Оглавление:
Слово «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Такое определение впервые дали пифагорейцы, которые понимали под «мудростью» фундаментальные знания мастера высочайшей квалификации, а под «любовью к мудрости» — страстное желание овладеть этими знаниями. Отсюда видно, что философия возникла там, где впервые сформировалась система фундаментальных технических знаний. Но философия включает в себя и самые ценные знания о самом человеке, о жизни общества, о природе и всем окружающем мире.
Философия — это область фундаментальных знаний, мнений и социально значимых чувств, которые лежат в основе мировоззрения и структурируют его. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов на мир, которая позволяет человеку понять отдельные явления в этом мире, определить место человека в мире. Его отношение к миру, его высшие ценности и жизненные ориентиры. Зарождение философии знаменует собой начало эволюции «человека разумного». До появления научной теории философия развивалась в недрах мифологии, где мировоззрение основывалось на жестких нормах и традициях поведения человека в обществе. С появлением научной теории философия стала развиваться как особая форма духовной культуры.
Цицерон определил философию как «культуру души», выделив тем самым логику — «культуру ума» и этику — «культуру сердца». В то время теоретическая философия включала в себя «физику».1 Философская мысль существенно развилась за последние 100 тысяч лет с зарождением тотемизма, когда возникли представления о душе как источнике и принципе жизни. В это же время возник вопрос о соотношении духовного и материального начал бытия.
В более ранние времена мировоззрение развивалось на уровне магии. Философские основы магического мировоззрения определялись принципами причинности, дальнодействия, аналогии, символизма, активности и др. От эпохи господства магии в философии остались следующие концепции: эгоцентризм, субъективизм, жесткий детерминизм, иррационализм, волюнтаризм, солипсизм. Мир понимается как «Я» со всеми своими проекциями в сферу практических действий. Символические действия ничем не отличаются от физических и признаются решающими во всех жизненных действиях. На уровне магии человек эволюционировал как паразит экосистемы по принципу: брать реально и отдавать символически. Философия тотемизма — это философия семейной общины, живущей за счет производящей экономики благодаря использованию технического опыта предков. Соответствующая информация, накопленная во внешней памяти общины, ассоциируется с принципом жизни и связана с образом души. Идея переселения душ соответствует практике тиражирования продукции по установленному техническому стандарту. По мере развития творческой активности и повышения роли творческой личности в борьбе за выживание общины культ тотема как предка сменяется культом личности. С развитием мирового рынка, мировой экономики, мировой политики и, наконец, внешней памяти всего человечества на основе культа личности развиваются культы различных богов вплоть до формирования идеи единого Бога-творца. При этом мировоззрение в целом приобретает наряду с теологией теоретическую философию. Мифология оттесняется на задний план.
- Философия Древнего Востока, особенно древнекитайская и древнеиндийская традиции, может рассматриваться как переходное звено от первобытной философии к современной (см. методическую работу № 2640). Например, число богов там оказывается неопределенно большим вплоть до бесконечности, а в буддизме каждый может стать богом при правильном поведении; этика восточной философии также напоминает «первобытную» этику.
- В европейской традиции теоретической философии, отраженной в «Тимее» Платона, Всевышний является не только эталоном морального порядка, но и обладателем системы фундаментальных технических знаний, воплощенных в созданном им космосе.
Становление мировой философии
Она представляет собой основное направление развития античной философской мысли. Его отправной точкой стали достижения науки и техники эпохи энеолита и бронзового века, описанные в «Тимее» и «Государстве» Платона. Согласно мифам, философия и другие ценности духовной культуры были получены греками от гиперборейцев по милости Аполлона, бога солнца Гипербореи. Пророком и ипостасью Аполлона считается Пифагор, который получил тайные знания и средство передвижения по воздуху от скифа Абариса, пророка Аполлона.
