Для связи в whatsapp +905441085890

Возрождение — кризис религиозного мировоззрения — Ренессанс

Важным этапом в развитии философской мысли является философия эпохи Возрождения. Она затронула широкий круг вопросов, касающихся различных аспектов природного и социального бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Эпоха Возрождения, длившаяся с XIV до начала XVII века, стала последним веком средневекового феодализма. Вряд ли разумно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога Й. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что Ренессанс — это период, отличный от Средневековья, можно не только выделить эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду тьмы и невежества. Вместо движения цивилизации против дикости, культуры против варварства, знания против невежества, это было проявлением другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Ренессанс был революцией в системе ценностей, в оценке и отношении ко всему. Появилось убеждение, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека определил важнейшую особенность культуры Возрождения — развитие индивидуализма в мировоззрении и полное выражение индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт духовной атмосферы того времени было заметное возрождение светскости. Козимо Медичи, некоронованный правитель Флоренции, говорил, что тот, кто ищет опору лестницы своей жизни на небе, упадет, а лично он всегда укреплял ее на земле.

Светский характер культуры Ренессанса присущ и такому яркому явлению ренессансной культуры, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм — это образ мышления, провозглашающий идею блага человека как главную цель социального и культурного развития и отстаивающий ценность человека как личности. Именно такое толкование этого термина используется и сегодня. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. Огромную роль в формировании ренессансного мышления сыграло античное культурное наследие. Следствием повышенного интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, коллекционирование камеи, скульптур и других предметов античности, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, по сути, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс переводится как возрождение).

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, ей присущи все те черты, которые были описаны выше. Одной из важнейших особенностей философии Ренессанса является ее антисхоластическая направленность. Другой важной особенностью философии Ренессанса было создание нового пантеистического мировоззрения, в котором Бог и природа отождествлялись.

Наконец, если философия Средневековья была теоцентричной, то философия Возрождения была антропоцентричной. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено во всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует собой начало новой эпохи, которая началась в Италии и стала европейским явлением на рубеже XV—XVI веков.

Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) — это эпоха философии, предшествующая буржуазным революциям. Для нее характерны: формирование в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, зарождение новых классов (буржуазии и пролетариата). Свобода буржуазного предпринимательства затрагивает не только экономическую, но и политическую, религиозную, научно-техническую, философскую и особенно художественную сферы.

Возрождение - кризис религиозного мировоззрения - Ренессанс
Возрождение — кризис религиозного мировоззрения — Ренессанс

Ренессанс

В духовной сфере происходит процесс освобождения культуры от религиозных идеологий и церковных институтов. Распад корпоративной системы Средневековья привел к тому, что человек начал представлять себя сам, осознавать собственные силы и таланты. Новое время — это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.

Философия эпохи Возрождения антропоцентрична. Человеку, а не Богу, отдается приоритет, хотя Бог не отвергается полностью. Мыслителей этой эпохи интересует природа человека, его автономия и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы берет на себя творческие функции Бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Любимая тема живописи эпохи Возрождения — Богородица с младенцем.

Философия культуры Ренессанса — поучительный и классический пример проблематичности любой исторической и культурной универсальности. Ренессанс был духовным переворотом, имевшим в конечном счете глобальное значение, который, тем не менее, был уникален и происходил в небольшом регионе, в основном в нескольких городах (Флоренция, Рим, Венеция, Неаполь и т.д.). От предыдущих великих культурных эпох Ренессанс отличался чрезвычайной быстротечностью (в Италии — около 1350-1550-х годов, а затем в некоторых западноевропейских странах в конце XV и в XVI веках). Поэтому при его изучении на первый план яснее выступает расхождение между этапами, направлениями, личностями: не синхронность состояния культуры, а ее диахронность, Ренессанс как событие. Это делает тем более необходимым выяснение сущности «ренессанса», т.е. какого-то особого внутреннего качества, позволяющего объединить разнородные и подвижные явления теоретико-историческим понятием, не сводя их богатство к схеме, неспособной вместить «неудобные» факты. Термин «Ренессанс» (Возрождение) появился в XVI веке, когда Джорджо Вазари, художник и первый историк итальянского искусства, автор знаменитых «Биографий» самых известных живописцев, скульпторов и архитекторов (1550), написал о «возрождении» итальянского искусства.

Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Средневековье было периодом безнадежного варварства и невежества, последовавшим за гибелью блестящей цивилизации и классической культуры. Историки тех лет считали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось к новой жизни в их время. Термин «Ренессанс» первоначально означал не столько название всей эпохи, сколько сам момент появления нового искусства, который обычно приурочивали к началу шестнадцатого века. Лишь позднее это понятие приобрело более широкий смысл и стало обозначать эпоху, в которую в Италии, а затем и в других странах формировалась и расцветала противостоящая феодализму культура.

