Оглавление:
О возникновении понятия «эмпатия» и о его значении написано немало научных трудов, но проникнуть в суть этого явления до сих пор остается проблемой, которую пытается решить психологическая наука.
Термин «эмпатия» был введен Э. Титченером, который обобщил идеи симпатии, развитые в философской традиции, с теориями эмпатии Э. Клиффорда и Т. Липпса. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — это постижение состояния чувства, проникновение — вчувствование в переживания другого человека. Так родился научный термин, который стал вполне привычным словом в современной науке, но только сейчас анализ этого понятия начинает появляться на страницах работ по философии и психологии:
Противоречия в научном понимании этого явления и многомерность самого феномена «эмпатия» не позволяют дать строгое определение эмпатии, которое предполагало бы полное понимание и описание ее сущности. Несмотря на то, что уже существуют методы реальной фиксации эмпатии как психологического феномена, проблема более точной фиксации эмпирических данных и их интерпретации остается. После анализа известных методов диагностики эмпатии и составления литературной картины в соответствии с характеристиками эмпатии, данными учеными, мы делаем вывод о недостаточной степени изученности данного феномена.
Путь поиска истины о проблеме эмпатии был предложен такими учеными, как А.Э. Айви. Бодалев А.А., Бойко В.В., Борисова А.А., Гаврилова Т.П., Гиппенрейтер Ю.Б., Менджерицкая Ю.А. A.K. Нитченко, А.Б. Орлов, Т.И. Пашукова, К. Роджерс, А.П. Сопиков и др. Различают эмоциональную эмпатию, которая основана на механизмах проекции и имитации двигательных и аффективных реакций другого человека, и когнитивную эмпатию, которая основана на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.), и прогностическую эмпатию, которая проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции (см. аффект) другого человека в определенных ситуациях. К особым формам эмпатии относятся сопереживание — переживание тех же эмоциональных состояний, что и другой человек, путем отождествления с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний через чувства другого человека.
Важной особенностью процессов эмпатии является выявление способов понимания другого человека. Среди тех, кто уже известен: Идентификация, принятие роли, децентрация, рефлексия и т.д. проявлений психики, поиск продолжается в направлении понимания эмпатии как проявления сенсорной мудрости.
Выделим несколько направлений определения эмпатии:
- Знание внутреннего состояния, мыслей и чувств другого человека;
- Переживание эмоционального состояния, в котором находится другой человек;
- Деятельность по воссозданию чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как бы человек вел себя на месте другого (ролевое допущение);
- Горе как реакция на страдания другого человека; личностно-ориентированная эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого человека и т.д.
Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Находиться в состоянии эмпатии — значит точно воспринимать внутренний мир другого человека, сохраняя эмоциональные и смысловые нюансы. Как будто одно становится другим, но без потери чувства «как будто». Поэтому человек чувствует радость или боль другого так, как он ее чувствует, и воспринимает его причины так, как он их воспринимает. Но обязательно должна оставаться атмосфера «как будто»: как будто это я счастлив или печален.
Эмпатия как эффективный инструмент общения и эмоционального реагирования возникла в ранние периоды становления психической жизни, от элементарных рефлекторных реакций до высших личностных форм. Способность сотрудничать, ладить с другими и адаптироваться в обществе была необходима для выживания первобытных обществ.
Эмпатия в структуре личности
В психологической литературе (В.Н. Дружин, В. Зинченко, Р.С. Немов, Б. Мещеряков и др.) выделяют несколько видов эмпатии: эмоциональная — основана на механизмах проекции и имитации двигательных и аффективных реакций другого; когнитивная эмпатия — основана на процессах интеллекта (сравнение, аналогия и др.); прогностическая эмпатия — проявляется в способности предсказывать аффективные реакции другого в определенных ситуациях и т.д.; эстетическая эмпатия — выражается в способности предсказывать аффективные реакции другого в определенных ситуациях. а.о.); предикативная эмпатия — выражается в способности предсказывать аффективные реакции другого в определенных ситуациях, а.о.; эстетическая эмпатия — сопереживание собственным чувствам и способность предсказывать аффективные реакции другого. Эмпатия, предикативная эмпатия — проявляется как способность предсказывать аффективные реакции другого в определенных ситуациях и т.д.; эстетическая эмпатия — сопереживание художественному объекту; эгоцентрическая эмпатия — эмпатия и симпатия выделяются как переживание человека за себя; гуманистическая эмпатия — переживание за другого человека и другие виды эмпатии.
