Оглавление:
Древние славяне, как и все другие народы, жившие общинным строем, воспитывали молодое поколение и готовили детей к жизни в общине. Их обучали навыкам сельского хозяйства, а позже — ремеслам. Они также учили своих детей мужеству, выносливости и навыкам ведения войны. Существовал обычай, согласно которому отец дарил своему сыну лук и стрелы, когда тот достигал совершеннолетия. Семья и родовая община также заботились о нравственном воспитании детей. Они приучали их соблюдать обряды, поклоняться языческим богам, слушаться старших и почитать предков. Большую роль в нравственном воспитании детей у нашего народа играет богатая устная традиция: сказки, песни, былины. Передаваемые из поколения в поколение в устной форме, они знакомили детей с реалиями жизни и давали им представление о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, доброжелательное отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о сказках: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь мог соперничать в этом деле с педагогическим гением народа».
В V веке в Киевской Руси были открыты государственные школы для воспитания образованных людей из числа бойцов, бояр, «князей». Принц и церковь также создали школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народ быстрее отказался от язычества и принял христианство, организовала обучение грамоте в монастырях и на дому у священников. В качестве учебников использовались алфавит, Часослов и Псалтирь. Часослов представлял собой собрание ежедневных молитв и ритуалов, исполняемых верующими в разное время дня. Псалтырь содержал различные религиозные гимны — псалмы. Детей учили читать, писать и петь.
Педагогическое мышление и школа Древней Руси, возникшие в результате взаимодействия славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили свою самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и преподавания был славянский язык с его алфавитом.
Становление древнерусской народности и государственности в Киевский период
Киевский период X — XIII века занимал особое место в истории восточных славян. В эту эпоху происходило формирование древнерусской народности и государственности, что повлекло за собой значительные изменения в воспитании и обучении.
Оказалось, что характер образования и воспитания напрямую зависел от византийского влияния.
В IX веке в Восточной Европе было создано мощное Киевское государство и сформировалась феодальная система. В IX веке князьями была введена официальная государственная религия — христианство.
Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, содержащие статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Они рекомендовали воспитывать детей в духе благочестия, беспрекословного послушания воле старейшин, духовенства и правителей. Средствами воспитания были исполнение религиозных обрядов, заучивание молитв и пост. Утверждая, как и католическая религия, что человеческая природа греховна, православная религия также рекомендовала телесные наказания как одно из средств воспитания, которое должно было искоренить злой дух в детях. Ортодоксальная доктрина, как и католическая, оправдывала эксплуатацию бедных богатыми, угнетение народа князьями и их окружением. Но в народе новая христианская идеология часто переплетается со старым мировоззрением, отражая отношения, сложившиеся в бесклассовом, племенном обществе. И воспитание детей в массе населения также осуществлялось средствами, исторически сложившимися в условиях патриархально-родового быта древних славян; лишь отчасти христианские представления о характере и содержании воспитательного процесса влияли на практику воспитания.
Князья должны были вырастить из своих детей государственных лидеров, способных организовать победу над военными противниками, повести за собой подчиненный народ и добиться того, чтобы население придерживалось установленного порядка. Естественно, что в «Поучении Владимира Мономаха для детей» все это нашло свое выражение в первую очередь. В то же время назидание… Является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития педагогической мысли на Руси в период Киевского государства.
Во время княжения (1019-1054) Ярослава Мудрого открылись школы «книжного обучения» не только в Киеве, но и в Новгороде. И уже в XIII веке в Переяславле существовали школы. Суздаль. Владимир, Чернигов, Полоцк, Муром, Туров. Ростове, и в других городах. Сначала такие училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с укреплением церковной организации в России они постепенно перешли под власть церкви. На это было две причины: Во-первых, изучение христианской книжности было необходимо в первую очередь для священников, распространявших православную религию в стране, а во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринимались как единый процесс. Об этом свидетельствует и содержание школьного обучения, где упор делался на приобретение книжных знаний, что нашло отражение в «изборниках» [богослужебных произведениях] того времени.
