Оглавление:
Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли эту концепцию. Одним из первых исследователей, изучавших проблему «самости» в психологии, и основоположником разработки проблемы самооценки был Уильям Джеймс (1890). Согласно пониманию Джеймса, самооценка — это эмоциональное образование; он рассматривает самооценку как неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой. У. Джеймс понимал самооценку как самовосприятие.
Психоаналитическое направление, раскрывая структурный компонент своей собственной теории личности, не исследовало самооценку специально. Однако в работе К. Хорни (2004) приведены две ссылки, в которых рассматривается вопрос самооценки. Она считает, что источником сложных переживаний — страхов и тревог — является, во-первых, постоянная потребность сравнивать себя с другими, притязания, с одной стороны, и реалистичная оценка возможности собственной неудачи или успеха других, с другой. Во-вторых, идеализированная самооценка обсуждается как разновидность невротического конфликта. Идеализированная оценка приводит к искаженному «образу себя» и не позволяет невротику по-настоящему понять и принять себя. Причины таких конфликтов автор видит в неудачном развитии отношений в детстве.
Карл Роджерс, известный своей разработкой «клиент-центрированной терапии», утверждал, что главной проблемой в жизни любого человека является понимание и принятие себя.
Роджерс утверждает, что в процессе «клиент-центрированной терапии» происходит уменьшение различий между «Я реальным» (то, чем я являюсь сейчас) и «Я идеальным» (то, чем я хотел бы стать). После терапии уменьшается внутреннее напряжение, решаются многие эмоциональные проблемы, в самовосприятии появляется больше внутреннего спокойствия, самопринятия, самопонимания, больше ответственности за собственные действия.
«Новый взгляд на личность был предложен представителями символического интеракционизма Ч. Кули и Д. Мид предложил. Они рассматривали личность в рамках социального взаимодействия. Кули был первым, кто указал на важность субъективно интерпретированной обратной связи, которую мы получаем от других людей, как основного источника данных о нашем собственном «я». «Я — как — я — вижу — других» и «Я — как — я — вижу — себя» весьма схожи по содержанию. Восприятие человеком того, как его оценивают другие, существенно влияет на его «Я-концепцию». В этом заключается суть теории зеркального «я», предложенной Кули в 1912 году. Согласно позиции Д. Мида, индивид воспринимает себя в соответствии с характеристиками и ценностями, приписываемыми ему другими. В то же время именно общество определяет форму и содержание процесса формирования «Я-концепции».
Оценки других выступают в качестве основных факторов, которые влияют на самооценку человека, но не предопределяют ее.
Школа К. Левина также изучала проблему самооценки. В этом направлении были изучены мотивы, потребности, уровни стремления и их динамические взаимосвязи. Данные, полученные в школе Левина, стали началом большого количества клинико-диагностических исследований, направленных на изучение личности: ее самооценки, уровня стремлений. Эта тенденция признает связь между самооценкой и претенциозностью, а также рассматривает несоответствие между самооценкой и претенциозностью как один из источников эмоционального напряжения, своего рода внутриличностный конфликт.
Итак, первым серьезным теоретиком проблемы самооценки был Уильям Джеймс. В начале 20-го века изучение этой проблемы переместилось из психологии в социологию. Новый взгляд был предложен представителями символического интеракционизма (Кули, Мид). Психоаналитическое течение, раскрывая структурный компонент своей теории — «Я» или самость, отождествляемую с сознанием, — не занималось специально изучением самооценки, но в работах К. Хорни есть ссылки двух видов, которые касаются темы самооценки. Теоретические разработки в области изучения «концепции Я» индивида в работах К. Роджерса, представителя гуманистической психологии, во многом повлияли на современное состояние проблемы самооценки.
Современная концепция самооценки
Разработке современной концепции самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафина (1975), Чесноковой (1977), Столина (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др.
Тема самооценки привлекала и продолжает привлекать достаточно много внимания в отечественной психологии. Например, Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) изучает стабильность самооценки и механизм ее поддержания. Конечно, в каждом из этих экспериментальных исследований поднимаются и решаются вопросы теории самооценки.
Но есть и исследования теоретического характера, хотя их значительно меньше: в них разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственных основ самооценки, ее структуры и роли в психологической жизни личности (Ананьев, 2001; Рубинштейн, 1973, 2006; Бороздина 1999; Сидоров, 2006 и др.)
Необходимо обратить внимание на отсутствие единого определения самооценки как в зарубежной, так и в отечественной психологии, часто авторы используют разные термины для обозначения одного и того же явления: Самооценка (self-esteem), самоуважение (self-perception), самопринятие (self-acceptance), самоуважение (self-esteem, generalized self-esteem), самоотношение (self-concept, self-attitude), самооценка (declared, public self-esteem) и так далее. Очень часто один и тот же термин обозначает различные психологические образования, но подробных определений не предлагается.
