Оглавление:
С XIV века в интеллектуальной и социально-экономической жизни Западной Европы произошли значительные изменения, ознаменовавшие начало новой эпохи — Ренессанса. Это своеобразный и достаточно длительный период от средневековья до современности, продолжающийся более двух с половиной веков (от раннего гуманизма XIV века до естественной философии XVI — начала XVII веков).
Существенно изменился и менталитет людей, что, в основном, было обусловлено процессом секуляризации, происходившим во всех сферах культурной общественной жизни. Философская мысль, сформировавшаяся в борьбе европейского общества против феодальных орденов и духовных диктатов духовенства, также обрела независимость по отношению к Церкви. Ренессанс определил решающую роль древнего философского наследия в формировании взглядов большинства мыслителей.
Италия, особенно Флоренция, была одним из крупнейших экономических и торговых центров Европы. Возникли фабрики, в том числе текстильные, которые заменили непродуктивный труд ремесленников на наемный труд. Ростовщичество процветало, а флорентийские банкиры даже служили своим капиталом правителям экономически богатых стран (в том числе и Англии). Рост средневековых городов в Италии усилился, и их облик изменился.
По всей Европе (за редким исключением) шел процесс формирования независимых государств. Этот факт, как и первые крестьянские восстания (а они развернулись под религиозным флагом), подорвал власть феодалов. Применение пороха не только повлияло на рост производства в угольной промышленности и металлургии в Центральной Европе, но и привело к потере значимости рыцарских феодалов и сокращению числа внутренних войн.
Были укреплены факторы, способствующие расширению культурных и коммерческих обменов между городами и странами с формирующейся рыночной экономикой.
Широкое использование компаса вывело торговлю далеко за пределы Средиземноморья. Были открыты маршруты в Северную Америку, Индию, Бразилию и многие другие страны. К Италии присоединились новые европейские страны, которые стали признанными экономическими центрами расширяющегося мира.
Изобретен печатный станок (1525 г.); печать дает мощный импульс развитию культуры и науки.
Выдающиеся ученые Н. Коперник и Галилей открыли новые горизонты видения мира. Н. Коперник доказал гелиоцентризм, опровергнув догму о неподвижных небесных сферах. Г. Галилей убедился в существовании солнечных пятен, их движении и отсутствии неподвижности солнца. Все эти идеи проложили путь научной космологии, хотя они долгое время сосуществовали с идеей Бога.
Таким образом, изменения в интеллектуальной и социально-экономической жизни Западной Европы сыграли важную роль в формировании научной мысли, развитии культурных и коммерческих обменов и соответствующего мировоззрения формирующейся новой европейской культуры. Это было одной из важных особенностей этой эпохи.
Антропоцентризм и гуманизм в философии Возрождения
Философия Ренессанса характеризуется ярко выраженным антропоцентризмом и гуманизмом. Человек не только является важнейшим объектом рассмотрения, но и выступает в качестве центральной фигуры в цепи космического бытия. Средневековье, как известно, характеризовалось идеей о том, что земная жизнь не имеет самостоятельной ценности. Однако ренессансный гуманизм характеризуется представлением о человеке как о земном существе. Гуманизм фокусируется на внутреннем мире человека, через который он по-новому интерпретирует место человека во Вселенной и утверждает его право на счастье и гармоничное развитие. Это противопоставляет средневековое презрение к миру с принятием мира и удовольствий земного бытия; умирание плоти с песней о красоте человеческого тела; самопожертвование как учение аскетизма; страдания ради спасения с культом наслаждения и полезности. Идеологическое знамя Ренессанса становится принципом свободного развития человеческой личности. Проблемы человеческой телесности наиболее выразительно запечатлелись в творчестве таких мастеров эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан.
У истоков итальянского гуманизма стояла колоссальная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321), который в Божественной комедии сумел блестяще выразить представления о двойственной судьбе человека, о ценности его земной жизни и о достоинстве человека. Эти идеи разработаны Петрарком (1304-1374), позже Л. Валлой (1407-1457), М. Фичино (1433-1499), П. Пампонацци (1462-1525), П. Мирандола (1463-1494). Основа гуманизма эпохи Возрождения состояла из трех основных принципов:
- доктрина самодостаточной ценности человеческой жизни.
- абсолютная интеллектуальная свобода по отношению к миру, знаниям, творчеству и самому себе.
- натурализм как универсальный принцип объяснения человека, природы и социальной реальности.
Итальянские гуманисты — не университетские профессора, а люди новой среды — поэты, дипломаты, риторики, политики, педагоги. Новая философия находит свое отражение и в новых формах — речи, построенной по всем правилам ораторского искусства, и диалога. Средневековье не знало этого, потому что это было связано с догматической манерой изложения, которая строилась на толковании священного текста и комментариях к нему.
