Оглавление:
Причиной очеловечивания животноподобных предков человека является возникновение труда и формирование на его основе человеческого общества. «Причиной очеловечивания животноподобных предков человека является появление труда и формирование на его основе человеческого общества.
Появление и развитие труда привело к трансформации и гуманизации мозга, его внешних органов деятельности и органов чувств. «Сначала труд, а затем вместе с ним членораздельная речь были двумя важнейшими стимулами, под влиянием которых обезьяний мозг постепенно превращался в человеческий мозг, который при всем своем сходстве с обезьяньим мозгом далеко превосходит его по величине и совершенству», — пишет Энгельс (Карл Маркс и Энгельс Ф. соч., т. 20, с. 486). Человеческая рука тоже смогла достичь своего совершенства благодаря труду.
Под влиянием труда и в связи с развитием мозга совершенствовались органы чувств человека. При сравнении максимальных объемов черепа обезьян и черепа доисторического человека выясняется, что мозг последнего более чем в два раза превышает мозг наиболее развитых современных видов обезьян (600 см3 и 1400 см3 ).
Разница в размерах мозга обезьян и людей еще более выражена, если сравнить их вес; разница здесь почти четырехкратная: мозг орангутанга весит 350 граммов, а мозг человека — 1400 граммов.
По сравнению с мозгом высших приматов, мозг человека также имеет гораздо более сложную, гораздо более совершенную структуру.
Уже у неандертальца, как показывают слепки с внутренней поверхности черепа, в коре головного мозга отчетливо различимы новые поля, еще не дифференцированные у обезьян, которые затем достигают своего полного развития у современного человека. Это, например, поля, обозначенные (по Бродману) как 44, 45, 46 в лобной доле коры, поля 39 и 40 в теменной доле и поля 41 и 42 в височной доле.
Человеческий глаз стал воспринимать больше, чем глаз самой дальнозоркой птицы. Слух развился и стал способен воспринимать и различать звуки членораздельной человеческой речи.
Развитие мозга и органов чувств оказало обратное влияние на труд и язык и дало импульс для их дальнейшего развития.
Все это привело к изменению анатомо-физиологических характеристик человека: появлению вертикальной походки, формированию подвижных верхних конечностей, пригодных для хватания. Это способствовало способности выполнять сложные рабочие процессы.
Возникновение работы было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой уже можно отчетливо наблюдать у существующих сегодня приматов, и связанное с этим формирование особо подвижных передних конечностей, пригодных для хватания предметов, которые все более отрывались от функции ходьбы, что объясняется образом жизни предков человека, — все это создало физические условия для возможности сложных трудовых процессов.
Труд — это процесс, соединяющий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для него характерны две взаимосвязанные черты: использование и производство орудий труда, и это общинная трудовая деятельность. Поэтому человек не только взаимодействует с природой, но и вступает в определенные отношения с другими людьми — членами этого общества. Через отношения с другими людьми человек также находится в отношениях с самой природой.
Зачатки инструментальной деятельности в виде использования внешних инструментов присутствуют и у некоторых животных, например, использование палок у обезьян. Отличие от человека нельзя свести только к внешней форме или к тому, что животные используют свои «инструменты» реже, чем первобытные люди. Эти внешние инструменты качественно отличаются от реальных инструментов, используемых людьми. Эти различия можно выявить, только взглянув на деятельность, в которой они участвуют.
Работа как этап в развитии сознания
«Инструментальные» действия животных не выполняются коллективно и не определяют коммуникативное поведение особей, которые их выполняют. Общение никогда не строится на основе их производственной деятельности, оно не зависит от нее и не опосредуется ею.
Человеческий труд — это, прежде всего, социальная деятельность, основанная на сотрудничестве индивидов и предполагающая разделение трудовых функций. Работа связывает участников трудовой деятельности друг с другом, опосредует их общение. Она имеет огромное значение для развития психики человека.
Уже на ранних стадиях развития человеческого общества происходит разделение процесса деятельности между его отдельными участниками. Например, одни люди отвечают за поддержание огня и обработку пищи, а другие — за ее получение.
Коллективные участники охоты делятся на преследующих дичь и ожидающих в осаде и нападении. Происходит решительное изменение в структуре деятельности индивидов, их участников.