Известно, что человек становится личностью только в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Через деятельность и общение он получает важные ориентиры для поведения. Исследования показали, что маленький человек в семье учится оценивать себя, но пока по-своему, доступным для ребенка способом.
Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает: «В детстве мы узнаем о себе только из слов и взглядов близких нам людей. В этом смысле у ребенка нет внутреннего видения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким его видят другие; более того, позитивное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно стремится к нему и даже борется за него».
Бороздина и Молчанова провели многочисленные исследования, показавшие, что принятие оценок зависит от ряда факторов, таких как высокая компетентность и статус значимых других, привлекательность группы, степень соответствия между желаемой и реальной самооценкой, степень доверия к «источнику» оценки и т.д. .
Сущность самоуважения проявляется не только в отношении к другим людям, но и в отношении к самому себе. Каждый из нас, сознательно или бессознательно, часто сравнивает себя с другими и тем самым вырабатывает достаточно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, то есть формирует «набор самооценок». Карл Роджерс, в частности, пришел к выводу, что «большинство людей, которых он знал, презирали себя и считали, что они ни на что не способны и не могут быть любимы». Джон Пауэлл пошел дальше в своих рассуждениях: «У всех нас есть комплексы неполноценности, — писал он, — те, у кого их вроде бы нет, только притворяются, что они есть». «Психическая копилка ребенка находится в постоянном действии, и чем она моложе, тем более неизгладимый эффект производит то, что мы в нее бросаем». … Иногда мы перестаем заботиться о том, что накапливается в «сокровищнице» самооценки. «
Влияние окружающих на формирование самооценки становится еще более значимым, если рассматривать суть коммуникативной потребности человека как «стремление познать себя через партнера». Такое видение имеет поддержку и сегодня. Исследователи изучали не только природу самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг, наблюдая за молодыми людьми школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает от низкой самооценки, особенно уязвимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их самооценку. Молодых людей с низкой самооценкой беспокоит мнение окружающих, они чувствуют себя неловко при установлении социальных контактов и заранее уверены, что все о них невысокого мнения.
Лонгитюдные исследования С. Куперсмита, отслеживающие влияние высокой, средней и низкой самооценки в группе мальчиков в течение 8 лет, от подросткового возраста до взрослой жизни, показали, что мальчики с высокой самооценкой характеризуются как активные, выразительные, в целом успешные в учебе и социальных отношениях, лидеры в дискуссиях, не отягощенные тревогой и т.д. Они не были озабочены внутренними проблемами и гораздо реже страдали от психосоматических расстройств. Куперсмит обнаружил, что отношения с родителями и стили воспитания у мальчиков с высокой самооценкой значительно отличаются от отношений в семье и стилей воспитания у мальчиков с низкой самооценкой.
Была предпринята попытка разработать структурно-динамическую модель самооценки. Самооценка, по их мнению, функционирует в двух основных формах — общей и частной (частичной и конкретной, соответственно). Частичные самооценки отражают оценку субъектом своих конкретных проявлений и характеристик. Автор понимает общую самооценку как иерархическую систему частных самооценок, которые находятся в динамическом взаимодействии друг с другом.
Известно, что самооценка выступает в качестве важнейшего средства саморегуляции. Поскольку она формируется в процессе деятельности, самооценка рассматривается на различных ее этапах. Самооценка, отражающая состояние ориентации на свои способности в предстоящей деятельности, направлена в будущее и называется «прогностической». Самооценка, которая происходит в процессе деятельности и направлена на ее коррекцию, называется «процессуальной». Самооценка на заключительном этапе деятельности, содержанием которой является оценка результатов деятельности, называется «ретроспективной». Все три типа самооценки тесно связаны друг с другом, человек постоянно наблюдает их взаимопереходы и взаимопроникновение, превращение одного в другое.
Чеснокова отмечает, что «самооценка — это довольно сложное образование человеческой психики. Она указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанных с оценкой, сравнением собственных личностных качеств, и ценностно-ориентационного компонента, являющегося результатом формирования личности и ее представлений о важности определенных личностных качеств, их ценности для достижения успеха при их моральной оценке обществом. «Содержание самооценки многомерно, так как сама личность сложна и многомерна. Она включает в себя мир его моральных ценностей, установок, способностей. Единая, целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также различные уровни сознания. Формы взаимодействия самооценки разнообразны и часто находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянном поиске личностью себя, внимании к своему внутреннему миру.
