Для связи в whatsapp +905441085890

Взгляды И. Песталоцци на применение принципа природосообразности — Педагогическая концепция

Ж.Г. Песталоцци был швейцарским педагогом. Он родился в Цюрихе в семье офтальмолога. Он потерял отца в раннем возрасте и воспитывался матерью. Тогда его образование было обычным: сначала он закончил начальную школу на немецком языке, затем традиционную латинскую школу и среднюю школу, которая готовила его к высшему образованию; гуманитарный колледж, своего рода гимназию, после которой он учился в высшей школе, Коллегии Каролины, где обучались протестантские богословы и проповедники, и окончил ее со степенью кандидата богословия. В школе его считали бездарным учеником и высмеивали его одноклассники. Песталоцци считал себя богословом, когда начинал учебу в университете. Вскоре, однако, он начал задумываться о нуждах людей, о том, как им можно помочь. Главной причиной этого было увлечение Песталоцци Просвещением и революционными идеями Франции, особенно идеями Ж.-Ж. Руссо, заботой о судьбе бедных и невежественных простых людей. Песталоцци видел поиск практических способов вывести простых людей из их жалкого состояния в изменении детского воспитания, которое должно обеспечить единство нравственного, умственного и физического развития, а также подготовки к трудовой жизни при активном участии.

Чтобы быть ближе к людям, он решил стать юристом, но потом стал агрономом. После окончания университета он купил небольшое поместье под названием Нейхоф. Там он хотел провести некоторые сельскохозяйственные реформы и инициировать фермеров в окрестностях. Однако Песталоцци не проявил необычайного таланта к сельскому хозяйству, его эксперименты не принесли ожидаемых результатов, а его финансовое положение значительно ухудшилось. Тогда он пришел к выводу, что больше всего в его помощи нуждаются дети фермеров, которые лишены всякого ухода и образования.

Благодаря поддержке общины и добрых людей Песталоцци собрал около 50 детей, которым он посвятил все свои силы и средства и научил их летом работать в поле, а зимой — ремеслам. Но и это начинание потерпело неудачу. Как только дети получили от крестьян приличную одежду для Песталоцци, родители забрали детей и забрали деньги, которые дети заработали для себя. Песталоцци пришлось закрыть школу, потому что у него не хватало денег на ее содержание. В 1780 году Песталоцци написал короткое сочинение. Песталоцци написал небольшое произведение под названием «Досуг отшельника», которое представляло собой сборник афоризмов. Читателям это не очень понравилось. Однако Песталоцци выдвигает и свои взгляды, которые он теперь будет развивать дальше. Линхард и Гертруда, «Die geschichte im Kinder» (1781) имел большой успех. Это рассказ о том, как простой, умной и уважаемой крестьянке из своей деревни удалось убедить своих односельчан открыть школу в деревне. Песталоцци переходит от смутных и восторженных мечтаний к суровой реальности жизни: «Закрыть дыру, из которой вытекают страдания людей» возможно только в том случае, если люди получат образование. Но так как у народа нет ни денег, ни власти для создания большого количества школ, Песталоцци убежден, что образование должно быть оставлено на усмотрение матерей. Для облегчения этой задачи матерям должны быть даны специальные указания, которые написал Песталоцци.

В преклонном возрасте Песталоцци был вынужден вернуться к педагогической работе. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Песталоцци, передало ему здания Урсулинского монастыря в Станце, которые были наполовину разрушены войной. Песталоцци мог собирать вокруг себя своих детей, которые после войны оставались без присмотра. У Песталоцци не было помощников и он сам должен был заботиться о сотне детей с поведенческими проблемами. Песталоцци был директором, учителем, казначеем, смотрителем и даже медсестрой в одном лице. Его сердечность и добрая природа помогли ему преодолеть все трудности. Старшие дети вскоре стали помощниками Песталоцци. Песталоцци неожиданно прервал свою педагогическую деятельность: Французские войска хотели использовать территорию монастыря как военный госпиталь, и Песталоцци вынужден был закрыть школу.

