Оглавление:
Предметом данного курса является индийская философия. Но термин «философия», как известно, появился в древнегреческой культуре для обозначения вполне определенных
культурных феноменов: 1) теоретической познавательной деятельности, направленной на создание системы непротиворечивых знаний о мире (составляющей основу жизнедеятельности);
2) результаты указанной познавательной деятельности (мировоззренческая система знаний) и 3) социальный институт (сообщество философов, находящееся в различных отношениях с
с обществом и внутренне структурированное). Философия
стала подсистемой западной культуры, наряду с наукой, религией, экономикой, политикой, моралью и правом.
в своей основе.1 Имеем ли мы право говорить о философии? Имеем ли мы право говорить об индийской философии?
Существует ли предмет, о котором мы говорим, в реальности При всех различиях в контекстах индийской и древнегреческой культур, в индийской также возникла схожая теоретическая деятельность, результатом которой стало развитие
специализированных мировоззренческих концепций, называемых брахма-видья, атма-видья (знание Абсолюта), анвикшики
(исследование), даршана (видение), мата (взгляд, теория), мати
(мысль), и формирование сообщества интеллектуалов-пандитов.
Наличие аналогов во всех трех составляющих философии: теоретической рефлексии2 , доктрины о мире и социального института
позволяет нам использовать термин «индийская философия»,
Мы можем использовать термин «индийская философия» для сравнения способов философствования, разработанных в Индии и Западной Европе.
и Западной Европе, и оценить результаты того культурного строительства, к которому они привели.
Итак, предмет нашего рассмотрения существует, и мы, по
аналогии с западноевропейской философией3 , будем понимать.
Индийская философия — это совокупность теоретических доктрин
о мире, человеке и различных формах его отношений с миром (познавательных, социальных, нравственных, эстетических и т.д.),
Философия развивалась на территории Индии с V века до н.э. и существует по сей день.
Историки философии считают, что оригинальные философские традиции возникли только в трех культурных центрах: в Древней Греции, Древней Индии и в Средние века.
Древняя Греция, Древняя Индия и Древний Китай.
одно и то же время (в середине I тысячелетия до н.э.), но каждая из них не похожа на другие. Почему? Потому что философия — это не знание об объективном мире, одинаковом для всех,
Философия — это не знание об объективном мире, одинаковом для всех, а знание о человеческом «жизненном мире», то есть о том, как он открывается человеку в процессе его жизнедеятельности через его язык и культуру.
язык и культура. Жизненные миры» трех древних цивилизаций были
Жизненные миры трех древних цивилизаций были разными. Будучи самосознанием4 и духовной основой автохтонной индийской культуры, индийская философия приобрела
от последней и способствовала созданию
Последняя помогла создать собственную систему жизненных ценностей, которая помогла сделать индийское общество стабильным на протяжении нескольких тысячелетий. Этот ценный жизненный опыт вполне заслуживает
внимания со стороны более технологически развитого Запада, поскольку его прежние ориентации (в частности, безграничное потребление через технический прогресс) зашли в тупик. Об этом как о возможности синтеза идей и идеалов Востока и Запада все чаще говорят философы, начиная со второй
Об этом философы второй половины ХХ века все чаще говорят в своих публикациях5 и на международных конференциях, подобных той, что прошла в Гонолулу, организованной Гавайским университетом.
Гавайского университета6 . Этот синтез чрезвычайно сложен,
поскольку у него есть не только сторонники, но и противники, прежде всего среди политических акторов всех уровней.
Для нас, воспитанных в традиции западноевропейской философии, индийская философия раскрывается в текстах индийских мыслителей, которые мы понимаем через категории западной философии и в сравнении с ней. Всякая философия выполняет в культуре мировоззренческую функцию: она решает проблему
построения целостной и рационально обоснованной картины мира.
Предфилософия в ведической литературе
В ведической литературе дофилософского периода мы будем
будем рассматривать только те источники, в которых можно найти дофилософские понятия и представления (это, прежде всего, брахманы, араньяки и упанишады, отнесенные к Шрути), и в их оценке
мы будем опираться на них, а также на некоторые сутры по специальным дисциплинам — шастры. Согласно синхронным текстам.
Брахман, араньяки, упанишады и шраута-сутры (тексты, посвященные толкованию ритуалов), а также более поздним работам фонетистов Яски («Нирукта», V-IV вв. до н.э.) и Шаунаки («Брихаддевата», около IV-III вв. до н.э.) мы можем с уверенностью утверждать, что в данный период
теоретическое мышление усилиями жрецов-брахманов, специализировавшихся на знании ритуалов и ведении публичных диспутов. Этот же материал позволяет отметить особенности процесса формирования теоретического мышления в
Индии по сравнению с аналогичным процессом в западноевропейской культуре.
