созданных учреждениях — школьных коммунах, детских колониях — то есть в условиях, которые, по мнению их создателей, должны быть максимально приближены к идеалам коммунистического будущего. Н.И. Бухарин, известный революционер, был сторонником этой идеи. Он считал семью самым консервативным оплотом. Идея изолировать ребенка от семьи была популярна в годы военного коммунизма. Во время Гражданской войны в Наркомате шла дискуссия о том, должны ли дети жить с родителями или необходимо создать для них специальные города, коммунальные школы. Перед педагогами и общественными деятелями тех лет стоял вопрос: должно ли семейное воспитание полностью заменить общественное, или реформированная семья не должна отказываться от воспитательных функций и нести их вместе с институтами социалистического строительства. Лишь меньшинство детей были охвачены коммунальным дошкольным образованием, большинство из них — без систематического надзора взрослых. Идеи были самыми разными, в том числе, что наиболее желательным типом учреждения для детей дошкольного возраста является «педагогически подходящий» детский дом, который фактически отделяет их от семьи.
Однако нельзя не отметить позитивный вклад в теорию и практику семейного воспитания в советский период Н.К. Крупской и ряда выдающихся педагогов: П.П. Блонский, С.Т. Шацкий — автор идеи «экологической педагогики», А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Гражданская педагогика как наука
Педагогика — это наука о законах воспитания подрастающего поколения. Она разрабатывает проблемы воспитания в разных условиях, в разном возрасте: Педагогика раннего детства, дошкольная педагогика, педагогика начальной и средней школы; в условиях профессионального образования: педагогика старшей школы, средних специальных учебных заведений; при умственной отсталости — коррекционная педагогика и т.д.
Эти отрасли педагогической науки объединяют: общая цель, задачи, методологическая основа. Семейная педагогика — это отрасль педагогической науки, которая отличается институциональной спецификой, то есть социальным институтом — семьей, которая занимается воспитанием и образованием подрастающего поколения.
Семейная педагогика — это наука о воспитании в семье, которая изучает конкретные условия семейного воспитания, его потенциал, разрабатывает научно обоснованные рекомендации для родителей по формированию личности ребенка. Это наука, которая помогает справиться со многими образовательными проблемами, выявляет трудности и помогает найти правильное решение.
В отечественной и зарубежной педагогике существует множество работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Однако формирование семейной педагогики как самостоятельной отрасли науки началось сравнительно недавно. Именно в этом контексте определяются предмет и тема исследования. Предметом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет семейной педагогики — сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на формирование личности ребенка.
Семья является сложной подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому она служит объектом изучения многих наук, которые изучают определенные аспекты ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, право, психология, педагогика, медицина, этнография и другие. Каждая из наук затрагивает вопросы воспитания детей, поскольку они пронизывают все аспекты семейной жизни.
Философия — это наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогики она является теоретической основой для осмысления опыта домашнего воспитания, написания научных работ в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Философию интересует семья как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков жизнь семьи, воспитание детей в той или иной степени связаны с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиск смысла жизни, любви, соотношение добра и зла и т.д.
Демография изучает состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики. Демография занимается проблемами состава семьи (по возрастным, национальным и другим признакам), их занятости, связи поколений, деторождения и т.д.
Социология рассматривает семью как социальный институт, универсальный фактор социализации ребенка. Его интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы семейной жизни. Экономика связана с экономической стороной жизни семьи, с обеспечением детей жильем, работой, производством еды, одежды, игрушек и т.д.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Особенности обучению рисованию детей 5-7 лет через игровую деятельность
- Нарушение лексики у детей с ОНР
- Высшее образование в США по педагогике
- Вахтеров Василий Порфирьевич, российский педагог, учёный
- Организация контроля качества образовательных результатов при обучении
- Музыкальное воспитание как педагогическая система
- Технология музыкального воспитания школьников Кабалевского
- Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
- Теория оперантного научения
- Аудит профессиональной компетенции педагогов доо