Оглавление:
Карл Густав Юнг был практикующим психотерапевтом, он лечил людей 60 лет. Основные положения его учения связаны с наблюдениями практикующего, они не выдуманы теоретиком, склонным к спекулятивному мышлению. Но основным источником знаний о человеческой душе для Юнга был его собственный опыт.
С разрывом в тридцать лет книга Юнга «Воспоминания, мечты, размышления» была переведена в нашей стране. Но, возможно, публикация этого замечательного произведения Юнга, его настоящей лебединой песни, в России в середине 1990-х годов пришла как раз вовремя. Дело в том, что в последние два десятилетия интерес к творчеству и личности Юнга в нашей стране неуклонно растет. В творчестве швейцарского психолога успешно объединились четыре самые современные школы мысли — психоанализ, культурология, гуманитарный подход и эзотерическая вера.
Но гораздо интереснее, чем книга Юнга, то, что с ее помощью впервые можно лучше понять личность великого психолога и даже проникнуть в лабораторию его мышления.
Глубинная психология, как известно, — это общее название психологических феноменов, которые, помимо прочего, отстаивают идею независимости разума от сознания и стремятся доказать реальное существование этого разума, независимого от сознания, и раскрыть его содержание. Традиционно глубинная психология делится на классическую и современную. Классическая глубинная психология представлена концепцией Зигмунда Фрейда.
Аналитическая психология является одной из школ глубинной психологии, основанной на концепциях и открытиях человеческой психики швейцарского психолога Карла Густава Юнга.
Аналитическую психологию следует отличать от физиолого-экспериментальной психологии, которая пытается свести холистические психологические феномены к их составным частям, и от поведенческой психологии, интерес которой направлен на поведение субъекта как совокупность реакций организма на раздражители окружающей среды. Задача аналитической психологии — раскрыть психический мир человека как естественное тотальное явление; она не ограничивается терапией невроза или изучением его интеллектуальных или патологических особенностей. В то же время, как неоднократно подчеркивал сам Юнг, аналитическая психология — это практическая дисциплина в том смысле, что, помимо знаний о полноте психики, она доказывает, что является техникой психического развития, применимой к обычным людям, помощью в медицинской и образовательной, религиозной и культурной деятельности.
Одним из его центральных пунктов была «доктрина коллективного бессознательного». Согласно Юнгу, как и животные инстинкты, архетипы в человеке врожденные для различных рас и представляют собой не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Архетипы — априорные организаторы нашего опыта, невидимый ультрафиолетовый конец экстрасенсорного спектра. Они встречаются не только в снах, фантазиях, галлюцинациях, психических расстройствах, но и в творениях культуры.
Характерной чертой всего психоаналитического движения был анти-исторический подход не только к индивидуальному сознанию, но и к развитию культуры, что ярко выразилось в концепции Юнга. Юнг породил развитие культурных ценностей на основе мифических, вневременных свойств человеческой души.
Если учение Юнга об архетипах, коллективном бессознательном и т.д. не было принято научной психологией, то его типология персонажей приобрела популярность и используется до сих пор в личностных исследованиях. Юнги разделили человеческие типы на экстравертные (внешние, заинтересованные в общественной деятельности, чуждые самоанализу) и интравертные (внутренние).
Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, метод и технику. Центральная концепция его психотерапии — «индивидуация». Он используется Юнгом в несколько ином значении, чем в средневековом богословии. Это относится к движению от фрагментации к цельности души, к переходу от «Я», центра сознания, к «Я», как центру всей психической системы. Это движение обычно начинается во второй половине жизни.
Юнг считал изучение психики наукой будущего. Для него насущной проблемой человечества была не столько угроза перенаселенности или ядерной катастрофы, сколько опасность психической эпидемии. Решающим фактором в судьбе человечества, то, был сам человек, его психика. Для Юнга этот «решающий фактор» сосредоточен в бессознательной психике, которая является реальной угрозой: «мир висит тонкой нитью, а эта нить — человеческая психика».
Биография
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в Кенсвиле, городе на Боденском озере, в швейцарском кантоне Тургау, и вырос в Базеле.
Единственный сын реформированного швейцарского пастора, он был глубоко интровертным ребенком, но отлично учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, где восхищался тайнами природы. В школьные годы он был весь в мечтах, сверхъестественных видениях и фантазиях. Он был убежден, что он обладал тайными знаниями о будущем, у него также была фантазия, что два очень разных людей существует внутри него.
После окончания школы Юнг поступил в Базельский университет со специализацией по классической филологии и, возможно, по археологии, но, возможно, одна из его мечт вызвала у него интерес к естественным наукам и медицине. После окончания Базельского университета в 1900 году Юнг получил диплом врача по специальности «Психиатрия». В том же году он получил должность ассистента в Бургёльцли в Цюрихе и в санатории для душевнобольных в Цюрихе и в конце концов решил продолжить карьеру психиатра. Позже он помогал и работал с создателем концепции шизофрении, известным психиатром Эженом Блиром, и некоторое время учился у Пьера Жане, ученика и преемника Шарко в Париже. Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией вскоре привел его к работе Фрейда.