Каждый член коллектива отвечает за определенную сферу деятельности. Например, деятельность пастуха, участвующего в коллективной первобытной охоте, мотивируется потребностью в пище или одежде, а именно в шкуре животного. В результате действий охотника он пугает стадо и направляет его в сторону других охотников, прячущихся в засаде. Это останавливает активность охотника. Остальное делают другие участники охоты. Сама по себе охота на дичь не приводит и не приведет к удовлетворению потребностей охотника, поскольку его деятельность направлена на другой результат. Получается, что объект действия и мотив здесь не совпадают.
Операции, объект и мотив которых не совпадают, называются деятельностью. Деятельность охотника — это охота, а спугивание дичи — это его действие.
Разделение деятельности на действия возможно только в рамках общего коллективного процесса воздействия на природу. Продукт этого общего коллективного воздействия на природу приводит к удовлетворению потребностей как отдельного человека, так и всего природного народа. Разделение предмета и мотива деятельности происходит в результате выделения отдельных процессов из сложной многофазной деятельности.
Разделение субъекта деятельности и ее мотивов возможно только в условиях общего коллективного процесса воздействия на природу. Это результат постоянного выделения отдельных процессов из сложной и многофазной, но единой деятельности. Эти отдельные операции становятся для индивида самостоятельным действием, хотя по отношению к коллективному процессу они остаются одним из его частных действий.
Поскольку охота — это процесс, состоящий из нескольких действий, индивид, который выслеживает дичь, чтобы ее могли поймать другие члены этого коллектива, получает из их рук свою долю добычи — часть продукта общей трудовой деятельности. Деятельность других, таким образом, составляет основу специфической структуры деятельности человеческого индивида. Отсюда можно сделать вывод, что связь мотива с объектом действия в том виде, в котором он возникает, отражает не природные, а объективно-социальные отношения. Действия ловца возможны только при условии отражения связи между ожидаемым результатом его действий и конечным результатом всего процесса охоты — нападения из засады на убегающее животное, его поимки и потребления. Эта связь видится человеку в виде реальных действий других участников работы. Их действия придают смысл объекту действий охотника. Кроме того, действия ловца оправдывают действия охотников, поджидающих дичь в засаде.
С рождением действия приходит рациональное понимание того, на что направлена деятельность человека.
Деятельность человека теперь отделена от объектов для его сознания. Соответственно, сама природа отведена для них и предстает в своем отношении к потребностям коллектива, к их деятельности. Еда воспринимается как объект определенной деятельности: Поиск, охота, приготовление пищи. Поэтому она может быть не только выделена на основе определенных потребностей, но и удерживаться «теоретически» в сознании, стать идеей.
Язык как этап в развитии сознания
Вторым решающим фактором, определяющим развитие человеческого сознания и действия, является появление языка.
«Язык так же стар, как и сознание, язык есть практическое, существующее также для других и только благодаря этому существующее также для себя, действительное сознание…», (Маркс К. и Энгельс Ф. Полн. собр. соч., т. 3, с. 29).
В процессе общественного разделения труда у мужчин возникла потребность в тесном общении, обозначающем трудовую ситуацию, в которую они вовлечены, что привело к появлению языка. «Люди, — говорит Маркс, — фактически начали присваивать объекты внешнего мира как средства удовлетворения своих потребностей и т.д. и т.п.; позднее они начинают обозначать их также словесно как средства удовлетворения своих потребностей — которые они уже служат им в практическом опыте — как объекты, которые они «удовлетворяют».
У людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала орган — соответствующую структуру мозга и периферический речевой аппарат. Физиологический механизм формирования языка условно-рефлекторный: произнесенные в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания.
С появлением языка постепенно возникла целая система кодов, обозначающих предметы и действия; позже эта система кодов стала различать свойства предметов и действий и их отношения, и в итоге образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказываний.
Основным элементом языка является слово. Она связывает объекты с известными системами или кодирует человеческий опыт.
Существует множество теорий, которые пытаются объяснить происхождение этого слова. Возможно, что слово, как знак, обозначающий предмет, возникло в процессе совместного труда. На первых этапах своего становления она была вплетена в практику. Например, когда человек выполнял элементарное трудовое действие вместе с другими людьми, слово было вплетено в это действие. Значение слова менялось в зависимости от ситуации и становилось понятным только из жеста, из интонации и из общей ситуации. Постепенно язык сформировался в такую форму, в которой он содержал все необходимые средства для обозначения предметов и выражения мыслей. Произошло отделение слова от практической операции, стало возможным вызвать образ объекта в его отсутствие, что имело огромное значение в организации человеческого восприятия, внимания и памяти.
Затем это слово стало заменять не только явление или свойство, но и подчеркивать его существенный признак, делая возможным анализ и классификацию.
