Оглавление:
Греческая культура 7-5 веков до н.э. — это культура общества, в котором основная роль принадлежит рабскому труду, хотя в некоторых отраслях, требующих высокой квалификации производителей, например, в декоративно-прикладном искусстве, свободный труд был широко распространен.
Перспективы широких масс греческого общества рассматриваемого периода по существу сохранили идеи второго тысячелетия до нашей эры. Природа еще представлялась грекам как населенная и доминирующая различными существами, о которых народное воображение сочиняло красочные поэтические мифы. Религиозно-мифологическое объяснение зарождения и развития мира и окружающей действительности древних греков постепенно вступало в конфликт со спасенным предметным опытом. Медленно, но неуклонно наука, еще наивная, но спонтанная и материалистичная в своей природной непосредственности, сделала свои первые шаги.
Греческая философия начала формироваться в VI-V веках. Век до н.э., чтобы обрести форму. В его развитии можно выделить несколько важных периодов. Первое — это возникновение, или рождение, древнегреческой философии. Акцент в то время делался на природе, поэтому этот период иногда называют натурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, в которой человек еще не стал самостоятельным объектом изучения. Второй период — расцвет древнегреческой философии (V — IV века до н.э.). В это время философия начала превращаться из природы в человека и общество. Это была классическая философия, в рамках которой формировались архетипы древней философской культуры. Третий период (III в. до н.э. — IV в. н.э.) — упадок и даже упадок древнегреческой философии, вызванный завоеванием Греции Древним Римом. Здесь гносеологические и этнические, а со временем и религиозные проблемы были выдвинуты в виде раннего христианства.
Особенности древнегреческой философии
Основами древнегреческой философии были: мифология, до-философия, протонаука, учение сирот, лирическая поэзия. Древнегреческая философия начиналась с вопроса: «С чего все начинается?». Решающее влияние на возникновение древней философии оказала деятельность «семи мудрецов». Прямой состав группы в источниках точно не указан, но в отношении четырех из семи есть согласие: Фалеса, Солона, Бифтидеста, Питтака. Лирическая поэзия также ассоциировалась с философскими афоризмами мирской мудрости: Фоцилиды, Теогниды, Цилон, Клеобул, Каллинус и др.
Древние атомисты, сначала Леуципп и Демокрит, затем их преемники Эпикур и Эпикурейцы, решили проблему происхождения бытия и все философские проблемы, связанные с ним. Должна быть неразрывная граница. В случае материи, это атомы. В космосе есть атомы, во времени — хроны. Необходимо отдать должное древним атомистам, которые, в отсутствие экспериментальной и теоретической базы, сумели реализовать идею атомарности материи.
В V веке до н.э. начинается расширение проблем древней философии. Если ранние философы концентрировались на проблемах бытия, космоса и физа, т.е. естественной философии, то софисты (Протагорас, Горгия, Гиппий, Проддик и др.) выдвигают на передний план проблему человека как члена общества. Это их объективная заслуга. Но сами взгляды софистов подверглись резкой критике со стороны древних и современных философов, причем не зря.
Главный постулат философии софистов был сформулирован Протагорасом: «Человек — мера всего: есть то, что есть, нет того, что нет». Это означает, во-первых, что все в мире относительно, а во-вторых, что мерой относительности является человек. В-третьих, представления, знания и этические идеалы человека сами по себе относительны. Такая абсолютизация условности, относительности бытия называется крайним релятивизмом. Философскую концептуализацию человека продолжил Сократ, ученик софистов, который, однако, был последовательным критиком их. Знать себя» был его девизом. Объективное знание является общим для всех, оно не зависит от предпочтений человека. Но знание рождается в душе и не может быть передано извне.
Идеи Сократа оказали большое влияние на его ученика, одного из величайших философов древности и всей мировой философии — Платона. Каждая идея, по словам Платона, имеет свою сущность и прототип. Человек состоит из тела и души, тело — это тюрьма души, оно смертно. Душа — это идея человека. Она бессмертна и переходит из одного тела в другое. Решая проблему знания, Платон опирается на доктрину реинкарнации и сократовскую идею существования истины в глубинах души.