На основе своих исследований Т.П. Гаврилова доказывает, что различные формы эмпатии основаны на чувствительности человека к своему и чужому миру. Люди с высоким уровнем эмпатии проявляют интерес к другим, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Лица с низким уровнем эмпатии характеризуются: Трудности в установлении контактов, интроверсия, ригидность и эгоцентризм. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет поддерживать партнера не только в обычных, но и в сложных, экстремальных условиях, когда он особенно в этом нуждается.
Основным недостатком, снижающим эффективность проникновения в энергетическое поле партнера, является отстраненность, безразличие к личности как таковой. Отчуждение стало социальной нормой поведения — каждый стремится к одиночеству, независимости, отстраненности, сохранению физических и психических ресурсов. Другой человек обычно начинает интересовать нас, когда от него что-то зависит, когда он нарушает наши потребности, интересы, причиняет какие-то неудобства. В таких случаях возникают вопросы: чего она хочет, почему так себя ведет, что с ней делать. Но это функционально-оценочный способ взглянуть на другого. Она полна корысти, предвзятости и меркантильности, все это «заглушает» сопереживание и делает его фрагментарным и поверхностным.
Подлинный искренний интерес к другому человеку как таковому, к его субъективной реальности, является основным условием глубокой эмпатии.
На самом деле, очень часто бывает так, что нам необходимо глубокое понимание другого человека. Без этого невозможно воспитать его, завоевать его расположение и доверие, создать условия для самореализации, заставить его совершать добрые дела, заставить его дисциплинировать себя и т.д. Мы хотим понять причины и следствия, которые движут партнером. Часто приходится разгадывать «механику» его самопроявлений — действия, характеристики, состояния, индивидуальные реакции. Но человек — будь то ребенок, подросток или взрослый — не доступен логическому анализу, и в некоторых случаях он сознательно маскирует свою индивидуальность или бессознательно дает ложную информацию о себе. Часто бывает так, что ни формальная логика, ни специальные знания, ни память о типичном и похожем не позволяют нам понять и предвидеть человеческую индивидуальность. И вот тогда в игру вступает эмпатия — древнее, проверенное временем средство рационально-эмоционально-интуитивного отражения «Я» другого.
Эмпатия позволяет человеку постичь сущность другого человека. Не столько понять, сколько постичь тайные движения его души: природу мотивов и смысл поступков, источники интереса или апатии, причины лжи или искренности, цели замкнутости или хвастовства и т.д. Рациональное в эмпатии проявляется в аффилиации — во внимании к другому, в наблюдении за другим, в настойчивости в замечании реакций, состояний и характеристик другого. Глаз не спит, ухо бодрствует, ощущения обострены, восприятие сфокусировано, мышление актуализировано. Все ментальные когнитивные процессы направлены на другого. Рациональным моментом в эмпатии, таким образом, является не формальная логика, а интенсивная аналитическая обработка информации о другом, поступающей одновременно по различным сенсорным каналам.
Виды и функции эмпатии
В целом, эмпатия — это социально-психологическое свойство личности. Она представляет собой набор социально-психологических способностей личности, через которые это свойство проявляется как у объекта, так и у субъекта эмпатии. К числу таких способностей относятся:
- Способность эмоционально реагировать на переживания другого человека,
- способность распознавать эмоциональное состояние другого человека и мысленно помещать себя в мысли, чувства и действия другого человека
- Способность использовать такие формы взаимодействия, которые облегчают страдания другого человека.
Существуют различные критерии для определения типов и форм эмпатии. Примерами таких критериев являются:
1) Модальность ведущего компонента в структуре эмпатии. Согласно этому критерию, различают эмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию. К. Роджерс Труакс определил обязательный коммуникативный компонент эмпатии как способность передавать партнеру понимание его переживаний или внутренней ситуации. Киф и Барретт-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачи понимания доступным языком, вербальным или невербальным.
2) Генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);
3) Критерий эмпатийной диспозиции (личностная и ситуативная эмпатия);
4) критерий стадии развития эмпатии (элементарно-рефлексивная и личностная формы эмпатии).
