Оглавление:
Европейское Средневековье началось в 476 году, когда Римская империя пала под натиском германских племен. В это время на смену рабовладельческому обществу пришло новое общество с феодальными условиями, оплотом которого было христианство. Средневековье охватывало двенадцать столетий.
Средние века условно делятся на три периода:
У-Х вв. — Раннее Средневековье;
Х1-Х1П века — Высокое Средневековье;
XIV-XVII вв. — Позднее Средневековье, более известное как Ренессанс или Возрождение.
Характер и формы средневекового образования и обучения определялись доминирующим положением религии и церкви в обществе. Католическая церковь, интеллектуальный центр Средневековья, официально отвергла старую образовательную традицию. Однако среди христианских богословов и монахов было много сторонников греко-римского образования.
Схоластика, форма религиозной философии, внесла значительный вклад в развитие педагогической мысли в раннем Средневековье. Его центральной проблемой была связь между светскими знаниями и христианской верой. Схоластика сыграла важную роль в культурной преемственности от античности через Средние века к современности. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, поднимала престиж образования и учителя. Воспитание и школа в странах западной Европы в эпоху раннего средневековья.
Характеристика и виды воспитания и образования эпохи раннего средневековья
Средневековье — это значительный исторический период в истории человеческой цивилизации, который следует за античностью и предшествует современности, охватывая период от падения Западной Римской империи в 476 году до 17 века. Этот период очень важен для человечества, потому что в это время утвердилось христианство, возникли и утвердились в Европе новые государства, были созданы новые шедевры культуры и искусства и, конечно же, были разработаны новые системы образования и воспитания, сочетающие духовное развитие с нравственным. Средние века делятся на три периода: Раннее средневековье — V-X века, Развитое средневековье — XI-XIV века и Позднее средневековье — XIV-XVII века.
Период раннего Средневековья характеризуется смешением античной, языческой (варварской) и христианской культуры, что нашло отражение в способах воспитания и обучения. Несмотря на то, что первым двум старательно противостояло христианство, они все равно существовали.
Варварская традиция семейного воспитания все еще преобладала. Дольше всего он сохранился у скандинавов, где был единственным. До семилетнего возраста детей воспитывали матери. После достижения семилетнего возраста мальчиков отдавали на попечение всех мужчин семьи. Мальчики получали физическое образование и одновременно готовились к профессии воина и земледельца. Семейное образование осталось на земле остготов, их король Теодерик (454-526) в то время выступал против исключительно интеллектуального образования и рекомендовал не забывать о физической и военной подготовке. Считалось, что у народов северной и восточной Европы, где идеалом было как физическое, так и духовное воспитание, только старейшины семьи могли обучать интеллектуальным наукам: Генеалогия, мифология, руническое письмо, варварское право. Идеальными добродетелями были: работа с металлами, стрельба из лука, владение мечом и копьем, катание на лыжах и знание поэзии, рун, игры на арфе и шахмат. Семейное воспитание давало лишь основы образования, но даже этим ограничивалось большинство людей в Европе.
Семейное воспитание было единственным для девочек, которых матери учили, как вести домашнее хозяйство и зарабатывать на жизнь. Дочери феодалов также могли получить образование в женских монастырях, где они обучались чтению, письму, рукоделию, домоводству и ткачеству в религиозном духе, или дома под руководством учителя-монаха. Не было обучения чтению и письму, хотя девочки из знатных семей обычно получали более широкое образование, изучая латынь и греческий, поэзию, стихи, танцы, пение, игру на музыкальных инструментах.