Если для Платона — это только сверхчувствительный мир идей, то для Аристотеля он имеет множество разновидностей и значений. Он объединяет их в четыре группы: а) бытие как категория, б) бытие как действие и сила, в) бытие как присоединение (философский термин, введенный Аристотелем для обозначения случайного, почти всегда несущественного свойства вещи); г) бытие как истина, неточность и непоследовательность. ); г) быть правдой.
В эпистемологии философ опровергает скептицизм и субъективный идеализм. Аристотель также считается отцом логики как наука о законах мысли. Аристотель выделил три вида науки в знаниях: теоретическую, практическую и творческую. В Аристотеле проблема практических наук определяется конечной целью человеческой деятельности. Это достижение конечного блага, которое есть счастье. Цель жизни — улучшить себя как человека.
Проблемы естественной философии
В древнегреческой философии четко обозначились два основных типа философской мысли и мировоззрения (идеализм и материализм), была признана специализация философии, выявлены основные области философского знания. Это был расцвет древней философской мысли, стремительный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.
Общей чертой древней философии, особенно раннего ее развития, был космоцентризм. Введение понятия «космос» приписывается милетическим мыслителям и Пифагору. У них также есть последний разрыв с мифологическим мировоззрением. Представители этой школы: Фалес, Анаксимандер, Анаксимены. Не удовлетворившись мифологическим объяснением происхождения Вселенной, они формулируют фундаментальный вопрос — что является началом всего? Первоначально этот вопрос рассматривался в основном с натуралистических позиций: Фалаты — вода, Анаксимены — воздух, Ксенофаны — земля, Гераклит — огонь. В период расцвета греческой философии предлагались и другие версии: Платон — идеи, Левкипп и Демокрит — атомы.
Важное достижение древних мыслителей-физиков состоит в следующем открытии: есть много вещей, они приходят и уходят, т.е. преходят, но есть одна, вечная причина всего, из которой они возникают и к которой возвращаются.
Другая школа представлена Пифагором. Известно, что в основе своей философии он использовал числовые законы, понимаемые как универсальные абстрактные законы, принцип универсальной гармонии. «Логично, что этот подход способствовал развитию математики от эмпирической практики к истинной теоретической науке».
Философская школа Элеатики (Ксенофана, Парменида, Зенона, Мелисса) продолжила развитие концептуальной системы греческой философии по проблеме вещества.
В сущности, Парменид поднимает две проблемы: 1) связь бытия и небытия и 2) связь бытия и мысли.
Диалектические идеи появляются уже в ранний период греческой философии. Сначала Анаксимандер, затем Гераклит развивает их. Последнее уже четко выражает две диалектические идеи: 1) вечность и универсальность изменений в мире и 2) единство и противопоставление противоположных принципов, развивающихся из Единого.
Диалектические мотивы звучат и в творчестве Дзено. Однако, как последователь Парменида, он только поднимает проблемы, но не решает их.
Отметим некоторые другие важные идеи раннегреческой философии: Гераклит развивает идею «логоса» (слова), определенного рационального начала, которое присуще всем вещам и в то же время определяет их бытие.
Эмпедокл начинает рассматривать проблему изменчивости мира диалектически, Меллис впервые формулирует «закон сохранения бытия» — исходную позицию в доктрине Элеатики. Анаксагор устанавливает тезис «Все в целом», который подразумевает тесную взаимосвязь и взаимопроникновение явлений бытия. Кроме того, философ переосмысливает понятия «возникновение» и «разрушение». «Ибо ни одна вещь не рождается без разрушения, а образуется из смеси существующих вещей или отделяется от них», то есть живое возникает из живых.