Пример использования первого основания для выделения типов эмпатии содержится в работе А. П. Сопикова. По его словам, существует три типа эмпатии:
1) эмоциональные, когда эмоциональность доминирует в моделировании субъектом объекта эмпатии;
2) когнитивный, когда в процессе моделирования субъекта эмпатии доминирует неформальность;
3) поведенческий, когда в процессе моделирования субъектом эмпатии доминирует волевой аспект, который выражается в понуждении субъекта эмпатии сделать что-либо и, в свою очередь, в ожидании от него ответной эмпатии.
V. В. Бойко, в свою очередь, выделяет следующие стадии эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии.
1) рациональная эмпатия, которая осуществляется путем сопереживания, внимания к другому интенсивной аналитической обработки информации о нем;
2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;
3) Интуитивная эмпатия, включающая интуицию как средство осмысления другого, позволяющее обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.
Существует еще один критерий для определения форм эмпатии, а именно направление эмпатических переживаний. Этот показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию, эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Первая, по мнению Т.П. Гавриловой, основана в большей степени на прошлом опыте и связана с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Вторая основана на понимании неблагополучия другого человека и связана с его потребностями и интересами. Поэтому эмпатия более импульсивна, более интенсивна, чем симпатия.
Кроме того, Л.П. Калининский и др. считают, что при разграничении эмпатических реакций точнее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленных потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности Я во время такой реакции. Они считают, что эмпатия — это скорее индивидуальная черта, поскольку она связана с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, и что эмпатия — это черта личности, сформированная в условиях социального обучения.
Т. П. Гаврилова установила, что эмпатия, как более непосредственная концентрированная форма сопереживания, более характерна для младших школьников, а симпатия, как более сложная, опосредованная моральными знаниями, — для подростков. Сочувствие выражается чаще, чем сопереживание.
Особенности эмпатии у студентов
Потребность в общении делает общение и связанное с ним поведение по отношению к людям одной из ведущих человеческих ценностей. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии, тем большее присутствие ценностей духовных отношений.
Несмотря на то, что в последние годы у россиян усилились прагматические ценности, наблюдается тенденция повышения значимости таких альтруистических ценностей, как терпимость, чуткость, счастье других.
Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Это основная социально-психологическая среда, в которой возникает, развивается и проявляется эмпатия. Связь между общением и эмпатией может быть установлена с точки зрения функций, которые эмпатия, как черта личности, выполняет в общении. Можно провести размышления о функциях эмпатии в общении в студенческой группе:
- во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения.
- во-вторых, называя участников коммуникации субъектом и объектом эмпатии.
Психологические исследования традиционно занимались анализом роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения. Они указывают, что эмпатия у студентов способствует более эффективному познанию людей между собой, и особенно их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия у студентов снижает эффект предвзятости в восприятии другого, возникающий в результате атрибутивных процессов, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.
Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения в студенческой группе заключается в обеспечении специфического, основанного на эмпатии способа сбора, обработки и подтверждения информации. Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами:
1) мотивирование людей к сбору информации с целью повышения их собственной вовлеченности в процесс коммуникации;
2) в качестве обратной связи по уже собранной информации.
В интерактивной стороне общения эмпатия выступает в качестве регулятора взаимодействия, позволяя оценивать и прогнозировать наиболее подходящие варианты поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.
Эмпатия у студентов также выполняет функцию корректировки выбранных форм взаимодействия на основе эмпатической обратной связи. Корректировка производится в направлении наиболее комфортного и наименее дистрессогенного поведения.
Функции эмпатии в жизни студентов следующие:
1) эмпатия, исходящая от эмпатичного субъекта, увеличивает его убеждающую силу;
2) помогает преодолеть психологические защитные механизмы другого;
3) расширяет понимание жизни других людей;
4) обогащает собственный эмоциональный опыт;
5) развивает личность и ее систему ценностей;
6) выполняет защитную функцию, когда воспринимаемый опыт угрожает психологическому равновесию индивида.
Эмпатия, как ее воспринимает объект эмпатии, несет в себе функцию валидизации его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении уникальности и самоценности его «я». Сочувствие дает возможность раскрыть личность студента и получить поддержку.