В XIII веке школы «книжного обучения» пришли в упадок. Одной из причин стало то, что православные священники, не обремененные обетом безбрачия, стали передавать свою профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же время священники практиковали обучение грамоте детей из других семей на дому, и таким образом традиция семейного образования оказалась сильнее любых попыток создания школ.
В 13 веке русские княжества попали в тяжелую зависимость от татаро-монгольских ханов на два с лишним столетия. Завоеватели разоряли и разрушали древние русские города, в результате чего были уничтожены библиотеки, школы, книги и многие культурные ценности.
Однако, как показывают археологические раскопки, даже в этот сложный период русская культура продолжала развиваться, а грамотность была широко распространена среди населения, особенно в северных княжествах, которые не подверглись нашествию или не были сильно разорены, например: в княжествах Новгородском, Тверском и Владимирском, в Московском княжестве, которое начало укрепляться и расти.
Самобытность и специфика восточно-славянской культуры и образования в Киевской Руси
В 988 году славяне, в основном под влиянием киевского князя Владимира, присоединились к христианской Восточной церкви и приняли православную веру от Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси называлось крестьянами, то есть христианами, чего не было ни в одной стране западного мира в период Средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить языческое мировоззрение восточных славян, сложившееся на протяжении тысячелетий. Лишь постепенно христианские идеи проникали в языческое сознание и взаимодействовали с ним.
Россия приняла христианство на 500 лет позже Западной Европы, во времена расцвета Византийской империи. Это обстоятельство способствовало укреплению связи Киевской Руси с мировой цивилизацией. Древняя славянская культура объединилась со зрелым восточным христианством, чтобы создать древнерусское православие и его понимание человеческого воспитания.
Грамотность высоко ценилась в России. Все герои русских былин, богатыри изображались как грамотные люди. В былинах о буйном юноше Василии Буслаеве рассказывается, как его мать «отдала его учиться грамоте, чтение пошло ему в науку; отдала его писать пером, письмо пошло Василию в науку; отдала мальчика учиться — мальчик пошел Василию в науку».
Книжный фонд Киевской Руси насчитывал 130-140 тысяч томов. Вначале это была переводная литература — Златоуст, Златоуст и другие.
Позже стали появляться оригинальные произведения — жизнеописания русских святых, ораторские труды.
Распространение грамотности среди людей было задачей людей, которых называли «мастерами грамотности». Как правило, это были секстоны или «миряне», для которых задача обучения грамоте стала основной профессией. Как правило, «мастера грамоты, посоветовавшись с отцом или родственниками ребенка, обучали грамоте дома или в семье ученика». Иногда мастер обучал сразу нескольких детей, образуя таким образом небольшую школу. Изучались алфавит, Часослов и Псалтырь, также использовались произведения народного творчества.
В отличие от западноевропейских школ, где все обучение велось на латыни, в России обучение велось на церковнославянском языке, который был ближе к разговорному языку учеников.
В десятом веке Россия приняла славянский алфавит, разработанный Кириллом и Мефодием. Кириллица, введенная в России, была основана на буквах греческого алфавита и звуках славянского языка.
К 988 году на Руси были грамотные люди, которые умели читать и писать. Их навыки использовались при создании договоров, которые были написаны на греческом и славянском языках.
Постепенно все меньше и меньше греко-византийских источников переводилось на славянский язык, а религиозные книги предпочитались в ущерб учебным (грамматика, риторика, философия и т.д.), что объяснялось растущим влиянием православной церкви. Осторожность в вопросах веры, доходившая до нетерпимости, была вызвана тем, что Россия приняла христианство в то время, когда существовали серьезные осложнения между греко-восточной церковью и западной, латинской. Разделение церквей на православную и католическую («схизма») произошло в 1054 году, и этот факт способствовал развитию негативного отношения к «латинянам». Россия сознательно отделила себя от западной цивилизации и ее культуры. И после этого, когда Византийская империя, погибая под ударами турок, заключила на Флорентийском соборе (1439) «унию» между католической и православной церквями, Русская церковь не приняла ее и с подозрением отнеслась к византийскому культурному влиянию и, по сути, оказалась замкнутой в уже переведенном и доминирующем круге литературных источников и славянской духовной литературы, сложившейся к тому времени. Возникший в этих условиях педагогический идеал во многом определил характер и последующее развитие образования на Руси.