Мальчики же, напротив, в более старшем возрасте могли продолжать образование вне семьи. Александр Джуринский различал две формы семейного воспитания: ученичество и рыцарство. Первая форма была распространена среди ремесленников. Она заключалась в том, что мальчика отдавали в обучение ремесленнику, который, помимо него, обучал еще одного — двух подмастерьев, а тот обучал мальчика своему ремеслу. Платой за ученичество была работа ученика на ферме. Ученичество длилось 7-8 лет, после чего ученик становился подмастерьем и мог получать деньги за свою работу. Затем, освоив профессию, подмастерье мог стать индивидуальным предпринимателем. При такой форме обучения подмастерье либо обучался грамоте у самого ремесленника, либо ему разрешалось посещать специальную школу.
Рыцарское образование было распространено среди детей светских феодалов, куда их отправляли после окончания обычной школы, где они учились читать и писать. С семилетнего возраста мальчики приобретали знания и навыки, как пажи для жены владыки и ее придворных. В 14 лет они становились оруженосцами рыцарей, которые были образцом нравственности, силы, мужества и образованности. Рыцарское воспитание основывалось на семи рыцарских добродетелях, которые включали в себя плавание, фехтование, верховую езду, метание копья, шахматы, охоту, игру на музыкальном инструменте и чтение стихов, написанных самостоятельно. Женихи и оруженосцы должны были научиться «зачаткам любви, войны и религии». «Начала любви» включали в себя вежливость, доброту, щедрость, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воздержание от гнева, скромность во время еды и т.д. «Зарождение войны» называлось военной экспертизой.
Структура, классификация и система образования и воспитания церковных школ
Церковные школы делились на внутренние, где готовились к монашеству, и внешние, где обучались обычные дети. Как и в других школах, там могли учиться только мальчики 7-10 лет. В духовных школах нравственное воспитание было аскетичным, учеников учили отказу от благ, посту. В то же время духовное образование не считалось приоритетным. Существовало три основных уровня образования: начальный, где изучались пение, арифметика, письмо и чтение; средний, где изучался тривиум (риторика, диалектика и грамматика); и высший, где изучался квадриум (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Но, как отмечают исследователи М.А. Мазалова и Т.А. Уракова, все дисциплины вел один учитель, кроме пения. Пением руководил специальный учитель — кантор. Кроме того, в церковных школах существовала должность циркуляра, следящего за порядком и дисциплиной.
Высших учебных заведений было всего несколько, и они находились в основном в Англии, Шотландии и Ирландии. Их обучали по программе семи свободных искусств, придуманной Боэцием, Кассиодором и другими, в которую входили: грамматика, диалектика, география, риторика, музыка, арифметика и астрономия. Особое внимание уделялось грамматике и музыке как основным наукам для священнослужителей.
Грамматика изучалась на латыни по учебникам Алкуина, Доната и многих других. Они также изучали поэзию, литературу, изучали труды как христианских (Седулий, Пруденций), так и античных деятелей (Сенека, Катон). То же самое касалось диалектики и риторики, которые изучались одновременно по трудам Аристотеля, Цицерона, а также Августина Блаженного и Алкуина. Так же плохо обстояло дело с изучением географии и геометрии. Точно так же, поскольку оба они изучались с помощью чисел, определите с их помощью обитаемое пространство и геометрические фигуры. И плохо, потому что материала для их изучения было крайне мало, учителей не хватало, и поэтому изучали в основном их: Геометрия — по сохранившимся трудам Евклида, а география — по арабским источникам. Географические открытия того времени, такие как путешествие викингов в Северную Америку в 985 году, были неизвестны.
Астрономия также изучалась по арабским источникам и использовалась в основном для вычисления дат многочисленных церковных праздников и для изучения птолемеевской системы мира.
Музыку изучали как светскую, так и духовную, символизирующую единство общества и Бога, человека и природы. Его изучали по записям, написанным буквами алфавита.
Всем предметам был придан религиозный и мистический характер.