Через некоторое время Песталоцци удалось открыть школу в Бургдорфе, которая позже была переведена в Ивердон. Там слава Песталоцци достигла своего пика.

Но в последние годы жизни его постигло огорчение: соратники его по Ивердону перессорились, Песталоцци вынужден был оставить основанную им школу и вскоре скончался у себя в поместье .

Взгляды И. Песталоцци на применение принципа природосообразности - Педагогическая концепция

Педагогическая концепция


Дж. Г. Песталоцци — практикующий педагог. Он разработал как общие принципы, так и частичные методы начального образования. Опыт Песталоцци в области образования, который не всегда был успешным, не может умалить значение его идей и их влияние на развитие образовательного мышления. Работы Песталоцци при его жизни получили международное признание. Его наследие оценили К.Д. Ушинский и П.Ф. Каптерев.
Он был милитаристом в лучшем смысле этого слова. Песталоцци страстно пропагандировал необходимость образования для всех классов, особенно для крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретные экономические и социально-образовательные проекты, которые не проявили себя в реальных социально-экономических условиях. Экономически бессмысленные проекты Й. Г. Песталоцци предоставили неоценимый педагогический материал. Песталоцци пишет о результатах своей работы в Нейхофе: «Я вижу по опыту, что дети быстро встают на ноги после непривычной, но регулярной работы. Они поднимаются из мрачных глубин своей бедности в чувство человеческого достоинства, доверия и дружбы.
В «Schlosshilfe» (Нейхоф) Песталоцци передавал сиротам и беспризорным детям начальное образование и навыки ручного труда. Он верил, что работа развивает силу, дух и нравственность. Фактически, «учреждение для бедных» — это попытка совместить образование с производительным трудом.
Песталоцци формулирует принцип самоуважения личности, который отрицает возможность пожертвовать собой даже ради общего блага.
Любовь педагога к детям является самым важным средством образования. Дети объединяются друг с другом и с педагогом в общей жизни и действиях в дружелюбной семье. Первостепенное значение имеет личностное воспитательное влияние педагога.
Наиболее последовательно Песталоцци обобщает свои образовательные взгляды в своей книге «Как Гертруда учит своих детей». Человеческая природа должна быть основой образования. Принцип естественного порядка Песталоцци означает, что внутренние силы ребенка естественным образом стремятся к саморазвитию, воспитатель должен воспитывать ребенка, чтобы он развивал свои внутренние умственные и физические силы. Образование будет эффективным, если оно будет направлено на развитие естественных факультетов, внутренних сил. И при поддержке образования природа ребенка достигнет совершенства. Все силы, которые предполагается в ребенке, имеют тенденцию к саморазвитию, и необходимо использовать деятельность ребенка в развитии его врожденных природных даров. Задача учителя — способствовать саморазвитию всех сторон жизни ребенка, организовывая собственную активную работу детей. Основа саморазвития во взаимодействии знаний и умений.
Образование, по мнению Песталоцци, должно быть образовательным. Песталоцци определил пять «физико-механических» законов в психической жизни: Закон об образовании и последовательности, закон о последовательности, закон об общем опыте, закон о причинности и закон о психическом происхождении. Эти законы должны применяться в образовании и обучении, но только визуализация может их выполнять, потому что в психической жизни человека понятия развиваются из чувств и познаний. Если концепции не имеют такой основы, они пусты и бесполезны. Наглядность достигается путем привлечения всех внешних органов чувств к приобретению и усвоению знаний. Ассимиляция знаний раскрывает в человеке три вида факультетов: способность получать образ, соответствующий ощущению, способность выбирать его из всей массы образов и способность придавать ему определенный знак. Поэтому основу всей ассимиляции, а значит и обучения, необходимо рассматривать в форме, количестве и слове. Знания можно считать усвоенными только в том случае, если они облечены в форму, четко отделены от других знаний и получили название. Школьный предмет является средством развития навыков (в отличие от приобретения знаний). Целостное развитие ребенка соответствует развитию силы знаний (умственное воспитание), силы умений (физическое воспитание), силы души (нравственное воспитание). Обучение помогает ученику накапливать запас знаний на основе своего сенсорного опыта и развивать умственные способности. Приобретение знаний не должно отделяться от возможности их применения.

