Оглавление:
Восприятие — это чувственное (субъективно непосредственно представленное) восприятие объектов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (отношений объектов, движений, событий). Восприятие характеризуется специфическим опытом непосредственного контакта с реальным миром (ощущение реальности воспринимаемого).
Исторически восприятие отличается от ощущения, которое характеризует не целостный объект, а лишь отдельные качества, свойства, а также от мышления как сознательного отражения, анализа, как интерпретации, поскольку мышление выступает как опосредованная деятельность и его результаты (абстракции, понятия, идеализации, теоретические объекты, идеи, теории и т.д.) не могут быть восприняты.
Восприятие также отличается от визуальных образов представлений, которые субъективно даны непосредственно, но в то же время не сопровождаются чувством прямого контакта с реальным миром. Восприятие изучалось в философии как вид знания, занимающий определенное место среди других видов.
Для рационалистов (Декарт, Спиноза и др.) восприятие, которое они не отделяли четко от ощущений, либо вообще не относится к знанию, либо рассматривается как «смутное знание», которое не может лежать в основе знания. Контакт с реальностью, переживаемый при восприятии, с этой точки зрения является воображаемым. Для сторонников эмпиризма именно в восприятии следует искать оправдание всей системы знаний.
Но поскольку, как показывает опыт, восприятие может привести к обману и породить иллюзии, необходимо было выделить такие компоненты самого восприятия, которые являются несомненными и непосредственными.
Таким образом, философия эмпиризма выделила элементарные «атомы» чувственного знания — восприятие. Согласно этой концепции, восприятие основано на законах ассоциации, впервые сформулированных Д. Юмом и Дж. Гартли и позднее изученных в экспериментальной психологии в 19 и начале 20 веков. С этой точки зрения, восприятие, в отличие от ощущения, предполагает некоторую активность ума, но степень активности ума в этом случае минимальна, поскольку ассоциации между ощущениями не столько обнаруживаются, сколько навязываются самим опытом.
Когда в начале двадцатого века были обнаружены факты (особенно в гештальтпсихологии), ставящие под сомнение возможность понимания восприятия как результата простой ассоциации «атомарных» восприятий, в философии эмпиризма была предпринята попытка сделать некоторую поправку на эти факты и в то же время сохранить главную идею эмпиризма: существование несомненного и непосредственно данного чувственного содержания, лежащего в основе восприятия и всей системы знания в целом.
Так, например, были постулированы так называемые sense-data (Д. Мур, Б. Рассел и др.), из которых якобы возникает восприятие. Если, например, я воспринимаю помидор, то, согласно этой точке зрения, можно сомневаться, существует ли объект моего восприятия на самом деле (это может быть только подделка помидора, или его отражение в зеркале, или просто моя галлюцинация). Но нельзя сомневаться, что моему сознанию непосредственно дано красное пятно круглой и частично выпуклой формы, выступающее на фоне других цветных пятен и имеющее определенную видимую глубину.
Это так называемая сенсорная данность, которая имеет довольно парадоксальный характер.
С одной стороны, оно существует вне моего сознания (и, следовательно, отличается от его непосредственного постижения в акте сознания). С другой стороны, это не физическая вещь.
С одной стороны, оно имеет чисто личный характер; с другой стороны, восприятие возникает на основе сенсорных данных, касающихся объектов, которые чувственно доступны всем другим людям.
В-третьих, считается, что сенсорные данные существуют вне моего сознания, однако они зависят от состояний и актов сознания. Поэтому даже если мы можем распознать некоторые чувственные данные, более пристальный взгляд помогает нам обнаружить детали, которые мы не замечали раньше (например, какие-то новые оттенки цвета, какие-то особенности формы). Но это означает, что содержание чувственной данности не есть нечто непреложное и непосредственное, поскольку оно может меняться в зависимости от актов сознания субъекта.
В философском эмпиризме 1-го 20 в. (неореализм, критический реализм, ранее логический позитивизм) велись дискуссии о природе чувственных данных и логике восприятия.
Основные этапы развития
Попытки понять восприятие на основе чувственных данных не привели ни к какому результату, поскольку в конце концов пришлось признать, что сам отбор чувственных данных и их идентификация возможны только на основе уже существующего восприятия, и что построение восприятия из чувственных данных логически невозможно, поскольку предполагает использование бесконечного множества последних.
Философская критика тезиса о возможности конструирования восприятия из чувственных данных стала особенно ясной с позиции поздней философии Л. Витгенштейна по Дж. Райлу и с позиции феноменологии Мерло-Понти.
В психологии XX века многие философские предпосылки, лежащие в основе классического понимания восприятия, были пересмотрены. Этот пересмотр проходил по следующей схеме.
Во-первых, было отвергнуто понимание восприятия как ассоциации атомарных сенсорных содержаний — ощущений, что привело к интерпретации восприятия как целостного и структурного. Этот подход был впервые сформулирован гештальт-психологами, а затем принят (с некоторыми изменениями) другими отраслями психологии.