Понимание философами фундаментальных основ мира — Милетская школа
Происхождение милетической природной философии (философии природы, космоса) характеризуется наличием множества мифологических образов. В то же время, она уже представляет собой рационализацию космогонической мифологии, то есть является абстрактным выражением мировоззрения, развитого мифом и религией. Основателем первой философской школы древности был гражданин Милета, один из знаменитых «семи мудрецов» древности Фалес. Первый из ионических философов, Фалес Милетский, жил около 640-562 гг. до н.э. Разносторонние знания Фалеса (в астрономии, геометрии, арифметике) оказали некоторое влияние на развитие его философской мысли. Например, геометрия в то время была настолько сложной наукой, что обеспечивала некоторую основу для научной абстракции. Это повлияло на взгляды Фалеса на понимание природы мира. Он стремился ответить на вопрос о том, как построен мир, можно ли объяснить его «от себя», что является первозданной почвой, первоисточником всего, что существует. Во-первых, Фалес определил термин «физраствор», который означал природу как первую и фундаментальную реальность. Для Фалеса вода была источником: все происходило из воды, и в конце концов все превращалось в воду. Фалезы думали о воде именно как о физизе; то, что мы пьем, является лишь одним из ее состояний. Таким образом, по мнению Фалеса, живая и неживая природа обладает движущей силой, называемой душой или богом. «Все полно богов», — утверждал милетиевский мудрец. Аристотель, излагая доктрину Фалеса, использовал два выражения: Вода как элемент материи, как элемент природы, и вода как первичная основа, общая, субстрат всех вещей, первозданный, чьи модификации дают различные состояния. Все остальное образуется в результате «конденсации» или «разбавления» этого первобытного вещества. Все существующее разнообразие вещей было воспринято Фалесом как проявление этого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи происходят из воды и, когда они разрушаются, снова превращаются в воду. Вода, утверждал он, была не конкретной формой или олицетворением мифологической силы, а аморфной, жидкотекучей концентрацией вещества. Таким образом, в Фалесе «вода» означает основополагающий принцип в смысле как «стоического», так и «ковчега». Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до н.э.). Как и Талеса, его спонтанно привлек материализм. Как и Талес, Анаксимандр поднял вопрос о происхождении мира. Он считал «происхождение и основание бесконечным» (АПЕЙРОН) и не определял его как воздух, воду или что-то еще. Он учил, что «части меняются, но все остается неизменным». Сказанное связывало все материальное разнообразие мира с водой, но Анаксимандр отходит от этой материальной определенности. Его «аперон» характеризуется как нечто безграничное, бесконечное, не принадлежащее к так называемым элементам, но являющееся «еще одной неограниченной природой, из которой исходят все своды небес и миры внутри них». «Апейрон» Анаксимандра не только неограничен и безграничен в пространстве, но и во времени. Анаксимандр объяснял происхождение вещей не игрой элементов, а тем, что в вечном движении возникают противоположности. То есть, в этом философе мы, наверное, впервые встречаемся с пониманием ценности противоположностей по отношению к развитию. Милетская школа известна как первая философская школа. Это был первый, кто сознательно задал вопрос об основах всех вещей. В первую очередь речь идет о природе мира. И хотя отдельные представители милетической школы решали этот вопрос по-разному, их взгляды сводятся к общему знаменателю: они видят основу мира по определенному материальному принципу. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа спонтанно склонялась к материализму. Конечно, вопрос о взаимосвязи материальных и духовных принципов еще не поднимался, он был сформулирован позже. Представители школы Милет интуитивно понимали мир как материал. Вместе со спонтанным материализмом в мысли этих философов присутствует «наивная» диалектика, с помощью которой они пытались понять мир в динамике его развития и изменений. На главный вопрос предшествующей космогонии о происхождении мира они дали, в отличие от всех мифологических представлений, вполне материалистичный, хотя и наивный ответ.
Понимание философами фундаментальных основ мира — Эфесская школа
С именем Гераклита Эфесского (540-480 гг. до н.э.) связано возникновение еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из произведения Гераклита, которое по некоторым источникам называлось «О природе», по другим — «Музы». Он действовал как спонтанный диалектический материалист, величайший философ того времени. В его работах были завершены поиски Фалеса, Анаксимандера и Анаксименов.
По своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником аристократии. Он резко критиковал «дворянство». Пессимистическое отношение Гераклита к окружающей его действительности связано с победой рабовладельческой демократии на родине. Протестуя против триумфальной демократии, он хотел показать ее преходящий характер. Однако в своих философских конструкциях он вышел далеко за пределы этой цели. Согласно Гераклиту, высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Элемент, из которого все возникает, — это огонь, который является регулярным процессом горения, а затем — регулярным процессом вымирания. Гераклит естественным образом объяснял такие природные явления, как ветер, молния, гром, зарница и другие. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе, которые рождаются из огня, сливаются друг с другом и возвращаются в огонь. В его восприятии огонь, с одной стороны, похож на примат в представителях милетической школы, как фундаментальный фундамент мира («архе»), так и основной элемент («стехихаерон»). С другой стороны, он видит в огне наиболее адекватный символ динамичности развития и постепенности постоянных изменений. Это видно, например, из его заявления о том, что мир «в определенное время в течение столетия восстает из огня и снова горит по воле судьбы».
Гераклит первым придумал идею диалектического развития материального мира как необходимого закона, присущего материи. Гераклит выразил эту законную необходимость греческим словом «логотип», что в философском смысле означает «закон». Известно, что Гераклит говорил: «Пантарей» — все течет, все меняется, что составляет суть его философии». Диалектическое единство противоположностей сформулировано как постоянно возникающая гармония противоположностей, дополняющих друг друга и борющихся друг с другом. Процесс саморазвития огня не был создан каким-либо богом или человеком; он был, есть и всегда будет. Гераклит насмехался над религиозно-мифологическим мировоззрением своих соотечественников.
Учение Гераклита отличалось оригинальными терминами «бытие» и «сущность». Быть понималось как неизменное, статическое существование, в то время как бытие понималось как преходящее существование. Быть для Гераклита было всего лишь внешностью. Существовала и противоположная точка зрения, согласно которой существо считалось видимым. Этот вид был типичен для элийской школы. Эта школа была основана в греческом городе Элея, который представлял собой сочетание колоний, основанных древними греками на побережье южной Италии и Сицилии. Элеатика сосредоточилась на анализе концепции единого бытия. Основатель школы Парменид (540-470) утверждал: «Одно и то же — это мысль и то, о чем мысль существует». Таким образом, по мнению Парменида, получается, что если мысль о небытии существует, то небытие тоже существует, но уже не как небытие, а как бытие, поскольку то, что существует, есть бытие. Любимый ученик Парменида Дзено (490-430 гг. до н.э.) пытался доказать, что признание движения и множественности вещей как существующих приводит к неразрешимым противоречиям. В своих апориях (логические затруднения, противоречия в решении задачи), таких как «Дихотомия», «Ахиллес и Черепаха», «Стрела» и «Стадион», Дзено показал, что мы не можем думать о движении, если понимаем пространство как состоящее из отдельных частей, а время — как состоящее из отдельных моментов. Таким образом, философия Гераклита не является целостной теоретической системой диалектического подхода к миру, но мы можем, по крайней мере, говорить об интуитивном объяснении существенных особенностей диалектики. Самым выдающимся из учеников Гераклита был Кратил. Как вкратце заключили авторы «Истории философии», Кратилус нес мысль Гераклита до абсурда, утверждая, что о реальности ничего нельзя сказать. Установленная Гераклитом относительность знаний и оценок приводит Кратила к абсолютному релятивизму.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Сенсуализм в философии нового времени
- Проблема форм социокультурного изменения
- Николло Макиавелли, итальянский мыслитель, философ
- Почему человек верит в бога?
- Владимир Иванович Вернандский, советский мыслитель, философ
- Арабо-исламская философия в средние века
- А. Введенский и его философия
- Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель
- Направления социальной философии
- Несостоятельность попыток рационального опровержения иррационального