Для реализации и развития индивидуалистических проявлений человеческой природы необходимы соответствующие средства. Начиная с XIV века такими инструментами являются дисциплины, связанные со знаниями о человеке, т.е. история, литература, философия и риторика. Преподавателей этих дисциплин называли гуманистами — «гуманистами» — термин, придуманный по аналогии с такими профессиями, как законотворец (законодатель), художник (артист) и др. Позже все эти профессии назывались гуманистами. Впоследствии все фигуры Ренессанса были так названы, а новое направление культуры было названо гуманизмом.
Следующий термин, раскрывающий особенности антропологических проблем мыслителей Ренессанса — «индивидуализм». В классическом средневековье человек понимал себя только как часть некоего целого: классовой группы, семьи и т.д. В эпоху Возрождения человек начинает осознавать не только свою духовность, но и физическую индивидуальность, неповторимость. Это порождает новое самосознание человека и его социальное положение: гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся определяющими характеристиками человека. В отличие от сознания средневекового человека, который чувствовал себя полностью преданным традиции — даже если он внес в нее значительный вклад как художник, ученый или философ, — ренессансная личность склонна приписывать все свои заслуги самому себе. Таким образом, именно Ренессанс дал миру ряд выдающихся личностей с ярким темпераментом, всесторонним образованием, выделяющихся среди остальных своей волей, решимостью, огромной энергией.
Пантеистическое решение проблемы бытия и развитие естественной философии.
В середине XV века, в эпоху итальянского Возрождения, начинается неоплатоническая фаза, оживающая в связи с необходимостью противостоять ученому Аристотелю или его томистической интерпретации. Расцвет итальянского платонизма связан с Флорентийской платонической академией (1459), основанной правителем и меценатом Козимо де Медичи. Ренессансный платонизм был, по сути, первой попыткой создать целостную философскую систему в противовес церковному схоластику. Оно предложило новое мировоззрение, которое, как правило, было пантеистическим. Значительную роль в его создании сыграли М. Фичино (1433 — 1499) и П. Мирандола (1463 — 1494). Главной идеей последнего является возвышение человека через его вовлеченность во все земное и небесное. Мирандола — пантеист. Христианский Бог лишен философом своей трансцендентной, внеземной природы и как бы слился с природой. Природа обожествляется и наделяется качествами, которые еще не были характерны для древности. Сущность пантеизма можно сформулировать следующим образом: «Творец и творение — одно и то же». Здесь кроются истоки смелого призыва о. Мирандола сделать Боснию и Герцеговину равной. Смелый призыв Мирандола к человеку Ренессанса стать равным с Богом.
Таким образом, пантеизм Ренессанса, представленный его наиболее выдающимися представителями, был своеобразным учением, сохранившимся в религиозной форме, о единстве мира, о единстве духовного и материального, о единстве противоположностей в целом.
Период формирования ренессансной мысли завершает естественный философский этап (вторая половина XVI — начало XVII века). Однако непосредственным предшественником итальянской природной философии был немецкий кардинал Николай из Кузы (1401 — 1464). Первая и самая важная книга философа «О Scholastic Ignorance» (1440 г.) содержит ряд важных идей. Прежде всего, идея взаимосвязанности всех природных явлений, идея бесконечности Вселенной. Идея человека как микромира, и принцип совпадения противоположностей. Чтобы еще раз проиллюстрировать этот принцип, мыслитель обращается к математике и на ее основе показывает, что по мере увеличения радиуса окружности до бесконечности, окружность становится бесконечной линией. Диаметр такой окружности совпадает с окружностью, и не только ее диаметр совпадает с окружностью, но и ее центр, так что точка (минимум) и бесконечная линия (максимум) — одно и то же. Совпадение противоположностей — главный методологический принцип философии Н. Кузанского. Поэтому его по праву можно назвать одним из основателей Новой европейской диалектики.
Социально-политические идеалы Ренессанса
Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV-XVI веках, нашло свое отражение в создании социально-политических доктрин. Итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527) и английский политик и государственный деятель Томас Мор (1478-1535).
В эпоху Возрождения также начал формироваться такой феномен, как политическая философия (или философия политики), хотя фактическое преобразование политики в независимый институт является феноменом более позднего периода. Причина возникновения этого направления философской мысли заключается в том, что гуманисты часто искали объяснение многих проблем человеческого общества не в божественном откровении, а на основе природы и сущности реального человека и его положения в общественных отношениях.
В частности, политическая философия Никколо Макиавелли, которую он изложил в своем знаменитом произведении «Суверенный» (1513 г.), в целом уже является научной и эмпирической, то есть основана на его собственном политическом опыте.