Под сильным впечатлением, прочитав произведение Фрейда «Интерпретация сновидений», опубликованное в 1900 году, еще молодой психиатр Карл Густав Юнг прислал Фрейду копии своих работ, в целом поддерживая его точку зрения. В 1906 году они начали регулярную переписку, а в следующем году Юнг впервые посетил Фрейда в Вене, где они разговаривали тринадцать часов. Образование Юнга произвело впечатление на Фрейда; он считал, что Юнг в идеале мог бы представлять психоанализ в мировом научном сообществе.
Фрейд считал, что Юнг должен стать его наследником, его, как он писал Юнгу, «наследным принцем». Когда в 1910 году была основана Международная психоаналитическая ассоциация, Юнг стал ее первым президентом и занимал эту должность до 1914 г. В 1909 г. Фрейд и Юнг вместе отправились в Кларкский университет в Вустере, штат Массачусетс, приняв приглашение прочитать серию лекций на мероприятиях, посвященных 20-летию университета. Три года спустя, однако, отношения между Фрейдом и Юнгом охладились, и в 1913 году они разорвали свою личную переписку, а через несколько месяцев и деловую. В апреле 1914 года Юнг ушел в отставку с поста председателя ассоциации, а в августе 1914 года прекратил свое членство в ассоциации. Таким образом, перерыв был окончательным. Фрейд и Юнг больше не встречались.
В течение четырех лет Юнг переживал тяжелый психологический кризис; он был буквально одержим изучением собственной мечты, что, по мнению некоторых ученых, чуть не привело его к безумию. В течение многих лет он проводил семинары по английскому языку для англоязычных студентов, а после того, как он ушел из активной преподавательской деятельности, в Цюрихе был открыт и введен в эксплуатацию институт, названный его именем. Только после окончания Первой мировой войны Юнгу удалось прервать свое путешествие по лабиринту внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, сосредоточившись на человеческих устремлениях и духовных потребностях. В 1944 году специально для Юнга в Базельском университете была создана кафедра медицинской психологии, но год спустя по состоянию здоровья вынужден был отказаться от нее. Самым трагическим его эпизодом было то, что его обвинили в симпатиях к нацистам, но он страстно отверг эти нападки и в конце концов был реабилитирован.
Карл Густав Юнг умер 6 июня 1961 года в возрасте 85 лет в Кустанахте.
Классификация психологических типов личности
Согласно теории Юнга, у каждого человека есть не только эго, тень, личность и другие составляющие психики, но и индивидуальные проявления всего этого. Кроме того, существует ряд измеряемых количеств, определенных измерений, которые в своем многообразии объединяют в себе личностные типы.
Юнг выделил два общих типа, которые он назвал интровертными и экстравертными, и особые типы, специфика которых вытекает из того, что человек адаптирован или ориентирован по своим наиболее дифференцированным функциям — ощущение, интуиция, мышление и ощущение. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральному сочетанию стабильных психодинамических характеристик, проявляющихся в деятельности, которая заставляет человека воспринимать и реагировать специфическими способами.
Общие типы отношений отличаются друг от друга своим специфическим отношением к объекту. Интроверт имеет отношение абстракции; он стремится оградить себя от чрезмерной силы объекта. Экстраверт, с другой стороны, имеет положительное отношение к объекту, направляет свое субъективное отношение к объекту, т.е. отношение экстраверта положительное, а отношение интроверта отрицательное. Экстраверт «думает, чувствует и действует объектно-ориентированно»; он в первую очередь ориентирован на внешний мир. Юнг также назвал этот тип ориентированным. Ориентация интроверта основана на предмете, при этом объект играет лишь второстепенную роль. На практике такие виды можно увидеть даже без специальных исследований. Сдержанный, труднодоступный, тревожный характер представляют собой полную противоположность людей с открытым, вежливым, веселым и дружелюбным характером, которые ладят со всеми, иногда ссорятся, но всегда связаны с окружающим миром, влияя на него и воспринимая его влияние со своей стороны.
По мнению Юнга, такое отношение к объекту является основой процесса адаптации. Эта биологическая оппозиция, по мнению Юнга, является основой двух общих типов отношений.
Таким образом, экстраверт тратит свою энергию на внешний объект; интроверт защищает от внешних требований, воздерживаясь от любых затрат энергии и тем самым создавая себе более безопасную позицию.
По мнению Юнга, формирование установок является не результатом онтогенеза, а результатом индивидуальной предрасположенности, так как при однородных внешних условиях один ребенок проявляет один тип, а другой ребенок — другой.
Юнг Карл Густав
Юнг Карл Густав — известный швейцарский психиатр. Он внес большой вклад в науку о психотерапии и сформулировал большое количество очень интересных и эффективных методик. Карл Юнг — основатель аналитической психологии.
Психиатр сформулировал концепцию и сущность психологических типов. Теория личности Юнга широко используется.
Ученый изучал задачу аналитической психологии путем интерпретации архетипичных образов, появляющихся у пациентов. Он проводил работу, направленную на изучение коллективного бессознательного в человеческих образах. Он считал, что основной целью психотерапии является реализация индивидуализации личности.