Наиболее впечатляющим следствием активного усвоения темы самооценки в западной культуре стало ее устойчивое восприятие как важнейшего психологического ресурса или даже актива человека, что неизбежно привело к массовой потребности в достижении высокого уровня самооценки, переросшей в движение самооценки в западном обществе. Н. Эмлер (2001) пишет, что люди стали стремиться к высокой самооценке так же, как они стремятся к благополучию, хорошему физическому здоровью или свободе мысли. Поэтому в США в штате Калифорния в 1986 году была создана специальная статья бюджета для финансирования мероприятий по повышению самооценки.
«…Существование одновременно нескольких теорий, описывающих самооценку, является движущей силой для понимания самого предмета. Это главное условие совершенствования теоретических построений, попытка создать стройную теорию».
Место самооценки в структуре самосознания
В отечественной психологической науке самооценка рассматривается как компонент уверенности в себе, функционирующий как ее часть (Рубинштейн, 1973, 2006; Чеснокова, 1977; Захарова, 1989; Бороздина, 1992).
Самосознание — это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценке этого отношения и регуляции действий и поведения на основе этого отношения. Самосознание включает в себя три основных компонента: самопознание, самооценку и саморегуляцию.
Самосознание — как высший уровень развития сознания является основой для формирования психической активности и самостоятельности личности в своих суждениях и поступках. Короче говоря, самосознание можно определить как представление о себе и собственное отношение к себе.
Чеснокова подчеркивает, что «вполне обоснованным является предположение, что процесс исторического развития самосознания проходит несколько этапов. Основная линия развития самосознания проходила в направлении от недифференцированности объекта и субъекта к их все более четкому разделению. В самом начале своей дифференциации объект осознавался субъектом в тесной связи с самосознанием. Дифференциация самости и ее противопоставление миру, другим людям происходила сначала не на основе отношений между внутренней самостью и внешним миром, субъектом и объектом, а на основе коллектива и противостоящего ему другого коллектива и природы. В коллективном самосознании человек еще не полностью отделяет себя от общества окружающих его людей. Процесс сегрегации человека происходит постепенно, и наступает момент, когда человек осознает свое собственное «я», отличное от «я» других членов сообщества, к которому он принадлежит. И тогда можно говорить о появлении личного самосознания….. Самосознание человека проявляется в том, что он определяет свое отношение к другим людям и тем самым определяет себя в системе производства и осознает свою независимость.»
Принцип историзма в отечественной психологии реализуется в конкретных экспериментальных исследованиях, и они подкрепляют ее теоретический фундамент. Одной из первых оригинальных работ исторического характера о процессе формирования самосознания и самооценки является исследование А.Р. Лурия и других психологов, проведенное в 1931 — 1932 годах по предложению Л.С. Выготского в некоторых районах Узбекистана. В ходе исследования было установлено, что «способность анализировать свой внутренний мир, выделять в нем какие-то черты, была заменена описанием материальных условий жизни». Первые зачатки самооценки у испытуемых проявились в повторении собственных характеристик, рассказанных другими людьми. Но даже в этих случаях описание внутренних характеристик заменялось описанием различных форм внешнего поведения». У авторов исследования были все основания утверждать о решающей роли коллективных форм деятельности в развитии самооценки. Затем самые активные участники отметили задание и оценку собственных душевных качеств.
Принцип историзма в анализе возникновения самосознания позволяет рассматривать самосознание как результат исторического развития человека. Этот подход важен как определенная методологическая позиция при анализе развития самосознания в онтогенезе. Формирование самосознания в онтогенезе проходит определенные этапы, связанные с возрастом психического и физического развития индивида. Для каждой стадии характерен свой уровень самопознания, способность к самооценке и саморегуляции поведения и деятельности. Онтогенетические стадии самосознания определяются степенью развития сознания и психики в целом.
Чеснокова пишет: «Исследователи психологии детской самооценки считают, что к концу дошкольного возраста развитие психических функций — интеллектуальных, волевых, эмоциональных — поднимает самооценку ребенка до такого уровня, когда становится возможным возникновение собственной, достаточно устойчивой самооценки. Содержание самооценки ребенка в этот период состоит из сознания практических способностей, поступков, своих нравственных качеств, которые он обнаруживает в себе, соотнося свои поступки с требованиями взрослых. Все чаще самооценка вовлекается в процесс регуляции поведения и деятельности ребенка.
Между тем, многие исследования показывают, что самооценка — это довольно позднее образование, которое начинает функционировать только в подростковом возрасте.