При таком подходе восприятие понимается не как результат более или менее активной умственной деятельности, а как нечто непосредственно данное. Свойство данности, которое до сих пор приписывалось ощущениям, при таком подходе рассматривается как свойство восприятия.
Но если с классической точки зрения восприятие не только мгновенно, но и определенно и свободно от ошибок, то с точки зрения гештальтпсихологии восприятие, которое является мгновенным, может в то же время приводить к ошибкам, к иллюзиям.
Другие школы мысли, в отличие от гештальтпсихологии, подчеркивали именно ее активный, конструктивный характер. Однако эта деятельность понимается по-новому по сравнению с классическим пониманием.
Деятельность субъекта по конструированию восприятия заключается не просто в установлении ассоциаций (как считали классическая философия и психология), а в решении интеллектуальных задач. В этом случае интеллект имеет дело не с ощущениями или чувственными данными, а с чувственной информацией, которая не просто обрабатывается им, а организуется в определенные структуры, с которыми, в частности, работали гештальт-психологи. Пиаже предполагает, что различие между восприятием и развитым мышлением не принципиально и лишь характеризует разные стадии интеллектуального развития.
По его мнению, восприятие возможно только на основе существования определенного типа интеллектуальных операционных структур. Г. Брунер, Р. Грегори и другие представители современной когнитивной психологии предполагают, что процесс восприятия — это процесс категоризации, понимания того, что воспринимается, и принятия интеллектуального решения, вне которого восприятие не существует.
Это решение, которое не осознается (и поэтому представляется субъекту восприятия как нечто сразу данное), возможно только на основе отнесения воспринимаемых объектов к тому или иному классу объектов, к той или иной категории, начиная с таких категорий, как «стол», «стул», «дерево», и кончая категориями объекта, движения, причинности и т. д. Некоторые из этих категорий (как перцептивные гипотезы, перцептивные эталоны) являются продуктом опыта; другие имеют врожденный, доэкспериментальный характер. К последним Дж. Брунер относит «время», «пространство», «движение», «тождество», «причинность», «эквивалентность» и т.д.
Поэтому восприятие и выделенные на их основе отдельные чувственные качества объекта имеют не только индивидуальный, но и «родовой», обобщенный характер, т.е. выступают как представители определенной чувственной всеобщности. Таким образом, современная когнитивная психология в той или иной форме возвращается к тому пониманию опыта, которое сформулировал И. Кант как критик эмпиризма.
Согласно Канту, опыт предполагает организацию чувственных впечатлений в априорные формы пространства и времени и применение априорных категорий мышления. Правда, современная когнитивная психология в этом вопросе еще дальше от Канта, чем эмпиризм.
Современное развитие восприятия
Ряд современных философов (Н. Хансон и другие) указывают на условность различия между сознательной и бессознательной интерпретацией (поскольку первая со временем может превратиться во вторую) и, в этом контексте, на относительность суждений о том, что следует считать воспринимаемым.
Так, по мнению Т. Куна, концептуальная парадигма устанавливает перцептивный стереотип, поэтому ученый, овладевший ею, воспринимает некоторые теоретические сущности непосредственно (например, глядя на дисплей амперметра, он видит не только движение стрелки прибора, но и силу тока в цепи и т.д.). С этой точки зрения, смена парадигмы приводит к новому способу восприятия мира.
Своеобразная концепция восприятия, которая в то же время наиболее радикально порывает с некоторыми основными принципами философской и психологической традиции его изучения, принадлежит известному современному психологу Дж. Гибсону.
Гибсон обращает внимание на две особенности концепции восприятия, которые разделяют все его исследователи — философы и психологи. Во-первых, это мнение, что существует не только процесс восприятия (который, как правило, мы не осознаем), но и его отдельно данный результат, продукт, перцепт, образ воспринимаемой реальности. Во-вторых, это тезис о том, что восприятие существует в мире сознания субъекта.
Последний каким-то образом соотносит этот образ с реальностью. Философский вопрос о том, как возможна такая корреляция, всегда был камнем преткновения для всех исследователей восприятия. Гибсон предполагает, что восприятие — это не некий «идеальный объект», ощущение или образ, существующий в субъективном мире воспринимающего, а скорее активный процесс извлечения информации об окружающем мире. Этот процесс, в котором задействованы все части тела субъекта, предполагает активное реальное действие по изучению воспринимаемой среды.
Извлеченная информация соответствует свойствам самого реального мира, в отличие от сенсорных сигналов, которые производят отдельные ощущения в смысле старых перцептивных концепций. Ощущения, которые якобы порождаются отдельными стимулами и которые являются основой восприятия с точки зрения античной философии и психологии, не могут дать знания о мире (это было признано в так называемом законе специфических энергий органов чувств Й. Мюллера).
Между тем восприятие, понимаемое как активный процесс получения информации, представляет субъекту те свойства самого внешнего мира, которые соотносятся с его потребностями и выражают различные возможности его деятельности в данной объективной ситуации.