Кроме того, церковные школы делились на епископальные и монастырские:
В раннем Средневековье были созданы первые церковные школы для так называемых катехуменов — людей, которые еще не были крещены, но уже изучали основы и доктрины веры и стремились стать членами христианской общины. В этих школах основными предметами были изучение христианской морали и различных псалмов. Позже в школах были введены катехизические чтения, а сами школы стали называться катехизическими. Позже уровень образования в этих школах вырос, и они стали не только готовить будущих церковнослужителей, но и давать детям всех сословий общее образование по всем предметам. В конечном итоге эти школы образовали Епископальные школы, другое их название — Соборные школы, так как они были созданы при кафедре городского собора. Епископальные школы были основным типом, пока в IX веке их не заменили монастырские школы. Но в X-XII веке они вновь появились в разных городах: Париж, Реймс, Верден и т.д. А в начале VII в.
В начале VII века в связи с распространением монашества в Европе, первые монастырские школы появились в Великобритании и Ирландии. Их основателем считается Магнус Кассиодор — римский писатель. Образование в этих школах основывалось на философии Августина Блаженного (354-430). Который считал, что образование основано на знании Библии. Чтобы понять Библию и приобрести эти знания, Августин считал, что сначала необходимо овладеть «словесными» науками и историей, затем математикой и естественными науками.
Схоластическая система образования
Появление и развитие схоластики привело к упадку раннесредневековой церковной школы: Появление и развитие городских школ связано со схоластикой, поскольку с ростом городов увеличивалось число горожан и потребность в светски образованных людях. Городские школы давали образование, которое носило прикладной и светский характер. Их ученики жили и учились вне церквей и монастырей. Директором школы был ректор, а нанятые им преподаватели были выходцами из духовенства и университета. Городские школы были двух типов: Арифметические школы, которые давали начальное образование и готовили к поступлению во второй тип, латинские школы, более высокого уровня.
Схоластические школы изменили характер образования. Сохранив тривиум и квадриум, логика и латынь заменили грамматику и риторику, а формальный логический элемент в образовании был увеличен. Схоласты отстаивали идею начала образования как можно раньше, и поэтому изменили структуру образования: отныне средние и старшие школы создавались при монастырях. Теперь образование длилось 6-8 лет, сначала философия, потом богословие, история церкви и право, затем углубленное богословие. После средней школы человек поступал в старшую школу, где изучались те же предметы, но на более глубоком уровне. Все обучение длилось 13-16 лет, а по окончании они получали высшую степень бакалавра.
Таким образом, в период развитого средневековья существовала четкая иерархическая система учебных заведений: Начальное образование давалось в церковно-приходских школах, где давалось только самое элементарное образование. Среднее образование давалось в монастырских школах, где обучение велось на латыни (обучение на родном языке началось только в XIV веке). Они учили чтению, письму, христианской морали, теологии, философии, «семи гуманитарным искусствам». Они также изучали Библию, труды Отцов Церкви, а заодно и работы античных мыслителей — Платона, Аристотеля, Овидия, Вергилия, Цицерона и других.
Александр Джуринский отмечает, что большинство известных схоластов были прогрессивными людьми и проповедовали гуманистические и научные идеи в педагогике. Например, одним из идеологов схоластики был теолог и философ Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды стали одним из важнейших источников ученой теологии Средневековья и попытались объединить христианское знание со светским, поставив на первое место религиозные постулаты. Например, в своем трактате «Сумма теологии», энциклопедии средневекового мировоззрения, он попытался осмыслить все вопросы познания человека, природы и общества в религиозных терминах. Фома Аквинский считал, что существует два вида истины: та, что доступна разуму, и та, что выходит за его пределы.
Французский педагог-богослов Пьер Абеляр (1079—1142) внес большой вклад в развитие схоластики. Он также стремился сочетать разум с верой, учил, что высокого социального статуса можно достичь через образование; вдохновлял на творчество, считая, что знания достигаются через самостоятельную работу; учил искусству дебатов и логике рассуждений.
Помимо Абеляра, в раннем Средневековье появилось много других просветителей и теологов, которых можно назвать предшественниками Ренессанса. Ведь каждый из них внес свой вклад в развитие образования.