Итальянский гуманист размышляет о власти: как ее получают, как ее держат, как ее теряют. Без всякого обмана он раскрывает причины политической нечестности, уходящей корнями в саму человеческую природу: Эгоизм, хитрость и жестокость, скрытность, лицемерие, религиозная ложь. Все это, по словам Макиавелли, последствия истинной природы человека, его рационального эгоизма. Поэтому власть должна принадлежать тому, кто может ее захватить в свободной конкуренции среди своих сверстников. Правителем народа, таким образом, является не «материализация» какого-то понятия «права» или «избрание Бога», а естественное следствие «человека» в человеке, «индивидууме», «моем», «личном».
Социально-политические рассуждения Томаса Море, известного автора «Утопии» (1516 г.), были также заключением его интерпретации природы истинного человека, для которого частный интерес стоит на первом месте. Очевидно, тогда Мор, рисуя идеальное состояние (называемое, соответственно, Утопией — место, которого не существует), предлагает устройство, которое избавило бы человека от его главного порока — эгоизма.
В Утопии все находится в общей собственности, потому что благо общества невозможно там, где есть частная собственность. Впервые в мировой литературе Мор описал социальный порядок, основанный на коллективной собственности не только в сфере потребления, но и в сфере производства. Утописты получают от общества все, что им нужно, но то, что «необходимо» и «лишнее», «необходимо» и «лишнее», определяется не самим индивидом, а обществом. Если мы подчеркнем гуманистический, даже эпикурейский дух «Утопии», то должны признать, что в социальной философии Море доминируют черты эквалентности, аскетизма.
Таким образом, в целом, социальные учения Макиавелли и Мора были самокритикой зарождающейся общественно-политической западноевропейской культуры, которая нашла свое воплощение в Новом веке.
Эпоха Возрождения — итог
В начале XVI века в различных областях западноевропейской культуры стали происходить значительные изменения — в литературе, религиозном чувстве, художественном творчестве, социально-политическом восприятии, а также в области философской мысли. Ряд исследователей определили период с XIV по XVI век как особый этап в истории западноевропейских народов. Она называется «Ренессанс» (от французского «Ренессанс»).
Как видно, в целом этот период действительно характеризовался новизной и определенными достижениями, что позволяет охарактеризовать его как период перехода к новой европейской культуре.
Изменившиеся исторические условия, в конечном итоге связанные с подрывной деятельностью феодальной власти и идеологическим диктатом Церкви, привели к тому, что культура наполнилась новым содержанием и изменилась цель — она стала человеком (человечество, человечность). Главными ценностями стали земная жизнь человека, всестороннее развитие личности индивидуума, полнота восприятия природы, человеческое счастье и любовь. Достижение гармонии в земной жизни стало смыслом человеческой жизни.
В этот исторический период меняется ориентация философии и стиль философствования. Проблема человека, определяющая гуманистическую направленность философии, выходит на первый план.
Колоссальные достижения интеллектуальной культуры в эту эпоху широко известны, они издавна являются объектом наибольшего внимания, восхищения, изучения, размышления. И это вполне понятно. В этой культуре отражен всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный престиж Ренессанса и популярность этого слова, которое впервые было использовано около середины XVI века для описания некоторых феноменов интеллектуальной культуры (в частности, изобразительного искусства). Слово означало возрождение тех великих культурных достижений греко-римской древности, которые были утрачены в средние века.
Одной из главных особенностей мысли этого периода является специфическая модификация аристотелизма, платонизма, эпикурейства, стоицизма, скептицизма и других течений древней мысли, возрождение интереса к древней культуре вообще и древней философии в частности (отсюда и название этого периода — «Ренессанс»).
Говоря о возрождении древней культуры усилиями мыслителей эпохи Возрождения, следует помнить, что это было не простое принятие культурных ценностей и их перенос в новый контекст, а, прежде всего, оригинальное слияние этих ценностей в интеллектуальном горниле меняющегося Средневековья.
Таким образом, культура Ренессанса в целом представляет собой синтез христианства, античности и восточной культуры. На основе смеси различных тенденций в этот период родилась новая западноевропейская цивилизация.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Мишель де монтень, французский писатель и философ эпохи возрождения
- Философское понятие материи и принцип материального единства мира
- С. Аскольдов и его философия
- Задачи современной философии
- Формы общественного сознания
- Апофеоз искусства и культ художника — творца в эпоху Возрождения — Философия эпохи Возрождения
- Константность и изменчивость в философии Гераклита — Жизнь и личность Гераклита
- Символ
- П. Чаадаев и его философия
- Человек и мир как центральная проблема философии