Второй единицей языка является фраза или предложение. Информация, передаваемая фразой, расширяет, специализирует и проясняет опыт. Фразы передают готовые сообщения о событиях или отношениях. Передача, передаваемая фразами, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают готовые сообщения о событиях, которые человек не может передать отдельными словами.
Сущность языка раскрывается в его двойной функции: служить средством общения и инструментом мышления. Язык — это система условных символов, используемых для передачи комбинаций звуков, которые имеют определенное смысловое значение для людей.
Сознание и язык образуют единство: они предполагают друг друга в своем существовании, поскольку логически сформированное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык — это непосредственная реальность мысли, сознания. Она участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или инструмент. Сознание не только раскрывается, но и формируется посредством языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их невозможно разделить, не уничтожив обоих.
С помощью языка происходит переход от восприятий и идей к понятиям, развивается процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и тем самым имеет возможность подвергнуть их анализу как идеальный объект, лежащий вне его. Выражая свои мысли и чувства, человек лучше понимает их сам. Он понимает себя только после того, как проверит понятность своих слов на других. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мысль: как образ действительности, она «оформляет» формы и диктует законы своего языкового существования. Через сознание и практику структура языка в конечном итоге выражает, хотя и в измененной форме, структуру бытия. Но единство — это не тождество. Обе стороны этого единства различны: сознание отражает реальность, а язык обозначает ее и выражает в мысли.
Язык и сознание также образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: Его исторически сложившиеся нормы, характерные для каждого народа, оттеняют различные свойства одного и того же объекта. Однако зависимость сознания от языка не является абсолютной. Сознание определяется в основном его связями с реальностью, в то время как язык может лишь частично изменить форму и стиль мышления.
В ходе человеческой истории язык стал решающим инструментом человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки, сформулировать известные обобщения и категории. Если бы у человека не было труда и языка, у него не было бы абстрактного «категориального» мышления.
Процесс человеческого общения посредством языка называется речью, которая не тождественна речи и является ее вторичным образованием. Речь — это способ использования языка.
Точки зрения на сознание
Согласно представлениям, восходящим к древности и сохранившимся в религиозных верованиях, в человеческом организме действует особая сверхъестественная сила — душа, которая является причиной человеческих мыслей, чувств и желаний. В первобытном обществе, когда предметы и природные явления воспринимались как одушевленные и одушевляющие силы по аналогии с человеком и животными, не было четкого разграничения между «душой» и телом. С появлением анимизма каждая вещь стала восприниматься человеком как имеющая душу, отдельную от вещи. Это относится и к частям человеческого тела. Например, у гомеровского человека умственные и эмоциональные качества располагались в отдельном органе: в диафрагме — умственная деятельность, в сердце — эмоции, в крови — душа, в печени — жизнь.
Гераклит трактовал душу (психику) как нечто огненное. Огонь — это одухотворяющее, мудрое и благородное начало, а вода — низшее. Душу, в которой больше огня, он называет «сухим углем». «Сухая эманация — самая мудрая и лучшая психика» При возвращении во влажное состояние психика погибает, а увлажнение ослабляет ее. Разум представлялся Гераклиту в виде пламени, которое горит тем ярче и сильнее, чем интенсивнее духовная и умственная жизнь человека. Гераклит отмечал ведущую роль разума и теоретического мышления для чувственного уровня познания.
Согласно атомистической теории, душа состоит из малых и больших атомов. Душа — это то, что придает движение живым существам. Демокрит объясняет человеческое зрение с помощью эффузий, исходящих от видимых объектов и запечатлевающих их образы, которые попадают в человеческое тело через глаза. В состоянии бодрствования люди воспринимают самые энергичные образы, а во сне, когда поры человека закрыты, когда психическое начало слабее, ими овладевают слабые образы далеких вещей.
Типичным для этого периода было безличное понимание души. Душа была лишена уникальности и индивидуальности человеческой личности. С развитием общественных отношений и культуры, сопровождавшихся осознанием ценности личности, формировалась потребность в субъективном самоуглублении. Эта новая тенденция проявилась в Сократе. Следуя за Сократом, Платон также подчеркивает приоритет души над материальным. Для него душа — это вечная «идея», бессмертная сущность, отделенная от тела. Он делит душу на несколько частей: рациональную, направленную на идеи, аффективно-волевую и чувственную, направленную на удовольствия. Психические явления делятся на интеллект и чувственный мир. Чувственный мир, в свою очередь, делится на ощущения и восприятия, а интеллект — на «ум» и «рассудок».