В современной философии сложилось определенное представление о теоретическом мышлении как о мышлении познавательном. Теоретическое мышление отличается от других видов мышления тем, что оно: 1) нормировано и функционирует по определенным правилам (правилам логики, в частности.
В частности, оно подчиняется четырем основным из них: закону тождества4 . Предфилософия в ведической литературе
34
В основе ведической философии лежат следующие основные законы: закон тождества4 , закон исключения третьего, закон непротиворечия и принцип достаточного основания.
Принцип достаточного основания), 2) использует определенные методы (методы рационального мышления, такие как
обобщение и ограничение, анализ и синтез, сравнение, дедукция и индукция, определение, доказательство и опровержение
и т.д.). С их помощью получаются знания, организованные в теорию. В общем виде, не принимая во внимание разновидности теорий, теорию
можно определить как форму организации знания, которая, с одной стороны, внутренне дифференцирована (расчленена) и, с другой стороны, является связной и непротиворечивой системой знаний, более или менее обоснованных чувственной
логикой (правилами рассуждения)36 .
В Древней Греции теоретическое мышление начало формироваться в VI веке до н.э., сначала как философское, поскольку использовалось для создания нового типа мировоззрения.
В Древней Индии процесс формирования теоретического мышления имеет своеобразный характер: оно формируется в дофилософский период для нужд религии — используется в ритуалистике и частных науках, но не как философское. Что дает нам основание для такого утверждения?
Как свидетельствуют первоисточники, в дофилософский
период возникает большое количество жреческих школ, и споры
их эрудированных представителей становятся неотъемлемой частью
индийской культуры, обязательной процедурой, сопровождающей появление и существование духовных ценностей (идей, теорий, методов интеллектуальной деятельности и т.д.). Необходимость полемики требовала от брахманов высокого
высокого уровня профессионализма и развития таких теоретических
методов, таких как диалектика (критика суждений — соответствует современным методам доказательства и опровержения) и аналитика (систематизация понятий — соответствует современному методу классификации понятий). Эти теоретические методы сразу же начинают применяться не только к
рассмотрения ритуалов, но и для анализа языка. В связи с последним обстоятельством в индийской культуре лингвистика (в терминологии того времени — грамматика-вякарана)
становится одной из первых формализованных научных теорий и
идеалом теории, «царицей наук», парадигмой для построения
философских теорий в следующем периоде, шраманском. (В Западной Европе, начиная с Аристотеля, критерием теоретичности стала логика, а с возникновением современной науки в XVII веке идеалом научной теории стали математика и физика). Особенно большую роль в стандартизации грамматики сыграли труды
Особенно большую роль в стандартизации грамматики сыграли труды грамматистов: Восемь книг Панини (IV век до н.э.) и комментарии к ним Патанджали (II-I век до н.э.).
Предфилософские идеи в эпосе
Эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна» занимают особое место среди источников для изучения философии.
Их действие начинается в середине I тысячелетия до н.э., но окончательно они были завершены к V веку н.э., поэтому в них содержатся идеи из разных исторических периодов. Здесь мы находим этические концепции — доктрины дхармы,
кармы и мокши, учения о технике йоги, а также концепции пракрити
(материя) и гуны (качества), которые стали основополагающими в системе санкхья-йоги и т.д. Однако удельный вес мифологии в эпосе
как произведениях художественной литературы гораздо больше,
чем в «окончании Вед». Что же представляют собой эти памятники?
«Махабхарата» («Великое [сказание о битве] потомков Бхараты») поражает уже своими размерами (100 000 двустиший — прим. пер.).
Махабхарата («Великое [сказание о битве] потомков Бхараты») уже поражает своими размерами (100 000 двустиший, разделенных на 18 книг), в восемь раз превышая «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые. Содержание «Махабхараты» чрезвычайно разнообразно: это собственно героический эпос.
Содержание «Махабхараты» чрезвычайно разнообразно: здесь собственно эпос — повествование о значительном историческом событии — переплетается с другими произведениями, иногда совершенно самостоятельными, иногда косвенно связанными с основным сюжетом, за
за которыми часто просто теряется нить центрального повествования. В частности, в «Махабхарату» входят знаменитые поэмы
«Наль и Дамаянти», «Сказание о Савитри», самостоятельный вариант эпоса «Рамаяна», а также ряд философских поэм. В целом это произведение эпического, мифологического, сказочного, дидактического, религиозно-философского, правового и исторического содержания. В нем раскрывается смысл таких важных
понятий, как дхарма, карма, мокша и самсара, которые впоследствии будут
теоретизировать в философии. По широте и
разнообразие охватываемого ею материала, «Махабхарату
была названа «энциклопедией древнеиндийской жизни».