Философские знания передавались грекам через потомков Аполлона, особенно через Орфея и Асклепия. Матерью Орфея была Каллиопа, муза науки и письма, которую изображали со свитком и грифельной палочкой в руках. Орфей связан с орфической традицией в философии, связанной с системой храмовых библиотек. От Асклепия происходит медицинская традиция Гиппократа. Главным центром развития философии является город Афины, названный в честь ипостаси богини мудрости:
- Прфенон, девственница.
- Промаха — воительница.
- Полиа — покровительница городов.
- Лемния — богиня кузнечного дела.
- Эргана — труженица, богиня рукоделия. Техники
- Медичи — богиня медицины.
- Никифора — богиня победы; изображалась с крыльями.
Афиняне, включая Сократа и Платона, считали себя потомками Аполлона, поскольку первый царь Афин по имени Ион был, согласно мифам, сыном Аполлона. Поэтому афинскую цивилизацию называют ионической культурой. Помимо Италии и Греции, ионийская философия развивалась на Ближнем Востоке. В городах Колофон и Милет существовали святилища Аполлона.
В VII-V веках до н.э. развитие древнегреческой философии связано с именами семи мудрецов, среди которых Солон, прадед Платона, исторический Пифагор, Фалес Милетский и другие. Эти мудрецы написали на храме Аполлона в Дельфах: «Познай себя и помни, что возможности твои совсем не те, что ты думаешь, а те, что я определил для тебя» — во имя Аполлона.
- Расцвет древнегреческой философии связан с именами Демокрита, Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля. Демокрит был самым ученым из них. Его труды утеряны, сохранились лишь фрагменты. Платон, наследник царской библиотеки Афин, оказал самое большое влияние на историю философии. Афины.
- В эпоху эллинизма неоплатонизм процветал наряду с философией эпикурейцев, скептиков и стоиков, особенно в Риме, который завоевал Афины и все другие центры философской мысли: Цицерон, Лукреций, Сенека. Философия в Средние века восходит к византийскому периоду, примерно с середины первого тысячелетия н.э. до середины второго тысячелетия н.э. В первой половине этого периода центром мировой цивилизации была столица Византии, которая на Руси по праву называлась Царьградом. Здесь было наиболее развито книжное дело, и традиции философской жизни не прерывались вплоть до крушения Византии.
Греко-римская философия
Хотя высшие достижения современной философии были получены в XIX и XX веках, ее истоки следует искать в глубинах эпохи Возрождения. В ее генезисе есть свои этапы развития.
Утверждение принципов современной философии, особенно принципа научности в трудах: Николая Куза, Леонардо да Винчи, Н. Коперника. Ф. Бэкона, Томаса Мора и др. В литературе и искусстве утверждается культ творческой личности, делового человека, производительного труда, развенчиваются ценности средневековой идеологии.
Через чтение книги утверждается культ социальной памяти, восстанавливается память о метрологических константах, методах и средствах измерения. Закладываются основы современной метрологии и математики, изначально понимаемой как фундаментальная теория измерений. Затем утверждается критическое отношение к печатной книге, к университетской традиции: «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Письма темных людей в Германии» и др. В «Новой Атлантиде» Т.Ф. Бэкона, «Утопии» Томаса Мора и др. утверждалась идея технического прогресса как источника и основы общественного прогресса. Ф. Бэкон выдвинул лозунг: «Знание — сила». Г. Галилей: «Наука начинается там, где начинается измерение». «Логика — инструмент познания». Леонардо да Винчи: «Мудрость — дочь опыта». Достоинством новой философии является ориентация на практику, эксперимент, техническое творчество, на активное преобразование действительности в интересах человека. Недостаток — забвение и плохое знание древних первоисточников теоретической философии под предлогом борьбы со средневековой схоластикой. Однако схоластика не исчезла совсем и возродилась в XIX веке в двух формах: неотомизм в католической философии и протестантский неосхоластицизм.
В эпоху ранних буржуазных революций прославились философы Англии и Франции. В Англии Т. Гоббс написал книгу «Левиафан» — заложил основы теории государства и права. Он также провозгласил: «Знание — путь к власти», «Деньги — кровь государства», «Человек человеку — бог, а человек человеку — волк в разных отношениях» В эту эпоху сформировались две школы: картезианцы — сторонники Декарта и ньютонианцы — последователи И. Ньютона.