Для Аристотеля душа и тело неразделимы, как форма и материя. Тело — это организм, потому что оно является совокупностью органов или инструментов души; душа — это сущность тела. Итак, учение Аристотеля о душе — это общее учение о жизни и ее функциях, включая как ее органические занятия, так и сознательную жизнь. Он различает три вида души — растительную, животную и духовную. Первый характерен для растений, второй — для животных, третий — для человека, обладающего познавательным и активным разумом. Однако все эти три души соединены в человеке и связаны с различными функциями его души — питающей, чувственной и мыслящей. Трактат Аристотеля «О душе» можно считать обобщением того, что дал античный мир в области философских проблем психологии.
Особенность античной трактовки психики заключается в том, что по своему материалу и по способу организации она рассматривается как отражение жизни космоса. Что бы человек ни думал и ни чувствовал, его умом и сердцем управляют боги, действия которых, в свою очередь, подчинены судьбе. Атомисты интерпретировали сознание как подчиненное общим законам физического движения. Возможность выбора в волевых действиях, предпочтение одного действия другому, или одной мысли другой, понималась как реализация общих законов космоса.
В Средние века разум рассматривался как супраментальная сущность, существовавшая до природы и создавшая ее из ничего по своей воле. Содержание мысли о сознании и личности сводилось к «выведению» того и другого из этой высшей реальности. Душа стала носителем самосознания, что привело к противопоставлению человеческой психики всем другим формам жизнедеятельности и представило ее как отдельное существо.
С возникновением буржуазного общества в европейской философии произошел переход от понятия души к категории сознания.
Существует две позиции для объяснения перехода сознания от визуального опыта к абстрактному, от чувственного к рациональному.
Психологи-идеалисты (Дильтей, Шпрангер и другие) признавали фундаментальный факт перехода от чувственного к рациональному и считали, что уровень абстрактного сознания является проявлением особых умственных способностей, присущих человеческой психике. Способность выходить за пределы чувственного опыта и оперировать абстрактными категориями является особенностью духовного мира и встречается только у людей, а не у животных. Это основная предпосылка различных дуалистических концепций, самым выдающимся из которых был Декарт.
Декарт считал, что животные действуют по законам механики и их поведение можно объяснить строго детерминистически. Человек, в отличие от животного, обладает духовным миром, через который возникает возможность абстрактного мышления, сознательного поведения; но оно не может быть выведено из материальных явлений, корни поведения лежат в свойствах разума, которые невозможно объяснить материалистически.
Кант также стоял на этих позициях. По его словам, суть человеческого сознания заключается в том, что оно может выходить за пределы визуального опыта. Процесс перехода от визуальных сущностей к внутренним лежит в сущности человеческого разума.
Немецкий философ Кассирер писал, что люди отличаются от животных тем, что способны мыслить и организовывать свое поведение в рамках символических форм (проявляющихся в знаках, языке, абстрактных понятиях), а не только в рамках визуального опыта.
По мнению философов-идеалистов, эти принципы можно только описать, но не объяснить. Психологи-идеалисты стоят на той же позиции.
Элементарные процессы
Вильгельм Вундт, величайший психолог XIX века, разделял эту позицию. По его мнению, существуют элементарные процессы ощущения, восприятия, внимания и памяти — они подчиняются элементарным законам природы и поддаются научному (физиологическому) объяснению. В случае психических процессов, с другой стороны, законы «апперцепции» проявляются в активном восприятии окружающей среды человеком посредством активных установок или волеизъявлений. Эти процессы активного абстрактного познания выходят за рамки сенсорного опыта, и их можно описать, но не объяснить, поскольку в них проявляются основные категории человеческого разума. Именно этим направлением психологии занималась Вюрцбургская школа. Последователи этого направления посвятили свои интересы анализу законов, лежащих в основе сложных форм мышления и сознания. В результате они пришли к выводу, что сознание и мышление нельзя рассматривать как формы сенсорного опыта; мышление происходит без участия зрительных образов или слов и является особой категорией психических процессов. Мысль протекает без образов, является экстрасенсорной и имеет свои собственные законы, которые не могут быть связаны с непосредственным опытом.
Механистические психологи утверждали, что психика человека — это tabula rasa, на которой опыт делает свои записи. Утверждая, что ничто не может возникнуть в психике без опыта, они считали, что для понимания законов мышления достаточно двух элементарных процессов — предчувствия или чувственного образа и ассоциации, а мысль есть не что иное, как ассоциация чувственных образов. Это направление психологии полностью отвергло специфику и независимость самых сложных форм абстрактного мышления. Механистический подход ассоциативных психологов, которые пытались свести свою задачу к наиболее сложным явлениям и их компонентам, был продолжен психологами-бихевиористами.
