Оглавление:
Приоритетом в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, привитие ценностных побуждений, самодостаточность, любознательность, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится делать моральный выбор, приобретая этические нормы, выравнивание и подчинение мотивов и их стабильность. Если человек не разработает этические нормы своего поведения и взаимоотношений, то нравственное воспитание будет носить характер усвоения знаний, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Общество нуждается в человеке с положительными моральными знаниями и моральными качествами.
Дошкольный период — это короткий, но важный период развития личности. В эти годы ребенок приобретает первые знания об окружающей его жизни, начинает формировать определенное отношение к людям, к работе, вырабатывать навыки и привычки правильного поведения.
Вежливость — неотъемлемая категория человеческой культуры. Желание вести себя прилично уходит корнями в тысячелетнюю историю человечества. Она зафиксирована в старейших письменных документах, и очевидно, что она существовала как явление человеческой культуры до написания. Это стремление естественно вытекает из условий человеческого сосуществования, и ни одно социальное образование не обходится без правил и норм социального поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые сходятся во мнении, что вежливость — это одно из тех социальных явлений, при помощи которых межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно происходило гладко, успешно и бесконфликтно.
Воспитание вежливости как важного нравственного качества личности, проявляющегося в общении с людьми, является очень длительным деликатным и сложным процессом. Следует отметить, что именно в более старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой, только так он готов открыться миру и миру для себя. Игра — одна из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
В процессе ролевой игры развиваются умственные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплина, ловкость. Кроме того, игра — это особый способ приобретения социального опыта, характерный для дошкольного возраста. В игре, которая озвучивает всю личность ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливая переход на новую, более высокую ступень развития. Это объясняет огромный образовательный потенциал игры, которая, по мнению психологов, является ведущим видом деятельности.
Использование ролевых игр способствует оптимальному обучению основам вежливости.
Понятие вежливости
Категория вежливости является непосредственной частью процесса повседневного человеческого общения на разных уровнях. Как феномен человеческой культуры и один из обязательных элементов общения, вежливость изучалась в культурологии, социолингвистике, дидактике, философии, лингвистике, психологии, этнографии и др.
Концепция вежливости, зародившаяся на основе синтеза религиозных и светских норм, была изменена под влиянием социальных и исторических факторов. Нормы вежливости сформировались в процессе взаимного общения людей и приняли форму обязательного требования, которому человек должен следовать в достижении различных целей. В то же время вежливость как один из способов реализации требований этики находит различные обоснования.
В восточных и древних представлениях вежливость, как и другие нравственные нормы, исходит от самой природы человека, его естественных потребностей. Человек, как часть, продолжение Вселенной, чтобы не страдать и быть счастливым, должен избегать плохих действий и воплощать в себе добродетели: быть щедрым, нежным, правдивым, общительным, добрым.
Христианская этика тесно связана с нормами межличностного общения и дает дополнительное основание для категорий нравственности.
Необходимость нравственных норм, принятых в христианстве, оправдывается идеей греха и возмездия за грех. В христианской этике каждый человек — это «образ и подобие» Бога, «венец» дел, обладатель великого сокровища, святой души. Из этого следует требование уважения и самоотверженной любви к «другому». Христианство также устанавливает другие моральные принципы: Смирение, прощение грехов, невосприимчивость к злу, послушание, укрощение гордости, кротость, забота о чести. Христианская этика становится высшим законом, пронизывающим все сферы человеческой деятельности; отклонение от нее — грех.
Таким образом, следует отметить, что в то время как дохристианская (восточная и древняя) этика подчиняла человеческое действие внешним регуляторам поведения, христианство «включает в себя» внутренние регуляторы (страх, вина, забота о чести и т.д.).
Содержание понятия «вежливость» сформировалось в европейской культуре на основе христианских заповедей в сочетании со специально созданными правилами поведения — этикетом.
Мы предлагаем следующее определение вежливости И.Н. Курочкиной и далее будем понимать вежливость как нравственное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с другими людьми.
Вежливость является элементарным требованием культуры этикета; она включает в себя: Внимание, внешнее выражение доброй воли по отношению к любому человеку, готовность оказать услугу любому нуждающемуся, деликатность, тактичность. Противоположностью вежливости является грубость, грубость, проявление высокомерия и презрительного отношения к людям.