Развитие культуры и образования в период феодальной раздробленности и культурной изоляции времен иноземного ига и борьба за национальную независимость
В XIV-XV веках среди населения Новгорода, Пскова, а затем и в Москве появились еретические движения, получившие название стригольники и жидовствующие. Основателем движения в то время был дьякон Карп, который также работал парикмахером. О взглядах стригольников можно судить по направленным против них «поучениям» святителя Стефана Пермского. Стригольники отвергали всю церковную иерархию, которая, по их мнению, строилась за деньги, «за взятку»; осуждали священников за недостойный образ жизни, не разрешали некоторые молитвы, исповеди и т.д. Они сами стремились вести аскетичный образ жизни и изучать книги. Стригольники подвергли критике традиционные церковные формы образования. Они выступали за обучение детей светскими учителями из простого народа. Подобно художникам Реформации на Западе, Стригольники считали, что все — дети бедных и богатых, мальчики и девочки — должны получать образование через книги.
Позже их сменили иудаисты, которые столь же критически относились к традиционной православной церковной иерархии и не признавали многих таинств и силы святых мощей. Некоторые из них отвергли главный столп христианства — Триединство Бога. Об этих еретиках писали архиепископ Геннадий и игумен Иосиф Волоцкий. Иудаисты подвергали сомнению некоторые части Писания, особенно Новый Завет, в то же время они с большим уважением относились к наукам и книгам. Особенно почитались и изучались ими «Шестокрыл» — астрономические таблицы еврейского писателя XIV века Иммануила бен-Якоба и труд по логике и метафизике философа и врача XII века Моисея Египетского.
Иудаисты продолжили развитие идей Реформации в православии, особенно идею «самоуправления» (свободы воли) человеческой души, отстаивали право человека на образование и т.д. Великокняжеские книжники Федор и Иван-Волк Курицыны, книгописец и редактор Иван Черный и другие «еретики» считали, что человек должен учиться всю жизнь и критически относиться к тому, что узнает, так как не все «писания» истинны. Такой подход к традиционной литературе можно рассматривать как элемент зарождения рационализма. Русские еретики были знакомы с европейскими взглядами на происхождение человека и с учебниками, пришедшими с Запада.
Русские вольнодумцы XVI века — Матвей Башкин, Иван Пересветов и другие — пытались вернуть своих последователей к собственному образу мышления. — стремились вернуть своих последователей к идеалам раннего христианства — равенству всех перед Богом, благотворительности, милосердию, равноправию всех наций и вероисповеданий. Целью воспитания людей было не простое усвоение традиций, а формирование самостоятельного «духовного разума» и разумного отношения к книжным знаниям. Все это сближало их с идеями протестантов Западной Европы. Развитие еретической мысли в России заставило духовенство православия критиковать ее и способствовало более серьезному отношению ко всей христианской литературе.
Образовательная мысль в четырнадцатом и шестнадцатом веках развивалась в основном среди монахов. В XV веке выдающийся мыслитель Нилус Сорский (1433-1508) попытался обобщить опыт монастырского воспитания и обучения, обратившись к византийской образовательной практике. Свои взгляды на пути достижения этой цели он изложил в руководствах по духовному совершенствованию человека — «Предание» и «Устав о скитской жизни». В них он предлагал использовать в процессе воспитания комплекс разнообразных средств, методов и приемов духовного самосовершенствования: Беседы с опытными старцами, постоянное чтение и размышление над книгами Священного Писания, чтение и переписывание трудов Отцов Церкви, византийских богословов, «ручной труд» (книжная работа, выпечка хлеба, плотничество, кузнечное дело и т.д.), пение и чтение руководств Отцов Церкви для себя и для братии и т.д.), пение, чтение христианских заповедей, молитва, подражание жизни святых и т.д.
