Оглавление:
Истина: характеристика содержания знания, соответствующая объективной реальности. Объективная истина — объективное содержание знаний. Объективная истина состоит из абсолютной и относительной истин как принцип конкретности истины. Абсолютная истина — объективная истина, которая содержит полное и всестороннее знание о сущности предметов и явлений материального мира. Относительная истина — объективная истина, которая содержит неполное, относительное знание о сущности предметов и явлений материального мира.
К философскому категориальному аппарату относятся два понятия: «истина» — как объективное содержание знания, т.е. знание, соответствующее действительности, и «заблуждение» — как абсолютизация относительной истины.
Использование при рассмотрении истины в процессе познания таких понятий естественного языка, как «вымысел», «ложь», «ошибка», «правда», «право» и т.д., неоправданно и не проясняет сути проблемы. Однако в других областях научного знания использование перечисленных понятий естественного языка вполне правомерно и целесообразно. Например, в логике применительно к суждению (высказыванию) используются понятия «истинность» и «ложность», а к умозаключению (рассуждению) — правильность. Познание и истина — это процесс, а истина как процесс имеет два момента: абсолютный момент (абсолютная истина) и относительный момент (относительная истина).
Абсолютная истина — никогда не может быть опровергнута, так как доказана наукой и подтверждена практикой; выпадает из процесса познания, так как содержит полное знание. Относительная истина — неполная, неокончательная истина; включена в процесс познания, поскольку является неполной и требует научного исследования, доказательства и подтверждения практикой. Критерий истины понимается как разрешительная процедура оценки знания как истинного или ложного. Если мы попытаемся искать такую процедуру исключительно в самом знании, то столкнемся с парадоксом, который уже в свое время уловил Секст Эмпирик: чтобы найти такой критерий, нам нужен, в свою очередь, критерий, и так до бесконечности.
Практика как критерий истины. Несомненной заслугой марксизма является то, что он в ясной и недвусмысленной форме попытался найти критерий истины не внутри системы знаний, а вне ее — в социально-исторической практике человека. «На практике, — писал К. Маркс, — человек должен доказать истину, т.е. обоснованность и силу, потусторонность своего мышления.» Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3/К. Маркс, Ф. Энгельс. — Москва: Политиздат, 1974. — С.56..
Наиболее эффективная проверка объективной укорененности наших идей и теоретических моделей в структурах мирового бытия возможна, если нечто практически (телесно) созданное на их идеальной основе проходит проверку на функциональную пригодность в рамках этого мирового целого.
Успешная объективизация (или, грубо говоря, материализация) наших знаний в технических устройствах, экономической и социальной деятельности является серьезным свидетельством в пользу того, что мы ничего субъективно не изобрели, а познали нечто объективно реальное и значимое.
Проблемы критериев истины в современной философии и науке
Эмпирические критерии истины. Формой научного проявления критерия практики является эксперимент, т.е. строго описанная и желательно технически воспроизводимая процедура проверки экспериментальных (эмпирических) следствий, выводимых из какой-либо теории.
Одним из таких эмпирических критериев (разрешающих процедур) является верифицируемость теории, т.е. вывод о ее истинности на основе практического подтверждения выводимых из нее экспериментальных следствий. Процедура верифицируемости была методологически подробно осмыслена в неопозитивистской традиции и даже квалифицирована как универсальный критерий научного знания. Однако со времен Д. Юма было известно, что любой индуктивный вывод носит вероятностный характер (за исключением случая полной индукции), и поэтому никакая верифицируемость не может считаться надежной. Один-единственный отрицательный результат эксперимента ставит под сомнение истинность всей теории.
Это дало Попперу основание сформулировать противоположный эмпирический критерий фальсифицируемости, направленный не на подтверждение, а скорее на опровержение теоретической модели через опровержение (фальсификацию) вытекающих из нее эмпирических следствий. Обе эти процедуры успешно используются в науке. Том 1 / К.Р. Поппер. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
Однако критерий практики как в ее социально-историческом, так и в научно-экспериментальном проявлении нельзя считать достаточным. В науках, особенно дедуктивных, существует масса теоретических идей и гипотез, которые не могут быть проверены не только в какой-либо практической деятельности, но даже в эксперименте. Более того, абсолютизация критерия практики может оказаться фатальной для существования науки. В истории уже были случаи, когда требование немедленных практических и экспериментальных результатов служило оправданием идеологического давления на науку. Так, под лозунгом отсутствия реальных практических приложений в 40-50-х годах XX века преследовали генетику, а позже — кибернетику. Все это заставляет искать критерии истины уже не вне, а внутри самой науки, позволяя ей существовать как относительно автономной и самоценной сфере духовного творчества человека.