Основу «Махабхараты» составляет поэма о великой битве, которая основана на древних героических сказаниях и песнях. Исследователи считают, что в ней описаны реальные исторические
битву на Курукшетре (поле Куру), которая произошла между серединой X и началом IX века до н. э. Поэма позволяет судить о целой эпохе в ранней индийской истории, главным образом о времени Вед. Предфилософия в ведической литературе
46
Поэма является источником важнейшей доведической литературы ранней истории Индии.
Панчалы, которая предшествовала созданию великих государств
в западной части долины Ганга. Авторство поэмы приписывается
мифическому мудрецу Вьясе, который был дедом главного
Основная тема поэмы заключается в том, что она была написана мифическим мудрецом Вьясой.
Основная сюжетная линия «Махабхараты» такова. Два брата, Дхритараштра и Панду (на санскрите означает «бледный»), родились в династии Куру (лунная династия), основанной царем Бхаратой. Поскольку старший брат Дхритараштра родился слепым,
трон, который должен был принадлежать ему, перешел к его младшему брату Панду. У Панду было пять сыновей от двух жен — Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева,
которых отец назвал Пандавами. Вскоре после рождения детей
Панду умер. Его сыновей воспитал в своем доме Дхритараштра, который не преминул занять трон. Он сам родил…
…одну дочь и сто сыновей…
Кауравов. С детства Пандавы и Кауравы соперничали и враждовали. Старший из Кауравов, Дурьодхана, был самым злобным и завистливым из всех и часто затевал всякие
всевозможные подлости против Пандавов.
По праву наследования страной Куру должны были править
сыновья Панду, но естественным желанием отца Дхритараштры было передать власть своим собственным ста сыновьям. Поэтому
он неоднократно шел на поводу у Дурьодханы, который хотел истребить…
Пандавов. В результате интриг Дурьодханы Пандавы были вынуждены
долгое время скрывались и скитались под видом брахманов. Только когда они вновь обрели власть, женившись на панчальской принцессе Драупади, они смогли вернуть свою половину царства Кауравов. Их правление было чрезвычайно успешным, что
что еще больше разжигало ревность Дурьодханы. Дурьодхана, по совету своего дяди Шакуни, заставил отца организовать игру в кости с Пандавами. В этой игре Юдхиштхира проиграл искусному
и хитрому Шакуни все богатство Пандавов, весь скот и земли, свою свиту, братьев, себя, а затем и их общую жену.
Драупади53 .
Культурный контекст эпохи. Источники изучения
Третий период в истории индийской философии получил свое название
Третий период в истории индийской философии получил свое название от санскритского названия странствующих проповедников.
Третий период в истории индийской философии получил свое название от санскритского названия странствующих проповедников, шраманов или саманов (на пали).
Шраманы не просто нападали на шраманов, они делали это со своими собственными антибрахманическими доктринами.
Шраманы не только нападали на догматы брахманизма, но и на свои собственные антибрахманические доктрины.
Шраманы не просто нападали на догматы брахманизма, святость Вед и освященную ими социальную иерархию; они предлагали свой собственный взгляд на мир,
они использовали и развивали рациональную аргументацию,
и так они стали первыми философскими теориями,
первыми философами Индии. Период Шрамана, который также называют «эпохой брожения умов», длился
…большую часть пятого века до н.э. Он называется «веком брожения умов», потому что именно в это время начались жаркие дискуссии между брахманийскими и небрахманийскими мыслителями, которые бродили в
56 Откуда появились эти странствующие проповедники, которые поставили под сомнение авторитет брахманической идеологии и дали название раннему периоду индийской философии?
раннему периоду индийской философии? Какова была причина их появления?
Бродячие проповедники-шраманы поставляются из местного населения, а также из арийских варн кшатриев и брахманов. Причины их появления исследователи видят в исторических событиях, изменивших духовный климат в Индии. Первое, этническое, заключалось в том, что арийское
вторжение в Индостан закончилось, и началось взаимопроникновение арийской и неарийской культур. Местное население
Индостана (в основном дравидийское) «оправилось» от индоарийского
от натиска индоариев, перешло к активному выражению неприятия их системы ценностей и стало в свою очередь оказывать влияние на пришлых. Столкновения двух идеологий, брахманической и антибрахманической, носителями которых были два этнических субстрата, арийский и неарийский,
были одной из причин появления шраман и, как уже отмечалось, возникновения философии в Индии.