Вежливость относится, главным образом, к внешнему, формальному аспекту нравственно-эстетической культуры человеческого поведения и подразумевает, прежде всего, уважительное и внимательное отношение к людям, вежливость, доброту и красоту в обращении с ними.
Основной целью вежливого поведения является проявление доброжелательного и уважительного отношения к партнеру. Эта цель достигается с помощью различных стратегий, выбор которых зависит от многих факторов — ситуационных, психологических, социальных, культурных.
На этой теоретической основе можно перейти к рассмотрению особенностей формирования вежливости у детей более старшего дошкольного возраста.
Формирование вежливости у старших дошкольников
Процесс воспитания вежливости играет важную роль в жизни старших дошкольников: он помогает им воспринимать и реагировать на реальность. Вежливость, проявляющаяся в поведении, так или иначе информирует взрослого о том, что радует ребенка, что его раздражает или что его беспокоит. В дошкольном учреждении ребенок учится языку эмоций — социально принятым выражениям тонких оттенков чувств сквозь взгляды, улыбки, жесты, позы, движения, интонацию голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает способностью сдерживать жестокие и резкие выражения чувств. [1, с.43-45]
Динамику и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте Л.И. Божович рассматривает следующим образом [4, с.14-15]:
3-4 года. Формируются элементарные представления о том, «что хорошо, а что плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На примерах из опыта ребенка развиваются его конкретные действия, идеи добра, взаимопомощи, дружбы, правдивости.
Возраст 4-5 лет. На основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений разрабатываются идеи о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости.
5-6 лет. Обобщенные представления о правдивости, справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботе разрабатываются на конкретных примерах.
6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Формируется отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, эгоизм, трусость и т.д..
Таким образом, в более старшем дошкольном возрасте активно продолжается формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения.
В высшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как значительными изменениями, происходящими в психическом и эмоционально — волевом развитии детей дошкольного возраста, в области мотивации, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственного воспитания.
В.С. Мухина отмечает, что высший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в формировании личности дошкольника в целом.
В отношениях детей со взрослыми и сверстниками появляются новые возможности. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослых и ценностное суждение продолжают играть важную роль в поведении. Рост независимости и осведомленности о поведении приводит к развитию способности руководствоваться в своих действиях усвоенными нравственными нормами. Появляются внутренние «этические примеры», которые начинают направлять действия старшего дошкольника.
Дети проявляют активное желание общаться со сверстниками в различных видах деятельности, формируя «сообщество детей». Это создает определенные условия для формирования коллективных отношений. Информативное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игра, работа, общение) 6-7-летние дети овладевают навыками коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, достигать общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Помимо игровой и трудовой деятельности, важную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. В классе дошкольники изучают правила поведения в школе.
Особенности формирования вежливости у детей более старшего дошкольного возраста:
Примерно с шести лет ребенок начинает сознательно применять нормы вежливости. Конечно, некоторые нормы устанавливаются раньше, но самое благоприятное время для этого — конец пятого года жизни — начало шестого.
Следует учитывать, что то, что кажется взрослым простым и легким, может быть трудным и непонятным для пожилых дошкольников. Поэтому нецелесообразно требовать запоминания всех норм вежливого поведения в обществе.
Дети дошкольного возраста эмоциональны и импульсивны. Их эмоциональное состояние сильно влияет на их поведение и заставляет их делать то, что им необходимо для позитивной мотивации. Интерес, любовь к людям, радость могут вести себя как «стимулятор». Но эмоциональное равновесие у детей крайне нестабильно и часто сменяется волнением. Воспитание вежливости в высшем дошкольном возрасте возможно только при хорошем настроении «ученика».
Необходимо учитывать способность дошкольников подражать, и именно на основе подражания устанавливаются навыки культурного поведения. Пример родителей в этом возрасте продолжает оставаться одним из важнейших «проводников». Но ребенок перестает быть «пассивным» участником процесса. Теперь он выступает в особой роли критика или судьи. Есть очень важный этап в жизни пожилых дошкольников: они учатся оценивать поведение других людей с точки зрения этических норм, которые они усвоили. Если раньше вежливость копировала стиль общения взрослых, то теперь у пожилых дошкольников эти стандарты должны передаваться «сами собой», через их сознание. Такое поведение не является настоящим издевательством, оно имеет совершенно другую цель: ребенок хочет понять, правильно ли он усвоил ту или иную норму. Если он обращается к опекуну или родителю с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он хочет знать: правильно ли он оценил это поведение. И если взрослый подтвердит, что он прав, то следование этому правилу будет усилено в собственном поведении ребенка.
