Оглавление:
История школьного образования и воспитания Средневековья занимает особое место в истории человеческой цивилизации. Типы образовательного процесса и парадигмы педагогической мысли были качественно иными в эту эпоху по сравнению с древними временами.
Хотя средневековое образование и обучение в разных регионах мира не совпадали по времени, в них были некоторые общие черты.
Средневековое общество все еще имело тенденцию воспитывать поколения, скованные сословными правилами и ограниченные репродуктивным образованием. В то же время возникли и другие тенденции к самореализации личности и освобождению от жестких социокультурных норм. В целом, однако, образование было четко ориентировано на классы и готовило людей к деятельности в рамках определенного социального класса. Было чрезвычайно трудно преодолеть такую установку по умолчанию.
Тесно связанные с античностью, школа и образование в Средние века, тем не менее, стали чем-то вроде альтернативы образовательной традиции древних сообществ и цивилизаций.
Византийская система образования формировалась на протяжении веков непрерывного существования школ. Сначала преподавание было добровольным занятием; школы были светскими и принимали всех, кто хотел и мог учиться. Византийцы всегда испытывали глубокое уважение к знаниям и признавали особую ценность образования, которое было полезно как для народа, так и для императоров.
В данной статье мы рассмотрим основные этапы развития образовательной культуры в Византии.
Основные этапы развития просвещения в Византии
Византийская империя со столицей в Константинополе просуществовала тысячелетие, с 395 по 1453 г. Она возникла после распада Римской империи в ее восточной части и включала Балканский полуостров, Малую Азию и юго-восточное Средиземноморье.
Знакомство с византийским образованием и педагогической мыслью как культурно-историческим феноменом очень плодотворно с точки зрения профессиональной педагогики: Византия была прямой наследницей эллино-римской культуры. Уровень образования ее населения превышал уровень образования западноевропейских стран вплоть до XIII-XIV веков. Как говорят византинисты, это была самая «читающая» страна средневековой Европы. Византийцы были наследниками античной культуры. Благодаря своему посредническому положению между Востоком и Западом, Византия стала связующим звеном между культурами Европы и Азии и своеобразным транслятором античного наследия.
Византийскую культуру и периоды просвещения, принятые в современной византийской литературе, можно разделить на несколько этапов.
Ранняя фаза связана с длительным процессом превращения Византии из рабовладельческого общества поздней античности в феодальное общество, в централизованную монархию. Начало четвертого века ознаменовалось деятельностью византийских богословов, известных христианских мыслителей — Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского (Великого), Григория Богослова и некоторых других. Их труды представляют собой совокупность богословских, философских, политических и социологических учений, которые показывают отношение к духовному наследию античности, формулируют мировоззренческие и нравственные ориентиры христианства.
В этот период преодоление местного сепаратизма, подавление народных волнений и укрепление централизованной власти сопровождалось идеологической борьбой ортодоксальной христианской доктрины с различными ересями и с иконоборчеством — социально-религиозным движением неприятия культа иконопочитания. Систематизацию учения «Отцов Церкви» обычно связывают с деятельностью выдающегося богослова и просветителя XIII века Иоанна Дамаскина.
Период «Отцов Церкви» завершился в тринадцатом веке, когда по всей Византии утвердились единые формы власти и управления, правовые нормы, идеологические и моральные ценности, поддерживаемые не только государственным аппаратом и церковной властью, но и существовавшей тогда системой образования. К этому времени было установлено конфессиональное единство общества в форме православного христианства, а также укреплен союз церкви и государства при решающей роли государства, т.е. власти императора.
Глубокие изменения в экономике и социальной организации общества оказали решающее влияние на темпы и формы развития культуры и просвещения. Его расцвет приходится на IX-XII века. Начало этого подъема обычно связывают с деятельностью образованного императора Константина VII Багрянородного (913-959), который непосредственно участвовал в открытии новых учебных заведений и составлении энциклопедических трудов по различным областям знаний: логике, философии, истории и др. По свидетельству современников, при Константине также преподавались арифметика, музыка, геометрия, стереометрия и философия. Он собрал вокруг себя выдающихся ученых и поручил им обучать тех, кто хотел продолжить свое образование. Последующий расцвет культуры и просвещения наступил в византийской науке после правления таких правящих династий, как «Македонский ренессанс» (867-1056) и «Комниновский ренессанс» (1081-1185). Педагогическая деятельность таких выдающихся представителей византийской культуры того времени, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл, Иоанн Италос и др. активно способствовала утверждению светской направленности образования.
В это время взаимодействие социально-экономических структур и культурная интеграция Византии и европейских стран стимулировались христианизацией европейских народов, которая последовала за возникновением феодализма.
В то же время усиление власти Каролингов-Франков и формирование германской нации в Римской империи (VIII-X вв.) привело к консолидации и обособлению западноевропейских государств. Консолидация романо-германских народов, поддержанная укреплением папства, привела к отказу Константинополя от претензий на лидерство в христианском мире и выдвижению встречных претензий.