Анализ памятников культуры эпохи Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменились жадным интересом к реальному миру. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое, на чувственно-реалистическую картину мира. Отчетливо видна и субъективистско-индивидуалистическая жажда жизненно важных ощущений, независимо от их религиозно-нравственной интерпретации, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластическому «сциентизму» прежних эстетических теорий.

На общем фоне истории отчетливо видна так называемая «переходная эпоха», которую Т. Н. Грановский назвал «печальной», полной «трагической красоты». Большинство исследователей отмечают важность этих эпох в наличии и борьбе нисходящих и восходящих тенденций. Эта позиция в понимании «решающих исторических этапов» сформировалась на заре христианской цивилизации и была закреплена гуманистической культурой Италии в XIV-XVI веках. Именно итальянские гуманисты с культурологической точки зрения увидели и обосновали качественное различие между двумя культурными потоками. В рамках новой исторической и культурологической мысли, особенно марксистской, этот подход был обоснован и с экономической, политической и социальной стороны.

Мышление в эпоху Ренессанса

В девятнадцатом веке, параллельно с «открытием» Ренессанса в Италии (Буркхардт, Фойгт, Корелин), были замечены и другие европейские «ренессансы», парадоксальным образом происходившие в рамках средневековой культуры. Французские и немецкие ученые первыми охотно использовали термин «Ренессанс», понимая под ним некий подъем культуры после ее упадка. Эта точка зрения прочно вошла в отечественную историографию.

В XIX веке Европа предприняла решительную попытку раз и навсегда покорить Азию, на что ответила серией так называемых «революций» (восстание сипаев, «опиумные войны», движения тайпинов и баби, «реставрация Мэйдзи» в Японии и т.д.). Китайская цивилизация особенно болезненно переживала колониальный удар. Будучи жертвой агрессии не только в экономическом, но и в культурном плане, она, естественно, пытается мыслить двояко. С одной стороны, еще больший упор делался на идеи «избранности» (идеи «Срединного государства» и «Поднебесной»). С другой стороны, осознавая исключительный характер евро-американской цивилизации и ее безусловное лидерство в мировом культурном процессе, китайские государственные и культурные деятели стали искать европейские явления и в собственной истории. Так, Ренессанс увидели в реформах Юань Шикая, событиях Боксерского восстания, движении 4 мая 1919 года, преобразованиях Гоминьдана, маоистском курсе и т.д. Термин «Возрождение» стал интернациональным. Известные востоковеды Э. Браун и А. Мец первыми использовали термин «Ренессанс» для обозначения периода культурного подъема в странах мусульманского Востока. Это стало основной предпосылкой для возникновения теории «всемирного Ренессанса».

В случае с Ренессансом задача сочетания системного подхода с генетическим, стоящая перед современной гуманитарной наукой в целом, усугубляется тем, что это самый переходный из сравнимых по масштабам культурных типов. Творцы Ренессанса сознательно опирались на античное (в основном римское и эллинистическое) наследие и неизбежно несли на себе отпечаток Средневековья, ценности и логика которого были преодолены, но в то же время являлись частью самого ренессансного мышления, пусть и в трансформированном виде; в то же время Ренессанс можно рассматривать как подготовку научной и философской революции XVII века и — шире — как начало Нового времени. Отсюда обычные попытки аналитически разложить Ренессанс на элементы, относящиеся к прошлому или будущему, представляя его как продолжение, или как разрыв со Средними веками, или как сумму борющихся «старого» и «нового». Увы, Ренессанс как таковой оказывается размытым. Ренессанс — Возрождение (термин, введенный в XVI веке Джорджо Вазари) — это период в культурном и идеологическом развитии Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой к современной культуре. Появление машинного производства, совершенствование орудий труда и продолжающееся разделение производственного труда, распространение книгопечатания, географические открытия — все это изменило взгляд человека на мир и самого себя. В гуманистическом мировоззрении появляется жизнерадостное свободомыслие. В науках преобладает интерес к судьбе и возможностям человека, а этические концепции обосновывают его право на счастье. Родоначальник лютеранства М. Л. Кинг провозглашает, что все люди в равной степени наделены разумом. Человек начинает понимать, что он создан не для Бога, что он свободен и велик в своих поступках, что его разуму нет преград.

Формула «Возрождения»

В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как на фактор постепенного формирования личности. Х.Л. Вивес подчёркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приёмы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно-эмпирический подход (вместо традиционного схоластическо-умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов. Нельзя останавливаться на том, что утверждали древние мыслители, необходимы собственные наблюдения и эмпирическое исследование фактов душевной жизни — таково кредо Х.Л. Вивеса как пионера эмпирической психологии.

Другой мыслитель средневековой Испании, последователь Х.Л. Вивеса, — врач Хуан Уарте (1530-1592) также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. Поэтому Х. Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своём исследовании он ставил четыре вопроса: какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой?; какие виды дарования имеются в человеческом роде? какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности? по каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

Наконец, еще один испанский врач Гомес Перейра (1500-1560), предвосхитив на целый век Рене Декарта, в книге «Антониана Маргарита» предложил считать организм животного «апсихическим» телом — своего рода машиной, управляемой внешними воздействиями и не нуждающейся для своей работы в участии души.