Ощущения, постулированные древней философией и психологией, не могут развиваться, не могут возникать новые их виды. В то же время практика помогает информации, полученной в процессе восприятия, становиться все более утонченной, совершенной и точной. Обучение восприятию может занять всю жизнь.
Поэтому, по мнению Гибсона, восприятие существует не в уме и даже не в голове (хотя оно невозможно без участия головы и сознания), а в циклическом процессе взаимодействия между воспринимающим, извлекающим информацию субъектом и воспринимаемым им миром. В рамках своей концепции Гибсон уточняет свойства воспринимаемого мира.
С его точки зрения, важно иметь в виду, что воспринимающий субъект имеет дело не с пространством, временем, движением атомов и электронов, которыми занимается современная наука, а с экологическими свойствами мира, которые соотносятся с его потребностями.
Таким образом, Гибсон проводит фундаментальное различие между окружающей средой (которая воспринимается субъектом) и физическим миром (которым занимается современная наука).
Виды восприятия
Пространственное восприятие может происходить на разных уровнях.
Пространственные свойства объекта включают: размер, форма, положение в пространстве. В восприятии трехмерного пространства участвуют в первую очередь функции специального вестибулярного аппарата, который расположен во внутреннем ухе, а также бинокулярного зрительного аппарата.
Несмотря на важность этой проблемы, восприятие времени изучено гораздо меньше, чем восприятие пространства. Сложность изучения этого вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление материального мира. Мы можем судить о его ходе только на основании недвусмысленных знаков.
Наиболее элементарными формами являются перцептивные процессы, основанные на элементарных ритмических явлениях, известных как «биологические часы». В целом, при изучении восприятия времени следует учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.
Оценка продолжительности периода во многом зависит от событий, которыми он был наполнен. Если событий было много и они были интересными, время проходит быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были неинтересными, время проходит медленно. Период времени, наполненный большим количеством событий, кажется длиннее, и наоборот.
Оценка продолжительности времени также зависит от эмоциональных переживаний. Когда события вызывают позитивный настрой, кажется, что время проходит быстро. И наоборот, негативный опыт заставляет время казаться длиннее.
Помимо внутренних механизмов восприятия времени, люди также используют определенные значения для временных интервалов. Такие интервалы могут составлять день, неделю, месяц, год, столетие и так далее. Существование этих интервалов возможно благодаря тому, что внутри этих интервалов происходит определенное чередование событий, например, восход и заход солнца. Таким образом, по количеству восходов солнца мы можем судить о том, сколько дней, недель, месяцев или лет прошло.
Поэтому следует различать два аспекта человеческого восприятия времени: субъективный и объективно-обусловленный. Субъективный аспект относится к нашей личной оценке проходящих событий, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько полный временной промежуток занимают события, а также от их эмоционального воздействия. Объективно-условный аспект относится к объективной последовательности событий и последовательности условных опорных точек или временных интервалов. Если первый аспект отражает внутреннее восприятие времени, то второй аспект помогает человеку ориентироваться во времени.
Основными свойствами восприятия являются: Субъективность, целостность, последовательность, постоянство, чувствительность и избирательность.
Объективность восприятия — это способность отражать предметы и явления реального мира не как совокупность ощущений, не связанных между собой, а как отдельные объекты.
Целостность — еще одна характеристика восприятия. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства объекта, восприятие дает нам целостную картину объекта.
С целостностью восприятия связана его структурность (свойство, противоположное целостности) — способность распознавать части картины предмета или явления так, что человек может установить отношения между частями.
Еще одно свойство восприятия — постоянство. Консистенция — это относительное постоянство отражения некоторых свойств объектов при изменении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовик воспринимается как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза гораздо меньше, чем если бы он находился вблизи.
Следующим свойством восприятия является его перцептивная значимость. Перцептивные образы всегда имеют определенное семантическое значение. Как уже упоминалось ранее, человеческое восприятие тесно связано с мышлением. Связь между мышлением и восприятием выражается в том, что воспринять объект означает мысленно назвать его, то есть отнести его к определенной группе или классу и связать с определенным словом.
Еще одно свойство восприятия — избирательность. То есть человек в любой момент времени может воспринимать только один объект или определенную группу объектов, а остальные объекты реального мира составляют фон восприятия, то есть не отражаются в сознании.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Взаимосвязь психологического благополучия и стрессоустойчивости личности
- Брунер Джером Сеймур, американский психолог и педагог, специалист в области исследования когнитивных процессов — Когнитивизм в лингвистике: истоки и перспективы
- Процесс деидеологизации
- Особенности профессиональной и жизненной удовлетворенности в период взрослости — Чувство удовлетворенности жизнью
- Формирование здорового образа жизни: взгляд с позиции социальной психологии
- Педагогические образовательные технологии
- Физиологические основы и психологические теории эмоций
- Психологические особенности копинг-стратегий у современных подростков
- Национализм, этнические стереотипы и предрассудки — Интерпретации и источники национализма
- Взаимосвязь психологического климата коллектива и имиджа организации