Логические критерии. Важнейшим из них является логическая непротиворечивость, т.е. запрет на одновременное присутствие суждений А и не А в рамках научной гипотезы или теории. Формальная логическая непротиворечивость означает полную неинформативность теории, ибо из противоречия следует все, что угодно — бесконечная вселенная суждений.
Другим важным логическим критерием истинности является критерий независимости аксиом, то есть несводимость одних изначально принятых допущений (аксиом, постулатов) теории к другим. Обнаружение нарушения этого принципа является серьезным свидетельством в пользу ошибочности данной теории.
Кроме того, существует также критерий полноты теории. Семантическая полнота означает, что все суждения в рамках данной теоретической модели доказуемы, а не вводятся произвольно. Критерий синтаксической полноты утверждает, что теория истинна (точнее, верна), если добавление к ней произвольного суждения (формулы) делает ее противоречивой. Логические критерии истинности, во-первых, носят скорее формальный и негативный характер (т.е. свидетельствуют не столько об истинности, сколько об ошибочности каких-либо теоретических представлений) и, во-вторых, за исключением универсального критерия непротиворечивости, актуальны в основном для аксиоматически построенных теорий в логике и математике.
Проблема универсальных критериев истины
Есть все основания предполагать, что вступление в эпоху диалога и синтеза различных форм духовного опыта рано или поздно приведет к принятию единых критериев истины, независимо от того, будет ли эта истина носить научный, религиозный или философский характер. На самом деле эти критерии уже начинают заметно проявляться и формулироваться в различных областях как научного, так и ненаучного знания. В каком-то смысле происходит неуклонный возврат к платоновской идее внутреннего неразрывного единства истины, добра и красоты.
Возможно, утверждение в общественном сознании таких универсальных критериев истины и принятие их научным и религиозным сообществом в качестве содержательного регулятора творческой деятельности станет лучшим противоядием от различных форм иррационализма и одновременно прочным фундаментом для гармоничного сосуществования и продуктивного диалога рационального и нерационального знания.
Синтетичность: современный этап в развитии цивилизации настоятельно требует синтеза знаний. Следовательно, не плюрализм и унификация, а органичное соединение в едином кристалле теории или духовного учения различных, в том числе и противоположных, граней будет свидетельствовать об их истинности. Такая синтетичность означает снятие, говоря языком Гегеля, доселе односторонних и разрозненных точек зрения на предмет в рамках более высокого и многомерного понимания. По сути, все наиболее глубокие философские и религиозные системы, а также научные программы в истории человечества отличались своей синтетичностью и способностью гармонично соединять, диалектически опосредовать предшествующие им непримиримые идеологические альтернативы.
Любое знание, претендующее сегодня на истинность, не должно наносить ущерб природе или оправдывать этот ущерб ссылкой на обстоятельства или существование более высоких целей и ценностей человеческой деятельности, чем сохранение природного организма. Этот критерий относится, прежде всего, к научному и техническому знанию, но он также актуален для религии, для гуманитарных наук, даже для искусства и философии. Таким образом, сегодня мы сталкиваемся с целым спектром ошибочных философских аргументов, оправдывающих технократический менталитет и разрушение природной среды.
Любое приобретенное знание должно предполагать возможность его дальнейшего развития и синтетического обогащения. Любые претензии на абсолютность и полноту, даже если они касаются толкования религиозных истин, несостоятельны в принципе. Меняется мир, меняется человек, а значит, неизбежно меняется и то, как он интерпретирует себя и мир. Вечные божественные или философские истины на то и вечные истины, чтобы превосходить в своей бездонной и мудрой глубине любые их конкретные и временные человеческие интерпретации.
Личность: объективность истины не исключает личного, а прямо предполагает его. Чем более нравственно и ответственно человек живет и чем более альтруистично он творит, тем более глубокие, объективные и синтетические знания открываются ему, и — как бы парадоксально это ни звучало — более объективная истина «окрашивается» его уникальной индивидуальностью и тем самым запечатлевается в истории.