В России развитие современной философии связано с основанием Санкт-Петербургского и Московского университетов, где сформировались самобытные школы и традиции. В эпоху классической немецкой философии происходит развитие русской классической философии в литературе и поэзии, например: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и многие другие. В науке: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, А.Л. Чижевский и др. Поскольку формирование мировоззрения начинается с выработки представлений о бытии, то теория бытия, называемая онтологией, относится к числу древнейших философских наук. Однако само это название закрепилось лишь в философии Нового времени с возрождением византийской традиции терминологических словарей. В XVIII веке Христиан Вольф, учитель М.В. Ломоносова, ввел этот термин в свой «Лексикон» наряду со многими другими терминами современной философии. В духе Аристотеля Вольф определил онтологию как первую часть метафизики наряду с космологией и рациональной психологией. Онтология определяется здесь как учение о формах, принципах и первоосновах бытия. Таким образом, выделяются наиболее важные проблемы онтологии. Задолго до Аристотеля, еще во времена энеолита, основы онтологии были изложены на высоком теоретическом уровне в «пифагорейском» трактате, пересказанном Платоном от имени астронома Тимея: Демиург предстает как первопричина вещей, материя — как первооснова, а квантовые числа и другие фундаментальные идеи определяют все возможные формы бытия. Сотворенный мир, в котором мы живем, понимается как гигантская техносфера, бесконечная по объему и разнообразию составляющих ее систем, от первозданных атомов до человека, как венца мироздания.
Актуальные проблемы онтологии
Гегель отметил особые заслуги Платона в разработке теории бытия и даже назвал его создателем диалектики. Он также констатировал, что в философии Нового времени диалектике уделяется меньше всего внимания, а вместо нее пропагандируются примитивные крайности в понимании бытия: догматизм и релятивизм. Суть догматизма заключается в отрицании развития как способа бытия и признании констант бытия единственными. На самом деле за всем этим стоит «деревянность и окостенелость» мышления, которое по сути сводится к жестким стереотипам мышления. Как в примитивной магии. Суть релятивизма заключается в противоположной крайности, а именно в отрицании всех констант, в результате чего бытие сводится к иррациональному потоку непрерывных изменений, в котором нет места бытию, отдельности, каким-либо устойчивым системам и процессам. Психологически релятивизм — это отсутствие всякого мышления, всякой логики и даже устойчивой памяти, когда проявляется только «субъективизм и субъективная слепота».
Диалектика определяет бытие как непрерывный, но квантованный процесс развития, в котором одновременно имеют место законы сохранения, тенденции непрерывного изменения, повторения и необратимости, «борьба» порядка и хаоса и т.д. В любом проявлении бытия проявляются свои законы: квантовые — для упорядоченных систем, статистические — для хаотических. Закон — это существенное отношение между фактами проявления бытия в структуре реально существующих систем. Закон — это «отношения сущностей и между сущностями». Поэтому в современной методологии научного познания одно из направлений более конкретного развития диалектики называется общей теорией систем. Другое направление этого развития сосредоточено на «борьбе» порядка и беспорядка; это направление называется синергетикой.
Для теоретического выражения диалектики были разработаны специальные понятия, называемые категориями диалектики. Наиболее древние из них следующие: «причина — следствие», «одно — многое», «противоположности», «количество — качество», «мера», «скачок», «отрицание».