Вторая причина может быть названа социально-политическим
развитие. Начался рост городов, среди которых «лучшие» — экономические и культурные центры (шесть новых — Шравасти, Чампа, Раджагриха, Сакета-Айодхья, Каушамби и Каши-Варанаси; один — более ранний, ТаксилаТакшашила, последний из центров ведического образования
становится общеиндийским центром обучения); стали создаваться сильные монархические государства и их объединения, в которых социальное положение военного сословия
(кшатриев), монополизировавших политическую власть. Сильные монархические образования, как показывает история, создают более благоприятные условия для интеллектуальной жизни. В них созревает необходимость создания общегосударственных идеологий, которые бы консолидировали население, а не
не разделять его. Брахманическая идеология не смогла стать такой
консолидирующей силой, поэтому в это время индийские правители начинают покровительствовать не только брахманическим мудрецам, но и небрахманическим.
Эволюция и канонические тексты йоги
Метафизические построения санкхьяиков использовались теоретиками другой, тесно связанной с ними системы, а именно
Йога, которая объединила эпическую и классическую Санкхью. Термин «йога» происходит от санскритского глагола yuj — «прилагать усилия», «стремиться», «упражняться», «соответствовать», «запрягать (лошадь)», «связывать» и, соответственно этимологии,
имеет множество значений: «упражнение», «обуздание»; «преданность»; «сопряжение», «единство», «связывание воедино
чувств, мыслей, переживаний, их концентрация на одном объекте созерцания. В индийской культуре термин
В индийской культуре термин «йога» приобрел еще три значения,
Это одна из шести ортодоксальных религиозно-философских систем.
Йога — это одна из шести ортодоксальных религиозно-философских систем, которая направлена на развитие тела и ума, чтобы подготовить их к освобождению,
как ни странно, колдовство, чародейство, магия.
Система упражнений йоги предшествовала даршанам йоги.
брахманистской культуры, а возможно, и раньше, в доарийской культуре (фигурка медитирующего в позе йога Протошивы была найдена в Хараппе), и вошла как органическая часть в
этических учений всех даршанов. Сведения об этой йоге можно найти
В ведических текстах (например, в «Беседах Маркандейи
и Анугита из Махабхараты). Из этих техник в Индии выросло шесть различных школ практической йоги.
Из этих техник выросло шесть различных школ практической йоги.
Йога Ауробиндо Гхоша.
Развитие практик йоги имело огромное значение в истории индийской культуры. Она стала принципиально новой формой гармонизации отношений человека с миром.
с миром и вытеснила громоздкую ведическую ритуалистику. По мнению Е. А. Торчинова, победа йоговских практик над ритуализмом
Победа йоговских практик над ритуализмом произошла парадоксальным образом, а не благодаря
Патанджала-даршану, а благодаря буддизму176 .
Теоретики даршан-йоги предложили свою систематизацию очистительных и медитативных практик, обеспечивающих
контроль над телом и умом и перестройку сознания для
Йогические теоретики даршан-йоги разработали определенные теоретические положения (например, учение о жизненных дыханиях —
праны). Они придали практике йоги теоретическую основу
философии Санкхьи. Оттуда же они заимствовали «окончательную истину» о природе взаимоотношений между человеком (пурушей) и Мировым чистым сознанием (пурушей): пуруши не тождественны,
но между ними существует связь; большой пуруша видит маленького пурушу,
а маленький пуруша является отражением большого пуруши. Сторонники
Йоги также приняли сотериологические учения санкхьи,
что человек должен осознать единство своего сознания с Мировым Сознанием, а не со своим телом. Именно
это знание ведет к освобождению (мокша) от привычки отождествлять себя с временным опытом и испытывать от этого экзистенциальные страдания. «Фактически, йога Патанджали, — отмечает Торчинов, — это практический метод реализации сотериологической прагматики Санкхьи —
освобождение как разотождествление пуруши и пракрити».
177 Сходство даршан объясняется тем, что санкхья и йога вырастают из одной теоретической традиции, из одного корня — прото-санкхьи — и являются разными ветвями одного дерева. Их
Их изначальное единство утверждается в Мокшадхарме (307, 20):
«То, что различают йогины, постигают и последователи».
Санкхья, Санкхья и Йога — едины; тот, кто видит это, мудр».
Основными текстами системы являются «Йога-сутры» Патанджали178 (III век до н.э.) и комментарий Вьясы «Вьяса-бхашья» (IV век).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Различные формы детерминации мира: причинность и закономерность, необходимость и случайность
- Поиски субстанциональной основы мира: материя или дух?
- Человек как деятельное и творческое существо
- Классическая социальная философия
- Закономерности саморазвития общества
- Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам
- Разумный уровень познания
- Общество как едино-цельная система определенного множества народа
- Материализм
- Революция и реформы в жизни общества — Реформы и революции как формы социальных изменений