Главная цель познания — достижение научной истины
Применительно к философии истина — это не только цель познания, но и предмет исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются разработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс получения научных истин. Основные противоречия на этом пути возникли в ходе противопоставления активности субъекта и возможности его познания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, ее можно рассматривать с различных точек зрения: логической, социологической, эпистемологической и, наконец, теологической. Что такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. В основном она исходила из положения: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. И в этом смысле понятие соответствия мысли действительности совпадает с понятием адекватности. — ФИЛОСОФСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. М.: ИНФРА-М, 1997 Г. -С.11.. Иными словами, истина — это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, со своими априорными (доэкспериментальными) формами.
Впоследствии истина стала пониматься как свойство самих идеальных объектов без привязки к человеческому познанию и особого рода духовным ценностям. Августин развил учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под реальностью, как воспринимать действительность или реальный мир? И материалисты, и идеалисты отождествляют понятие реальности с понятием объективного мира, то есть с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Но человек сам является частью объективного мира. Поэтому, не учитывая этого, невозможно прояснить вопрос об истине. Учитывая существующие направления в философии, принимая во внимание уникальность отдельных высказываний, выражающих субъективное мнение ученого, истину можно определить как адекватное отражение познающим субъектом объективной действительности, в процессе которого познаваемый предмет воспроизводится в том виде, в каком он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина является частью объективного содержания человеческого знания. Но как только мы убеждаемся, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос о природе истины.
Если человек чувственно воспринимает объективный мир и формирует представления о нем в процессе индивидуального познания и мыслительной деятельности, то естественно возникает вопрос — как он может проверить соответствие своих высказываний самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого является одной из основных задач философии. И по этому вопросу среди философов нет согласия. Согласно этой крайней точке зрения, критерий истины считается отсутствующим или, для ее приверженцев, истина либо отсутствует, либо, говоря кратко, свойственна всему. Идеалисты, сторонники рационализма, считали, что само мышление является критерием истины, поскольку оно способно ясно представлять вещи. Такие философы, как Декарт и Лейбниц, исходили из того, что изначальные истины самоочевидны и могут быть постигнуты интеллектуальной интуицией.
Ограниченность практических возможностей человека
Относительная истина — это знание, которое воспроизводит объективный мир приблизительно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины являются приблизительность и неполнота, которые связаны друг с другом. Действительно, мир — это система взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как о целом всегда будет неточным, грубым, фрагментарным. В то же время в философии используется и понятие абсолютной истины. С его помощью характеризуется важный аспект развития познавательного процесса. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано слабо (за исключением метафизической и идеалистической ветви, где абсолютная истина обычно связана с понятием Бога как изначальной творческой и созидательной силы). Понятие абсолютной истины используется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания, и в этом смысле оно аналогично понятиям «объективная истина» и «относительная истина». Понятие «абсолютная истина» следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот процесс представляет собой своего рода движение по ступеням, означающее переход от менее совершенных научных идей к более совершенным, но при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Именно это включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины. Еще раз напомним, что, прежде всего, материальная деятельность человека оказывает влияние на материальный мир. Но когда речь идет о научном познании, имеется в виду, что из всего многообразия свойств, присущих объективному миру, выделяются лишь те, которые составляют исторически обусловленный предмет познания. Поэтому практика, вобравшая в себя знания, является формой их непосредственной связи с объективными предметами и вещами. Даже бурное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречия в ее критерии. Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — видели критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Позднее был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификации высказывания (проверки его истинности). Согласно этому принципу, любое высказывание (научное высказывание) является осмысленным или значимым только в том случае, если возможна его верификация. Основной акцент делается на логической возможности верификации, а не на фактической. Например, в силу неразвитости науки и техники мы не можем наблюдать физические процессы, происходящие в центре Земли. Но с помощью предположений, основанных на законах логики, мы можем выдвинуть гипотезу. И если ее положения окажутся логически непротиворечивыми, то ее следует признать истинной. Нельзя обойти вниманием и другие попытки определить критерий истины с помощью логики, характерные, в частности, для философского направления, называемого логическим позитивизмом
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философские основания сциентистских концепций человека
- Философский анализ
- Философия и религия
- Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
- Наука как социальный институт
- Христианская мораль и нравственные представления верующих и неверующих
- Понятие как основная форма рационального познания
- Изменение представления об истине в философии — Классическая концепция истины
- Пьер Абеляр
- Понятие субстанции в метафизике 17-18 века, в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница. Критика понятия субстанции Юмом