Рассматривая самопознание как один из аспектов самосознания, Чеснокова пишет: «Познавая особенности других людей, их внешние проявления в деятельности и поведении, отношение других к себе, человек начинает объективно соотносить эти отдельные аспекты познания и в результате сравнительной оценочной работы давать оценку самому себе. Самооценка выступает как своеобразный результат самопознания и отражает его уровень».
Самосознание вплетено в психическую жизнь личности, оно неотделимо от всех других психических процессов (когнитивных, аффективных, волевых).
В отечественной психологической науке самооценка рассматривается как компонент уверенности в себе, выступающий в качестве ее части, важнейшей функцией которой является самоуправление личным поведением. Указываются и другие функции самосознания: самосовершенствование, самопознание, поиск смысла жизни. Самосознание также считается одним из основных факторов формирования личности.
По мнению Бороздиной, внутри самосознания существуют некие образования, подструктуры, которые не следует путать: образ себя, самооценка и отношение к себе — это разные элементы, имеющие свою независимую природу, сущность. В целом, самосознание — это отражение в сознании личности его носителя, конкретного субъекта.
Объект деятельности
В психологической науке признано следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя как субъект деятельности, называется самосознанием, а его представления о себе складываются в определенный «образ «Я». «Образ «Я» — это не просто идея или представление человека о себе, а социальная установка, отношение индивида к самому себе. Таким образом, в образе «Я» можно выделить три компонента:
- когнитивный (познавательный) — знание о себе, самопознание;
- эмоциональный и оценочный — ценностное отношение к себе;
- Поведенческие — особенности регуляции поведения.
Образ «Я» — это не статичное, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникнуть как представление о себе в момент переживания себя, в психологии обычно называемое реальным «Я». В то же время образ «Я» — идеальный, то есть такой, каким он должен был бы стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям других. Это то, кем человек стремится стать в будущем. Также можно иметь фантастическое «Я». В этом случае человек рассматривает себя через призму собственных желаний, не учитывая свои реальные возможности. В человеке одновременно сосуществуют все «я». Когда в структуре личности преобладают фантастические представления о себе, которые не сопровождаются действиями, происходит дезорганизация деятельности и самосознания личности.
«…образ Я и самооценка являются разными образованиями самосознания, но имеют определенные отношения друг к другу: знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, а самооценка позволяет соотнести отдельные страницы «образа Я» с определенной системой ценностей». Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, знаний, которые прошли оценку и поэтому являются знаниями более высокого порядка.
Знания о себе накапливаются в процессе самопознания и фиксируются в виде «Я-концепции». Во многих психологических исследованиях «Я-концепция» рассматривается как совокупность всех представлений индивида о самом себе в сочетании с их оценкой.
Существует точка зрения, которая предполагает, что «эго-образ» и «эго-концепция» — это два разных компонента самосознания. В самосознании, согласно этим взглядам, различают образные и понятийные компоненты; говоря об «эго-образе» и «эго-концепции», различают образ себя и знания о себе. Столин отмечает, что «эго-концепция» относится к самому себе, а «эго-образ» — к другим.
А.А. Реан и Я.Л. Коломинский подчеркивают, что «Я-концепция» — это относительно устойчивая, более или менее осознанно переживаемая, уникальная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. Несмотря на очевидную близость, психологические термины «самооценка» и «Я-концепция» имеют различия. «Я-концепция» представляет собой набор описательных, а не оценочных представлений о себе. Понятие самооценки, с другой стороны, напрямую связано с тем, как человек оценивает собственные качества. Одни и те же качества могут быть истолкованы одним человеком положительно, а другим — отрицательно. В целом, понятие Я-концепции шире, чем понятие самооценки.
Таким образом, «самооценка является независимым компонентом уверенности в себе, которая начинает функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключается в процедуре правильной оценки общего потенциала субъекта или его индивидуальных характеристик (качеств) на основе определенной шкалы ценностей».
Параметры и виды самооценки
Традиционно выделяют три основных параметра самооценки: Адекватность, уровень, стабильность.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет человеку относиться к себе критически, она подразумевает одинаковое признание своих достоинств и недостатков. Такая самооценка основывается на необходимом опыте и знаниях. Неадекватная самооценка свидетельствует о том, что человек необъективно оценивает себя, его мнение о себе в данном случае отличается от мнения других людей о нем. Проводится различие между неуместной самооценкой и самообманом.
Захарова пишет, что самооценка действует как защита, формируя эмоциональные барьеры, которые блокируют восприятие внешних воздействий или приводят к искажению и игнорированию переживаний.
