Оглавление:
История школьного образования и образования средних веков занимает особое место в истории человеческой цивилизации. Типы образовательного процесса и парадигмы педагогической мысли в эту эпоху качественно отличались по сравнению с античными временами.
Хотя средневековое образование и обучение в разных регионах мира не совпадали во времени, были и общие черты.
Средневековое общество по-прежнему склонялось к воспитанию поколений, ограниченных классовыми правилами и ограничивавшихся репродуктивным воспитанием. В то же время возникли другие тенденции к индивидуальной самореализации и освобождению от жестких социокультурных норм. Однако в целом образование было явно ориентировано на классы и готовило людей к деятельности в рамках конкретного социального класса. Преодолеть такую установку по умолчанию было чрезвычайно сложно.
Школьное образование, тесно связанное с древней эпохой, тем не менее, в средние века стало в некоторой степени альтернативой образовательным традициям древних общин и цивилизаций.
Воспитание и образование в период раннего Средневековья
Средневековье в историографии обычно делится на три периода: V-X века; XI-XII века. — Средневековье; одиннадцатый-двенадцатый века. — Средневековье — средневековый период, средневековье XIV-XVI веков. — Позднее средневековье, или Ренессанс. Средневековье отвергало древнюю культуру как греховную и языческую, и в то же время отвергало древний идеал развитой личности. Развитие средневекового образования было связано с развитием церковной культуры. Со временем образование монополизировалось Церковью, которая сформировала новый тип школы — христианскую, в которой языком обучения стал латынь. Педагогические идеи средневековья рассматривали мир как «школу Христа», где целью жизни каждого человека является познание Бога.
Школы появились для того, чтобы учить тех, кто хотел стать членом христианской общины и познать основы религии. Главной целью катехизационных школ было изучение Псалмов и основ христианской морали. Со временем катехизис был включен в образовательную программу этих школ, и они стали известны как катехизисные школы. Постепенно эти учебные заведения были преобразованы в школы более высокого типа, обслуживающие как общее образование детей всех классов, так и подготовку священников. Позднее на базе этих учебных заведений были созданы соборные или кафедральные школы.
Первые монашеские (церковные) школы были открыты в Ирландии и Великобритании в середине XVI века, организация образования и его содержание сформировались благодаря идеям Августина Аврелия Блаженного (354-430), христианского философа поздней античности. По словам Августина, содержание образования основано на знаниях, содержащихся в Библии. В процессе обучения Августин подчеркнул веру и авторитет учителя.
Воспитание и образование во время развитого Средневековья
В период XI-XIII вв. пришло новое философское учение — схоластика (от греческого shcolastikos — школа, ученый). Она разработала новый вид культуры, ориентированный на формальную логику и абстрактное богословие. Схоластика определила организацию, содержание и методы образования в период развитого средневековья и сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов. Она способствовала формированию в обществе мнения о том, что интеллектуальная деятельность и люди, занимающиеся ею, заслуживают самого высокого социального статуса. Философ и богослов Фома Аквинский (1226-1274) развил схоластику как доктрину в научной форме, объединив учение Аристотеля с католическим богословием, верой и научным знанием. Ученые подчеркивали необходимость как можно раньше начинать обучение ребенка. В эпоху Высшего Средневековья сформировалась своеобразная система образовательных учреждений различных уровней: начальное образование получалось в приходских школах, этот уровень ограничивался начальными знаниями; среднее образование предоставлялось в монастырских, соборных или кафедральных школах. Впервые в истории образования появились учебные заведения, подразумевающие высшее образование.
Возникновение и развитие средневековых университетов
В результате возросшей потребности в научных знаниях и их пользователях (ученых) в XII веке. вековой процесс формирования высших школ — университетов, на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы. Первоначально термин «университет» Первоначально термин «universitas» (от латинского universitas — совокупность) обозначал совокупность преподавателей, профессоров и студентов, «ученых», целью которых было изучение и расширение общих христианских знаний. Первые университеты были основаны в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206) и Лиссабоне (1290). В этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии и разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизни. Таким образом, университеты имели ряд привилегий, предоставленных им Папой Римским: Предоставление лицензий на преподавательскую деятельность, присвоение академических степеней (ранее это было исключительным правом Церкви), освобождение студентов от военной службы и самого учебного заведения от налогов и т.д. Каждый год в университете избирались ректор и деканы. В XV веке было открыто еще 25 университетов, в том числе в Праге (1347 г.), Пизе (1343 г.), Флоренции (1349 г.) и др. К XV веку в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Структура университета обычно включала четыре факультета: художественный, юридический, медицинский и теологический. В средневековых гимназиях существовала иерархия: факультет теологии считался самым старшим, за ним следовали факультеты права, медицины и искусства. Факультет искусств, на котором изучались «семь либеральных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях назывался младшим или подготовительным факультетом; однако это не было предусмотрено правилами университета.