Становление культурно-образовательных связей с Европой в процессе образования русского государства
Некоторые русские мыслители и учителя шестнадцатого века были весьма образованными по греческим и европейским меркам. Они перевели на русский язык такие важные работы, как «Диалектика» Иоанна Дамаскина, «Логика Авиасафа» (фрагменты из работ арабского ученого аль-Газали), «Книга, называемая логикой» Маймонида и другие.
Однако спасти мир, согласно православным представлениям, должна была не западная мысль, а внутренняя духовная деятельность. Известен факт переселения на Русь из Европы Максима Грека, переводчика, мыслителя, гуманиста эпохи Возрождения (Михаил Тршолис, ок. 1470-1556), который в 1518 году был приглашен в Москву князем Василием III и поселился в Чудовом монастыре. Здесь он начал свою переводческую и просветительскую деятельность, но вскоре был сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь, а затем заключен в тверской Отроч монастырь за осуждение монастырского землевладения и несогласие с отделением отечественной православной церкви от византийской епархии. Только в конце жизни Максим Грек был оправдан и поселился в Троице-Сергиевом монастыре, где и умер.
Помимо важных новых переводов, например, Псалтыри, он был автором нескольких работ по грамматике, и считается, что именно под влиянием Максима Грека во второй половине XVI века грамматика стала изучаться в России как специальный учебный предмет. Он называл грамматику «началом доступа» к широким знаниям и придавал ей особое философское значение. Среди его учебников для монастырских школ были «О грамматике», «Об употреблении грамматики», «Лексика — неизвестный язык».
Интересны размышления Максима Грека о развитии образования в России. Он был сторонником европейского образования, высоко ценил западные университеты, преклонялся перед мудростью античных философов, но в то же время с неохотой относился к светским знаниям. Он разделил все науки на внешние (полезные для практической деятельности) и внутренние (ведущие к духовному самосовершенствованию), отдавая безусловное предпочтение последним. При этом он отводил первостепенную роль воспитанию таких нравственных качеств, как вера, кротость, послушание, мудрость, любовь к отечеству. Он считал освоение традиционных школьных предметов более простым и менее важным делом для духовного развития и спасения человечества.
Во время порабощения Киевской Руси монгольскими ханами западные и юго-западные русские княжества оказались под властью Литвы и в конце XIV века вошли в состав объединенного польско-литовского государства. Польские ханы безжалостно угнетали белорусов и украинцев, насильно пытались заселить их и обращали в католичество. Эти попытки национального и культурного порабощения встретили ожесточенное сопротивление украинцев и белорусов, которые в борьбе против полонизации и католической церкви формировали специальные религиозно-национальные братства и создавали братские школы, противостоящие польским католическим школам и действующие на основе подзаконных актов, называемых также «школьными уставами».
Устав гласил, что учитель должен быть демократичным и не делать различий между учениками в зависимости от их богатства или социального положения: для него богатый и бедный, сирота и нищий — все должны быть равны. Учителю также советовали обращаться с детьми гуманно, мягко, наказывать их «не тиранически, а заботливо, не сверх меры, а как можно лучше, не бунтом, а мягко и спокойно».
В братских школах была высокая степень организации педагогической работы, применялся искусный метод домашних заданий, учитель в школе и родители дома уделяли большое внимание проверке знаний учеников, а также повторению пройденного. В школе проводилось не индивидуальное, а групповое обучение учеников с одинаковым уровнем знаний. В братских школах Украины и Беларуси зародилась и практически сформировалась система классно-урочного обучения.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Коррекционная и специальная педагогика
- Проектирование предметно-пространственной среды дошкольной организации
- Особенности педагогических наблюдений
- Технология исследовательской деятельности дошкольников
- Научно-педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Пирогова
- Обучение пересказу младших школьников с ОНР
- Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
- Сложение и вычитание в специальной коррекционной школе viii вида
- Отрасли педагогики как науки
- Гендерная обусловленность различий в восприятии иноязычной речи