Воспитание и образование в Византии
В Византийской империи отечественные формы воспитания и образования детей и молодежи, характерные для греко-римского мира, достигли высокого уровня развития. Если в семьях простых людей она основывалась на труде и начальном христианском образовании, передаче знаний того или иного ремесла от отца к сыну и навыков ведения домашнего хозяйства от матери к дочери, то в богатых и знатных семьях не только мальчики, но и девочки осваивали чтение и письмо и получали достаточное книжное образование. Характерны такие увещевания для детей: «Много читайте и много учитесь. Если вы не понимаете, не отчаивайтесь. После того, как вы прочитаете книгу не один раз, вы получите знание от Бога и поймете. А чего не знаете, спрашивайте у знающих, и не гордитесь. Важно изучать и понимать природу вещей и действовать соответственно».
Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта византийской жизни. Конечно, дети воспитывались в семьях с высоким социальным статусом, но даже в ремесленных семьях детей учили читать и писать, если родители были грамотными. В знатных семьях мальчика 5-7 лет отдавали воспитателю, который следил за играми ребенка, развлекал его и учил читать и писать.
Византийская система образования была самой передовой и развитой в течение тысячелетия. Историки приходят к выводу, что в Византии не существовало социальных ограничений на образование, и каждый, кто хотел и имел возможность учиться, мог посещать византийские учебные заведения. Но следует отметить, что образование было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.
На первом этапе обучения, в школах грамотности, дети получали элементарное образование под названием пропедия. Они могут быть меньше по численности или больше, но их сеть всегда была больше, чем в Западной Европе. Курс обучения обычно охватывал 2-3 года и начинался в возрасте 5-7 лет.
Византийская школа была христианским продолжением эллинистической начальной школы. Произошли некоторые изменения в средствах обучения: Свитки были заменены тетрадями; пергамент и папирус были заменены бумагой («бомбические книги»), начиная с XI века; стиль письма был заменен птичьим или тростниковым пером («графис»). Однако в методике обучения грамоте была сохранена практика предыдущей эпохи.
Студентов обучали методу написания письма с обязательным произношением написанного, «рефреном». Сначала ученики запоминали буквы, затем слоги во всем их многообразии, и только после этого начинали читать целые слова и предложения. Метод запоминания прижился.
Упор на заучивание был оправдан, поскольку язык школы и книги отличался от разговорного греческого. Основой школьного обучения были традиционные тексты античных школ (Гомер, басни и т.д.), дополненные Псалтырем и житиями христианских святых. Преподавание арифметики практически не изменилось. Преподавание арифметики почти не изменилось: Был счет на пальцах, затем стали использовать камешки, потом доску абак. Результаты вычислений записывались буквами греческого алфавита. В отличие от античных и эллинистических образовательных традиций, физическая подготовка детей отсутствовала в содержании начального образования. Музыка и мелодекламация были заменены церковным пением. Учителя в начальных школах читали дидактические лекции, использовали мнемонику и следовали принципу последовательного обучения от простого к сложному, от знакомого к новому материалу.
С середины девятого века школа в Константинополе называлась Магнаврой, по названию комнаты в императорском дворце (Золотая палата). Своего расцвета она достигла в XI-XII веках. Следует отметить, что если в Западной Европе университеты создавались как свободные корпорации профессоров и студентов, как самоуправляемые институты, то в Константинополе высшая школа оставалась под императорской властью. Константин IX Мономах регулировал всю деятельность магнаврской школы, высшей юридической школы, высшей медицинской и философской школ и даже высшей патриаршей школы.
Педагогическая мысль
Античная педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельной в четвертом и пятом веках. Его развивали неоплатоники Афинской академии и высших школ Малой Азии, Сирии, Александрии (Плутарх Афинский, Прокл, Порфирий, Ямблих, Эдессей Каппадокийский, Амоний, Симпликий и другие). Неоплатоники ориентировали образование на высший духовный мир неизменных идей. Вектор образования был направлен в первую очередь на познание собственной души, самосовершенствование. Такое знание предлагалось реализовать через «божественное озарение» и «экстаз» посредством концентрации и напряженных молитв.
Постепенно, однако, христианская традиция педагогической мысли укреплялась. Византийские богословы в VI-XV веках выдвинули ряд идей, которые легли в основу религиозного воспитания и обучения и оказали сильное влияние на весь православный средневековый мир.
Так, авва Дорофей (VI в.) рассматривал светское образование как путь к познанию божественной истины.
Максим Исповедник (VII век) определял человека как микрокосм, который должен быть приведен в гармонию между земным и небесным существованием посредством образования. Чтобы достичь этой гармонии, необходимо бороться с греховностью человека и стремиться к развитию в гармонии с человеческой природой, полагаясь на волю «как силу стремления к слиянию с природой».
Один из первых средневековых схоластов, Иоанн Дамаскин (675-753), развил идею универсального, энциклопедического знания в своем философско-педагогическом трактате «Источник знания».
Патриарх Фотий (820-897) считал, что подрастающее поколение должно принять точно сформулированные универсальные моральные нормы, разумеется, в ортодоксальной христианской интерпретации.
Продолжателем восточно-христианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949-1022). Он был ярым противником светского образования и выступал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь «миром духовного обучения и воспитания».