Основные черты воспитания в эпоху Средневековья
Целью образования было воспитание скромного, терпеливого, покорного человека. В средние века образование приобрело религиозный характер, в значительной степени утратив прогрессивную ориентацию античности. Католическое духовенство было крайне враждебно настроено по отношению к древней культуре: науке, искусству, школе; оно пропагандировало концепцию ребенка как существа, принадлежащего от рождения к «первородному греху», который должен быть преодолен воспитанием «в страхе Божьем». Учителя-монахи или священники обучали мальчиков в духе христианской нравственной религии и учили их читать и писать на латыни. Дети заучивали молитвы, учились церковному пению и арифметике. В случае отсутствия прогресса и малейшего нарушения дисциплины ученики подвергались жестоким телесным наказаниям. Светские феодалы (рыцари) получали разное образование и подготовку, которая заключалась в овладении семью «рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, заботиться, обладать мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, писать стихи и петь в честь своего подданного и дамы сердца. Умение читать и писать не было обязательным. Дочери феодалов воспитывались дома и в монастырях, где они росли в религиозном духе и учились читать, писать и рукоделию. В XII-XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов Западной Европы способствовали появлению городской, в основном светской, культуры. Жители города, борющиеся с феодальным гнётом, также выступали против католической церкви. В городах для своих детей ремесленники открыли гильдийные школы, а купцы — школы гильдий. В этих школах основное внимание уделялось арифметике, чтению и письму на родном языке. Религия не была основой образования. Магазинная и гильдийная школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, находящимися в ведении магистрата, нарушили монополию церкви в области образования.
Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья
Языческие (варварские), древние и христианские традиции были тесно переплетены в практике образования в раннем средневековье. Традиции варварского образования в северной Европе жили долгое время. Из саг 13 века мы узнаем, что скандинавы имели только домашнее образование. Мальчики и девочки находились на попечении своих матерей до семи лет. Затем мальчики пришли под руководством своего отца и других людей из семьи и клана. Образовательная программа для мальчиков, подростков и юношей включала в себя физические упражнения, которые готовили их одновременно к крестьянскому труду (рыбак или фермер) и к профессии воина. Образовательным идеалом было приобретение целого ряда физических и интеллектуальных добродетелей (игра в шахматы, руническая легенда, металлообработка, бег на лыжах, стрельба из лука, владение мечом и копьем, игра на арфе, знание поэзии). Варварские традиции лучше всего сохранились в семейном домашнем воспитании, которым довольствовалось подавляющее большинство европейского населения. В наиболее организованной форме домашнее образование по усадьбам было представлено в системе ученичества и рыцарского воспитания. Идеал рыцарского воспитания предполагал жертвенность, послушание и в то же время личную свободу. Этот идеал содержал в себе мотив превосходства над другими поместьями. В феодальной среде было распространено презрительное отношение к книжной школе. Это контрастировало с программой «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, верховая езда, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихотворений, игра на музыкальном инструменте. В 21 год обычно происходило посвящение в рыцари. Молодой человек был благословлен освященным мечом.
Духовное образование: Духовные школы
В центрах церковного управления существовали соборные или кафедральные школы (школы при епископской кафедре). В некоторых местах эти школы были разделены на внутренние и внешние для детей мирян (во внешних монастырских и соборных школах, как правило, учились дети дворянства, реже — добропорядочные горожане). В монастырских и соборных школах были специальные комнаты, предназначенные для обучения; некоторые условия обучения не уточнялись. Учителями были священнослужители, обладающие педагогическими навыками. Ряд приходов преподают в приходских школах. В школах учились только мальчики. Приходские школы располагались в некоторых церковных помещениях или в доме священнослужителя, который заботился об обучении детей. Там они учили читать молитвы на латыни, петь в церкви и, реже, писать. В приходской школе обучение велось несколько лет: помимо детей, были и юноши, и даже взрослые, которые решили выучить «книжную мудрость». Учитель не щадил своих учеников за их ошибки; очень часто применялись жестокие телесные наказания. Большинство людей не обучались в школах; дети получали образование от родителей в повседневной работе. Учебная программа в монастырях и соборных школах постепенно расширялась и включала в себя грамматику, риторику и диалектику, а некоторые из них также преподавали арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Рыцарское воспитание: ^ образование светских феодалов Содержание рыцарского воспитания было «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение писать стихи и петь. До семилетнего возраста старшие сыновья феодалов оставались в своих семьях; с семилетнего возраста их посылали к вышестоящему феодалу (владыке), где они исполняли обязанности пажёнки жене владыки. С 14 лет, с вручением меча, которое проходило в торжественной обстановке, до 21 года юноша служил оруженосцем господаря, обучался верховой езде и применению оружия, а по достижении 21 года был посвящен в рыцари. Младшие сыновья выдающихся феодалов оставались дома, практиковали «рыцарские добродетели» и реже учились капелланской религии в замке, реже — чтению, письму, а некоторые из них отправлялись ко двору епископа и готовились занять высшие должности в церкви. Образование девочек благородного происхождения стояло несколько выше, чем у мальчиков. Многие из них были отправлены в монастыри, где прошли специальное обучение. Некоторые знали прозу и поэзию латинских авторов.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Коррекционные принципы обучения
- Критерии успешности исследовательского поиска
- Педагогическая практика в начальных классах
- Материализм, прагматизм, антропоцентризм, социоцентризм и гуманизм как теоретическая основа педагогического процесса
- Перспективы инновационного метода обучения в высшей школе
- Методы обучения
- Концепция гуманистической педагогики
- Пути формирования игрового коллектива, проявление индивидуальных особенностей детей в развитии игры
- Теория и методика развития математических представлений у дошкольников
- Проблема раннего обучения: за и против