Среди таких, например, Гуго Сен-Викторский (1096-1141), глава Парижской кафедральной школы и автор трактата о системе средневекового образования «Дидаска-Лион». По сути, он собрал все имеющиеся на тот момент знания о преподавании в высших учебных заведениях. Он неразрывно соединил религиозные и светские черты образования. Придавая образованию божественный характер и ставя на первое место «спасение души», Гуго Сен-Викториус не отрицал «светские» науки: физику, математику, логику и т.д., которые также учат истине, но не способны ее достичь. Кроме того, Гюго Сен-Виктор оставил множество рекомендаций, например, о необходимости изучения прежде всего знаний о сущем.
Средневековые университеты
Для университетов была характерна растущая специализация. Так, Сорбонна специализировалась на философии и теологии, Оксфорд — на каноническом праве, Орлеан — на гражданском праве, испанские университеты — на естественных и точных науках, итальянские университеты — на римском праве.
Существовало два типа университетов: южные и северные, в зависимости от того, кому принадлежала власть в университетах, студентам или профессорам.
Южный тип, олицетворением которого является Болонский университет, который был основан как студенческий союз для защиты приезжих студентов-юристов. Здесь профессора не имели власти, а студенты не были обязаны им подчиняться.
Парижский университет воплощает в себе скандинавский тип, который, напротив, был основан как организация профессоров. В отличие от Болонского, студенты этого университета не могли посещать университетские собрания или принимать участие в голосовании. Оксфорд и Кембридж также принадлежали к нордическому типу.
В каждом университете обычно было четыре факультета: богословский, художественный, медицинский и юридический. Между этими факультетами существовала иерархия. Самым старым и почетным считался богословский факультет, затем юридический, медицинский, а самым молодым был художественный. Поэтому артистический факультет (от латинского «artes») считался подготовительным; все студенты должны были «обязательно» освоить «семь свободных искусств», сначала тривиум (грамматика, риторика, диалектика); после их освоения студент должен был сдать экзамены и стать бакалавром. Затем студент должен был освоить квадратуру (геометрия, арифметика, музыка, астрономия); освоив ее, он становился магистром и получал право продолжить образование на одном из трех основных факультетов.
На богословском факультете изучали Священное Писание и труд Павла Ломбардского (XII век) «Сентенции». Обучение длилось 12 лет, после чего выпускники становились магистрами богословия, позже — лиценциатами (преподавателями, которые были допущены к чтению лекций, но еще не защитили диссертацию).
Студенты-юристы изучали римское и католическое право. Курс обучения длился четыре года, после чего они становились бакалаврами, а затем лиценциатами.
Студенты-медики изучали труды Гиппократа, Галена, Авиценны и др. Они также учились четыре года, после чего становились бакалаврами, после чего два года практиковали под руководством магистра, а затем, после сдачи экзаменов, могли стать лиценциатами. В медицине в это время произошел большой прорыв в плане изучения строения человеческого тела, поскольку ранее церковь запрещала вскрытие трупов (даже преступников), что влияло на познание человеческого тела.
Образовательная программа студентов факультета искусств была сосредоточена на тривиуме и квадриуме, с особым акцентом на астрономию и геометрию. Впоследствии изучались также схоластика, философия, труды Аристотеля по метафизике, этике и логике. После двух лет обучения студенты становятся бакалаврами, а после 3-10 лет обучения — магистрами.
Конечной целью университетского образования является получение ученой степени.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Станислав Теофилович Шацкий, известный русский и советский педагог-экспериментатор
- Математическое развитие детей на ориентировку в пространстве
- Конкретизация целей в дидактическом процессе, таксономия учебных целей
- Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
- Организация индивидуальной воспитательной работы
- Технология педагогической деятельности при работе с подростками
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
- Отражение идеи развивающего обучения у различных авторов
- Социально педагогические взгляды Песталоцци
- Системы школьного образования в Северной Америке