«Ядром диалектики» является закон единства и «борьбы» противоположностей, который определяет источник всякого развития. Еще в философии мифического Орфея утверждалось, что в начале был единый хаос, который раздвоился на противоположности и создал космос путем борьбы и равновесия противоположностей. Единая мера связывает космос в целостную систему. Отсюда видно значение закона меры как закона взаимосвязи количественных и качественных изменений — механизма развития.Глубокое понимание бытия запечатлено в древнерусском языке, где сл. БЫТИЕ имеет более 50.000 различных употреблений в конкретных контекстах. Термин БЫТИЕ имеет три основных значения: 1) жизнь, существование; 2) происхождение, возникновение, генезис; 3) род, вид. Отсюда видно, что понимание бытия началось с осознания собственного существования, с понимания сущности жизни и происхождения живых существ, составляющих роды и виды. Именно поэтому весь мир предстает как гигантское тотемное животное, содержащее в себе все остальные существа. Аристотель начал научный анализ проблем бытия. В качестве критерия бытия он выделил взаимодействие, наличие связей между существующими объектами. Быть — значит быть связанным с чем-то другим и составлять с ним единое целое, единую систему. В этом случае онтология выступает как учение о связях и развитии реально существующих объектов, то есть как диалектика, или научная теория бытия. Аристотель разделил бытие на сферы актуального бытия и потенциального бытия. Окружающий нас мир является реально существующим. Его будущее состояние — потенциально существующее. Платон относил к актуальному бытию абсолютные константы природы, определяющие вечные меры. Сферами бытия являются: неживая природа, мир живого и мир техники, занимающий промежуточное положение между неживым и живым.
Структура антропологии
Термин «антропология» был введен в науку Аристотелем, который не отделял философскую антропологию от других, более частых и конкретных ее форм. В античной философии сущность человека связывалась с представлениями о душе. В своем труде «О душе» Аристотель анализирует более 10 античных представлений о душе: источник и причина жизни, принцип движения тела, орган мысли и чувства, гармония тела, самодвижущееся число, человеческий разум, форма тела, особый вид первоэлементов, например, сферические атомы и т.д. Сам он видел сущность человека в способности жить в государстве, в больших городах, и определял человека как «политическое существо». Главной отличительной чертой человека Платон считал способность логически мыслить на уровне оперирования метрологическими понятиями, то есть понятиями, определяемыми измерениями. И если кто-то не умеет даже считать, то, по мнению Платона, его вряд ли можно назвать человеком.
В словаре Даля: «Человек — высшее из земных существ, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью». В современной антропологии человек выделяется по спектру потребностей и аспектов проявления сущности бытия:
Потребности: Аспекты проявления сущности:
- Физиологические 1. Человек — существо техническое.
- безопасность. 2. Теоретическое мышление.
- Принадлежность и любовь. 3. Экономический.
- Потребность в уважении. 4. Политические.
- Когнитивные потребности. 5. Этические.
Эстетические потребности. 6. Эстетические.
- Потребности самоактуализации, 7. Религиозные. такие как творчество. 8. Педагогические, обладающие памятью социальной.
- Психические.
- Биологическое, космическое, высшее животное.
Структура антропологии
Философская антропология
А. естественнонаучная А. техническая Социальная антропология
Биологическая а. Т. антропогенеза Техническая а. Этническая а. и др.
Антропометрия Эргономика
Техническая антропология исследует технические аспекты человеческого существования, особенно метрологические и экологические аспекты. Антропология техники изучает влияние техники на человека, техническое творчество и техническую деятельность человека: техносферу и т.д.Современная теоретическая философия представляет собой систему научных теорий, на вершине которой находится общая теория бытия, называемая онтологией:
Онтология
Ф. природы Ф. человека Ф. общества
Естественные науки Технические науки Общественные науки
- Значение философии, прежде всего, в том, что она связывает воедино все томасы духовной культуры и позволяет развиваться системе этих форм. Она также является основой социальной памяти, и в ней самой содержится память об основных этапах развития культуры.
Основные функции философии следующие: мировоззренческая, познавательная, эвристическая, функция «вечной памяти», функция интеграции и обобщения накопленных знаний, методологическая функция. А также функции: идеологическая, воспитательная и образовательная.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Вещь, свойство, отношение
- Прогресс в науке и обществе
- Сущность нации
- Эммануэль Левинас, французский этический философ
- С. Боэций и формирование средневековой философии
- Проблема единства и многообразия бытия
- Структурная организация бытия
- Консервативные теории Н.Я. Данилевского и к. Н. Леонтьева
- Информационное общество и диалог культуры
- Первые представления о прочности