Элементарное образование

По мнению Песталоцци, образование должно быть развивающим. Песталоцци определил пять «физико-механических» законов в психической жизни человека: Закон постепенности и последовательности, Закон последовательности, Закон комбинированных чувств, Закон причинности и Закон психической оригинальности. Эти законы должны применяться в образовании и обучении, но только визуализация может их выполнять, потому что в психической жизни человека понятия развиваются из чувств и познаний. Если концепции не имеют такой основы, они пусты и бесполезны. Наглядность достигается путем привлечения всех внешних органов чувств к приобретению и усвоению знаний. Ассимиляция знаний раскрывает в человеке три вида факультетов: способность получать образ, соответствующий ощущению, способность выбирать его из всей массы образов и способность придавать ему определенный знак. Поэтому основу всей ассимиляции, а значит и обучения, необходимо рассматривать в форме, количестве и слове. Знания можно считать усвоенными только в том случае, если они облечены в форму, четко отделены от других знаний и получили название. Школьный предмет является средством развития навыков (в отличие от приобретения знаний). Целостное развитие ребенка соответствует развитию силы знаний (умственное воспитание), силы умений (физическое воспитание), силы души (нравственное воспитание). Обучение способствует тому, что ученик накапливает запас знаний на основе своего сенсорного опыта и развивает умственные способности. Приобретение знаний не должно отделяться от возможности их применения.
На основе этих соображений строится последовательная методология начального обучения. Из изучения слов, форм и чисел вытекает необходимость иметь дело с родным языком, почерком, рисованием и арифметикой. Песталоцци показывает очень сложный метод для этих уроков, который основан на принципе визуализации. Основные методические принципы чтения, арифметики и письма, описанные Песталоцци, являются сегодня частью каждой хорошей педагогики. Как и другие педагоги, Песталоцци считает вредным простое накопление знания: знание должно приводить к действию. Верный принципу визуализации, Песталоцци хочет, чтобы навыки и ноу-хау приобретались так же, как и знания — посредством визуализации.
Необходимость максимально упростить начальное образование стала очевидной в теории начального образования. В основе «метода» Песталоцци лежит такая организация обучения, при которой детей ведут от самых простых к самым сложным знаниям, от хаотических впечатлений к ясным понятиям. Основой обучения является визуализация. Обучение основано на специально организованном опыте наблюдения за собственными объектами реальности ребенка. Самые простые, основные элементы для изучения — форма, число, слово. Уроки состояли из последовательных упражнений по наблюдению за объектами, определению их характеристик, форм, мер, словесных обозначений.

Начальное, начальное образование было разделено Я. Г. Песталоцци на умственное, физическое и нравственное воспитание, он подчеркнул, что эти компоненты должны развиваться в постоянной гармонии и взаимодействии, чтобы ни один аспект личности не развивался больше, чем другие.

Само название «начальное образование» подразумевает такую организацию образования, при которой простейшие элементы присваиваются объектам знаний и деятельности детей, что позволяет непрерывно переходить от простого к более сложному, переходить от одной стадии к другой и доводить знания и способности детей до возможной степени совершенства.

Песталоцци о принципе природосообразности

В отличие от своего предшественника Яна Коменского, который пытался учить «всех и вся», Й. Г. Песталоцци руководствовался принципом приспособления образования к возможностям ребенка.

Вероятно, это связано с тем, что он мог сравнивать детей из богатых и бедных семей.