Недостаточно заниженная самооценка — это недооценка субъектом самого себя. Люди с низкой самооценкой ставят более низкие цели, чем те, которых они могут достичь, и преувеличивают значение своих неудач. При низкой самооценке человек чрезмерно неуверен в себе, что является устойчивой чертой личности и приводит к формированию таких черт характера, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Ратинов (1983) отмечает, что неадекватная, завышенная самооценка в сочетании с социальной дезадаптацией личности создает достаточно широкое поле конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует делинквентному поведению.
«Было обнаружено, что субъекты с промежуточными показателями самооценки характеризуются более оптимальными, стабильными психическими состояниями, чем субъекты с высокими и низкими показателями. «
Самооценка может быть высокой и низкой, она различается по степени устойчивости, независимости и критичности. Размер тела считается очень важным параметром самооценки, и существует несколько вариантов его измерения.
Техника Дембо-Рубинштейна является наиболее широко используемой в российской психологии. В методике Дембо-Рубинштейна испытуемые ставят три отметки на графических шкалах, соответствующих реальной, идеальной и достижимой самооценке.
Анализ полученных данных показывает очень четкую разницу в позициях реальной самооценки в разных возрастных группах. Реальная самооценка имеет тенденцию снижаться с возрастом. Как и в случае с идеальной самооценкой по параметру размера тела, она также показывает снижение с увеличением возраста испытуемых. Достижимая самооценка также имеет возрастную динамику. В пожилом возрасте достижимая самооценка с трудом отличима от реальной, иногда она полностью сливается с ней. Расстояние реальной самооценки от достижимой и идеальной самооценки имеет линейную зависимость: оно уменьшается с возрастом. Это означает, что отдельные элементы общей структуры самооценки постепенно сближаются от раннего подросткового возраста до поздней старости. В результате общая структура самооценки с возрастом снижается, часто до полного слияния ее компонентов: реального, достижимого и идеального. Исследование Бороздиной самооценки в разных возрастных группах выявило следующую закономерность: испытуемые первой зрелости ориентированы в основном на идеальную самооценку; второй зрелости — на достижимую; пожилые определенно начинают склоняться к реальной самооценке; у стариков она становится ведущим элементом. Интересен конкретный механизм формирования самооценки в разном возрасте. У субъектов первой степени зрелости основным механизмом является «социальное сравнение», то есть сравнение себя с другими; у субъектов второй степени зрелости — установка на собственное восприятие и реальные достижения; старшие, поддерживая эту установку, обращаются к социальному сравнению и вводят «временное», к которому в основном тяготеют старшие, фокусируя собственное «Я есть» в жизненном цикле и проводя это сравнение в диаде «Я был — Я есть».
Проблема поддержания устойчивой самооценки рассматривается в работе В.Ф. Сафина. В качестве механизмов поддержания относительно стабильной самооценки автор описывает повышение ее общего уровня до среднего за счет: (а) работа модели «Я не хуже и не лучше других»; (б) сочетание необоснованно высокой и обоснованно низкой позиций — модели «Я хуже в этом, но лучше в том»; (в) перенос высокой, обоснованной самооценки результатов в одном виде деятельности на другие области («Если я могу это, то смогу и то»); (г) необоснованное занижение других до уровня собственной самооценки («Они не лучше меня»).
Одним из направлений исследований самооценки является поиск корреляций с различными чертами личности, особенно с чертой тревожности. Имеются данные о корреляции определенных показателей самооценки с тревожностью как чертой личности. Предполагается, что высокая самооценка связана с относительно низким уровнем тревожности, и наоборот, когда самооценка нестабильна, отмечается и повышение индекса тревожности. Если учесть, что самооценка человека стабильно признается фактором регуляции поведения, то поиск ее корреляций с определенными личностными переменными приобретает особое значение, поскольку простые корреляции могут скрывать причинно-следственные связи. Это, в свою очередь, делает необходимым изучение самих корреляций, их надежности и природы как основы для содержательного исследования.
Поскольку проблема самооценки является одной из ключевых в исследовании личности, важно изучить и исследовать ее свойства (стабильность, адекватность, уровень, динамика) как таковые и в связи с другими аспектами личности (интроверсия, тревожность, внушаемость и т.д.), поскольку такое исследование дает возможность изучить личность в целом.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Возрастно-психологическое консультирование
- Невербальная коммуникация — что это такое — Общее понимание средств невербальной коммуникации
- Психологические основы систем развивающего обучения
- Роже Кузине, французский педагог, теоретик нового воспитания
- Ассоциальное поведение — Ассоциальное поведение как психический феномен
- Средства общения в психологии
- Журналы по психологии
- Детско-родительские отношения
- Типы ассоциаций
- Луиза Карловна Шлегер, русский и советский педагог