Позднее его концепция была названа «Аналитической психологией Карла Густава Юнга» или «Юнгийским анализом».
Методы этого психиатра содержат лучшее из Фрейда. Тем не менее, ученый не останавливался на проблеме неудовлетворенных сексуальных желаний как основной потребности и движущей силы всех человеческих поступков. Он решил, что должен глубже и шире изучать все, что говорит Фрейд.
Основа учения Юнга
Мысли и идеи психиатра менялись несколько раз за время его академической карьеры. Например, в молодости он взял за основу сексистскую теорию. Эта теория была основана на том, что умы мужчин лучше, чем у представителей слабого пола. Он также верил, что разум управляет чувствами в человеке. Но позже Юнг перестал использовать эту теорию как основу.
Он сформулировал и обосновал структуру личности, которая состояла из:
- Эго
- Личное бессознательное.
- Группа без сознания.
- Эго — это процесс восприятия и осознания, внутреннее «я» человека.
Эго используется для идентификации. Она также способствует процессу общения с самим собой.
Личное бессознательное — это совокупность накопленного опыта, переживаний, мыслей и восприятий, которые человек извлек из своего мозга и запомнил. Стоит отметить, что в этом бессознательном состоянии содержатся такие переживания, которые еще не осознаны. Это связано с тем, что они еще не очень сильны и не реализованы. Личное бессознательное содержит все, что человек не помнит и не может понять в данный момент. Но все это довольно сильно влияет на действия и саму личность.
Юнг считал, что коллективное бессознательное содержит много универсальных идей, страстей и первых представлений. Многие связывают имя Юнг с изучением бессознательной психологии.
Краткое изложение всех его исследований не поможет понять и проанализировать весь объем работы. Но такое содержание поможет тем, кто хочет хотя бы немного узнать о законах и теориях психологии.
Теория архетипов тесно связана с философией и эзотерикой. В этой теории можно легко распознать узнаваемые образы, которые любой может найти в мифах или легендах. Это также можно увидеть в обычной повседневной жизни. Архетипы считаются врожденными психическими структурами, содержащимися в группе бессознательного.
Юнга считают очень тонким знатоком человеческой души и внутреннего мира. Он любил разрабатывать и освещать теории о психологических типах личностей. Он любил учитывать все особенности, тонкости и нюансы.
Все персонажи и явления во сне человека не случайны. Это связано с тем, что сон — это не просто коллекция разнообразных красочных образов, которые напоминают о пережитых эмоциях или о трудном времени. Карл Юнг смог создать и сформировать теорию человеческой мечты. В основе этой теории лежала идея, что человек видит во сне то, чего он больше всего хочет. Другими словами, человек просто видит свои тайные желания и чувства во сне.
Психиатр создал набор универсальных восприятий и возможных сценариев, которые могут появиться в мечтах человека. Такие сценарии позволяют анализировать все, что происходило во сне. С помощью этой техники многие люди поняли, чего они боятся, и смогли преодолеть свои страхи. И это было сделано за короткий промежуток времени.
Детальное изучение подсознания человека достаточно сильно повлияло на возникновение системы эго-государства. Все работы и разработки швейцарского психиатра в значительной степени способствовали появлению современного психоанализа. Она также оказала большое влияние на возникновение научной психологии.
Стоит отметить, что психиатр создал интересную, но очень сложную типологию. Потому что это было слишком непонятно, люди не могли этого понять. Поэтому это было известно только очень узкому кругу людей, которые могли понять и впитать в себя все. Эти люди были профессионалами и много знали о психологии. Карл Юнг обратился к трудам Аристотеля, чтобы развить свою типологию.
В результате он определил основные функции психики:
- Мыслящий
- Чувство
- Интуиция
Было создано много упрощений классификации типов личности, разработанной Карлом Юнгом. Но не все из них так близки к оригиналу, как хотелось бы.
Влияние на психологию
Вклад психиатра в современную психологию очень велик. Карл Юнг хорошо известен своими тестами. Его тесты по соционике используются в школах, колледжах и университетах. В некоторых западных странах эти тесты даже используются при наборе персонала. Понятие личности, введенное этим психиатром, используется в американских спецслужбах. С его помощью они выбирают тех людей, которые лучше всего подходят для очень сложных и ответственных должностей.
Юнг также создал метод, названный его именем. Стоит отметить, что сейчас она очень часто используется в семейной психологии, педагогике, а также при лечении различных психологических отклонений и заболеваний.
Классификация снов, описанная Карлом Юнгом, до сих пор используется в психологии и психиатрии. В настоящее время это помогает видеть и учитывать психические заболевания и особенно забытые проблемы личности.
Этот швейцарский психиатр — величайший мыслитель. Его вклад в науку можно считать неоценимым.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Развитие эмоций и их значение в жизни человека
- Что такое социальные установки
- Кататимно-имагинативная психотерапия
- Роль речи в развитии личности
- Программа «истоки»
- Психологические защиты и защитные механизмы в психологии
- Нарушение восприятия — Теории восприятия
- Взаимосвязь креативности и механизмов рефлексии личности
- Структура психики
- Процесс психологического развития личности