Вот что он написал: «Метод — это всего лишь средство и простейшее средство, помогающее самой природе сказать то, что ей присуще». И чем больше средства, используемые методом, обладают этими свойствами, тем они лучше; чем лучше они, тем больше они сливаются с деятельностью самой природы, тем меньше они существуют сами по себе. Напротив, чем блистательнее они сами по себе, тем больше они, вместе с их педагогическим искусством, кажутся внешними и над природой, а значит, чрезвычайно дорогостоящими, тем менее подходящими. Самый дорогой обман этого искусства в этом отношении — блуждать со своими воспитателями по пустым полям всеведения, которые для большинства человечества никогда не были и никогда не будут посеяны. Мой метод не блуждает с учениками по этим полям. По своей природе она направлена против отупления всеми поверхностными, ненужными, необоснованными, бесплодными и неуместными знаниями. Все его средства основаны на прочно обоснованной завершенности сингулярного, на глубоком проникновении одного в другое, на целенаправленном завершении целого. Они являются истинным противоядием от всех изобретений духа эпохи, который возбуждает и увековечивает бред пустого, чисто вербального обучения и всех связанных с ним неэффективных техник. Они вообще не имеют никакого отношения к причинам этого вербального обучения, и их результаты различны. Средства массовой информации моего метода должны работать таким образом, потому что их применение удаляет навоз, на котором растут маленькие жабы, выращенные духом века. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические труды в трех томах. Т.3. — М., 1961-1965 ГГ. — С. 228-229 «Независимо от класса или состояния человека, истинно хороший метод образования должен исходить из непреложных, вечных и общечеловеческих тенденций и сил человеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, который не знает, куда положить голову, возможность узнать и освоить первоначальные начала мысли, чувства и действия. Следуя этой нити, ребенок сможет самостоятельно достичь общего развития своих сильных сторон и потенциала.

Правила Песталоцци

Основной закон Песталоцци для учителей был очень простым. Все понятия, используемые на уроках, должны быть объяснены до того, как их можно будет использовать. Песталоцци, например, ознакомил детей с названиями городов и в то же время всегда показывал их на карте Европы, указывая номер района в Германии, к которому они принадлежали. Таким образом, и сами города, и упоминания в газетах и журналах стали взаимосвязанными понятиями для детей. Он показал все объекты с цветными картинками и описал их особенности и формы. Песталоцци создал слоговой алфавит, с помощью которого многие поколения детей могли легко научиться читать.

Первое правило метода Песталоцци, описанное в его письмах к друзьям в книге «Как Гертруда учит своих детей» (1801). (1801), заявил: «Сначала научитесь заказывать свои наблюдения и заполнять простые, прежде чем обращаться к комплексу».

Второе правило: «…все объекты, связанные с содержанием, ведут в вашем сознании к тому отношению, в котором они стоят в природе». В этом правиле также подчеркивалась необходимость отделить наблюдаемое явление от теорий о нем.

Третье правило требует, прежде чем писать о предмете и упоминать его, полного изучения предмета с различными чувствами. «Почему мои знания не должны исходить и от меня самого?» — Песталоцци восклицал в своих письмах, когда отвергал простое заучивание чужих определений.

Четвертое правило: используйте несколько средств обучения, точно так же, как природа «сочетает в себе, казалось бы, разнородные объекты для достижения своей цели».

В пятом правиле содержится настоятельный призыв действовать таким образом, чтобы результаты обучения «несли печать свободы и автономии».

Как и Коменский, Песталоцци настаивал на ограничении преподаваемых предметов, предлагая убрать из учебной программы все, что не имеет прямого отношения к более широкой жизни учеников.

Опять же в согласии с Коменским Песталоцци призвал к более простому и легкому обучению детей.

Хотя он стремился к этому на протяжении всей своей жизни, Песталоцци так и не смог основать образцовую школу для детей из беднейших слоев населения или воспитать собственного сына Якова.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Образовательное пространство в поликультурной среде
  2. Особенности педагогического акта
  3. Организация самостоятельной работы в начальной школе
  4. Понятие, система трудового воспитания
  5. Виды деятельности в дополнительном образовании детей
  6. Возникновение педагогической профессии, её развитие
  7. Система работы по формированию основ словесно-логического мышления у детей с нарушением интеллекта
  8. Компетентностный подход в педагогике
  9. Групповые формы учебной деятельности
  10. Групповые формы организации обучения в современной школе