Многие исследователи, независимо от того, какой теоретической модели они придерживаются для объяснения насилия и агрессии, указывают на низкий уровень эмпатии как на одну из причин агрессии. Группа американских психологов, основываясь на результатах серии экспериментов, пришла к выводу, что наличие способности к когнитивной эмпатии, под которой они подразумевали способность человека оценивать перспективу происходящего с другим человеком и ориентироваться на эту перспективу, отрицательно коррелирует с выбором стратегий конфликтного взаимодействия и такими чертами личности, как агрессивность.
Способность ориентироваться на перспективу положительно коррелирует со склонностью субъекта к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций. В ситуации с очень высокой или очень низкой вероятностью агрессии способность человека воспринимать перспективу может не предотвратить или сдержать его собственные агрессивные действия. Только когда степень вероятности деструктивных действий близка к некоторым средним значениям, когнитивная эмпатия может действовать как механизм торможения агрессии.
Роль эмпатии в развитии личности студента
Тип, проявление эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией и ценностными ориентациями, ядро которых составляют ценности собственного благополучия за счет благополучия других, будет склонен испытывать личное горе при виде несчастья другого. Индивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей вероятностью и большей готовностью испытывает эмпатию, когда становится свидетелем неприятных переживаний другого.
Эмпатичный человек — это человек, чья эмпатия сбалансирована и имеет высокий уровень эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатическая личность характеризуется сильной способностью чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других людей и выражать эмпатию в действиях, направленных на улучшение благосостояния людей. Описывая черты личности человека с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого человека. Они отмечают, что эмпатический человек отличается от других людей тем, что у него позитивный взгляд на других. У него позитивная система отношений с окружающими, преобладает ориентация на партнера по общению, он способен обдумывать свою точку зрения. Например, известно, что эмпатические лидеры студенческих групп способны быстро ориентироваться в отношениях между людьми, без труда находить общий язык с другими в различных ситуациях, пользоваться сочувствием и стремиться к демократическому стилю руководства.
Эмпатическая личность характеризуется высоким уровнем развития социальных эмоций и чувствительностью к моральным чувствам, таким как чувство вины и стыда. Он или она также знает, что правильно и что неправильно в общении с другими людьми с точки зрения принятых социальных норм. Способность к эмпатии значительно коррелирует с такими чертами, как терпимость к недостаткам других людей, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.
По мнению А. П. Васильковой, мягкость, доброжелательность, общительность и эмоциональность характерны для тех, кто проявляет высокий уровень эмпатии, а замкнутость и злобность — для тех, кто проявляет низкий уровень эмпатии.
По мнению Дж. Зальцера и Р. Бергласа, субъекты, характеризующиеся наивысшим уровнем эмпатии, менее склонны обвинять других людей в неблагоприятных событиях и не требуют особых наказаний за свои проступки, то есть проявляют снисходительность. П. Мартин и Т. Туми показали, что такие люди проявляют зависимость от пола. Те, кто более склонен к сопереживанию, проявляют меньше агрессии.
Что касается гендерных различий, есть доказательства того, что женщины склонны к большей эмпатии, чем мужчины. Т. П. Гаврилова отмечает, что сочувствие к взрослым и животным наблюдалось у мальчиков, а сопереживание — у девочек. Среди сверстников все было наоборот: сочувствие чаще выражали девочки, а симпатию — мальчики.
Таким образом, эмпатический человек отличается от других людей тем, что он или она
- Способность к децентрации;
- позитивный взгляд на других;
- быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия;
- Распространенность демократических и альтруистических стратегий взаимодействия.
Для него или нее характерны:
- Открытость;
- Чувствительность к невербальному поведению другого;
- Чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам;
- Соблюдение норм поведения, принятых в обществе.
Она характеризуется:
- эмоциональная стабильность;
- терпимость к недостаткам других.
Система отношений с другим эмпатичным человеком предполагает искренний интерес, понимание важности и ценности другого человека, не допускает отстраненности и безразличия к переживаниям другого.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психологические условия морального развития личности
- Психологический статус внимания и его природа
- Особенности проявления привязанности старшего дошкольника к родителям в зависимости от типа семейной структуры — Специфика семейного воспитания. Стили семейного воспитания
- Методика автопортрета Романовой-Потемкиной
- Фрейд о детских страхах
- Социальный статус младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Дыхательные техники в психологии
- Самореализация личности
- Виды положительных эмоций
- Особенности личности старого человека — Изменения памяти. Умственное старение