Разрыв между знанием правил вежливости и поведением по правилам является следствием нарушения принципа единства нравственных знаний, поведения, чувств, злоупотребления вербальными методами воспитания без достаточного влияния на чувства детей для развития доброжелательности в отношениях детей друг с другом и с окружающими взрослыми;
Особенность вежливого поведения заключается в связи с доброжелательным отношением, поэтому важно развивать у детей старшего дошкольного возраста чувство уважения и достоинства;
Освоение опыта вежливого поведения определяется спецификой проявлений даже в условиях детского сада. Поэтому не все проявления вежливости одинаково легко и быстро осваиваются дошкольниками. Дети учатся быстрее и легче прощаться, чем приветствовать, делать вежливые просьбы, чем благодарить за услугу. Легко и быстро дети усваивают привычку вежливо утверждать или отказываться от того, что предлагается во время еды, труднее — проявление извинений за смущение. Однако, из-за спаривания в проявлении вежливости, их соотношение способствует лучшему обогащению детского опыта всеми проявлениями вежливости.
Вежливость формируется и проявляется в процессе общения в различных видах деятельности. Все виды деятельности имеют свои возможности и особенности для обогащения опыта вежливого поведения. Домашние мероприятия предоставляют детям множество возможностей проявить вежливость по отношению к взрослым и их друзьям. В процессе учебной деятельности разъясняются и закрепляются представления о правилах вежливости, понимаются мотивы вежливого поведения.
Возможности ролевой игры в формировании вежливости у старших дошкольников
Игра — это поистине социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому для дошкольной педагогики проблема использования игры для всестороннего воспитания и особенно для формирования нравственной стороны личности настолько актуальна.
Понимание игры как формы организации жизни и деятельности детей основано на следующих положениях:
Игра служит решению общеобразовательных задач, среди которых первостепенное значение имеют задачи формирования морально-социальных качеств ребенка;
Игра должна быть дилетантской и, при надлежащем педагогическом руководстве, должна все больше развиваться в этом направлении;
Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее взаимопроникновение с различными видами деятельности: Работа и игры, образовательная деятельность и игры, повседневная жизнь и игры.
В педагогической практике игровая деятельность выполняет, в частности, следующие функции:
Развлекательный (это главная функция игры — развлекать, доставлять удовольствие, вдохновлять, вызывать интерес);
Коммуникативный: овладеть диалектикой общения;
Самореализация в игре как полигон человеческой практики;
Игра-терапия: преодоление различных трудностей, возникающих при других видах жизнедеятельности;
Диагностика: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
Корректирующая функция: вносить положительные изменения в структуру персональных показателей;
Межэтническое общение: усвоение общих для всех людей социокультурных ценностей;
Социализация: поглощение в систему социальных отношений, приобретение норм человеческого сосуществования.
Таким образом, игра является формой организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста, в которой педагог может сформировать личность ребенка, социальную направленность путем использования различных методов.
Ролевая игра является наиболее важным видом игры для старшего дошкольника. Для нее характерны основные черты игры: эмоциональная насыщенность и энтузиазм детей, самостоятельность, активность, творчество.
Игра в качестве рефлексивной деятельности является вторичным этапом в познании ребенком реальности. Однако в ролевой игре знания ребенка впечатления не остаются неизменными: Они дополняются и уточняются, качественно меняются, трансформируются. Это делает игру формой практического познания реальности.
Ролевая игра — это творческая игра, которая в развитой форме представляет собой деятельность, в которой дети принимают на себя роль взрослых, а в обобщенной форме в специально созданных условиях игры воспроизводят деятельность взрослых и взаимоотношения между ними. Д.Б. Эльконин подчеркнул, что игра носит социальный характер, так как ее содержание становится отражением различных взаимоотношений между людьми: «Игра является социальной по своему содержанию именно потому, что она является социальной по своей природе, по своему происхождению, то есть вытекает из условий жизни ребенка в обществе».
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Методы педагогической диагностики в ДОО
- Современная организация игровой деятельности в детском саду
- Анализ педагогической практики
- Современные подходы к организации образовательного процесса
- Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях
- Системный подход в педагогике
- Основные требования к подготовке педагога
- Методы образовательных технологий
- Специфические принципы физического воспитания
- Педагогическое проектирование