Для бихевиористов объектом изучения в психологии было поведение, которое понималось как нечто, состоящее из ответов на стимулы, то есть процесс, следующий элементарной схеме условного рефлекса. Они ограничивали свой анализ внешней феноменологией поведения, относились к нему упрощенно и пытались рассматривать поведение человека как поведение животных, рассматривая его как тренировку навыков. Бихевиоризм, распространившись по всему миру, принимает различные формы философского и психологического позитивизма (операционализм Ж. Пиаже, теория деятельности А.Л. Леонтьева и др.). Теория деятельности, которая и по сей день занимает ведущее место в психологической науке, является развивающейся формой бихевиоризма.
Деятельностный подход к психике и ее развитию, а также объективный метод психологического исследования в противовес субъективным методам — особенно критика метода интроспекции и самоанализа — заменили изучение сознания в психологической науке. Сознание заменяется понятием «ментальных актов», отождествляемых с внешними субъективными актами, характеризующимися отсутствием в них «внешних», «развернутых» и «субъективных» атрибутов.
Исходя из того, что сознание невозможно раскрыть научными средствами, К. Г. Юнг считал, что лучше не определять сознание, а описывать его с помощью образов и метафор. Юнг представлял себе сознание следующим образом: Прожектор внимания освещает сознательный сектор внешнего и внутреннего мира, тем самым отбирая определенные психические содержания; актуальные психические переживания, таким образом, задерживаются, ограничиваются и отделяются от бессознательной тьмы физиологических и потенциальных психических процессов.
Положительным в психологах этого направления было то, что они пытались не только описать, но и объяснить явления душевной жизни. Основным недостатком этого направления был редукционизм, то есть сведение высших форм психических процессов со всей их сложностью к элементарным процессам, отказ от признания сложности сознательного категориального поведения.
На столкновении этих двух направлений в психологии возник кризис психологической науки. Психология как наука разделилась на «описательную психологию» и «объяснительную психологию». «Описательная психология» — признание высших, сложных форм психологической жизни и отрицание возможности их объяснения, только описание. Представители этой школы считали сознание как теоретическим объектом психологии, так и пространством для психологического исследования. Эмпирическим методом изучения сознания была интроспекция, самонаблюдение за ходом собственного процесса сознания. Особое внимание было уделено взаимосвязи феноменов сознания. С одной стороны, указывалось, что природа этой корреляции неизвестна; с другой стороны, утверждалось, что она имеет психическую основу. «Объяснительная психология» или естественная психология — построение научно обоснованной психологии, которая ограничивалась объяснением элементарных психических процессов и отворачивалась от объяснения наиболее сложных форм психической жизни.
Чтобы выйти из кризиса, необходимо было оставить нетронутым объект человеческой психологии как изучение сложных форм сознательной деятельности и, не описывая эти сложные формы, попытаться их объяснить.
Решение этого сложного вопроса дал Л.С. Выготский, который предопределил развитие психологии на последующие десятилетия.
Для того чтобы объяснить сложные формы активности человеческого сознания, необходимо выйти за пределы тела и искать источники этой активности сознания и «категорического» поведения не в глубинах мозга и не в глубинах разума, а во внешних условиях жизни, и особенно во внешних условиях социальной жизни, в социально-исторических формах человеческого существования.
Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, называемые высшими психическими функциями, образуют высший уровень человеческой психики, обычно называемый сознанием. Они формируются в процессе социальной коммуникации. Выготский писал, что при переходе от животного к человеку принципиально меняется отношение субъекта к среде. В процессе своей жизни животные, изменяясь, приспосабливаются к условиям окружающей среды. Человек, напротив, действует на природу и изменяет ее посредством создания орудий труда, развития материального производства.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Понятие личности в психологии
- Психологические особенности поддержания профессионального здоровья преподавателей начальной школы
- Коллективное бессознательное юнга
- Практические рекомендации для детей и родителей по проблеме детской тревожности
- Эмоциональная неустойчивость как свойство личности
- Взаимоотношения души и тела; этические выводы
- Феномен межличностного влияния и противостояния влиянию
- Первый петербургский кадетский корпус
- Эксперимент как метод изучения психической сферы учащегося
- Суггестивная психотерапия