Бернардино Телезио (1509-1588). Учение Б. Телезио относят к натурфилософским системам эпохи Ренессанса. Известность мыслителю принесла работа «О природе вещей в соответствии с её началами». Эти «начала» он положил в основу деятельности созданного им близ Неаполя естественно-научного общества. Необузданная фантазия («вариации на тему Эмпедокла»), характерная для всей науки этого периода, проявилась в концепции души Б. Телезио. Весь мир, согласно его взглядам, наполнен страдательно-пассивной материей — «полем битвы» противоположных начал: тепла и холода. В этих двух началах осуществляются восприятия людей — бестелесные и одушевлённые «первостихии». Поэтому и душевные явления рассматриваются учёным как функции тепла и холода. Сама же душа человека признается в двух сосуществующих разновидностях — телесно-смертной и духовно-бессмертной.

Опираясь на материалистические традиции, Б. Телезио разрабатывает теорию аффектов. Следуя всеобщей природной целесообразности сохранения достигнутого состояния, в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к сохранению души, а в отрицательных (испуг, страх, печаль и т. д.) — её слабость. Познание, согласно его взглядам, основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Разум складывается из сравнения и связи чувственных впечатлений.

На примере учения Б. Телезио можно видеть, как натуралистические построения превращались в основу новых воззрений на человека, в котором возвеличивалось личное, индивидуальное начало.

Джордано Бруно (1550-1600). В своем учении он развивает материалистически-пантеистические взгляды Николая Кузанского и Николая Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты «О бесконечном», «О сочетании образов и представлений», «Изгнание торжествующего животного», «О монаде, числе и фигуре». В них Дж. Бруно рассуждает о Вселенной как об огромном животном. Бог в его системе окончательно «переселяется» в творящую природу, которая сама по себе есть «Бог в вещах».

Гуманизм в эпоху возрождения

Вместе с познанием ученый утверждает существование веры. Между верой и познанием нет противоречия: мир — это вторая Библия, живой код природы, отражение Бога. Следуя Августину, Кампанелла устанавливает в качестве отправной точки тезис: только то, что я существую, известно с уверенностью. Все знания сводятся к познанию самого себя.

Наряду с вышеперечисленными идеями выдающихся представителей науки эпохи Возрождения, необходимо указать на ряд других взглядов и концепций ученых той эпохи, сыгравших значительную роль в эволюции психологического знания. К этой плеяде мыслителей следует отнести основателя новой теории о природе человеческого организма и методах лечения болезней Филиппа фон Гогенгейма — Парацельса (1493-1541), автора гениального труда «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия (1514-1564), основателя теории малого круга кровообращения Мигеля Серветуса (1509/1511-1553) и многих других. Но даже их гениальные открытия не ограничивали содержание психологических знаний Средневековья. В других странах, во всех уголках земного шара (как закономерность в истории психологии) развивалась мысль о душе.

Эпоха Возрождения и Реформации определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Страны Западной и Центральной Европы достигли такого идейно-политического развития, когда ведущие мыслители того времени начали задумываться о справедливом устройстве общества. Они сформулировали новые взгляды на социальную жизнь. Деятели Возрождения пытались изобразить общество, необходимое человеку, без всяких ссылок на Библию или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество — это необходимая среда для жизни человека. Оно находится не на небесах, не является даром Божьим, а на земле и является результатом человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно быть построено с учетом человеческой природы; во-вторых, для всех людей; в-третьих, это общество далекого будущего. Многие философы эпохи Возрождения обращались к вопросам устройства государства. Появились концепции, рассматривающие проблемы государства: политические теории, основанные на реалистических принципах Никколо Макиавелли и Франческо Гвиччардини, и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Утопические идеи Томаса Мора Наиболее заметной в этот период является деятельность двух так называемых «социалистов-утопистов»: Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они являются предтечами научного социализма, и их работы похожи. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, нет частной или даже личной собственности, труд — обязанность всех, а деление происходит по потребности. Утопия: от греческого u-no и typos-место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от yz-good и typos-место, т.е. благословенная страна. Термин «Утопия» происходит от названия книги Т. Мора. Термин «утопия» стал нарицательным для различных описаний воображаемой страны, призванной служить образцом общественного устройства, а также в расширенном смысле для всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных изменений.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эстетика. Становление эстетики
  2. Компьютеризация инженерной деятельности
  3. Человек как микрокосм и макрокосм
  4. Концепция деконструктивизма Ж. Деррида
  5. Мишель фуко, французский философ, историк, теоретик культуры
  6. Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан) — Соотношение сознания и бессознательного в работах З. Фрейда
  7. Шарль Фурье, французский философ, социолог, представитель утопического социализма
  8. Национальное в философии
  9. Особенности современного развития науки
  10. Категории в рассудочном познании И. Канта