Публицист и философ Михаил Пселл (1018-1096) выступал против такого ярко выраженного клерикального подхода. Он утверждал, что в образовательной программе есть два основных этапа: приобретение светских знаний, не противоречащих церковным учениям, и религиозное обучение. Пселл мечтал об идеальном человеке, который не будет подвержен религиозному влиянию. Идеальный мужчина был гуманистичен, физически развит, образован, чувствителен к красоте, духовно благороден и тверд духом.
Одним из последних великих мыслителей Византии, занимавшихся проблемами образования, был Георгий Мистус Плифон (1355 — 1452). Совершенство — вот цель идеального образования, считал Плифонт. Путь к совершенству — это, прежде всего, нравственное воспитание, преодоление зла, в которое впадает несовершенный человек. Пройти этот путь можно только через личные усилия и самообразование, XIV-XV вв. — Это было время, когда в педагогической мысли Византии сильно усилились клерикальные тенденции. Монашеское направление исихастов (от слова «исихия» — мудрая молитва) возглавляли Григорий Палама, Георгий Схоларий и другие религиозные деятели. Исихасты крайне враждебно относились к светскому образованию и античным знаниям, считая нравственное и религиозное воспитание главным средством формирования личности.
Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения
Впоследствии византийское влияние в той или иной степени ощущалось в Персии, Закавказье, арабском мире, Восточной и Западной Европе. В то же время византийская культура испытывала влияние культур других народов. Переплетение различных отраслей человеческой культуры придало неповторимый колорит православной византийской цивилизации: античное мировоззрение, развитая педагогическая мысль, сильные позиции светского образования, христианское вероучение, приверженцами которого были эллинистически образованные люди, подчинение церкви и школы кесарю, престижное образование — вот далеко не полный перечень черт Византии, характеризующих византийский феномен сам по себе.
Как страна высокой учености, Византия играла роль связующего звена между античностью и средневековой ученостью. Стоит отметить, что даже после 1453 года, когда исчезла сама Византийская империя, византийская образовательная традиция, восходящая к пятому веку, не прервалась.
Византийская империя была не только культурным мостом во времени, но и успешно соединила Запад и Восток через Константинополь. Этот уникальный исторический опыт, свидетельствующий о возможности формирования общечеловеческих ценностей в школьной работе, должен быть осмыслен сегодня, чтобы избежать как европоцентризма, так и других односторонних взглядов на развитие мировой культуры.
Уже в первом веке своего существования Византия передала традицию греческой школы в Персию и далее на восток. При Юстиниане, после закрытия им Афинской академии в 529 году, языческие философы и учителя перебрались ко двору шаха Хосрова и организовали дворцовую школу, где преподавалась «эллинская мудрость». Христиане-несториане также последовали этому примеру. Даже в далекой Средней Азии, в Мерве, существовала колония христиан из Сирии, где действовали школы «свободных искусств».
Византийская культурная сфера также включала в себя побережье Черного моря. Просветительская и религиозная деятельность Василия Кесарийского, Григория Назаретского, Григория Нисского, которые были очень известны в армянских интеллектуальных кругах, разворачивалась на границах Армении в Капподокии. В Грузии закончил свое путешествие Иоанн Златоуст, отпавший от благодати и сосланный в один из абхазских монастырей.
Просветитель Месроп Маштоц в 405-406 годах создал армянский алфавит, что сделало возможным обучение армянских детей на родном языке с первой половины V века, этому также способствовал перевод византийской учебной литературы на армянский язык. Школы в эллинистическом стиле существовали и ранее в Армении. Содержание и методы школьного образования, разработанные в древности и принятые в образовательной системе раннего средневековья, стали достоянием армянского народа. После VII века в монастырях Армении стали открываться школы высшего типа — вардапетараны. В XIII веке на юго-востоке Армении был основан Гладзорский университет, где, как и в византийской школе, преподавалось не только богословие, но и светские науки.
Грузия также унаследовала византийскую православную культуру образования и просвещения. Центром грузинского образования была Гелатская академия, основанная Давидом Строителем недалеко от Кутаиси. Образование в нем осуществлялось по византийской модели. В XI-XIII веках студенты изучали в основном философию неоплатоников и византийскую богословскую литературу. Непрерывную передачу византийского опыта монашеского образования осуществлял грузино-иверский монастырь на горе Афон в Греции.
Духовный мост в арабо-исламский мир был установлен при жизни создателя Корана, пророка Мухаммада (570-632), который был знаком с книжной культурой христианской Византии. Считается, что греческий перевод Корана был известен в Византии уже в 10 веке.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Краткая история развития форм обучения
- Особенности представления о традициях у старших дошкольников
- Современные проблемы систем образования в России
- Учебная дискуссия как деятельностная форма развития коммуникативной компетенции старшеклассников
- Комплексная программа «развитие»
- Средства воспитательной работы
- Методика организации и проведения конкурса
- Конфликт как элемент педагогической технологии
- Идея культуросообразности воспитания в педагогике в. А. Сухомлинского
- Средства обучения в начальной школе